Методы теоретического уровня познания (идеализация, формализация, математическое моделирование) и их роль в современной науке.
1. Идеализация - процесс мысленного конструирования представлений и понятий об объектах, не существующих и не могущих существовать в действительности, но сохраняющих некоторые черты реальных объектов. В результате идеализации возникают идеальные, или идеализированные, объекты, напр., «материальная точка», «прямая линия», «инерция» и т. п. идеализация является видом абстракции, выступающей специфической формой познания, которая предполагает мысленную реконструкцию предмета посредством отвлечения от некоторых его свойств или пополнения их. 2. Формализация – отображение содержательного знания в знаково-символическом виде. Формализация базируется на различении естественных и искусственных языках.
3. Моделирование - метод исследования объектов на их моделях (на основе аналогии). Модель (лат. — мера, образец, норма) — в логике и методологии науки — аналог определенного фрагмента реальности, порождения человеческой культуры, концептуально-теоретичееких образов и т. п. — оригинала модели. Этот аналог — «представитель», «заместитель» оригинала в познании и практике. Он служит для хранения и расширения знания (информации) об оригинале, конструирования оригинала, преобразования или управления им.
16. Физическая картина мира в её историческом развитии (натурфилософы, элеатская школа, Платон, Аристотель, средневековая схоластика, классическая, неклассическая, постнеклассическая наука). Роль принципов фаллибилизма, историзма и модернизма в научном понимании мира.
Первые греческие философы напряженно искали первоначало мира, в котором осуществляется единство природы.
1. Фалес из Милета (640 - 562 гг. до н.э.) считал, что первоосновой всех вещей является вода, из нее образуются все вещи.
2. Анаксимандр из Милета (611 - 546) учил, что в основе всего сущего лежит не вода, а некая первоматерия, которую он назвал "апейрон". Эту первоматерию он определял так: "У него (беспредельного) нет начала, но оно само кажется началом остальных вещей. Оно объемлет все и всем правит".
3. Анаксимен (585-524), их земляк считал, что началом всего является воздух, из которого все возникает, и движением которого образуются все явления в природе.
4. Гераклит из Эфеса (540-480) учил, что основой всего является огонь - некое реальное вещество.
5. Пифагор с Самоса (571-497), как известно, считал, что в основе всего существующего лежит число.
6. Согласно воззрениям Эмпедокла из Акраганта (495-435) в основе всего существующего лежат четыре элемента или "корня" : земля, вода, воздух и огонь.
7. Анаксагор (500-428) родом из Афин полагал, что каждая вещь состоит из мельчайших, невидимых глазу материальных частиц, подобных самой вещи. Эти частицы он называл гомеометриями. Например, кровь состоит из мельчайших частиц крови, кость - из мельчайших частиц кости, причем эти частицы бесконечно делимы.
8. И, наконец, Демокрит (460-370) из Абдер ввел понятие атомов.
Все это явилось предпосылкой для возникновения атомистической теории Демокрита - наиболее развитого натурфилософского учения античности.
Отмечая деятельность первых натурфилософов, их заслуги в истории естествознания, можно обобщить: натурфилософы выделили предмет "физики" (первоначально это раздел или направление философии и лишь много позже естественная наука) - учение о природе, о первоначалах мира, об устроении и возникновении материального мира.
Мир Аристотеля состоит из пяти стихий - земли, воды, воздуха, огня и эфира. Материя в его понимании - это то, «из чего вещь состоит», и то, «из чего вещь возникает». Материя у Аристотеля делима до бесконечности, он не признает пустоты
Платон мечтал создать всеобъемлющую концепцию мира. Космиче-скую картину мира Платон дает в диалоге "Тимей". Исходный пункт Платона таков: постулируется существова-ние идей, материи и Бога, который понимается как демиург, т. е. мастер. Из смеси идей и материи демиург создает мировую душу и распространя-ет по всему пространству. Мировая душа в своем исходном со-стоянии делится на стихии - огонь, воздух, землю. Соответст-венно гармоническим математическим отношениям Бог придал Космосу наиболее совершенную форму - форму сферы. В цен-тре Космоса - Земля. Орбиты планет и звезд подчиняются гар-моническим математическим соотношениям. Бог-демиург творит также и живые существа. Итак, Космос - это одаренное разумом живое существо. Структура мира такова: божественный разум (демиург), мировая душа и мировое тело. Все происходящее, временное, равно как само время, есть образ вечного, идей.Наиболее важным для нау-ки оказалась опора на идеи и их математическое содержание. Именно в этом деле Платон был первооткрывателем.
В период позднего Средневековья (14—15 вв.) постепенно осуществляется пересмотр основных представлений античной естественно-научной картины мира и складываются предпосылки для создания нового естествознания, новой физики, новой астрономии, возникновения научной биологии.?
Важным источником новых физических идей стало «отрицательное богословие». Это такая теологическая доктрина, которая определяла характеристики Бога на основе абсолютной противоположности свойств земного мира а затем искала принципы, которые бы позволяли связать земное и божественное в некое единство..
Качественные сдвиги происходят также в кинематике и динамике. В кинематике средневековые схоласты вводят понятия «средняя скорость», «мгновенная скорость», «равноускоренное движение» (они его движения.
1. Классическая наука (XVII-XIX вв.)
a. стремилась устранить все, что относится к субъекту познания, средствам, приемам и операциям его деятельности; причина - нужны объективные знания о мире
b. стремление познать предмет сам по себе, безотносительно к условиям его изучения объектом
2. Неклассическая наука (первая половина XX в.)
a. толчком послужила разработка релятивистской и квантовой теории
b. отвергает объективизм классической науки, реальность зависит от средств и способов познания
c. связь между знаниями объекта и познавательной деятельностью
3. Постнеклассическая наука Это тот этап, который наблюдается сейчас.
a. постоянная включенность субъективной действительности в тело знания
b. учитывает соотнесенность характера научных знаний не только с особенностью средств и операций субъекта, но и с его (и общества) ценностно-целевыми структурами.
Синергетика - общие принципы процессов самоорганизации, понятие "синергетическое движение" являет собой историческое время Требуется отметить, что при переходе на новую стадию, результаты и методы предыдущей не забываются. Они интегрируются в новую науку.