Понятие, типы и структура научной рациональности. Глобальные научные революции и смена типа научной парадигмы.
Под рациональностью вообще понимают разумность, разумную обоснованность, оправданность суждений и действий.,
рациональность — это характеристика (оценка) суждений и действий с точки зрения их логичности, расчетливости, целесообразности, эффективности, экономности. С одной стороны, научную рациональность связывают с историей развития науки и естествознания, с совершенствованием систем познания и с методологией. В этом отождествлении рациональность покрывается логико-методологическими стандартами. С другой стороны, рациональность синонимична разумности, истинности, где проблемы выяснения критериев истинного знания, совершенствования языка познания. Проблема рациональности была предметом рассмотрения многих философов: А. Бергсона, Э. Гуссерля, М. Вебера, М. Хайдеггера, К. Ясперса и др.
В настоящее время существует следующая историческая периодизация типов рациональности:
1. Доклассический тип рациональности (С Античности до Возрождения)
2. Классический тип рациональности (17 в. – конец 19 в.) которая стремилась обеспечить объективность и предметность научного знания
3. Неклассический тип рациональности (конец 19 – 1-я п 20 вв.). В эту эпоху произошли революционные перемены в физике (открытие делимости атома, разработка релятивистской и квантовой теории), в космологии (концепция нестационарной вселенной), в химии (квантовая химия), в биологии (становление генетики). Возникли кибернетика и теория систем, сыгравшие важную роль в развитии современной научной картины мира. Неклассическая рациональность стала учитывать, что представления о реальности зависят от средств ее познания и от субъективных факторов исследования.
4. Постнеклассический тип ( 2-я половина 20 века – по сей день) Для нее характерна не только нацеленность на объект, на объективное знание, она не только учитывает влияние субъекта — его средств и процедур — на объект, но и соотносит ценности науки (познание истины) задач знаний и методов, характерных для разных дисциплин и
Парадигма – это совокупность устойчивых и общезначимых норм, теорий, методов, схем научной деятельности, предполагающая единство в толковании теории, в организации эмпирических исследований и интерпретации получаемых данных. Научные революции - это, прежде всего, перестройка оснований в науке. Это значит, что перестраивается, кардинально меняется вся исследовательская стратегия, представления о целях научной деятельности и способах их достижения, меняется научная картина мира, философские идеи и принципы, обосновывающие цели, методы, нормы и идеалы научного исследования.
В зависимости от того, какой компонент основания науки перестраивается, различают две разновидности научных революций.
1. идеалы и нормы научного исследования остаются неизменными, а картина мира перестраивается.
2. одновременно с картиной мира радикально меняются не только идеалы и нормы науки, но и ее философские основания.
Всего насчитывается четыре научных революции:
Первая научная революция произойти в XVII в. Она привела к возникновению классической европейской науки, сопровождалась перестройкой видения физической реальности, созданием идеалов и норм классического естествознания. Становление классического естествознания - возникла механика, физика.. Произошло удвоение бытия - на религиозное и научное. Предметом научного познания стал реальный мир.. Восторжествовал объективизм в том смысле, что знание о природе не зависит от познавательных процедур, осуществляемых исследователем. Галилей ввел теоретически спроектированный эксперимент вместо эмпирического фиксирования наблюдаемых явлений природы. Начался процесс математизации наукиМеханика применялась ко всем наукам, даже к химии. Господствовала механическая картина мира, продолжавшаяся вплоть до начала 19 в.
Вторая научная революция- конец 18- первая половина 19 в. Вторая научная революция, хотя и закончилась окончательным становлением классического естествознания, тем не менее, способствовала началу пересмотра идеалов и норм научного познания. Произошел переход от классической науки, ориентированной в основном на изучение механических и физических явлений, к дисциплинарно организованной науке. Появляются такие науки как биология, химия, геологи и др. Появляются первые намеки на введение субъективного фактора в содержание научного знания
Третья научная революцияконец 19 в. до середины 20 в. - означала формирование нового типа рациональности, неклассической науки. Революционные преобразования произошли сразу во многих науках: в физике открытие делимости атома и появились релятивистская и квантовая теории, в биологии - генетика, в химии возникла квантовая химия, в космологии – концепция нестационарной Вселенной и т. д. В центр исследовательских программ выдвигается изучение объектов микромира. Изменилось и понимание идеалов и норм научного знания. Это выразилось в том, что:а) Ученые согласились с тем, что мышлению объект не дан в его природном, первозданном состоянии. Мышление изучает взаимодействие объекта с прибором. б) Проблемы истины становятся связанными с деятельностью экспериментатора. Стала особо актуальной активность исследователя как субъекта познания. Согласились, что каждая наука конструирует свою реальность и ее изучает. в). Принцип тождества мышления и бытия продолжал «размываться»..
Четвертая научная революция произошла в последнюю треть 20 в. означает появление постнеклассинеской науки.. Объектами изучения становятся исторически развивающиеся системы (Земля как система взаимодействия геологических, биологических и техногенных процессов; Вселенная как система взаимодействия микро- и мега-мира и др.) Физика вторгается в структуру элементарных частиц, входит в обращение понятие «кварки». Вместе с возникновением постнеклассической науки меняется сам характер научной деятельности: компьютеризация науки, появлении сложных и дорогостоящих приборных комплексов и т. д. Наряду с дисциплинарными исследованиями на передний край все более выдвигаются междисциплинарные и проблемно-ориентированные формы исследовательской деятельности. Специфику этой науки составляют комплексные исследовательские программы, в которых принимают участие специалисты различных областей знания. Характерно также то, что происходит сращивание в единой системе научной деятельности теоретических и экспериментальных исследований, прикладных и фундаментальных знаний, интенсификация прямых и обратных связей между ними. Происходит интеграция принципов и научных картин мира, относящихся к различным наукам. Картины реальности становятся взаимозависимыми и составляют целостную общенаучную картину мира.