Предмет, структура и функции философии науки. Философские проблемы науки как опосредующее звено между философией и конкретно научными знаниями
Предмет, структура и функции философии науки. Философские проблемы науки как опосредующее звено между философией и конкретно научными знаниями
Предметом ФН является выявление общих закономерностей, тенденций научного познания как особого вида чел-кой Де-ти в контексте культурно-исторической среды.
ФН – это не науковедение и не история Н, до 19в. ее не существовало.
История философии | Философия истории |
История различных философских учений, мотивация в фил.учениях Фейербах (произв.отношения), Маркс (снижение произв.труда), собственность как мотивация для роста произв-ти труда. | Философия истории оперирует столетиями. Ясперс: почему ценности везде одинаковые, хотя культуры разные, аналогия, выводит осевое время (300-500 лет), в тот период работали великие Де-тели. |
История науки – это когда и что изобретено.
Философия науки – проблемы в контексте культурной значимости, как это повлияло.
Каждая эпоха имеет специф.условия развития науки (напр.,в антич.работали рабы). Объективного знания не существует, каков субъект познания,, таков и объект в его представлении, объект изменяется в зависимости от того, кто его описывает (напр., художник с (.) зр.худ.ценности, физик – по характеристикам).
ФН имеет недостатки.т.к. она знания черпает из фунд-ных знаний. Философы анализ-ют выводы естественных наук и вписывают их в соц-но-культурный контекст (пример, развития синергетики, энтропия на соц-но-эк-кую среду).
Необходимо различать фил-кие основания науки и фил-кие проблемы науки:
Фил-кие основания науки – это включение научного знания в К-ру, что предполагает его философское обоснование, оно осуществляется по средствам фил-ских идей и принципов, которые обосновывают антологические постулаты науки, а также ее идеалы и нормы. При этом научные картина мира, идеалы и нормативные стр-ры Н рассматриваются не только в периоды их формирования, но и в последующие периоды перестройки и нуждаются в стыковке с господствующим мировоззрениями, с той или иной исторической эпохой и с категориями ее культуры. Такую стыковку обеспечивает фил-кое основание Н, в их состав входят основные постулаты Н, а также идеи, принципы, которые обеспечивают эвристику поиска. (напр., в Китае порох для красоты, еврп-цы средство массового уничтожения). В Европе ценности материальные, на Востоке – духовные (что есть ты).
Стыковку научного познания проводит ФН.
Философские проблемы науки классифицируется по след.направлениям:
1) по содержанию: онтологические, гносеологические, мировоззренческие (посм.в словаре);
2) по содержанию наук: проблемы физики, химии, истории и т.д.
3) по направленности: из Ф в Н (напр, из Земля круглая следов-но Физика) или из частных наук в Философию (синергетика);
Философские проблемы науки изучают: демаркация (как разделить Ф и Н), конвенция (какую (.) зр. выбрать)
Функции ФН:
4) постоянная рефлексия над производством знаний (общие знания через себя, новое знание)
5) вписывание достижений Н в культурную жизнь
6) синтез фил-го и конкретного научного знания
Философия и наука: основные принципы и взаимосвязи
1) натур.философская взаимосвязь (это антич.период, но жо конц.19в.имело место в основе Бытия есть вещество). Ф – мать всех наук и имеет господствующее положение по отношению ко всем наукам.
2) Позитивная концепция: О.Конт, в нач.19в. вместо фил-ких понятий ввели верификацию и др.принципы. Ф отвергается Н, однако в сер.20в. Ф опять признается Н. Ф нужна для описания в крупной Н и одни и те же факты могут противоречить друг-другу и м.относиться к разным отраслям (история и история философии) (в эпоху просвещения углубляются в Н, а о др.областях забыли) (одни и те же факты показывают по разному в различ.науках,дело Фих стыковка).
3) Дуализм Ф и Н. Ф и Н явл-ся равноценными партнерами, т.е. сущ-ет 2 культуры: естеств.научная, которая изучает объективный мир и гуманитарная, которая изучает внутр.мир чел-ка.
4) Диалектическая концепция, т.е. Ф влияет на Н, и Н влияет на Ф.Это влияние постоянно или иногда временно в зависимости от отраслей.
Ошибки науки
- изучает отд-ные тела, а не весь мир в целом;
- изучение тел происходит на основе формальной логики;
- наука развивается односторонне (пример, эфолюция чел-ка,д.б. разные (.)зр.на одно и то же).
3. Критерии научности знания:
- верификация (нач. 20в): научным явл-ся только такое утверждение, которое можно свести к протокольным предложениям. В противном случае оно не явл-ся научным, оно даже не обладает смыслом. Большинство из физики нельзя свести к протокольным предложениям.
- фальсифицируемость для эмпир.научной системы д.сущ-вовать возможность быть отвергнутой опытом. Всякая научная теория д.б. в принципе опровергаемой или фальсифицируемой.
4. Критерии ценности науки:
- критерии практики: если знание истина, то основання на нем практ. Де-ть будет успешной и если практ. Де-тьпризнается неудачной, то и лежащее в ее основе знание признается ложным.
- критерии непротиворечивости: истинное знание д.выражаться в логически непротиворечивых формах. Логическая противоречивость свидетельствует либо о заблуждении, либо о лжи.
- критерии когерентности: позволяет выбирать между двумя теориями, которые не м.б. проверены на практике и обе явл-ся логически непротиворечивыми, из этих 2-х теорий выбирается та, которая более совместима с фунд-м знанием.
- критерии экристичности: вступает в силу, когда перечисленные выше способы ограничения не позволяют принимать решение. Эвристичность характеризует потенцию знания к росту. Из 2-х теорий более истиной явл-ся та, в которой теорит.рост опережает эмпирический, т.е. более эвристична та теория, которая помогают предсказывать новые факты, обеспечивает прирост знания. А не просто систематизирует уже известные факты.
- критерий простоты: из 2-х теорий предпочтение следует отдать той, которая объясняет действительность, опираясь на меньшее кол-во независимых допущений.
- критерий красоты: хорошая теория отличается особой эстетичн. гармонией, элегантностью, ясностью, стройностью.
- критерий полезности – знание, которое обеспечивает Де-ть, ведущую к успеху следует рассматривать как истинное, независимое от его содержания.
Критерии отличия научного познания от ненаучного:
1. Основная задача научного познания – это обнаружение объективных законов действ-ти, а именно природных, социальных законов самого познания и мышления;
2. На основе знания законов функц-ния и развития исслед-мых объектов Н.осуществляет предвидение будущего с целью дальнейшего практического освоения действительности;
3. Непосредственная цель и наивысшая ценность научного познания – это объективная истина, кот-рая постигается преимущественно рац-ми средствами и методиками.
4. Существ-м признаком научного познания явл-ся его системность.
5. Для Н.характерная постоянная методологическая рефлексия (все знания собраны вместе и они преломляются через сознание); (объектив.истина м.б.только на опр-м этапе,т.к.она пост-но развивается, а с др.(.)зр.науч.плюрлизм – нет объективной истины. Объективное знание м.б.на опр-ном уровне, потом след.уровень объективного знания, напр., представ-ния о Земле, субъективизм д.соотноситься с др.знаниями.
6. Научному знанию присуща строгая доказат-ть, обоснованность полученных результатов и достоверность выводов.
7. Науч.познание – это сложный противоречивый процесс пр-ва и воспр-ва новых знаний.
Основные модели развития науки: коммулятивизм, антикоммулятивизм, прогрессивизм, нтипрогрессивизм, интернализм, экстенциализм. Платон и Аристотель – основоположенники двух главных теоретико-методологических моделей научного исследования
Коммулятивизм означает, что развитие науки представляется постепенным последовательным ростом однажды познанного. Основные положения:
1.Новые знания строятся на основе предшествующих знаний.
2.На каждом этапе развития науки в составе научного знания остается то, что было неправильно установлено на предыдущих шагах, а ошибки отбрасываются.
3.Научное знание развивается целенаправленно и отражает действительность все надежнее, точнее,полнее.
Антикоммулятивизм (Т.Кунн) «структура научных революций». Нельзя понять как развивается наука, если рассматривать процесс роста научного знания без учета мотивов и характера Де-ти ученых. Науку делают группы специалистов. Всякое научное сообщество исходит в своей Де-ти из какой-то системы общепринятых теорий, установок. Эта система служит основной для решения исследовательских задач, задает образцы и стандарты в соответствии с которыми д.решаться эти задачи.
Кун вводит понятие парадигмы «исходная теорит.система, принятая в научном сообществе» (парадигма – с греч. «пример»).
Позитивизм (лат «положит») – направление объясняет, что единственным источником истинного знания явл-ся эмпирические исследования, отрицающие познават.ценность фил.исследования.
Позитивизм оказал влияние на методологию естеств.и общ-х наук (особенно 2-я половина 19в.). Современная его форма – это неопозитивизм. Основоположник – О.Конт (франц.). В 30-хх годах 19в. Он предложил этот термин. С его (.) зр. развитие чел-ва рассматривается как прогресс, главную роль в котором играет наука. Прогресс связан с эволюцией, но не сводится к ней.
Интернализм – развитие науки имеет внутреннюю детерминацию, т.е. обусловлено внутренне присущими научными знаниями, закономерностями.
Экстернализм – развитие науки имеет внешнюю детерминацию, т.е. обусловлено действиями внешних социально-исторических факторов. Идеи возникают только из идей.
Интерналисты: существует логическая последовательность, в которой они зарождаются. Экстерналист наоборот: считают, что нельзя понятьпричины развития науки, не учитывая социальных условий. Наука – продолжение общества. Она явл-ся одной из отраслей общ-го труда. Научная е-ть призвана удовлетворять потребности общ-ва.
Прогрессивизм — течение или идеология направленная на пропаганду и осуществление социальных и политических реформ, и является противоположностью консерватизма и традиционализма.
Концепция П.Дюгема
Дюгем Пьер (1861 — 1916) — фр. физик-теоретик, философ и историк науки. По мнению Д., физическая теория не есть гипотетическое объяснение экспериментальных законов. Подобные объяснения составляют сферу метафизики, от которой наука должна освобождаться по мере своего развития. Основная цель теории состоит в описании – логической систематизации экспериментальных законов. Д. отвергает традиционное толкование описания как индуктивного обобщения наблюдаемых явлений. Согласно Д., опытные данные всегда рассматриваются сквозь призму теоретических понятий. Всякий экспериментально установленный закон не является точным, но только приблизительным, а потому он поддается преобразованию в символический закон.
Важным вкладом Д. в эпистемологию является новый подход к отношению между философией науки и историей науки: начиная с Д. история науки становится интегральной частью философии науки.
С именем Д. связан след. тезис науч. закон получает своё значение в контексте всей науч. теории и не может проверяться и опровергаться изолированно от др. законов. Если некоторое предсказание не оправдывается, это означает, что какая-то гипотеза из системы взаимосвязанных гипотез должна быть отброшена, но какая именно — устанавливает не эксперимент, а решение учёного.
Д. считал, что история проблемы или понятия необходима для их понимания, поэтому история науки должна быть существ. частью работы учёного. Ему принадлежат ценные работы по истории науки.
II. Культурологические.
Если для неклассической науки общекультурным фоном был модернизм, который напрочь отрицал всю предшествующую культуру, то фоном постнеклассической науки был постмодернизм, который применял старое и новое и ничего не ставил в привилегированное положение. Основу постмодернизма составляет критика идеологии рационализма, которая возникла в эпоху Просвещения.
Основные характеристики постнеклассической науки:
1. Широкое применение методов и понятий синергетики (саморегуляции) практически во всех сферах научного знания.
Синергетика – это наука о самоорганизации в системах любого рода (Генрих Хакен).
Самоорганизация (по-Хакену) – это процесс оформления временной, пространственной или функциональной структуры без специфического (навязывающего эту структуру) воздействия.
Эти процессы возникают только в системах, отвечающих 3-м условиям:
1) они открыты (т.е. обмениваются с окружающей средой веществом, энергией или информацией);
2) они нелинейны (т.е. в них не действует принцип суперпозиции: А+В≠А∙В);
3) дессипативность (рассеивание) – система м. переходить от порядка к хаосу и наоборот.
Следствия из синергетической парадигмы:
1) сложным системам нельзя навязывать пути развития;
2) развитие системы, в принципе, многовариантно, следовательно, нет никакого изначального плана, по которому д. вести себя система;
3) воздействие на систему д.б. точным, а не силовым;
4) возникла идея о позитивной роли хаоса;
5) синергетика рационально решает вопрос о становлении и поддержании порядка ( без гипотезы Бога).
2. Формирование целостного подхода.
3. Оформляется идея коэволюции. Она является следствием целостного подхода. Коэволюция – это теория паритетного, взаимообусловленного развития компонентов данной системы.
4. Появление междисциплинарной науки.
Постнеклассическая наука ориентируется на проблемный подход и целостный анализ.
5. Методологический плюрализм.
6. Снижение жесткости научного искурса и сопряженности науки с вненаучными формами познания.
7. Новое отношение к субъекту познания.
Субъект познания трактуется онтологически (бытийственно) как неустранимая часть природы, выступающей в качестве объекта познания. Это проявляется в двух версиях антропного принципа:
1) слабый антропный принцип – мир таков, потому что мы его наблюдаем;
2) сильный антропный принцип – все мировые физические константы специально подобраны так, чтобы обеспечить наше бытие, следовательно, все системы человекосоразмерны.
8. Ориентация науки на нормы и ценности общества. Современная наука этически не нейтральна (бомбы, ядерное оружие).
9. Развитие в современной науке идеи глобального эволюционизма.
10. Возникает концепция о позитивной роли хаоса и его принципиальной неустранимости.
Ценности постнеклассической науки:
- утверждается парадигма ценностей, согласно которым, мироздание, биосфера, ноосфера, общество, человек и т.д. представляют собой единую целостность
- стремление построить общенаучную картину мира, на основе принципа «универсального эволюционизма»;
- в качестве парадигмальной теории выступает синергетика – теория самоорганизации, изучающая поведение открытых, неравновесных систем;
- объектами анализа становятся сложные системы, которые характеризуются открытостью и историческим саморазвитием. Исторически развивающаяся система формирует с течением времени новые уровни своей организации, которые в свою очередь, воздействуют на все ранее возникшие уровни и меняют связи и композиции элементов.
- ориентация современной науки на изучение сложных, исторически развивающихся систем. Существенно пересматривает нормы исследовательской деятельности. Применяются методы построения возможных сценариев, исторической реконструкции и т.д.
- в науку входят такие понятия как: хаос, бифуркация, диссипативные структуры, неопределённость, которые выражают неравновесные характеристики действительности. Новым содержанием наполняются категории случайности и причинности.
- происходит сближение естественных и общественных наук, при этом, идеи и принципы современного естествознания всё шире внедряются в гуманитарные науки, причём имеет место и обратный процесс. Центром этого слияния является человек. Идёт попытка соединения объективного мира и мира человека.
Предмет, структура и функции философии науки. Философские проблемы науки как опосредующее звено между философией и конкретно научными знаниями
Предметом ФН является выявление общих закономерностей, тенденций научного познания как особого вида чел-кой Де-ти в контексте культурно-исторической среды.
ФН – это не науковедение и не история Н, до 19в. ее не существовало.
История философии | Философия истории |
История различных философских учений, мотивация в фил.учениях Фейербах (произв.отношения), Маркс (снижение произв.труда), собственность как мотивация для роста произв-ти труда. | Философия истории оперирует столетиями. Ясперс: почему ценности везде одинаковые, хотя культуры разные, аналогия, выводит осевое время (300-500 лет), в тот период работали великие Де-тели. |
История науки – это когда и что изобретено.
Философия науки – проблемы в контексте культурной значимости, как это повлияло.
Каждая эпоха имеет специф.условия развития науки (напр.,в антич.работали рабы). Объективного знания не существует, каков субъект познания,, таков и объект в его представлении, объект изменяется в зависимости от того, кто его описывает (напр., художник с (.) зр.худ.ценности, физик – по характеристикам).
ФН имеет недостатки.т.к. она знания черпает из фунд-ных знаний. Философы анализ-ют выводы естественных наук и вписывают их в соц-но-культурный контекст (пример, развития синергетики, энтропия на соц-но-эк-кую среду).
Необходимо различать фил-кие основания науки и фил-кие проблемы науки:
Фил-кие основания науки – это включение научного знания в К-ру, что предполагает его философское обоснование, оно осуществляется по средствам фил-ских идей и принципов, которые обосновывают антологические постулаты науки, а также ее идеалы и нормы. При этом научные картина мира, идеалы и нормативные стр-ры Н рассматриваются не только в периоды их формирования, но и в последующие периоды перестройки и нуждаются в стыковке с господствующим мировоззрениями, с той или иной исторической эпохой и с категориями ее культуры. Такую стыковку обеспечивает фил-кое основание Н, в их состав входят основные постулаты Н, а также идеи, принципы, которые обеспечивают эвристику поиска. (напр., в Китае порох для красоты, еврп-цы средство массового уничтожения). В Европе ценности материальные, на Востоке – духовные (что есть ты).
Стыковку научного познания проводит ФН.
Философские проблемы науки классифицируется по след.направлениям:
1) по содержанию: онтологические, гносеологические, мировоззренческие (посм.в словаре);
2) по содержанию наук: проблемы физики, химии, истории и т.д.
3) по направленности: из Ф в Н (напр, из Земля круглая следов-но Физика) или из частных наук в Философию (синергетика);
Философские проблемы науки изучают: демаркация (как разделить Ф и Н), конвенция (какую (.) зр. выбрать)
Функции ФН:
4) постоянная рефлексия над производством знаний (общие знания через себя, новое знание)
5) вписывание достижений Н в культурную жизнь
6) синтез фил-го и конкретного научного знания