Тема Петербурга в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»
Есть точка зрения, что уездный город в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» — аллегория и, изображая злоупотребления должностных лиц, Гоголь метил в столичных чиновников. Однако такое понимание упрощает проблему. Уездный город, где хозяйничает Сквозник-Дмухановский, — это «сборное место», и все происходящее там, может совершаться где угодно, в том числе и в Петербурге.
Тем не менее Петербург многократно упоминается в комедии. Из Петербурга едет Хлестаков — и этим он особенно привлекателен для уездных дам. О Петербурге он рассказывает в знаменитой застольной речи. Специфика вранья Хлестакова в том, что в ней причудливо сочетается вымысел и реальность. Вся его застольная речь строится на гиперболе, доходящей до гротеска. Он хвастается, что тоже дает балы и что его дом первый в столице. Однако, не имея никакого представления о балах, но желая потрясти воображение слушающих картиной великолепия, он заявляет, что на столе арбуз в семьсот рублей, а суп в кастрюльке прямо на пароходе приехал из Парижа. Никого не смущает, что арбузов на балах не подавали, а названная цена невероятно завышена, уже не говоря о невозможности привезти суп из Парижа из-за дальности расстояния. Рассказывая о своей воображаемой близости с министрами и посланниками, Хлестаков компенсирует сознание собственной ничтожности. Стремлением придать важность собственной персоне в глазах слушающих объясняется и тридцать пять тысяч курьеров, отправленных, по словам Хлестакова, за ним, чтобы пригласить его управлять департаментом. Слушающих не настораживает фантастическое неправдоподобие названного числа.
Однако Хлестаков проговаривается, и жизнь мелкого петербургского чиновника на мгновение проглядывает через картину, нарисованную воображением человека с «легкостью необыкновенной в мыслях». Так становится понятно, что он живет в скромной квартирке на четвертом этаже, а не в бельэтаже роскошного дома и у него есть кухарка Маврушка, которой он вручает шинель, вернувшись домой. О работе мелких служащих одного из петербургских департаментов Хлестаков говорит явно со знанием дела. Беспрекословно выполняющий указания начальства чиновник для письма, которого Хлестаков называет крысой, скорее всего он сам.
Реальная картина петербургской жизни Хлестакова описана также в его письме к Тряпички- ну. Он вспоминает, как они бедствовали, обедали на шаромыжку и как один раз кондитер схватил Хлестакова за воротник «по поводу съеденных пирожков на счет доходов аглицкого короля». Осип, крепостной слуга Хлестакова, в своей речи, обращенной к отсутствующему барину, осуждает его безудержное мотовство в стремлении быть в Петербурге не хуже других. Однако то, каким образом расписывает Хлестаков Петербург, соответствует представлению о столице уездных чиновников. Такая жизнь и служба — предел их мечтаний, поэтому они с доверием слушают его.
Праздность и необремененность служебными делами, по их представлениям, удел тех счастливцев, которые живут в столице. Поэтому им не кажутся странными слова мнимого ревизора о том, что он только на две минуты заходит в департамент, чтобы отдать распоряжения своим подчиненным, и каждый день бывает на балах. Жизнь высокопоставленного лица, да еще из Петербурга, конечно же отличается от жизни рядового чиновника, вынужденного тянуть служебную лямку. Такая праздная жизнь, наполненная всевозможными развлечениями и игрой в карты, является всеобщим идеалом.
Театрально-литературная жизнь столицы по- своему преломляется в сознании Хлестакова. При всей своей поверхностности Хлестаков сумел донести до слушателей названия популярных в то время литературных произведений. К тому же он был завзятым театралом, как это известно из рассказа Осипа. Присвоив себе авторство, он упоминает «Женитьбу Фигаро», «Роберта Дьявола», «Норму», все печатавшееся под именем барона Брамбеуса, «Фрегат «Надежда» и «Московский Телеграф». Комический эффект здесь достигается смешением в одну кучу комедии Бомарше, французских и итальянских опер, популяризаторских статей Сенковского и его повестей в духе неистового романтизма, повести Александра Бестужева-Марлинского и названия журнала, издаваемого Полевым в Москве. Хлестаков приписывает себе и «Юрия Милославского», но, уличенный Марьей Антоновной, соглашается, что этот роман принадлежит Загоскину, однако уверяет, что есть другой, написанный им. Комичен, но вполне реален рассказ Хлестакова оего встрече с Пушкиным, в то время жившим в Петербурге. Нереально только его утверждение, что он был с поэтом на дружеской ноге.
Петербург — мечта всех городских чиновников и их жен. Городничий мечтает о генеральском чине, который получит в Петербурге через будущего зятя. Он даже спрашивает Анну Андреевну, можно ли ему «влезть в генералы». Ему хочется быть генералом, чтобы почувствовать свое превосходство над всеми остальными чиновниками, насладиться их унижением.
Анну Андреевну тоже привлекает столичная жизнь, но она озабочена другим. Она хочет переменить общество на более изысканное, чтобы ее окружали светские люди с тонким обращением, а не какой-нибудь судья-собачник или Земляника и чтобы ее дом был первый в столице.
О жизни в Петербурге рассуждает сам с собой и Осип, который в отличие от Хлестакова не всегда преувеличивает. Ему нравится тонкая и политичная жизнь в столице, «деньги бы только были». Особенно его восхищает «галантерейное обхождение», выражающееся в том, что все разговаривают «на тонкой деликатности». Купцы на рынке обращаются к нему с почтением, тогда как собственный барин называет его просто дураком. Петербург привлекает его и возможностью своего рода интеллектуального общения: «компании захотел — ступай в лавочку: там тебе кавалер расскажет про лагери и объявит, что всякая звезда значит на небе». Даже мимолетный любовный флирт с какой-нибудь горничной вполне доступен крепостному слуге в Петербурге.
С образом Петербурга связана тема возмездия: именно оттуда все со страхом ждут приезда ревизора. И это не случайно, поскольку Гоголь всегда стремился сохранить в своем читателе и зрителе веру в верховную власть, как бы противопоставляя ее всем злоупотреблениям на местах. Первоедействие начинается словами обеспокоенного Городничего о том, что ожидается приезд ревизора из Петербурга, да еще инкогнито с секретным предписанием. В пятом действии жандарм внезапно объявляет, что приехавший по именному повелению из Петербурга чиновник требует всех к себе. Возмездие, которого опасались и всеми силами старались избежать, настигло незадачливых чиновников.
Продолжая традицию Пушкина, Гоголь создает неповторимый образ Петербурга, столицы Российской империи, призрачного города, причудливо сочетающего в себе фантастику и реальность, убогость действительной жизни с нелепой мечтой его обитателей о великолепии, которое им не доступно.