Культурно-историческая концепция Л.С. Выготского.
На Выготского повлияли:
* П.П. Блонского (его учитель), а именно след. идеи:
- техническая деятельность, общественное производство как ключ к разгадке поведения человека;
- историзм в подходе к изучению поведения.
*идеи средового воздействия на психику: Басов и др.
* работы по семиотике и лингвистике
НО! Выготский впервые перешел от утверждения о важности среды для развития к выявлению конкретного механизма этого влияния среды, который собственно и изменяет психику ребенка, приводя к появлению специфических для человека высших психических функций. Таким механизмом он считал интериоризацию, прежде всего интериоризацию знаков - искусственно созданных человечеством стимулов-средств, предназначенных для управления своим и чужим поведением.
Методология:
1. (анализ современного состояния дел в психологии); преодоление постулата непосредственности. Невозможность объяснения сознания и самого сознания (чем грешили как субъективная, так и «объективная» психология);
2. философия марксизма.
Основная идея: общественно-историческая природа человеческой психики, человеческого сознания.
Ввел понятие ВПФ (понятийное мышление, логическая память, произвольное внимание и др.) и разработал учение об их развитии. Их главная особенность – произвольность. (произвольность-сознательность-опосредованность-социальность).
* идея опосредования как отличительная особенность ВПФ (включение знака, перестраивающего психические операции подобно тому, как орудие перестраивает трудовые). (Кстати, эта идея встречается уже у Ф. Бэкона: писал, что разум без «умственных орудий» не имеет большой силы, как рука без орудия труда).
Как отмечает Ярошевский, у самого Выг. термина «культурно-историческая» концепция не было, называл ее «инструментальной». Историческая: невозможность понять наличные психические процессы и сознание, следует рассматривать историю их развития и становления, причем развитие именно качественное, с новообразованиями. Культурная: ВПФ формируются из низших путем присвоения системы культурных знаков (содержания культурного опыта, культурные способы и формы поведения и мышления).
В развитии ребенка следует различать две основные линии:
- линия естественного развития (общеорганический рост и созревание);
- линия культурного развития.
* идея интериоризации: превращение внешних знаков во внутренние, «вращивание». Знаки становятся средствами организации собственных психических процессов. Интериоризация знака – это более частный случай. А в более общем виде - интериоризация социальных отношений. То, что было социальным, становится индивидуальным.
Формы поведения, поначалу бывшие «внешними», в сотрудничестве со взрослым становятся «внутренними». Трансформация и модификация психических процессов!
4 стадии развития психической функции:
1. стадия примитивного поведения (естественные, натуральные способы организации психических процессов);
2. стадия наивной психологии (дается средство, и оно используется несовершенно);
3. стадия внешне опосредованных актов (правильное использование внешнего средства);
4. «вращивание» знака.
Таким образом, обязательное условие формирования сознания – сотрудничество со взрослым. Сначала делает в сотрудничестве со взрослым, а потом самостоятельно. То есть источник психического развития ребенка лежит вовне.
Понятие ЗБР: обучение должно «забегать вперед», пробуждая целый ряд внутренних процессов развития. (Ср.: у Пиаже ровно наоборот, обучение следует за развитием, вот они и спорили). Критические периоды развития; качественные новообразования.
Одна из линий исследования была связана с изучением развития значения слова в детском возрасте (синкреты-комплексы-понятия). Это привело к проблеме системного и смыслового строения сознания. Было показано, что ВПФ зависит от степени развития значения слов. Выгодский изучал развитие психических функций не по отдельности, а системно.
А в общем картина возрастного изменения сознания рисовалась как изменение структуры сознания с последовательным доминированием той или иной его сферы, которая определяет развитие всего сознания:
- младенчество: недифференцированность отдельных функций;
- раннее детство: развитие восприятия;
- дошкольный возраст: память;
- подростковый: мышление.
Новой концепции – новый метод!
«Методика должна соответствовать природе изучаемого объекта» (Выг.). Называл свой метод экспериментально-генетическим, или каузально-генетическим. Формирующая стратегия в эксперименты: искусственное воспроизведение генезиса в эксперименте. Пример: методика «двойной стимуляции».
Это положило начало принципиально новой методологии исследований.
Повлиял на:
- школа А.Р. Лурия
- теория планомерно-поэтапного формирования умственных действий
- теория деятельности А.Н. Леонтьева
- и др.
63. Деятельностный подход в психологии: варианты, проблемы, современное состояние.
Общее определение сути «деятельностных» концепций выражает крылатая фраза из «Фауста»: «В Деянии начало Бытия» (в начале было дело). Гальперин говорит, что сутью деятельностного подхода является «требование изучать психическую деятельность не саму по себе, а в составе внешней деятельности, которая определяет …строение психики; рассматривать психическую деятельность не как безличный процесс (что было характерно для ассоцианистической, физиологической, бихевиористической, гештальтистской и психоаналитической психологии), а как деятельность субъекта в плане психического отражения проблемной ситуации. (так этот вопрос советовала начать АГ Чеснокова).
Существуют различные точки зрения о том, кто является автором принципа деятельности. Одни считают, что принцип деятельности сформулировал С.Л.Рубинштейн в работе «Творческий принцип самодеятельности». Другие считают, что фундаментальное значение для развития понятия деятельности имели работы Выготского. Е.Е. Соколова считает, что появление деятельностного подхода – неодномоментное событие. В качестве предпосылок деятельностного подхода она выделяет:
1) необходимость создания новой парадигмы исследования, которая была бы свободна от недостатков и ограниченности других уже существующих в психологии парадигм. К этой методологической работе подталкивали психологов запросы практики.
2) Сдвиг тематики становящейся советской психологии с абстрактных лабораторных исследований на изучение процессов трудовой деятельности и психических процессов в ней. Исследования трудовой деятельности показывают, что трудовая деятельность – это не просто совокупность реакций на внешние раздражители, а нечто более сложное и целостное, свойства которого не могут быть выведены из отдельных реакций. Для научного описания и объяснения этих свойств наличный аппарат психологии был непригоден.
3) Неизбежное в данных исторических обстоятельствах обращение психологов к философии марксизма.
1. Теория планомерно-поэтапного формирования умственных действий Гальперина.
В данной теории раскрывается смысл положения о том, что «внутренняя деятельность имеет такое же строение как и внешняя». Критерием психического в теории Гальперина является ориентировка в плане образа проблемной ситуации.
В теории Гальперина знания выступают как образования, производные от действий и их усвоения. Каждое действие состоит из 2-х частей: ориентировочной основы и исполнительной части. Действие включает в себя следующие компоненты: предмет преобразования, цель (продукт преобразования), средства, процесс преобразования, отражение и знание о всех перечисленных компонентах действия. По форме действия бывают материализованными (действия реального преобразования объекта, например, операции с картами, чертежами, схемами), умственными (в виде понятий и образов, например, счет в уме), речевые (объект действия представлен во внешнеречевом описании, а операции преобразования осуществляются в виде рассуждения вслух или шепотом), смешанные. Этапы процесса усвоения знаний по Гальперину: 1. мотивация (установление личностного отношения к усвоению действий)
2. усвоение схемы ориентировочной основы действия
3. выполнение действия в материализованной форме
4. выполнение действия в громкой речи
5. выполнение действия в речи про себя
6. выполнение действия в умственном плане