Психофизическая проблема у Декарта и Спинозы: сравнительный анализ.
Учение Декарта, его «новая философия» (в её основе – дуализм души и тела, «мыслящей» и «протяженной» субстанций) завоевало умы голландской профессуры. Психику Декарт понимал как внутренний мир человека, доступный самонаблюдению, имеющий особое – духовное бытие. В качестве метода использовал систематическое сомнение. Он отвергает представления о «Я» как о состоящем из души и тела, так как нет теоретических доказательств обладания ими. От сущности «Я» по его мнению неотделима лишь особая субстанция – сомневающаяся, которой он приписывает акт мышления. Так он отказывается от объективного описания «Я» и вводит метод рассмотрения своих субъективных состояний.
Душа – это мыслящая субстанция, вся сущность или природа которой состоит в одном мышлении. Собственные проявления души – желания и воля. Они не связаны с телесными процессами. Сюда же относятся внутренние эмоции души, то есть эмоции, направленные на «нематериальные предметы», например, интеллектуальная радость познания. Душа соединена с телом, особенно с мозгом – она помещена в гипофизе. Душа и сама может действовать на нее, получая множество впечатлений.
Декарт противопоставлял психику и телесность как разные роды бытия. Тело он отождествил с материей, сознание – с духом. Материя обладает качеством протяженности. Она создана богом. Телу он также приписывал свойства делимости, протяженности и перемещения в пространстве. Дух, напротив, неделим. Каждая из этих субстанций не нуждается для своего существования ни в чем, кроме самой себя. Душа может существовать отдельно от тела, но в действительности существует только в связи с ним. Для различения функций души и тела был выбран субъективный критерий: то, что мы испытываем таким образом, что можем допустить это в терминах неодушевленных, должно приписывать телу, а что не можем – душе. Здесь можно еще рассказать о страстях.
Тело Декарт описывал в терминах физики. Тепло и движения принадлежат только телу и не зависят от души. Таким образом, смерть наступает по вине тела, когда разрушается одна из его главных частей. Работу тела он описывал механистически и материалистически, использовал для объяснения влияния нервов на движения мышц категорию «животных духов» - маленьких и быстрых частиц.
Философия Декарта способствовала рождению Спинозы как философа. То есть, мировоззрение Спинозы исторически развивалось в непосредственной зависимости от философии Декарта. Он разработал монистическое учение. В то время как Декарт придерживался дуализма, исходил из предпосылки существования двух субстанций – материи и духа, или бытия и сознания, Спиноза был монистом, т.е. отстаивал принцип абсолютного их единства. Согласно его учению, бытие и мышление – атрибуты одной субстанции, имя которой – Бог. Мир, по Спинозе, тождествен Богу. Бог правит миром сверху, как системой, отдельной от него. Бог пантеиста Спинозы пребывает в самом мире, ибо он и есть мир.
Спиноза утверждал, что есть одна субстанция: то, что существует само в себе и представляется само через себя. Существование субстанции и ее сущность – это одно и то же.
Спиноза различает сущность и существование. Сущность – это характеристика вещи, то без чего она перестает быть тем же самым. Существование – это есть что-либо или нет. Субстанция – это бог, природа (панпсихизм). Природа не нуждается в первоначальной причине. Из бесконечной полноты природы проистекает бесконечное количество ее атрибутов (свойств), каждое из которых выражает некоторую сущность субстанции. Для человека познаваемы только два атрибута – протяжение и мышление. Каждая вещь есть единичное проявление субстанции (ее модус), имеющая такие же два атрибута. В протяжении вещь выступает как тело, в мышление – как душа предмета. Душа и тело составляют, таким образом, один и тот же индивидуум (мыслящее тело). Так он разрешает дуализм Декарта.
Соответственно, мышление человека он считал проявлением мышления как атрибута субстанции. Протяженность и мышление у него не воздействуют друг на друга (как у Декарта), а соответствуют друг другу. В природе существуют разные формы мышления как функции действия тела в мире вещей. На основе учения о субстанции Спиноза решает проблемы познания и аффектов. Он различает четыре способа познания:
— по наслышке;
— от беспорядочного случайного опыта;
— от общего к частному;
— непосредственное восприятие сущности через познание ее ближайшей причины.
Так он выводит три типа познания:
Познания первого рода – мнение и воображение; существуют в виде образов. Это познание смутное и искаженное, а также абстрактные знания.
Познания второго рода – общие идеи о существенных свойствах вещей. Они составляют основание для наук, но страдают отрывом от конкретных индивидуальных особенностей обозначаемых объектов.
Интуитивное познание – знание сущности вещей. в котором конкретное и индивидуальное выступает в их подлинном единстве. Отличие мыслей Спинозы от Декарта в том, что Спиноза отбрасывает объяснение страстей из соединения души с телом, а рассматривает их просто как психические явления, которые обусловлены исключительно родом нашего познания. Если у Декарта проблема страстей выступает прежде всего как проблема физиологическая и проблема взаимодействия души и тела, то у Спинозы эта же проблема выступает с самого начала как проблема отношения мышления и аффекта, понятия и страсти.
Различие также выявляется в понимании Мышления: у Декарта - личное сознание, у Спинозы- объективное свойство природы. Человеческое мышление лишь одна из форм объективного атрибута субстанции.