Вклад античных врачей в учение о душе.
Позиции матер-ма в античн. псих-ии были укреплены успехами антич. врачей в анатомии и медицине.
Основная идея: Медицина - одна из форм практики, чтобы лечить тело, надо знать душу.
Врач и фил. Алкмеон Кротонский (VI в до н.э.) впервые в истории знания выдвинул положение о локализации мыслей в ГМ.
Гиппократ (ок. 460 – ок. 377 до н.э.) - «отец медицины». В фил-ии придерживался линии Демокрита и выступал как представитель матер-ма в медицине. Труды стал писать с 70 лет, жил примерно до 100; осн-ль Косской школы. Заложил принципы науч. знания и научного иссл-я (осн-ль науч. медицины). Признавал опыт и наблюдение единственно плодотворным путем познания в медицине. Все болезни объяснял естествен. причинами, выявление кот. позволяет выработать правильн. методы лечения. Требовал индив. подхода в каждом конкр. случае. Г. создал уч-е о темпераментах; кодекс этики врача (клятва Г.). Считал, что основу человеч. орг-ма сост-т четыре сока: слизь - флегма (вырабатывается в мозгу), кровь - сангва (в сердце), желтая желчь - холе (печень) и черная желчь - мелана холе (селезенка). Различия в соках у разных людей объясняют и различия в нравах, а преоблад. одного из них определяет темперамент чел. (Из лекции: катарсис (очищение) – много накопилось, нужно выпустить). И.П. Павлов ссылался на Г. в своем учении о типах ВНД.
Античная медицина получила особенно интенс. разв-е в период эллинизма (Эллинизм — период в истории Средиземноморья, в первую оч. восточного, длившийся со времени походов Александра Македонского (334-323 до н. э.) до окончательного устан-я рим. господства на этих территориях, кот. датируется обычно падением птолемеевского Египта (30 до н. э.)), в св.с ростом античной н. в целом, ее дифферен-й на отдельные науки. Возникают крупные науч. центры: в Пергаме (Малая Азия), на о. Родос, в Александрии (Египет), которая в III в. до н. э. при Птолемеях в силу истор-ки слож-ся обстоятельств становится главным центром античной культуры. Здесь начинает развиваться положительное знание (В Академии работали: Евклид - основатель геометрии; гениальный математик Архимед; географ Эрастофен; исследователь живой природы Стратон, создатель геоцентрич. системы астроном Клавдий Птолемей). В Александрии нек. время было разрешено вскрытие трупов «безродных» людей. Это спос-ло важным открытиям, связанным с именами двух александрийских ученых-врачей -> Герофил, комментатор Гиппократа, врач Птолемея II, впервые установил разницу между нервами, сухожилиями и связками. Он описал мозговые оболочки, желудочки м. Он же дал описание устройства глаза, описал его оболочки, хрусталик. Эразистрат, выходец из Книдской школы, подробно описал разные части головного мозга. Обратил внимание на извилины, связал богатство извилин мозговых полуш-й у чел. с его умст. превосходством над животными. С именем Эразистрата связано первое упом-е о патогенной роли задержанных эмоциональных переживаний.
Анатомо-физиологические сведения периода эллинизма дополнил римский врачКлавдий Гален (131-201 (?) до н.э. II в до н.э.; римская империя; поздняя античность), врач и фил., автор сводного сочинения по медицине, анатомии и физиологии - настольная книга врачей вплоть до 17 в. (250 работ, 150 - мед-х; 80 до нас дошли). Главный трактат «О естественных способностях». Материальной основой кач-нно несходных процессов называл пневму - особое жизнетворящее в-во. Различал два рода пневмы: животную, ее ист-к в сердце порождает физиологич. функции, и психическую, ее источник в мозгу управляет произвольными движ-ми и психич. пережив-ми. Пневма движется по нервам. Г. принадлежат открытия, связ-е с выяснением строения и фун-й головного и спинного мозга. Предприняв серию опытов с перерезкой нервов, снабжающих различные мускулы, Гален пришел к выводу, что «без нерва нет ни одной части тела…ни единого чувства». Также экспер-но Г. установил функции спинного мозга. При поперечной перерезке спинного мозга уничтожалась произвольная подвижность и чувств-сть всех частей тела, лежащих ниже перерезки, при этом паралич наступал от наруш-я передн. корешков, потеря чувст-ти - задних. Т.о., Г. различал по функции передние и задние корешки спинного мозга. Критиковал аристотелевское понимание: мозг не является холодильником сердца, как думал А.: он - седалище интеллекта и чувств. Г. развил учение о темпераментах Гиппократа. Он выд-л 4 начала всех вещей - теплое, холодное, сухое, влажное - и четыре сока как строит. материал орг-ма жив-х и человека. От комбинаций соков и начал зависят психич. свойства и даже пол человека. Всего он выделял 13 темпераментов, из которых лишь один нормальный. (Из лекций о Галене: основу живого орг-ма по Г. составляет spiritus anima (духи души); с помощью экспериментов над животными установил роль нервно-мозгового аппарата в осуществлении жизнеД. орг-ма, в т.ч., души; ввел в науку идеи невризма: перерезая нервы, понял что исчезает чувствительность -> нарушение фун-й в орг-ме -> вывод: ни одна из функций в орг-ме не осущ-ся без участия НС; попытка открытия Г. мех-в сердечного кровообращения).
Римский врач Аэций (V в. н. э.) описал 4 темперамента, которые традиционно называют гиппократовскими.
К разделу естественно-научных относятся также знания о зрительном восприятии. Их сводку дал Александр Афродизийский (конец II - нач. III вв.), перипатетик (Перипате́тики (от греч. «прогуливаться, прохаживаться») – уч-ки и послед-ли Аристотеля, его философская школа. Название шк. возникло из-за привычки Аристотеля прогуливаться с уч-ми во время чтения лекций), преподаватель фил-ии в Афинах.