Предмет, метод, задачи и функции истории психологии. Методологические принципы историко-психологического познания. Понятие о категориальном анализе (М.Г.Ярошевский).
Понятие о категориальном анализе (М.Г.Ярошевский).
Ярошевский разработал оригинальную концепцию истории психологии под названием категориальный анализ. Концепция включает анализ категориального аппарата, объяснительных принципов и глобальных проблем, их преобразование в ходе исторического пути развития науки. Выделены специфические конкретно-научные категории, воспроизводящие различные стороны психологической реальности: образ, действие, мотив, психосоциальное отношение, личность. Система этих категорий вместе с объяснительными принципами – детерминизма, системности, развития – составляет категориальный аппарат науки, ее инвариантное ядро. Применение категориального анализа позволяет увидеть в меняющихся знаниях о субъективной реальности их постоянные компоненты. Концепция предполагает учет социокультурных условий и роли личности ученого в объяснении появления и развития психологических знаний. Среди социо- психологических факторов научного творчества выделяется оппонентный круг ученого.
Учение Аристотеля о душе, ее видах и способностях.
Учение Аристотеля о действии и поступке. Практическое назначение учения.
Разделяет все действия человека на произвольные и непроизвольные: в зависимости от того, где находится основание действия – в самом субъекте или вне него. Проблема действий разрабатывается в тесной связи с учением о воле.
Непроизвольные поступки:
- случайные
- по необходимости: 1. по принуждению, 2. требование природы.
Произвольные действия:
- по привычке
- под влиянием стремления: 1. разумного, 2. неразумного.
Таким образом, не все произвольные действия являются волевыми. Волевым является лишь то действие, в основе которого лежит разумное стремление. Это стремление называется намерением и является результатом тщательного взвешивания мотивов (делиберации). Волевые действия направлены на будущее и в них есть разумный расчет. То есть, в их основе – стремление и разум. Человек размышляет о цели: достижима ли она, каковы возможные последствия. Поэтому воля неотделима от разума! Волевое действие является свободным, и в нашей власти совершать как благородные, так и постыдные поступки – их психологический механизм одинаков.
Воля характеризуется Аристотелем как процесс, имеющий общественную природу, так как принятие решений связано с представлением человека о своем долге, своих обязанностях.
Придавал важное значение воспитанию, которое должно быть заботой государства.
Подчеркивал, что знание как таковое само по себе не делает человека нравственным. Нравственное поведение формируется в реальных поступках. Поэтому так важно с раннего детства направлять поведение ребенка, формируя не только его действия, но и отношение к ним. Не менее важны индивидуальный, а не усредненный подход к обучению и воспитанию, учет всего комплекса индивидуальных особенностей человека.
Добродетели не даются нам от природы, но мы от имеем возможность приобрести их. Вообще все, что мы имеем от природы, мы первоначально получаем лишь в виде возможностей и впоследствии преобразуем их в действительность.
Надо формировать способность к разумным поступкам.
Исторический смысл полемики Г.Лейбница с Дж.Локком.
Джон Локк (1632-1704).
Отец эмпирической психологии.
Придерживался антимонархических взглядов, положения о равенстве всех людей, о праве человека на свободу совести. Не принимал схоластику.
ПОЛЕМИКА ЛОККА И ЛЕЙБНИЦА.
Г Лейбниц (1646—1716).
Гипотеза «предустановленной гармонии»: душа и тело подчинены собственным законам. Душевная жизнь регулируется одними законами (законы конечных причин), телесная – другими (законы действующих причин).
Объяснить естественным образом соединение или, скорее, согласие души с органическим телом нельзя, никакого воздействия на душу извне быть не может, душевная жизнь регулируется только своим собственным началом. Но «они сообразуются в силу гармонии, предустановленной между всеми субстанциями, так как все они суть выражения одного и того же универсума». Учение о предустановленной гармонии является одним из вариантов параллелизма.
Основное произведение – «Новые опыты о человеческом разумении»
Обстоятельства спора:по структуре «Новые опыты» буквально повторяют структуру «Опытов», написаны в форме диалога. Когда книга была завершена, Локк умер. И Лейбниц счел неудобным публиковать свое сочинение. Опубликовано оно было только во второй половине 18 века
3 линии дискуссии:
1. Есть ли душа «чистая доска» или что иное.
Локк-Аристотель vs Лейбниц – Платон
Вместо сравнения с чистой доской Лейбниц использует образ глыбы мрамора, прожилки которого уже содержат основные контуры будущей фигуры: художник лишь удаляет все» мешающее им выступить.
Лейбниц признает врожденные интеллектуальные идеи, склонности, предрасположения.
(+) Лейбниц верно указал на невозможность объяснить только из индивидуального опыта приобретение всех знаний, в том числе всеобщих и необходимых понятий, как это думал Локк.
(-)Однако собственное объяснение Лейбница посредством апелляции к врожденным идеям не открывает действительных источников этих понятий.
Философский рационализм – нет ничего в разуме, что не было бы раньше в чувствах, за исключением самого разума.
Чувства дают лишь примеры, подтверждающие общую истину, что не достаточно для доказательства необходимости этой истины (хотя признает, что чувства необходимы).
Источник различающихся человеческих способностей в изначальной индивидуальности души.
По Локку: главное условие развития психики – внешние условия (опыт).
По Лейбницу: существуют внутренние условия – предрасположенности.
2. Роль активности души в восприятии воздействий внешнего мира.
По Локку, в познании простых идей разум пассивен и целиком определяется предметным миром-. По Лейбницу, «активность имеется также и в ощущениях, поскольку они дают нам более отчетливое восприятие, а, стало быть, повод кое-что заметить и, так сказать, развиваться».
Активность – внутренний принцип деятельности монады (стремление).
Мир – система разнокачественных объектов, которым присущи уникальные свойства. Монада – субстанция, которая лежит в основе любой вещи. Множественность субстанций. Каждая монада отлична от другой. Изменение монад вследствие внутреннего принципа.Внешняя причина не имеет влияния внутри монад, восприятие присуще любой монаде.
Для животных душ характерно наличие восприятия и памяти. Для человека – осознание восприятий (апперцепция).
Апперцепция, особая сила духа, которая вместе с воздействиями извне определяет наше познание и поведение, «совместное действие внутренних предрасположений и внешних впечатлений ... детерминирует нас к принятому решению». Она дает нам мысль о том, что называется Я. Апперцепция — условие собственно человеческого познания (и у него действует непостоянно: «невозможно рефлексировать постоянно»).
Апперцепцию как активность, которая присоединяется к перцепции, Лейбниц трактует абстрактно-идеалистически, лишь констатируя, но не раскрывая ее природы. Введенное Лейбницем понятие апперцепции имело продолжение в немецкой философии и психологии (И. Кант, Г. Гербарт, В. Вундт).
Т.е. у Лейбница - активность сознания при получении и элементарных ощущений, не только при образовании сложных идей (Локк).
3. Существуют неосознаваемые восприятия – «малые восприятия» (Лейбниц).
Лейбниц выступил против локковско-картезианской идеи об отождествлении всей психики с сознанием и впервые в истории произвел различие между бессознательными и сознательными состояниями духа.
Согласно Лейбницу, все в мире подчиняется закону непрерывности. Природа не делает скачков. Этот общий закон Лейбниц применяет и к душевной жизни. Она также непрерывна. Наряду с ясно сознаваемыми — апперцепируемыми — восприятиями в душе есть бесчисленные малозаметные восприятия, «которые недостаточно выделяются, чтобы их можно было осознавать или вспомнить, но они познаются по вытекающим из них определенным следствиям ... мы мыслим одновременно о множестве вещей, но обращаем внимание на наиболее выделяющиеся мысли». Все непроизвольные поступки являются результатом действия малых восприятий.
Они определяют наши вкусы.
Из малых восприятий возникают сознательные желания и страсти.
Малые восприятия не сознаются ввиду их недостаточной силы.
Бихевиоризм Дж.Уотсона.
Американский ученый Дж.Уотсон (1878-1958) критиковал психологию за субъективизм и практическую бесполезность, и предложил свою программу исследований. Началом бихевиоризма можно считать его статью «Психология с точки зрения бихевиориста» (1913). Философской основой бихевиоризма стали позитивизм и прагматизм, а в качестве научной основы выступили исследования по психологии животных (особенно Торндайка), а также работы Павлова и Бехтерева.
Поведение в рамках концепции Уотсона трактовалось очень широко; это всякая реакция в ответ на внешний стимул, посредством которой индивид приспосабливается (включая даже выделения желез). В то же время такое определение чрезвычайно узко, так как ограничивается только внешне наблюдаемыми явлениями.
Уотсон производил классификацию всех реакций по двум основаниям: являются ли они приобретенными или наследственными; внутренними или внешними. Отсюда выделяются четыре типа реакций. Впоследствии он также разделил инстинктивные и эмоциональные реакции: «...если приспособления вызваны стимулом внутреннего характера и относятся к телу субъекта, то мы имеем эмоцию, например, покраснение; если стимул приводит к приспособлению организма, то имеем инстинкт — например, хватание».
Наблюдение за младенцами привело Уотсона к тому, что число врожденных реакций у человека невелико → Фактически поведение является результатом обучения. → Главной проблемой бихевиоризма становятся навык и научение. Речь, мышление рассматриваются в виде навыков.
Навык – это индивидуально приобретенное или заученное действие. Его основу составляют элементарные движения, которые являются врожденными. Новый или выученный элемент в навыке — это связывание воедино или объединение отдельных движений таким образом, чтобы произвести новую деятельность. Уотсон описал процесс выработки навыка, построил кривую научения (на примере обучения стрельбе из лука). Сначала преобладают случайные пробующие движения, много ошибочных и только некоторые — удачные. Начальная точность низка. Усовершенствование за первые 60 выстрелов идет быстро, затем медленнее. Наблюдаются периоды без усовершенствования — на кривой эти участки называются «плато». Кривая оканчивается физиологическим пределом, свойственным индивиду. Удачные движения связываются с большими изменениями в организме, так что они лучше обслуживаются и физиологически и в силу этого имеют тенденцию закрепляться.
Удержание навыков составляет память. Уотсон здесь выдвигает гипотезу о механизмах, называемых им принципом обуславливания → Важнейшим условием образования связи между безусловными и условными рефлексами является одновременность в действии безусловного и условного стимулов, так что стимулы, первоначально не вызывавшие какой-либо реакции, теперь начинают вызывать ее. Процесс образования навыков в бихевиоризме трактуется механистически. → Навыки образуются путем проб и ошибок и представляют собой неуправляемый процесс.
Бихевиоризм хорош тем, что положил начало научной теории формирования двигательного навыка и научения в целом. Но очень существенный недостаток присущ данной концепции – полное исключение психики, которое приводит к неадекватной трактовке поведения. На это указал Толмен в критике Уотсона, назвав его подход молекулярным. Действительно, если исключить из поведения его мотивационно-познавательные компоненты, невозможно объяснить интегрирование отдельных реакций в тот или иной поступок или деятельность типа «человек строит дом», плавает, пишет письмо и т. п.
Толмен решил срочно исправить положение и создал необихевиоризм. Но об этом в следующем 49 вопросе…
Реактология К.Н.Корнилова.
Константин Николаевич Корнилов (1879—1957) в борьбе против Челпанова и рефлексологии, опираясь на диалектический материализм, выступил в 1921 г. с программой новой науки— реактологии.
Предпосылки:
Первые два цикла его исследований (1910 — 1912 гг.), проведенных под руководством Челпанова в Психологическом институте, проходили по принятой в институте схеме: вундтовская методика сочеталась с опросом испытуемых относительно их переживаний. При этом первое, в чем разочаровался Корнилов — здесь его мнение явно разошлось с мнением учителя, — была интроспективная традиция вюрцбуржской школы („Метод активного опроса вместо восстановления душевного переживания грозит сам внести дезорганизацию в эти переживания“). В рамках этих, начальных, исследований им была получена очень интересная (интересная прежде всего для понимания его ожиданий и, в то же время, совершенно недостоверная, так как выборка состояла лишь из 16 человек) закономерность: по скорости реакции выделились две полярные — без промежуточного типа — группы испытуемых, „быстро реагирующие“ и „медленно реагирующие“.
Пытаясь как–то объяснить эти результаты, Корнилов обратился к общим теориям и, в частности, к теории „психодинамики“ датского психолога А. Лемана, который постулировал существование особого вида „мозговой энергии“, обладающего и психическими, и физическими свойствами, и который связывал силу ощущения с пропорциональной тратой этой энергии. Трактуя полученные данные, Корнилов пришел к заключению, что классический эксперимент по исследованию скорости реакции, чтобы служить для операционализации такого, „физикалистского“, понимания психического, нуждается в существенном дополнении.
Новая методология, предложенная Корниловым, была ориентирована на изучение „динамических аспектов“ реакции. В соответствии с ней была несколько видоизменена (но не так сильно, чтобы можно было говорить об отходе от вундтовской методологии) схема эксперимента. Теперь стали регистрироваться, кроме скорости реакции („временной момент“), и другие ее характеристики: показатели интенсивности, или силы, реакции („динамический момент“) и ее формы, т.е. пройденный работающим органом путь и скорость его движения („моторный момент“). Для этого Корниловым был сконструирован специальный прибор (1913 год) — „динамоскоп“, позволяющий регистрировать скорость реакции (при помощи хроноскопа), ее интенсивность (по силе нажатия руки на специальный ключ) и форму (при помощи кимографа). При этом „динамоскоп“ должен был служить средством измерения умственного напряжения — на основе того предположения, что чем слабее нажим, тем сложнее умственная задача.
Учение о реакциях человека или реактология (1921год).
Необходимо исследование собственно психологической стороны реакции (исследование физиологической стороны – Бехтерев, Павлов).
Необходимо полное отделение психологии от философии, которая тормозит развитие научной психологии и делает ее насквозь умозрительной.
Психология – естественнонаучная дисциплина как по методу работы, так и по объекту изучения (ибо психические процессы – процессы энергетического порядка).
- Задачей реактологии было исследование поведения как совокупности реакций человека на биосоциальные раздражители.
Реакция:
- основная форма любого жизненного проявления.
- единственно первоначально данная форма жизненного проявления. Реакция понималась чрезвычайно широко как любое жизненное проявление, начиная от реакции простейших. Такое понимание реакции стирало различия между простейшими и более сложными формами поведения животных, и тем более человека.
Лишь путем анализа и абстрагирования мы в состоянии выделить из реакции такие составные части, как восприятие или движение. В соответствии с этим Корнилов предлагает новый объект изучения– не отдельные психические явления, а реакции живого организма, охватывающие все формы проявления его в отношении окружающей среды.
- В составе реакции можно выделить 3 компонента
- сенсорный
Раздражение воспринимающего органа
- центральный
Процессы в ЦНС
- моторный
Импульс двигательного характера.
Как сенсорный, так и моторный моменты бывают даны в скрытой форме.
НО!
Реакция – единое, законченное целое, из которого только путем анализа и абстрагирования мы отделяем различные моменты, давая им специфические названия.
- Энергетическая основа реакции. Реакция по своей сути – трансформация энергии и постоянное нарушение энергетического баланса между индивидом и окружающей средой.
Любая реакция – функция взаимодействия организма и среды. Это взаимодействие принимает различные формы, но в своей основе имеет, ни что иное как разряд, потребление и трансформация различного рода энергий друг в друга.
Протекание энергетических процессов, влекущее за собой под влиянием особой структуры НС изменения в смысле быстроты, напряженности и направления разрядов энергии и вызывает то, что мы субъективно воспринимаем, как психические процессы, но что объективно является ничем иным как особым проявлением все той же физической энергии.
- Все многообразие реакций человека можно свести лишь к нескольким основным типичным формам. 7 основных форм:
- натуральная реакция
Наблюдается в условиях наиболее близких естественному состоянию человеку, если предосталять ему работать наиболее удобным для него способом.
- мускульная реакция
Наблюдается, когда у испытуемого создается установка произвести движение тотчас же, как только будет воспринято раздражение (внимание концентрируется по преимуществу на движении).
- сенсорная реакция
Определяется установкой производить движение лишь после отчетливого восприятия раздражения (внимание концентрируется преимущественно на раздражении)
- реакция различения
При предъявлении испытуемому 2х заранее известных ему раздражения (простое различение) или же несколько таких раздражений (сложное различение), движение следует только после отчетливого их различения.
- реакция выбора
Испытуемому предъявляют 2 заранее известных ему раздражения, предлагая на одно реагировать, а на другое нет (выбор между движением и покоем).
- реакция узнавания
Предлагается реагировать только после узнавания ранее не предъявляемого раздражения.
- ассоциативная реакция
Движение следует только после того, как предъявленное раздражение вызвало по ассоциации первое появившееся в сознании представление (свободная ассоциация) или же представление, стоящее в определенной логической связи с данным впечатлением.
- Принцип однополюсной траты энергии
Мыслительная деятельность и внешнее проявление движения находятся в обратном отношении друг к другу. Чем более интенсивней становится мыслительный процесс, тем менее интенсивным становится внешнее выявление движения.
- Антитеза воли и интеллекта
Согласно Корнилову, первична воля (вообще, конечно, первична реакция, а не интеллект или воля. Но если выбирать между интеллектом и волей, то воля), т.к. быть живым – значит проявлять себя в действии, только по этому можно заключить о наличии эмоций и интеллекта, фактом наличия волевого акта и обуславливается активный характер всей нашей душевной жизни.
И вообще: «Интеллект есть не что иное, как заторможенный волевой процесс, не превратившийся в действие».
- Нахождение меры психических процессов
Вводилось понятие коэффициента работы: это величина, являющаяся продуктом отношения интенсивностей мускульной и сенсорной реакций. Чем больше коэффициент, тем с большим трудом осуществляется переход от одного вида реакции к другому.
Мера, при помощи которой возможно сравнение психической работы, произведенной различными лицами.
- Трудовая деятельность рассматривалась как частный вид реакций. Есть гамма трудовых реакций и гамма трудовых профессий. Были сделаны выводы для психотехники— отбора рабочих для той или иной профессии; утверждалось, что переход от умственного труда к физической работе легче, чем от физической работы к умственному труду: создать из интеллигента представителя физического труда легче, чем из рабочего — интеллигентного человека.
- Критика
- В реактологии Корнилову не удалось осуществить задачу перестройки психологии на основах диалектического материализма. Это направление отличали крайний механицизм, натурализм и биологизаторский подход к пониманию поведения человека, его психики. В 1931 г. в Москве в Государственном институте педагогической психологии и педологии (теперь НИИ общей и педагогической психологии АПН СССР) состоялась дискуссия по реактологической психологии. В итоговом документе («Резолюции») давалась оценка ситуации в психологии, причем эта оценка получила характерную для науки тех лет политическую окраску.
Реактология критиковалась за отрыв теории от практики, что выразилось в ряде «неверных и порой вредных для практики социалистического строительства положений» (имелся в виду прежде всего закон однополюсной траты энергии).
- Во всех своих опытах Корнилов попытался доказать истинность своих представлений — о том, что центральные и периферические компоненты реакции находятся в обратно пропорциональной зависимости, а между скоростью и силой реакции существуют прямо пропорциональные отношения. Но уже с самого начала эта попытка была обречена на неудачу. И не только из–за ошибочности исходных теоретических представлений. Корнилов, человек определенно практической, а не теоретической ориентации, был более склонен давать ответы, важные для конкретного применения, нежели от одного вопроса идти к другому. И в тех данных, которые он получал в экспериментах, он видел лишь то, что соответствовало его гипотезам, а все остальное или просто не воспринимал, или (после знакомства с диалектикой) трактовал как проявление диалектического противоречия.
- Фактически, не было получено никаких серьезных подтверждений исходных гипотез, но разбиение исследования на циклы — исследование „натуральных“, „сенсорных“, „моторных“ и прочих реакций — позволило ему анализировать лишь те циклы, в которых было хотя бы какое-нибудь согласование с исходными положениями.
Проблема сознания.
Специфика человека - наличие сознания.
Без сознательности человеческая активность лишена смысла и значения. Без сознания невозможна цель. Сознание делает подотчетными все формы внутренней активности.
Критерием осознанности является возможность выражения соответствующего содержания в языке.
В советской психологии в 20-е гг. наметилась тенденция считать проблему развития психики конституирующей в определении предмета психологии, а исследование развивающейся психики ребенка — одним из ведущих по своему значению и удельному весу (П. П. Блонский, М. Я. Басов, Л. С. Выготский и др.).
Главным предметом исследования Басова было развитие личности ребенка, детская психология. Вообще проблема развития рассматривается Басовым как проблема первоочередной важности в психологии («Проблема развития вместе с ... проблемами предмета и методологической составляет основание психологии»).
Басов против биологизации в психологии (например, при рассмотрении проблемы возраста, критикует биологические концепции, в соответствии с которыми возраст рассматривается как обусловленный биологическим развитием. Необходимость выявления специфически психологических закономерностей развития – задача психологического исследования).
ПИТЕРСКАЯ ШКОЛА.
Началась с Бехтерева. В контексте физиологии и нейропсихологии. Основоположник объективного подхода изучения психики.
Главный ученик Бехтерева – Лазурский, родился в 1884 г. Умер в 1917 г. в возрасте 43 лет. Его теория личности конкретная и развернутая.
Спорил с Бехтеревым, что не надо только ограничиваться объективным путем. Его работа распадается на два этапа (сам не делил): до 1912 г. центральным понятием было характер и характерология. ДО 1917 г стал говорить про личность, что это не только характерология, но психосоциальный аспект.
Строит целостную классификацию личности.
1909 г. – «Очерк науки о характерах», Лазурский. 2 часть – описание конкретных параметров свойств.
Индивидуальная психология или характерология – изучает наклонности, конечная цель составление классификации характеров.
Характер – совокупность наклонностей присущих данному лицу. Понятие темперамента вливается в характер, и вообще считает его отжившим. В характере могут быть совмещены наклонности, это называется гибкостью характера.
1912 г . – вторая программа, в соавторстве с Франком. «Программа исследования личности в ее отношении к среде». Соотношение личности внешним объектом (Франк), они называют экзо и эндопсихическими.
Соотношение между собой экзо и эндопсихических сторон личности описывает в следующей своей программе. Личность – устойчивое единство, которое лежит в основе всего, что совершается в мире. Характер связан с волей и управляемыми процессами. Он говорит, что в жизни человека важное значение имеют элементы приобретенные в среде, а не врожденные. Вводит эндо и экзопсихические понятия. Ядро психики – эндопсихические процессы, но реально основное внимание уделяет экзопсихики, отношением с окружающем миром
За 10-летие с небольшим Лазурский проделал большую эволюцию, путь от индивидуальности к личности, от генетически обусловлены внутренних особенностей под влиянием нервной системы к сфере взаимоотношений личности с миром и др. Динамика его взглядов основывалась в том, что экзопсихическая сторона личности приобретает большое значение. Вектор динамики от изолированного индивида направлен к миру.
Мясищев В.Н. (1893-1974) – психология отношений.
Для него главная проблематика – проблема психотерапии, клинической психологии, Центр клинической психологии и клинической диагностики (50-е гг.).
Ананьев Б.Г. Занимался вопросами восприятия. Напрямую вопросами личности не занимался. Последние работы были посвящены комплексному изучению человека. Пытался интегрировать его разные свойства и качества.
Ананьев Борис Герасимович (1907-1972) защищал комплексный характер исследований в психологии, предполагающий широкие междисциплинарные связи. Деятельность как одна их детерминант развития психики. Проблема интеграции знания. Развил лучшие традиции Бехтерева, руководствуясь марксистской методологией. Общая методологическая основа его исследований – принцип отражения и принцип развития. Индивидуальное развитие рассматривалось как внутренне противоречивый процесс, зависящий от наследственности, среды, воспитания и собственной деятельности (в том числе деятельности общения) индивида.
ПЕРМСКАЯ ШКОЛА
Мерлин (1898 - ). Ученик Басова, работал с ним в Петрограде. В 50-е гг. окончательно осел в Перми. Создал за 30 лет там серьезную научную школу – бренд интегральной индивидуальности. Понятие личность у него вторична. Ключевое – интегральная индивидуальность. С 1972 – системное изучение индивидуальности.
Интегральная индивидуальность – особый характер связи между всеми свойствами человека. . Как эти элементы между собой связаны. Он констатирует, что свойства относятся к разным уровням, и как связаны свойства на одном уровне и на разных. Свойства и связи интегральной индивидуальности складываются с индивидуальных свойств и характера связей между индивидуальными свойствами.
Выделяются 3 уровня интегральной индивидуальности:
1. низший – система интегральных свойств организма
· биохимические свойства
· общие соматические свойства
· нейродинамические свойства нервной системы
2. средний – система индивидуальных психических свойств
· психодинамические свойства темперамента
· психические свойства личности
3. высший – уровень социально-психологических индивидуальных свойств
· подсистема социальных ролей в группах
· социальных роли в больших исторических общностях
Мерлин говорит о личности как о субъекте активно вмешивающемся в свою жизнь, поэтому система интегральности – саморегулирующаяся система. Личность – саморазвивающаяся система.
Понятие индивидуального стиля деятельности. Это понятие кроме Мерлина связано с одним из ведущих учеников Мерлина Е.А. Климова. Климов в своей диссертации разрабатывал понятие индивидуального стиля деятельности.
68. Важнейшие направления мировой психологии второй половины XX века (когнитивная психология, гуманистическая психология, логотерапия В. Франкла).
Во второй половине 20 века направления, зародившиеся в период открытого кризиса начинают терять популярность. Безусловно, их влияние сохраняется, однако, накопившиеся противоречия заставляют пересмотреть сами их исходные позиции. Возникают новые продуктивные направления.
Наиболее широкое – когнитивная психология.
*Далее, если никто не против, я вставляю кусище из конспекта к курсачу. Это Величковский, «Когнитивная наука».*
Предмет, метод, задачи и функции истории психологии. Методологические принципы историко-психологического познания. Понятие о категориальном анализе (М.Г.Ярошевский).
История психология – не коллекция фактов, это теория развития, исследование пути научного познания.
Предмет - Представления о психической реальности, какими они были на разных этапах поступательного развития науки.
Задачи:
- анализ возникновения и дальнейшего развития научныхзнаний о психике.
- выявление путей, факторов, источников и закономерностей
- изучение вклада ключевых фигур творцов психологического знания
Функции (из лекций):
1. знание исторического вопроса необходимо для того чтобы не повторяться. Исследование должно иметь новизну, а для этого надо знать старое.
Б.М. Теплов: «Культура научного исследования требует знание истории, т.к. исследование это должно войти в систему научного знания как элемент этой системы»
2. творческий диалог с прошлым
Решение собственной проблемы, а не обращение к истории с целью собственно исторической
Пример: Левин – анализируя конфликт между взглядами Аристотеля и Галилея применительно к собственной проблеме, показал, что надо не просто соединить психологию сознания и поведения, а изменить понимание = принцип единства сознания и деятельности.
3. сохранность памяти о прошлом, все достижения.
Методы:
Основной задачей методов и методик исторического исследования является изыскание источников, а затем внутренняя организация, систематизация исследуемого материала, который включает факты, теории, законы, понятия. Работа историка требует синтеза эмпирического и теоретического подходов к предмету исследования.
- Основным методом истории психологии является теоретическая реконструкция, описание и критический анализ научных систем прошлого, конкретных программ получения, обоснования и систематизации психологического знания. Такой анализ опирается на методологические принципы исторического исследования и производится с позиции и по отношению к достижениям и проблемам современной психологии.
Его результатом является ретроспективное воспроизведение научных концепций, проблем, исследовательских методов и т. п. в их исторической последовательности в соответствии с логикой предмета.
- метод интервьюирования.
Беседа по заранее составленному исследователем перечню вопросов, направленных на получение материалов в соответствии с конкретной задачей исследования.
Примеры: беседы Р. Ивенса, американского психолога, с К. Юнгом, Э. Джонесом, Э. Фроммом и др. Из советских исследователей этим методом пользовались В. В. Умрихин, Даниличева.
- Биографический и автобиографический методы воссоздают атмосферу реальной жизни, являются источником знаний о духовном развитии ученого, этапах его научного труда. Метод играет огромную роль в пропаганде науки, дает уникальный материал о жизни людей науки, научном творчестве.
Пример: А. Р. Лурия «Этапы пройденного пути. Научная автобиография» (М., 1982).
- Анализ научных ссылок
Установление частоты цитирования научных трудов, производится с целью получения сведений о связях между научными направлениями, о переднем крае науки и тенденциях ее развития. Значимость этого приема для изучения состояния и динамики научных исследований ограничена, поскольку частота цитирования определяется не только объективной ценностью научного труда, но и другими факторами, влияющими на степень его известности в научном сообществе. Названный прием может использоваться в историческом .исследовании только в совокупности с другими методами.
Принципы:
-принцип историзма.
Требует от историка рассмотрения того или иного отрезка прошлого во всей полноте его конкретного содержания, в системе соответствующих социокультурных условий, как детерминируемый общей ситуацией в науке и рассматриваемый в сопоставлении с предшествующими знаниями.
В истории не должно быть белых пятен, забвения тех или иных исторических событий или лиц.
В соответствии с принципом историзма производится и оценка прошлого. В ней выявляется то новое, что содержит в себе рассматриваемое знание по сравнению с предшествующим этапом. Одновременно должна быть раскрыта неизбежная ограниченность любого этапа в развитии знания в сравнении с более поздними его этапами.
Нарушением принципа историзма в понимании прошлого являются презентизм и антикваризм. Презентизм ограничивает историческое исследование лишь тем, что обладает значимостью для настоящего этапа развития науки и вместо изучения исторического процесса развития науки во всей его полноте ориентируется на выделение лишь таких фрагментов его содержания, которые наиболее соответствуют современным взглядам.
Антикваризм рассматривает прошлую историю безотносительно к задачам современности, как нечто застывшее, окаменевшее. Такая «чистая история» превращается в простую регистрацию событий в их временной последовательности и не вписывается в практику современного научного исследования.
- принцип единства логического и исторического
Историк должен не просто описать тот или иной этап исторически развивающегося знания, но представить его теоретически и, значит, выявить в нем нечто постоянное. Следование принципу единства логического и исторического предостерегает от абсолютизации исторически ограниченных истин и позволяет оценивать их действительное значение.
Любое обобщение истории науки начинает пониматься не как застывшая структура, а исторически, т. е. в своем подлинном значении, как этап на бесконечном пути научного познания.
- Историко-психологическое познание требует выявления социально-политической направленности, идеологической сущности психологических идей.
Внимание к идеологической стороне психологических знаний способствует углублению понимания их собственно научного содержания: вк