Понятие о категориальном анализе в психологии. Основные категории психологической науки, их характеристика.

Категориальный анализ (в психологии) (от греч. kathegoria — высказывание, признак) — способ изучения развития психологического познания как деятельности (М. Г. Ярошевский), элементами которой выступают конкретно-научные категории, воспроизводящие различные стороны психической реальности: образ, действие, мотив и др. (базисные категории), сознание, деятельность, личность и др. (метапсихологические категории). В психологическом познании различают два уровня: эмпирико-теоретический и категориальный. В сознании ученых, имеющих дело с фактами, гипотезами, концепциями и т. д., представлен первый уровень. Что же касается направляющего это сознание категориального аппарата, то его роль может быть раскрыта только путем специального категориального анализа как особой разновидности историко-теоретического исследования. Применение категориального анализа позволило, в частности, понять предметно-логические факторы превращения психологии в самостоятельную науку, отличную от философии и физиологии (это было обусловлено возникновением ее собственной научно-категориальной структуры). Категориальный анализ различных научных школ раскрывает зависимость их возвышения и упадка помимо других факторов и от запросов логики развития психологического познания (так, появление бихевиоризма было связано с введением в категорию психического действия таких признаков, как объективная наблюдаемость в системе связи организма со средой, а распад этой школы — с трактовкой категории психического образа в духе прежнего интроспекционизма). Будучи формой самопознания науки, категориальный анализ служит изучению закономерностей ее развития в целях эффективной организации новых исследований

Категориальная система психологии — система категорий, с помощью которых осуществляется структурирование и содержательное описание психосферы. Психосфера представляет собой специфическую предметную область психологии, охватывающую богатство и многоплановость феноменов этой науки (Н.Н. Ланге). При соотнесении представления Н.Н. Ланге о психосфере с фундаментальными идеями В.И. Вернадского о биосфере и ноосфере возникает перспектива понять и описать подлинное место психосферы в едином пространстве, образуемом природой и социумом. По В.И. Вернадскому, биосфера представляет собой активную оболочку Земли, в которой совокупная деятельность живых организмов (в т.ч. человека) проявляется как фактор планетарного масштаба и значения. В.И. Вернадским (вслед за Э. Леруа и П. Тейяром де Шарденом) ноосфера понимается как новое эволюционное состояние биосферы, при котором разумная деятельность человека становится решающим фактором ее развития. Для ноосферы характерна тесная взаимосвязь законов природы с законами мышления и общества. Отсюда очевидно, что психосфера (сохраняя собственную уникальную предметность) интегрирует в превращенном виде процессы, совершающиеся в биосфере и ноосфере. Это дает возможность построить категориальную систему психологии, расположив категории на пяти уровнях. Нижний уровень детерминирован биосферой, значение которой убывает по мере перемещения в направлении к социоцентрическому уровню. В свою очередь, верхний — социоцентрический — уровень детерминирован ноосферой и значимость этой детерминации убывает в направлении к биоцентрическому ряду. Между биоцентрическим и социоцентрическим уровнями расположены три собственно психологических уровня: протопсихологический, базисный и метапсихологический. Каждый из этих уровней содержит плеяды из семи категорий, однако это число не рассматривается как конечное и потому сохраняется возможность включения новых категорий, если в этом возникает необходимость. Биоцентрический уровень образует плеяда: "Организм", "Нужда", "Метаболизм", "Сигнал", "Избирательность", "Синергия", "Среда".

Протопсихологический уровень включает плеяду: "Субъект", "Потребность", "Рефлекс", "Ощущение", "Аффективность", "Сосуществование", "Предметность". Базисный психологический уровень включает: "Я", "Мотив", "Действие", "Образ", "Переживание", "Интеракция", "Ситуация". Метапсихологический уровень: "Личность", "Ценность", "Деятельность", "Сознание", "Чувство", "Общение", "Персоносфера". Социоцентрический уровень (как и биоцентрический) не является собственно психологическим, и если психология представлена в этой плеяде, то только наряду с категориями философии, этики, эстетики, социологии и культуры в целом. Такова плеяда, состоящая из категорий: "Человек", "Идеал", "Свобода", "Разум", "Смысл", "Соучаствование", "Эйкумена". Каждая из категорий плеяды каждого уровня входит в один из семи столбцов матрицы категориальной системы психологии.

Эти столбцы представляют собой кластеры, объединяющие категории психологии по определенному признаку, составляющему то или иное фундаментальное психологическое измерение бытия человека. (1) Кластер субстанциональности включает категории: "Организм" (биоцентрический уровень), "Субъект" (протопсихологический уровень), "Я" (базисный психологическрй уровень), "Личность" (метапсихологический уровень), "Человек" (социоцентрический уровень). (2). Кластер направленности включает, соответственно, категории: "Нужда", "Потребность", "Мотив", "Ценность", "Идеал". (3). Кластер активности включает: "Метаболизм", "Рефлекс", "Действие", "Деятельность", "Свобода". (4). Кластер когнитивности: "Сигнал", "Ощущение", "Образ", "Сознание", "Разум". (5). Кластер пристрастности: "Избирательность", "Аффективность", "Переживание", "Чувство", "Смысл". (6). Кластер событийности: "Синергия", "Сосуществование", "Интеракция", "Общение", "Соучаствование". (7). Кластер действительности: "Среда", "Предметность", "Ситуация", "Персоносфера", "Эйкумена". По мере продвижения вверх по вертикали категории во всех кластерах переходят от сущности к явлениям и последние выступают в качестве сущности по отношению к явлениям более высокого уровня. Переход между категориями мыслится согласно схеме восхождения от абстрактного к конкретному. Так, например, протопсихологический ряд отвечает в известной степени идее преформизма, в нем в свернутом виде содержится все богатство, обнаруживающее себя на более высоком категориальном уровне. При этом определяющую роль играет та категория, которая находится непосредственно ниже по вертикали- она носит характер примата по отношению к категории, находящейся "выше", имеющей, соответственно, характер деривата. Т. о. в К. с. п. мы имеем дело со встречной детерминацией социокультурного и биологического факторов.

Каждая категория — это "место встречи" указанных детерминант. Следует еще отметить, что каждая из указанных категорий является родовой по отношению к определенному кругу психологических понятий. Так, например, категория "Образ" может быть конкретизирована в таких понятиях, как "Восприятие", "Представление", "Воображение", "Память" и др. Предложенная К. с. п. заключает в себе модель "теории теорий", являясь одним из инструментов, позволяющим для разрешения исторического "кризиса психологии" отказаться от представлений о "клеточке" психического, из которой якобы можно выстроить теорию психологии.

А.В. Петровский, В.А. Петровский

Например, категория «развитие»

В процессе онтогенеза выделяют ряд сменяющих друг друга периодов. Каждый из которых отличается особыми образованиями и особенностями в психических процессах. Существуют различные периодизации: три основных периодизации, которые зависят от разных критериев.

1. Периодизация построен на основе строения процессов, которые связаны с детским развитием (Холл, Штерн).

2. На основ выделения 1-го признака детского развития как критерия детства, выделен периодов (Блонский): беззубое, молочнозубое, костнозубое детство.

3. Периодизация, построенная на выделении существенных особенностей самого детства. В отечественной психологии за основу — Эльконин предложил рассматривать каждый период развития на основе четырех критериев:

1) социальная ситуация развития, и способ ориентации в этих отношениях;

2) ведущий тип дельности;

3) основное новообразование развития;

4) кризис,

Рассматривая каждый период как состоящий из двух стадий, Эльконин считал, что на 1-й стадии осуществляется изменения мотивационно-потребностной сферы личности, а на 2-й происходит освоение операционально-технической сферы.

Периоды и стадии по Эльконину, выглядят так:

1. Эпоха раннего детства состоит из 2-х стадий —

а) Младенчества (до года), открывающиеся кризисом «новорожденное». Первая травма — травма рождения. Следующие травмы — крик. Только инстинкты и физиологические реакции. Поведения нет. Характеристика: психологически отделен от матери, новые физические возможности, к концу периода появляется зачатки самосознания. Восприятие доминирует над вниманием, памятью и мышлением. Ведущий вид деятельности — эмоциональное общение со взрослым; младенчество социальная ситуация - неразрывное единство ребенка и взрослого. Ребенок нуждается во взрослом. Новый вид деятельности — общение и

б) Раннее детство (1−3), началом которого является кризис 1-го года, потребность общения не нахватает реализации из-за недостатка развития речи, в котором осуществляется освоение операционально-технической сферы. Ведущая деятельность — предметно-манипулятивная (характеристика: новообразования приводят к совместной деятельности со взрослым (ребенок — предмет — взрослый). Развитие действия от совместного со взрослым до самостоятельного использования.

2. Эпоха детства открывается кризисом 3 лет (Я-сам), знаменующим начало дошкольного возраста(3−6) (ведущий вид деятельность — игровая деятельность). Второй стадией является младшей школьный возраст (6−11), который открывается кризисом 6—7 лет (учебная, трудовая, игровая, учебн).

3. Эпоха отрочества делится на стадию подростков возраста (10−11) (началом является кризис 11—12 лет), ведущий вид деятельность - профессионально-личностные отношения, весь период является кризисным и стадией ранней юности (14−17) ведущий вид деятельность — морально-личностное общение, связанной с криз 15 лет.

По Эльконину, кризисы 3 и 11 лет — это криз отношений, вслед за ними возник новые ориентации в человеческих отношениях; а кризисы 1,7 и 15 лет меняют ориентацию в мире вещей. Дошкольный возраст (условно делится на: младший шкальный, средний школьный, старший школьный) — период интенсивного формирования психики. Ведущий вид деятельность — ролевая игра. Новые качественные образования происходят благодаря общением со взрослыми, сверстниками, благодаря включению в различные виды деятельности. Ведущая формой психики становится представление (развивается в развлекательных видах игровой деятельности (рисование, лепка, конструирование, ролевые, сюжетные игры). Представления накладывает отпечаток на весь процесс психического развития. Формируется личностные свойства. При этом важны социально-значимые эталоны поведения, которыми становятся литературные герои и окружающие люди. Социальная ситуация: у ребенка появляется большое желание постичь смысловую основу действий взрослых, в то же время ребенок отстранён от активного участия в деятельности и отношениях взрослых.

Эмоциональная сфера. Характерно отсутствие сильных вспышек и конфликтов. Ребенок начинает радоваться и печалится не только по поводу того, что он делает в данный момент, но и по поводу того, что ему еще предстоит сделать (кризис 6-ти лет −1. манерничанье — ребенок. Что-то из себя строит, скрывает, 2. симптом горькой конфеты — ребенку может быть плохо, но он старается этого не показывать, замыкается в себе и становится неуправляемым; 3. потеря непосредственности). Ребенок не способен делать то, что ему неинтересно. Формируется чувство юмора, прекрасного, сопереживания. Мотивационная сфера. Наиболее сильный мотив — поощрение. Слабее — наказание, еще слабее — собственное обещание. Ребенок учится подчинять свое поведение нормам морали. Новообразование возникает схема мировоззрения (не всё создано человеком), 1-е этические представления (хорошо плохо), обдуманные действия преобладают над импульсивными, закладывается начало самооценки. Половая идентификация, способность к обобщению переживаний (появление устойчивых эмоциональных проявлений), развитие наглядно-действенного и появление наглядно-образного мышления. Педагогическая готовность к школе. 1. мотивационная — характеризуется желанием дошкольника идти в школу. Чтобы ребенок успешно учился он должен стремится к новой школьной жизни, к серьезным занятиям, ответственным поручениям. 2. интеллектуальная — указывает на необходимость достаточного развития всех познавательных процессов для освоения учащимися программы начальной школы. 3. произвольная — учебная деятельность младшего школьника, сменяющая сюжетно-ролевую игру дошкольников требует сформированности у ребенка умения управлять своим поведением. В соответствии с требованиями педагогов. 4. социально-психологическая — социально-психологическая готовность предполагает способность ребенка строить своё взаимоотношение и общение с взрослыми и другими детьми психологически познавательные процессы.

Билет 12

1.Формы и виды мышления, особенности их развития в онтогенезе.

2. Психологические особенности подростка.

3.Наследственность и среда в индивидуальном развитии.

Наши рекомендации