Познавательный процесс, многообразие его форм, структура, основные уровневые характеристики.
Процесс познания представляет собой развивающийся, динамичный в своей основе процесс. Это обусловлено появлением у человека и общества новых потребностей, развитием, совершенствованием практики, всей деятельности человека.
Познание – это адекватное отражение действительности, зафиксированное с помощью семиотических средств. Это и социально-организованная форма теоретической деятельности субъекта, направленная на получение достоверных знаний о действительности. Это и целостный процесс, в котором человек участвует всеми своими способностями.
В структуре познавательного процесса обычно выделяют два базовых уровня: чувственное познание и рациональное познание. На уровне чувственного познания осуществляется отражение внешнего мира в наглядной образной форме в результате непосредственного контакта субъекта познания, обладающего органами чувств, нервной системой, мозгом, с объектами реальной действительности. Рациональное познание представляет собой активный творческий процесс сущностного и опосредованного познания мира. Основными формами рационального познания являются: понятия, суждения, умозаключения.
Познание - высшая форма отражения объективной реальности. Познание не существует отдельно от познавательной деятельности отдельных индивидов, однако последние могут познавать лишь постольку, поскольку овладевают коллективно выработанной, объективизированной системой знаний, передаваемых от одного поколения к другому.
Существуют различные уровни познания:
чувственное познание
мышление
эмпирическое познание
теоретическое познание.
Выделяют также различные формы познания:
познание, направленное на получение знания, неотделимого от индивидуального субъекта (восприятие, представление)
познание, направленное на получение объективизированного знания, существующего вне отдельного индивида (например в виде научных текстов или в форме созданных человеком вещей).
Объективизированное познание осуществляется коллективным субъектом по законам несводимым к индивидуальному процессу познания, и выступает как часть духовного производства.
Различают также такие типы познания как:
Обыденное, художественное, научное (естественно-научное, общественно-научное).
40. Теория и практика. Функции практики в процессе познания и теории – в процессе преобразования действительности.
Познание развивается и совершенствуется в тесной связи с общественной практикой. Практика - это материальное освоение общественным человеком окружающего мира. В ней люди преобразуют и создают материальные вещи, опредмечивая свои сущностные силы. Опредмечивание и есть процесс материализации намерений людей, превращение субъективных творческих способностей, замыслов, идей в форму предметности, в вещь, объективно существующую.
Основные функции практики в процессе познания:
1. Практика является источником познания потому, что все знания вызваны к жизни главным образом ее потребностями. В частности, математические знания возникли из необходимости измерить земельные участки, вычислить площади, объемы, исчислять время и т.д. Однако, не всегда, конечно, открытия в науке (например, периодический закон Менделеева) делаются непосредственно «по заказу» практики.
2. Практика выступает как основа познания, его движущая сила. Она пронизывает все стороны, моменты, формы, ступени познания от его начала до его конца. Весь познавательный процесс (начиная от элементарных ощущений и кончая самыми абстрактными теориями) обуславливается - в конечном счете - задачами и потребностями практики. Она ставит перед познанием определенные проблемы и требует их решения. В процессе преобразования мира человек обнаруживает и исследует все новые и новые его свойства и стороны, и все глубже проникает в сущность явлений. Практика служит основой познания также и в том смысле, что обеспечивает его техническими средствами, приборами, оборудованием и т.п., без которых оно не может быть успешным.
3. практика является опосредственно целью познания, ибо оно осуществляется не ради простого любопытства, а ради того, чтобы направить и соответствующим образом, в той или иной мере, регулировать деятельность людей. Все наши знания возвращаются в конечном итоге обратно в практику и оказывают активное влияние на ее развитие. Задача человека состоит не только в том, чтобы познавать и объяснять мир, а в том, чтобы использовать полученные знания в качестве «руководства для действия» по его преобразованию, для удовлетворения материальных и духовных потребностей людей, для улучшения и совершенствования их жизни.
4. практика представляет собой решающий критерий истины, т.е. позволяет отделить истинные знания от заблуждений.
Нельзя рассматривать познание как нечто готовое, застывшее, неизменное, а разбирать, как из незнания появляется знание, как в ходе практики происходит движение, восхождение от неполного, неточного знания к более полному, более точному и глубокому, совершенному.
Критерий практики одновременно определен и неопределен, абсолютен и относителен. В добывании истины, как и в ее проверке, необходимо единство теории и практики, которое есть коренной принцип философской гносеологии. Это есть такое их диалектическое взаимодействие, в котором все же практика выше познания, и, как уже было показано ранее, исходный и конечный пункт, основа этого процесса.