Иррационализация философии в творчестве А.Шопенгауэра, С.Кьеркегора, Ф. Ницше. «Философия жизни»

С середины XIX в. в Европе совершается целая серия "фило­софских революций", направленных, против рационалистических концепций. Одним из первых подобную "революцию" осу­ществил Артур Шопенгауэр, системно изложив­ший свои воззрения в труде "Мир как воля и представление". Мир, согласно Шопенгауэру, может обнаруживаться человеком и как воля, и как представление. Воля — это абсолютное начало всякого бытия, некая космическая и биологическая по своей природе сила, созидающая мир и человека. С появлением последнего возникает мир как представление, как человеческая я картина. Человек является рабом воли, поскольку во всем служит не себе, а Абсолюту. Воля заставляет человека жить, каким бы бессмысленным ни было его существование. Она заманивает индивида призраками счастья и соб­лазнами. На самом же деле человек имеет для воли лишь косвенное значение, так как служит средством для ее сохранения. У человека есть толь­ко один выход — погасить в себе волю к жизни. Шопенгауэр выделял две разновидности людей, которые пере­стали быть рабами воли: святые в земной жизни и ген ми в искус­стве. Согласно Шопенгауэру, гениальность — это способность пребывать в чистом созерцании. Погруженный в такое состояние че­ловек уже не индивид, а чистый, безвольный, вневременной субъект познания. Обыкновенный человек не способен к созерцанию подобного рода. Он обращает внимание на предметы в связи с тем, что они имеют отношение к его воле. Поэтому он должен довольствоваться или неудовлетворенными желаниями, или, в случае их удовлетворения, скукой. Вместе с тем, подчеркивал Шопенгауэр, каждый человек, располагает тремя высшими бла­гами жизни — здоровьем, молодостью и свободой. Пока они есть, индивид их не осознает и не ценит, осознает же лишь в случае их утраты, поскольку эти. блага, по Шопенгауэру, только отрица­тельные величины. Шопенгауэр первым в XIX в. дал философское обоснование пессимизма. Однако его рассуждения о бессмысленности человеческого существования казались недостаточно убедительны­ми. Европейское общество продолжало оптимистично смотреть вперед, идеал прогресса еще не был омрачен будущими потря­сениями. Слава подлинного мыслителя-пророка к Шопенгауэ­ру придет значительно позднее.

Сёрен Кьергегор. Датский философ. Осн.работа – «Страх и трепет». Как философ-иррационалист изучает 3 стадии экзистенции: эстетическую (Дон Жуан), этическую (Дон Кихот), религиозную (Авраам). Рассматривает парадокс и абсурд как формы жизни, после кот.следует «прыжок в жизнь».

Одним из ярчайших представителей европейского философ­ского иррационализма был немецкий мыслитель Фридрих Ницше. Жизнь он рассматривал как "волю к власти". Все живое, согласно философу, стремится к власти, неравенство лее сил создает естественную дифференциацию. Жизнь — это борь­ба всех против всех, в ней побеждает сильнейший.

Главную причину краха современной ему цивилизации фи­лософ видел в преобладании интеллекта над волей. Там, где интеллект возвышается над волей, она обречена на неминуемое разложение. Именно поэтому разум должен быть подчинен воле и работать как орудие власти. В данной связи Ницше выделяет три задачи познавательного процесса: 1.Приспосабливать организм к среде, сохраняя тем самым его существование. 2.Не познавать предметы и вещи окружающего мира, а практически овладевать ими. 3. Накапливать в качестве истин полезные для жизни заб­луждения .

Таким образом, Ницше пытался разорвать границы чисто теоретического познания и ввести в него в качестве регулятора практическую жизнь, Однако этот регулятор оказался не чем иным, как инстинктивной деятельностью, направляемой сле­пой иррациональной волей к власти.

Ницше одним из первых сказал о наступлении нигилизма, т.е. времени, когда христианский Бог утратил свою значимость для европейской культуры. Назначение отрезвленного ниги­лизмом европейского человека мыслитель видел в том, чтобы мужественно восторжествовать над остатками иллюзий.

Немецкий философ-пророк был, безусловно, прав, характе­ризуя современную ему европейскую культуру как "тонень­кую яблочную кожуру над раскаленным хаосом".

Наши рекомендации