Философия как социокультурный феномен, ее образы в истории культуры, роль в жизни человека и современном цивилизационном процессе.
Философия как социокультурный феномен, ее образы в истории культуры, роль в жизни человека и современном цивилизационном процессе.
Ф. (греч. Phileo-люблю, sophia–мудрость) - система знаний о фундаментальных принципах и основах бытия ч-ка, его отношениях к природе и культуре, обществу, дух.жизни. Возникла 3000 лет назад в культурах Индии, Китая, Греции. Автор термина – Пифагор (6 в. до н.э.) согласно Диогену Лаэртскому. Отец ф. – Сократ (5 в. до н.э.). Основоположник – Аристотель (4 в. до н.э.). С возникновением философии начался нескончаемый спор между философами о том, что представляет собой философия, какова её ценность в культуре и в чём состоит её предмет. Существует вполне обоснованное мнение, что этот спор или критический диалог является сутью самой философии и характеризует её как уникальную форму духовно-теоретической рефлексии над важнейшими основоположениями культуры. Философия, действительно, уникальна в том смысле, что она проблематизирует свой предмет и разные её представители предлагали различные интерпретации целей и задач философского познания. Платон полагал, что философия есть познание сущего, вечного и непреходящего. Согласно Аристотелю, она представляет собой исследование причин и принципов вещей. По мнению Гегеля, философия есть мыслящее рассмотрение предметов. В современной философии разрабатываются принципиально новые интерпретации природного и социального мира, обосновываются новые цели и идеалы человеческой деятельности и общения, разрабатываются новые перспективы самого человека. Предпосылки для формирования этих новых мировоззренческих ориентаций создаются внутри самой техногенной цивилизации и связаны с процессами ее изменения от индустриальной к постиндустриальной фазе развития. При этом особое значение приобретают следующие тенденции социодинамики: а) становление глобальной цивилизации и взаимодействие различных культур и стилей жизни; б) кризис прежних идеалов господства и подчинения, ориентированных на силовое преобразование природы и общества; в) формирование этики ненасилия и культуры общечеловеческих ценностей; г) радикальные изменения в сфере науки и научной рациональности, направленные на создание гибких и человекоразмерных технологий деятельности и методологий мышления. В этих условиях происходят значительные изменения в реализации важнейших функций философии. Роль философии в жизни человека определяется ее функциями. Мировоззренческаяфункция состоит в выработке обобщенных представлений человека о реальности, образе его поведения и деятельности. Методологическаяфункция связана с выработкой в рамках философии представлений об оптимальном образе человеческих действий в сфере познания, практики или коммуникации. Социально-критическаяфункция философии состоит в выявлении ее средствами заблуждений, догм и устаревших стереотипов мышления и практической деятельности, направляющих их по ложному или неоптимальному пути. Философия как мировоззрение – это совокупность представлений о реальности, сис-ма принципов, эталонов и убеждений, определяющих направление деятельности и отношение к действительности отдельного чел-ка, соц. группы или общества в целом. Оно складывается из элементов, принадлежащих науке, философии, искусству, религии, нравственному сознанию, правосознанию, политической идеологии, т.е. не имеет присущих только ему форм выражения своего содержания, а "заимствует" их у названных форм общественного сознания, а также в сфере обыденного сознания и общественной психологии.
Философия как социокультурный феномен, ее образы в истории культуры, роль в жизни человека и современном цивилизационном процессе.
Ф. (греч. Phileo-люблю, sophia–мудрость) - система знаний о фундаментальных принципах и основах бытия ч-ка, его отношениях к природе и культуре, обществу, дух.жизни. Возникла 3000 лет назад в культурах Индии, Китая, Греции. Автор термина – Пифагор (6 в. до н.э.) согласно Диогену Лаэртскому. Отец ф. – Сократ (5 в. до н.э.). Основоположник – Аристотель (4 в. до н.э.). С возникновением философии начался нескончаемый спор между философами о том, что представляет собой философия, какова её ценность в культуре и в чём состоит её предмет. Существует вполне обоснованное мнение, что этот спор или критический диалог является сутью самой философии и характеризует её как уникальную форму духовно-теоретической рефлексии над важнейшими основоположениями культуры. Философия, действительно, уникальна в том смысле, что она проблематизирует свой предмет и разные её представители предлагали различные интерпретации целей и задач философского познания. Платон полагал, что философия есть познание сущего, вечного и непреходящего. Согласно Аристотелю, она представляет собой исследование причин и принципов вещей. По мнению Гегеля, философия есть мыслящее рассмотрение предметов. В современной философии разрабатываются принципиально новые интерпретации природного и социального мира, обосновываются новые цели и идеалы человеческой деятельности и общения, разрабатываются новые перспективы самого человека. Предпосылки для формирования этих новых мировоззренческих ориентаций создаются внутри самой техногенной цивилизации и связаны с процессами ее изменения от индустриальной к постиндустриальной фазе развития. При этом особое значение приобретают следующие тенденции социодинамики: а) становление глобальной цивилизации и взаимодействие различных культур и стилей жизни; б) кризис прежних идеалов господства и подчинения, ориентированных на силовое преобразование природы и общества; в) формирование этики ненасилия и культуры общечеловеческих ценностей; г) радикальные изменения в сфере науки и научной рациональности, направленные на создание гибких и человекоразмерных технологий деятельности и методологий мышления. В этих условиях происходят значительные изменения в реализации важнейших функций философии. Роль философии в жизни человека определяется ее функциями. Мировоззренческаяфункция состоит в выработке обобщенных представлений человека о реальности, образе его поведения и деятельности. Методологическаяфункция связана с выработкой в рамках философии представлений об оптимальном образе человеческих действий в сфере познания, практики или коммуникации. Социально-критическаяфункция философии состоит в выявлении ее средствами заблуждений, догм и устаревших стереотипов мышления и практической деятельности, направляющих их по ложному или неоптимальному пути. Философия как мировоззрение – это совокупность представлений о реальности, сис-ма принципов, эталонов и убеждений, определяющих направление деятельности и отношение к действительности отдельного чел-ка, соц. группы или общества в целом. Оно складывается из элементов, принадлежащих науке, философии, искусству, религии, нравственному сознанию, правосознанию, политической идеологии, т.е. не имеет присущих только ему форм выражения своего содержания, а "заимствует" их у названных форм общественного сознания, а также в сфере обыденного сознания и общественной психологии.