Традиционные разделы философии

(ОСНОВНЫЕ ФИЛОСОФСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ)

_____________________________________________

ОНТОЛОГИЯ   УЧЕНИЕ О БЫТИИ
ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ   УЧЕНИЕ О ЧЕЛОВЕКЕ
ГНОСЕОЛОГИЯ (ЭПИСТЕМОЛОГИЯ)   УЧЕНИЕ О ПОЗНАНИИ
АКСИОЛОГИЯ   УЧЕНИЕ О ЦЕННОСТЯХ
ЛОГИКА   УЧЕНИЕ О ЗАКОНАХ МЫШЛЕНИЯ
СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОВИЯ   УЧЕНИЕ О ЗАКОНАХ ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ
ЭТИКА   УЧЕНИЕ О МОРАЛИ И НРАВСТВЕННОСТИ
ЭСТЕТИКА   УЧЕНИЕ О ЗАКОНАХ КРАСОТЫ
ГЕРМЕНЕВТИКА   УЧЕНИЕ О СМЫСЛАХ
ТЕОЛОГИЯ   УЧЕНИЕ О БОГЕ

Аксиология (греч. “axia” — “ценность”) — трактует понятие ценностей жизни и культуры, процедуры оценки значимых для человека явлений и событий.

Социальная философия— раздел философского знания, изучаю­щий наиболее общие характеристики общественной жизни.

Философия истории— изучает вопросы, связанные со смыслом и целью общественной истории, с ее движущими причинами.

Этика(греч. “ethos” — нрав, обычаи) — учение о морали, т.е. правилах поведения людей, счастье и долге человека, его обязанностях по отношению к обществу, государству, своим ближним и к себе самому.

Эстетика(греч. “aistethicos” — ощущение, чувство) — учение о канонах красоты, формах ее освоения и творчества, прежде всего в искусстве.

Философия религии обосновывает идею Бога и веру в него; анализирует аргументы сторонников и противников религии, пути ее исторического развития и роль в современном обществе.

История философиирассматривает историческое развитие фило­софии. Она изучает философское творчество мыслителей прошлого, а также современных авторов, выделяет эпохи в развитии философии, анализирует связь философских концепции с культурой и особеннос­тями общества. В задачу истории философии входит также сопоставле­ние различных учений, выявление в них того, что может представлять ценность для современности и будущею. История философии является фундаментальной основой для разви­тия всех отраслей философского знания.

РАЗДЕЛ 2. Онтология

традиционные разделы философии - student2.ru традиционные разделы философии - student2.ru традиционные разделы философии - student2.ru Лекция 3. СОЗНАНИЕ КАК ОТРАЖЕНИЕ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, ЕГО ПРИРОДА И СПЕЦИФИКА

1. Отражение и информация как философские категории.

2. Психофизические проблемы сознания.

3. Природа идеального.

4. Эмоции, их формы и значение в психической деятельности.

5. Воля. Структура волевого акта.Память.

6. Сознание. Подсознание. Сверхсознание.

Основная литература

Философия: Учебник для вузов/ Под ред. проф. В.Н.Лавриненко, проф. В.П.Ратникова. – М., 2004. С. 344-347.

Хрусталев Ю.М. Философия. – М., 2004. С. 259-268.

Хрусталев Ю.М. Философия науки и медицины. – М., 2005. С. 339-355.

Дополнительная литература

Веккер Л.М. Психические процессы. Т.2. Мышление и интеллект. Л., 1976; Т.3. Субъект, переживание, действие, сознание. – Л., 1981.

Дубровский Д.И. Проблема идеального. – М., 1983.

Ильин Е.П. Психология воли. – СПб., 2000.

Новая философская энциклопедия: в 4 т. – М., 2000-2001.

Спиркин А.Г. Основы философии. – М., 1999. Гл. XI. “Душа, сознание и разум”.

Спиркин А.Г. Сознание и самосознание. – М., 1972.

Эренберг М., Эренберг О. Развитие возможностей интеллекта. – Минск, 1996.

1. Отражение и информация как философские категории

Ключевое понятие в проблеме сознания – отражение. Оно далеко не сводится к оптическим процессам зрительного восприятия. Зеркало и т.п. варианты отражения — частный его случай. Отражение в широком смысле этого слова присуще всей материи. В этом, фундаментальном для природы качестве отражение представляет собой способность одних материальных объектов воспроизводить особенности других в результате взаимодействия данных объектов друг с другом.Следы на почве, фотография, речь, обучение иностранному языку — примеры отражения, только в разной степени развитого.

Структура акта прямого отражения:

– взаимодействие предметов;

– изменение состава, структуры или функций одного объекта или обоих под влиянием их взаимодействия;

– частичное уподобление одного из взаимодействовавших объектов другому; сохранение каких-то “следов” взаимодействия после его прекращения; перенос информации о воздействовавшем объекте на подвергшийся таковому влиянию.

Общие особенности любых процессов отражения:

1. Материальные носители отражения. Любое отражение включено в физико-энергетические процессы взаимодействия материальных объектов и систем; существует только на их основе (при наличии и работоспособности головного мозга, практической деятельности общения).

2. Вторичность отражения по отношению к отражаемому объекту. Отраженное качество всегда прямо зависит от характера этого последнего. Отражением вправе называться лишь копия (причем более или менее верная) чего-то иного, внешнего по отношению к себе и своему носителю.

3. Своеобразие отражения в зависимости от особенностей отражающего объекта (субъекта). Например, след упавшего камня на воде, песке или другом камне будет совсем разным.

4. Наконец, результат всякого отражение зависит не только от одного или другого из взаимодействующих объектов, но и от самого процесса взаимодействия обоих связанных отражением объектов, условий, эффекта встречи двух разных предметов. В отражении всегда рождается что-то новое по сравнению с исходными состояниями компонентов соответствующей ему материальной системы. Так, химические реакции, стаи животных, группы людей образуют как правило новое — системное качество, которым не обладают отдельные индивиды в их составе.

Творческая природа сознания предполагает не только и не столько пассивное следование за наличным состоянием действительности, но и проектирование ее желательного будущего, путей его достижения.

Опережающее отражение реальности (термин П.К. Анохина) достигает здесь, с помощью человеческого сознания, своего максимума.

Хотя опережающее ход событий отражение мира появляется в зачатке уже у инфузорий, а выраженную форму приобретает еще у насекомых (которые укрываются от дождя до его начала, по первым признакам ухудшения погоды — падению атмосферного давления, увеличению влажности и т.п.). Эта способность к опережающему отражению действительности основывается на отражении живыми существами циклов природных явлений — смены дня и ночи, сезонов года, колебаний температуры, т.п. Мириады раз отвечая натакого рода цикличные факторы среды, однотипные организмы все убыстряли свои реакции на них. В конце концов, те особи, что выжили в борьбе с природой за свое существование, смогли реагировать досрочно — на первые же звенья определенного цикла, которые, таким образом, выступают для них в качестве сигналов будущих стадий цикла. На базе опережающего отражения действительности развивается психика как регулятор целесообразного поведения вообще, не обязательно в строго стандартных ситуациях, каковы природные циклы.

В неорганической природе процессы отражения отличаются определенной пассивностью — в том смысле, что его результаты не расшифровываются их носителями и практически не влияют на их существование. Живая природа активизирует способность материи к отражению, поднимает соответствующие процессы до уровня саморегуляции организмов и биоценозов.

С понятием отражения тесно связано понятие информации(от лат. informatio — ознакомление, разъяснение). Оно получило широкое распространение в связи с появление новых средств связи и управления во второй половине XX в. С этих времен информация так или иначе отличается от родственных выражений (“знания”, “сведения” и т.п.) прежде всего тем, что информация измерима количественно; а кроме того, информация в значительной степени обезличена, носит межсубъектный характер. Основы общей теории информации были заложена в книге К. Шеннона и У. Уивера “Математическая теория связи” (1949). Эти авторы предложили вероятностные методы определения количества информации; ввели схему информационной связи (источник информации, передатчики, линия связи, приёмник, адресат, источник помех); сформулировали теоремы о пропускной способности, помехоустойчивости, кодировании и других характеристиках информационных процессов.

Клод Шеннон обосновал вероятностную теорию информации. Он предложил понимать информацию как меру определенности той или иной ситуации, поведения системы. Противоположностью информации в этом случае выступает энтропия, т.е. мера неопределенности, неупорядоченности любой системы, идущей к своему распаду. Неопределенность возникает в том случае, если по причине отсутствия или недостатка информации необходим выбор из двух или большего числа возможностей. Информация позволяет ее получателю уменьшить неопределенность, организовать систему, выбрав правильный шаг. Для общей теории информации не суть важно, стихийно это происходит (как в живой природе), или же сознательно (как у людей).

Основоположник кибернетики Норберт Винер распространил информационный подход на процессы управления и связи в природе, человеческом обществе и работе машин (в особенности компьютеров, специально предназначенных для накопления и переработки информации на основе ее электронного кодирования). Важно подчеркнуть, что информации нет без какого-то материального носителя; что она качественно отличается в неорганической природе; в биологических системах (живых, самоуправляющихся телах); в поведении сознательных существ (Теория торсионных полей как носителей информации – авторы - академики Акимов и Шипов).

С точки зрения теории информации человеческое сознание представляет собой один из механизмов выработки, передачи, приема, преобразования, накопления и использования информации самого разного рода. В рамках этого подхода оставляются в стороне личностные, субъективные стороны психики людей; обращается внимание на то, что объединяет ее работу с техническими устройствами обработки информации (компьютерами и т.п.). Информационные характеристики дополняют определение человеческого сознания как отражения.

Таким образом,созна­ниеопределяют как высшую, свойственную только человеку функцию головного мозга, сущность кото­рой заключается в целенаправленном отражении объективных свойств предметов внешнего мира, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, в правильном регулиро­вании и саморегулировании взаимоотношений чело­века с общественной и природной действитель­ностью.

Главные направления работы сознания:

· позна­вательное,

· коммуникативное (средство общения),

· рефлексивное (обращенность сознания на самое себя).

2. Психофизические проблемы сознания

Не менее, а может быть и более сложными выступают проблемы, связанные с деятельностью мозга, функцией которого является соз­нание. Предположение, что сознание есть функция мозга, не произвольно. Оно основывается на большом числе наблюдений и исследо­ваний в клинической и экспериментальной неврологии и психиатрии, которые указывают на тесную связь между различными аспектами сознания и физиологическими или патологическими процессами в головном мозге. Исследования нейрофизиологии подтвер­ждают, что мозг – результат длительного исторического развития, что и структурно, и функционально мозг многолик. Достаточно ска­зать, что он вмещает около 100 млрд. нервных клеток, нейронов, каждый из которых может иметь тысячи связей с другими нейрона­ми. Каждую секунду благодаря различным органам чувств в мозг поступает около 100 млн. единиц информации. Второй фактор избирательности информации связан с существо­ванием волн, которые проносятся через мозг от 8 до 12 раз в секун­ду. Эти волны вызывают периоды повышенной чувствительности, в течение которых мозг отмечает наиболее сильные сигналы и соответ­ственно реагирует на них. Уникальной особенностью мозга человека является кора больших полушарий. Толщиной приблизительно в 3 миллиметра она образует складчатый слой, прилегающий к черепу. В разостланном виде кора заняла бы площадь примерно 3400 см2. Благодаря такому сложному строению пол­ная поверхность мозга оказывается примерно в три раза больше, чем поверхность мозга без извилин.

Нейрофизиологи экспериментально доказали, что у человека ежесуточно отмирает часть нейронов, ко­торые не используются в осуществлении тех или иных психических процессов. Процесс отмирания не оказывает никакого воздействия на общее состояние сознания. По мнению ученых, человек имеет доступ примерно лишь к 4% своих нейронов. Остальные нервные клетки, неиспользованные для мышления или хранения информации, обеспечивают надеж­ность работы мозга, многократно дублируя наиболее значимые для жизнедеятельности человека его реак­ции взаимодействия с миром.

Мозг не источник, а орган сознания, поэтому пер­вопричина функционирования сознания находится вне мозга — в объективном мире, в общественно-исторической практике человечества, в личном обра­зе и стиле жизни человека.

На сегодняшний день науке известны глубинные процессы, происходя­щие в мозге человека, выявлены различные очаги значимых возбуж­дений (учение Павлова о рефлексах головного мозга, Ухтомского о доминанте, Сеченова о нейрофизиологии). В 1869 г. французский врач П. Брока открыл асимметрию дея­тельности мозга, а в 1981 г. английскому ученому Сперри была при­суждена Нобелевская премия за многочисленные исследования, в том числе и за исследования функциональной асимметрии мозга. За по­следние годы этой проблеме посвящена обширная литература, в ко­торой раскрывается функциональная специализация больших полушарий (правого и левого) мозга человека. При почти полной химической и анатомической идентичности эти полушария различаются функционально.

«Левополушарное» мышление является дискретным и аналитическим, поскольку с его помощью осуществляется ряд последовательных операций, обеспечивающий непротиворечивый анализ предметов и явлений по определенному числу признаков. Благодаря этому формируется внутренне непротиворечивая картина мира, которую можно закрепить и однозначно выразить в словах или других условных знаках. Это является условием социального общения.

«Правополушарное» (пространственно-образное) мышление создает возможность одномоментного «схватывания» многочисленных свойств объекта в их взаимосвязи друг с другом и во взаимодействии со свойствами других объектов, что обеспечивает целостность восприятия. Благодаря такому взаимодействию образов они приобретают свойство многозначности. Эта многозначность, с одной стороны, лежит в основе творчества, а с другой, - затрудняет выражение связей между предметами и явлениями в логически упорядоченной форме и даже может препятствовать их осознанию.

В норме оба полушария функционируют во взаимосвязи. Согласованность деятельности полушарий обеспечивает получение адекватной индивидуальной непротиворечивой картины мира. Действительно, правое полушарие образными средствами «схватывает» ситуацию, а левое аналитическими средствами анализирует ее отдельные фрагменты. Психологически необходимой предпосылкой двухполушарного мышления является терпимость человека к различным мнениям, в том числе и к инакомыслию.

В процессе, например, профессиональной деятельности человека могут преобладать логические или образные задачи. Это приводит к формированию доминантного (ведущего) полушария и возникновению эффекта «латерального (бокового) торможения». Этот эффект проявляется в том, что, независимо от типа жизненной ситуации, доминантное полушарие не позволяет включиться в мышление другому полушарию, быстро отключает его. Результатом являются довольно неприятные последствия. Человек с доминантным левым полушарием может утратить ориентацию в сложной образной ситуации: мощный логический аппарат анализирует несущественный, произвольно выбранный фрагмент реальности. Напротив, человек с правым доминантным полушарием часто не способен решить простую логическую задачу.

Возможно, неоди­наковое развитие двух полушарий обусловливает интеллектуальное различие между людьми. Если у одних проявляются вербальные спо­собности, то у других доминируют механические, пространственные способности. Или для западной культуры характерным является ло­гическое мышление, чтение и вербальная обработка информации, для Востока же постижение бытия основано на созерцании, интуиции, инсайте.

Левое полушарие Правое полушарие
установление хронологического порядка фиксация текущего времени, синхронного с физическим
чтение карт и схем ориентация на местности и в конкретном пространстве
деформация временной шкалы (растяжка и сжатие) синхронизация биоритмов с внешними циклическими процессами
запоминание имен узнавание лиц
запоминание слов запоминание образов
видение мира эйфорическое видение мира эмоционально-мрачное
речевая активность, чувствительность к звукам восприятие эмоционального состояния людей, интонаций
восприятие деталей целостное, образное восприятие
математические способности, логическое мышление и принятие решений восприятие ритма и цвета, музыки и живописи, работу воображения и фантазии

По-видимому, будет справед­ливым рассматривать структуру мозга как лабиринт, в котором нет ни центра, ни периферии. Так, память не суммируется в каких-либо определенных участках мозга, а сеть нейронов позволяет образовы­ваться некоторому подобию голограммы. Нейронная сеть управляется законами самоорганизующихся сложных систем. Процессы, совершающиеся в мозгу, есть «детерминистический хаос».

Весьма популярными в по­следние десятилетия стали компьютерные модели мышления и рабо­ты мозга и в зарубежной философии и науке, и в отечественной. Безусловно, этот путь открывает некоторые новые перспективы в исследовании деятельности мозга, однако вряд ли в принципе можно отождествлять работу машины (компьютера) и деятельность челове­ческого мозга. Любая вычислительная модель мозга выглядит слиш­ком оптимальной и точной, что вряд ли соответствует идее биологи­ческой эволюции, которая совершается большей частью методом проб и ошибок. И уж совсем не целесообразно рассматривать сознание, мышление человека в битах информации, в алгоритмах.

3. Природа идеального

С точки зрения современных ученых и филосо­фов уже в психике животных можно видеть не толь­ко инстинкт, в виде передающихся по наследству сложных поведенческих программ, которые можно назвать застывшим низшим разумом биологического вида, но и определенный разум, связанный со зна­нием, основанном на индивидуальном опыте.

Этот разум позволяет животному ориентироваться в обстановке, вырабатывать определенный план дейст­вий и осуществлять их. Можно сказать, что у высших животных есть и определенный практиче­ский интеллект, который проявляется в непосредст­венной деятельности. Многочисленные работы со­временных этологов (специалистов по поведению животных) показывают, что животным свойственно не только инстинктивное поведение, но и мышление, связанное с существованием у них сложной психики и наличием аналитико-синтетических и других форм мыслительной деятельности, основанных на конкрет­ном, образном мышлении.

Отличие мыслительной деятельности человека от животного заключается в том, что человек обладает выработанной в процессе социально-культурной практики членораздельной речью, сформировавшей у него наряду собразнымабстрактное мышление. Языковое мышление является одной из форм дейст­вительного мышления человека, причем такой его формой, которая резко отличается от других. Оно предполагает идеальное отражение действительности и ее осмысление не в виде впечатлений и образов, а как «идеализированных предметов», т. Е. через зна­чение слов, знаков и символов. Абстрактное мышле­ние внесло качественные изменения в развитие че­ловека и всего человечества, оно позволило как бы удвоить мир.

Проблема идеального в философии и психологии до сих пор ос­тается дискуссионной. Особенно это касается природы идеального, его соотношения с сознанием иматерией. С нашей точки зрения, наиболее оптимальным является рассмотрение идеального как про­дукта сознания отдельного человека, посредством которого сознание существует реально. Другими словами, сознание способно генериро­вать идеальные образы, знаки, символы, абстракции, отражающие и действительность, и само сознание, и, наконец, знание. Но идеальное не существует без материального: а) внешнего мира вещей, общества; б) физического субстрата – челове­ческого организма, психики, нервной системы, головного мозга; в) зна­ковой системы — искусственного и естественного языка. И хотя содержание идеального отличается от материального, они взаимосвязаны. Если содержание материального включает в себя взаимодействие между материальными объектами, которое сопровождается взаимообменом веществом, энергией, ин­формацией, то содержанием идеального является сама по себе ин­формация, обособленная от вещественно-энергетической стороны.

Рассматривая сознание с точки зрения информации, следует отметить, что сознание есть единство двух информационных форм: перцепции и мышления (образного представления и абстракции). Целостное содер­жание идеального и представляет собой их взаимодействие. Однако природа идеального такова, что человек способен оперировать не толь­ко образами, абстракциями, являющимися слепками окружающего ми­А, но и такими, которые возникают в результате вымысла, фантазии, т. Е. того, чего нет в реальной, объективной действительности. Подоб­ная специфика идеального, сознания вообще, безусловно, свидетельст­вует о его творческом характере, с одной стороны, с другой – заключа­ет возможность порождения в сфере идеального различного рода оши­бок, заблуждений. Кроме того, она выступает в качестве аргумента в пользу отражательно-символической природы сознания. Идеальное в этой связи вневременно и внепространственно, хотя и существует во взаимосвязи с материальным. Реализуясь в различных сферах челове­ческой деятельности, идеальное одновременно является ее особым ви­дом, придающим целенаправленный характер всей жизнедеятельности человека в целом. Каждый акт ее человек вначале «проигрывает» мыс­ленно, т. Е. совершает егов идеальной форме. Вместе с тем следует учитывать и относительность сознания как идеального: отдельные от­резки своего пути сознание способно преодолеть силой собственной логики. Оно – заместитель, знак, символ, который меняет свои очер­тания независимо от предмета. К примеру, образ Вселенной уАигии­озного человека и образ у атеиста.

Идеальное может быть когни­тивным (гносеологическим) и аксиологическим (ценностным). Если когнитивное содержит образы будущих предметов, программы дея­тельности, модели, теории, гипотезы, то аксиологическое включает идеалы добра, красоты, справедливости.

Таким образом, можно сделать вывод, что идеальное охватыва­ет весь спектр явлений субъективной реальности. Это всякое зна­ние, информация в «чистом виде», существующее в духовном мире индивида и общества.

4. Эмоции, их формы и значение в психической деятельности

Психологическая структура идеальногоскладывается из нескольких тесно связанных, переплетающихся друг с другом процессов, которые все вместе и образуют внутренний, субъективный мир человека, управляют его поведением.

Эмоции (от лат.Emovere – возбуждать, волновать) фило- и онтогенетически первичны, представляют собой древнейшие и фундаментальнейшие для жизнедеятельности организма психические реакции. Отсюда эмоция – душевное переживание различных воздействий со стороны внешней и внутренней среды организма, наделенного психикой.

Виды эмоций разнообразны. Все они делятся обычно на астенические (расслабляющие организм) — скука, печаль, тоска, страх, ужас, нежность, любовь, т.п., с одной стороны, и стенические (мобилизующие), с другой, — увлеченность, радость, решимость, восторг, грубость, ненависть, т.п. Как видно, в зависимости от ситуации, эмоциональное переживание способно переходить из одной крайности в другую.

Особенности эмоциональной сферы психики:

· непосредственность, спонтанность эмоциональной реакции на те или иные раздражители;

·суммарность эмоциональной оценки переживаемой индивидом ситуации окрашивает ее в тот или другой психологический оттенок (условно говоря, черный или белый; полутонов, оттенков эмоции не воспроизводят);

·субъективность любой эмоции — она отражает прежде всего интересы, потребности данного индивида и с его точки зрения определяет качество того или иного раздражителя (вредно, полезно, нейтрально именно мне); так что одно и то же событие способно вызвать радость одних людей и горе других.

Как видно, эмоции позволяют организму действовать в условиях острого дефицита времени и информации; реагировать на непредсказуемый ход событий; решать головоломные задачи. Они готовят организм к решению сложной задачи или помогают ее решать, мобилизуя в ту или иную сторону практически все его биологические функции.

Эмоциональные реакции, особенно базовые, во многом одинаковы у высших животных и у человека.

Компоненты любой эмоции:

· биохимические и физиологические процессы перестройки организма на оптимальный для ситуации режим работы (вегетативно-сосудистые и эндокринные центры в первую очередь, отвечающие за ритм сердцебиения, артериальное давление, дыхание, тонус мышц, размер зрачков, потоотделение и т.д.);

·внешнее выражение эмоционального состояния — мимика, жесты, изменение цвета кожи, тембр голоса, походка, прочие телодвижения;

· внутренние душевные переживания, субъективное ощущение подъема или упадка жизненных сил.

Типы эмоций различаются по их, так сказать, размеру, интенсивности переживания:

настроение — приглушенный, слабо выраженный, зато более длительный, “размазанный” на несколько дней эмоциональный тон всего поведения (приподнятое, подавленное, умиротворенное);

чувство — нормальная по размеру переживания эмоциональная реакция на то или иное событие, адекватный ответ на определенную новость;

аффект — бурное, взрывное “выплескивание” очень сильных, бьющих через край сознания эмоций; в быту именуется истерикой, скандалом; в юриспруденции — “внезапно возникшим сильным душевным волнением”;

страсть бывает не только любовной, но и творческой, игровой, т.п.; это своего рода гибрид аффекта и настроения — довольно сильная, но длительная, “застрявшая” эмоция на ту или иную задачу деятельности; она оттесняет на второй план остальные чувства поддавшегося страсти человека.

Темперамент — врожденный и потому пожизненный тип нервной системы, который определяет склонность индивида к тем или иным видам эмоциональной реакции; известные со времен Гиппократа 4 темперамента редко встречаются в чистом виде, по отдельности; чаще их моменты сочетаются по нескольку у одного и того же индивида.

5. Воля. Структура волевого акта. Память

Воля — это не особая часть психики, но сознательная координация разных ее функций, отдельных подсистем (интеллекта, эмоций, памяти), разумная саморегуляция человеком своего поведения, способность к осмысленному выбору цели деятельности и внутренние усилия, необходимые для ее достижениянесмотря на различные препятствия.

Не всякое внутреннее побуждение к действию носит волевой характер. Прямое удовлетворение биологических и прочих потребностей (в еде, питье, комфорту и т.д.) не требует никакой воли. Она возникает, наоборот, когда надо удержаться от чего-то приятного, полезного, испытать неприятное, вредное, — ради того, чтобы в будущем решить какую-то более важную для личности и часто для коллектива, общества задачу. Воля, как правило, состоит в способности поставить интересы коллектива выше личных. Это некий барьер, который сознание ставить наперекор потоку сиюминутных потребностей, импульсивных реакций. Воля ставит преграды на пути мешающих отдаленным целям побуждений, чувств, соблазнов. Формула воли отнюдь не “Я хочу”, “Мне надо”, но “Я должен”, “Я обязан” сделать что-то.

Структура волевого акта подразумевает:

· побуждение к поступкам, ведущим к избранной цели;

· удержание от других поступков, которые помешают первым, задержат их;

· подчинение цели всех психических способностей (ума, эмоций, памяти).

Память — способность к запечатлеванию и воспроизведению в нужный момент прежнего опыта; сохранению и дальнейшей использованию когда-то обретенной нами информации.

Факторы запоминания:

· эмоциональная окраска; если она позитивная, информация запоминается лучше и больше;

· логический анализ запоминаемых сведений, т.е понимание их сути и разбивка на смысловые части;

· внешняя мотивация (награда, наказание, долг и т.п.)

Разновидности памяти:

· механическая и смысловая;

·ситуативная, кратковременная (от нескольких секунд до 2-3-х суток) и

долговременная (на месяцы и годы);

·символическая (словесная и логически-мысленная), эмоциональная, зрительная (образная), физическая (двигательная, осязательная, обонятельная, вкусовая).

6.Сознание. Подсознание. Сверхсознание

С точки зрения академика Симонова П.В., высшая нервная (психическая) деятельность человека вклю­чает в себя три уровня: сознание, подсознание и сверхсознание (творческую интуицию). Сознание человека, формирующееся под влия­нием объективных и субъективных факторов, являет­ся, возможно, и главным, но не единственным эле­ментом высшей нервной деятельности человека.

Сознание в этом случае отождествляется со зна­нием, которое может быть передано другим людям. Сам термин подчеркивает, что «со-знание» — это совместное, общее знание. И в этом смысле оно обя­зательно должно быть облечено в языковую форму

Наши рекомендации