Основные направления развития и типологические черты русской философии. Философия истории П.Я.Чаадаева.
Усиление интереса к истокам и развитию отечественной философской мысли следует рассматривать в контексте общего интереса осмысления народом своего исторического прошлого. И это вполне естественно: в истории нашей философии мы ищем ответы на вопросы о разладе идеалов и действительности и духовную опору, и вечные социальные, нравственные, общемировоззренческие ценности, и основания подлинного национального достоинства и гордости.
Более всего русская философия была занята вопросами о смысле и целях истории, где главная тема - человек, его судьба и жизненные пути, что обусловлено духовными устремлениями, исходившими из прошлого русского народа, общенациональных особенностей русской души.
Собственно философская мысль в России формировалась не на пустом месте, а под влиянием достижений мировой философии. Но этот источник и не единственный, и недостаточный, чтобы с его помощью объяснить специфику русской философской мысли. Она во многом складывалась под влиянием социально-культурных процессов, происходивших на Руси: предпосылки для возникновения философского сознания созревали уже в культуре языческой Руси, ее христианизация (X в.) сыграла важную роль в становлении русской философской культуры. Русская философская мысль имеет своим источником произведения киевского философа - митрополита Иллариона, давшего философско-историческое и этико-гно-сеологическое толкование русской жизни конца X - начала XI в., поставившего вопрос о месте русского народа в мировой истории, об историческом значении принятия им христианства ("Слово о законе и благодати", "Молитва", "Исповедание веры"). Ценными источниками русской средневековой общественной мысли явились литературные памятники: "Слово о полку Игореве" (XII в.), летописные своды "Повесть временных лет" (XI-XII вв.) и др. Процессы политического единения Руси, образования русской национальности, укрепления феодализма, приобщения Руси к мировой культуре (через Византию), настойчиво требовавшие глубокого социально-философского осмысления, также в немалой степени обусловили своеобразие русской философской культуры.
Выдающимся русским философом и социальным мыслителем был Петр Яковлевич Чаадаев (1794-1856). Его общефилософскую концепцию можно охарактеризовать как дуалистическую. Согласно этой концепции, физический мир построен из атомов и молекул, т.е. "элементов материальных", из которых образуются все тела. Тела существуют в пространстве, которое есть объективная форма внешнего мира, и во времени, которое трактовалось Чаадаевым в духе распространенного в те времена механицизма. Однако механицизм Чаадаева ограничивался миром физических явлений. Сознание человека, по его мнению, не подчиняется механистическим закономерностям природы, а является результатом божественного творения. Отсюда и понимание Чаадаевым познания также дуалистично: в области естествознания, или в опытном знании, действуют эмпирические и рационалистические методы, а логика рассуждения выстраивается согласно логике природных явлений, но в духовном мире, объекты которого обладают свободой, действует откровение.
Человека Чаадаев рассматривал как объективное единство двух миров - физического и духовного, как существо свободное, которое в своем историческом бытии подчинено диалектике необходимости и свободы. На понимании соотношения необходимости и свободы во многом выстраивается концепция философии истории Чаадаева, связанная с заботой о грядущих судьбах России. Здесь взгляды Чаадаева не оставались неизменными, а определенным образом эволюционировали. В начальный период определяющей мировоззренческой идеей была мысль о тотальном единстве рода человеческого, всех наций и индивидов. Применительно к концепции русского исторического процесса эта идея выступала в императивной форме необходимости единения России с другими народами. Будучи в этот период близок к декабристам, Чаадаев, однако, не разделял их идею преобразования путем военного переворота и усматривал реальный путь исторического прогресса России в нравственном совершенствовании. Впоследствии взгляды Чаадаева на судьбы России изменились: если прежде оторванность России от мирового исторического процесса рассматривалась как недостаток, то затем она стала представляться, напротив, преимуществом ее, которое позволит ей быстро овладеть достижениями западноевропейской цивилизации, избегнув при этом присущих ей пороков. Однако реальная политическая обстановка в России, связанная с усилением абсолютизма, настраивала его на резко критический лад. Чаадаев оставался истинным патриотом России, хотя "высочайшим повелением" и был объявлен сумасшедшим и не мог публиковать свои работы. Свою позицию он высказал честно и прямо: "По-видимому, есть несколько способов любить свое отечество и служить ему... Я предпочитаю бичевать свою родину, предпочитаю огорчать ее, предпочитаю унижать ее, - только ее не обманывать"
34. «Русская идея». Философские воззрения западников и славянофилов.
Первой исторической разновидностью “философии тотальности” была философия славянофилов (И. Киреевский, А. Хомяков, И. Аксаков, Ю. Самарин). Православие трактовалось ими как фундамент мировоззрения и познания, обеспечивающий гармонизацию всех способностей человека; монархия – как идеальная форма социума, предохраняющая общество от политических и формально-юридических отношений (в том числе и от революционного насилия), крестьянская община – как идеальный “нравственный мир”, гармонично сочетающий личностное и коллективисткое начало. Славянофилы не были ни утопистами, ни консерваторами. Безоговорочно осуждая крепостничество с позиций хриситанства (“человек не может быть рабом человека”), они опасались, что лишенная дворянской опеки крестьянская община окажется беззащитной перед лицом правительственной бюрократии. Разрушение же общины означало для них крушение основополагающих начал русской культуры.
В полемике со славянофильством складывалось западничество (разновидность “философии индивидуальности”). Ориентация его представителей на западноевропейскую цивилизацию, критика православия и т.д. обнаруживают истоки этой философии в концепции Чаадаева. Однако его религиозность была чужда западничеству. Т. Грановский, М. Бакунин, В. Белинский, А Герцен тяготели к материализму и атеизму. Существенно отличалось и их отношение к Гегелю Для Чаадаева он – носитель отрицательного начала, губительного для православного христианства. Бакунин, Белинский, Герцен, напротив, восприняли философию Гегеля как последнее слово науки, как “алгебру революции”.
Западники положили начало традиции русского Просвещения. Она возникла как обоснованная социально-экономическими условиями потребность в процессе становления русской национальной культуры. Наиболее полно материалистическую философию просветителей представил Николай Гаврилович Чернышевский (1828-1889). В статье “Антропологический принцип в философии” единство и цельность человеческого организма утверждается автором как результат трактовки всего бытия в виде многообразия форм материи. В русле антропологического материализма Чернышевский уходит от понятий традиционной христианской этики. Он строит свое этическое учение, исходя из базисного свойства “природы человека” – эгоизма. Добро, отождествляемое с пользой, предстает реальной ценностью для человека. В рамках этой доктрины человек как абсолютная ценность становится принципов критики религиозного отчуждения и государственно-бюрократического деспотизма, что порождает ориентацию на максимальное благо максимального числа людей, т.е. на социализм и революцию.
Большое влияние на идейное развитие России конца XIX – начала ХХ в. оказал Федор Михайлович Достоевский (1821-1881). Он вместе с В. Соловьевым положил начало религиозно-философскому движению (Л. Шестов, Н. Бердяев и др.). В набросках своей «системы истинной философии» он развил аргументацию в пользу бессмертия души и выстроил концепцию, согласно которой история человечества делится на три стадии – патриархальность, цивилизация и христианство как синтез двух предыдущих. Со позиций этойо схемы он полемизировал с сцоиализмом как порождением католицизма и атеизма. Социализм – путь внешнего устройства человечества, тогда как в основе всякой социальность, по Достоевскому, всегда лежит нравственное самосовершенствование человечества.
Писателя-философа прежде всего интересовала антропология, которая имела у него два измерения: этико-социальное и религиозно-нравственное. В первом его занимала «тайна человеческой природы» (образ Великого Инквизитора в романе «Брастья Карамазовы»), во втором – «вопрос о существовании божием» (в образе страца Зосимы в том же романе). Достовевский колебался между идеей «исправления подвига» Христа и верой в необходимость “уподобления” Христу. В этой раздвоенности выразилась антиномическая сущность антропологии Достоевского, его вера и неверие в человека. Вместе с тем мыслитель-пророк предельно обнажил глубоко выстраданную опытом всех поколений людей истину – нет на земле и не может быть такой цели, для достижения которой была бы допустима жертва хотя бы в одну детскую слезинку.
Тема подлинного и мнимого прогресса становится главной в учении Николая Яковлевича Данилевского (1822-1885). В труда “Россия и Европа” он продолжил начатую славянофилами критику европоцентризма. Данилевский считал, что история не является единым мировым процессом. По его мнению, каждый народ имеет свою уникальную историческую судьбу. В исторической жизнедеятельности народов он выделял четыре главных направления – религиозное, культурное, политическое и социально-экономическое. Каждый культурно-исторический тип, существовавший ранее, основывался на каком-либо одном из этих направлений и поэтому был односторонним. Такая культурная односторонность может быть преодолена Россией и славянством. Отличительная особенность историко-социологического исследования и всех выводво книги “Россия и Европа” заключалась в открытом провозглашении русской, славянской точки зрения и выдвинутом на первый план критерии всех позиыций и решений – политическом интересе русских и всех славян.