Основные Разделы Философского Знания.
Философия охватывает большой комплекс вопросов, подчас далеко отстоящих друг от друга. Она занимается огромным кругом проблем, также в достаточной степени разнообразных и различных. Как следствие этого, философия, в значительной мере, упорядочена и структурирована.
Основные разделы философского знания:
1). Онтология (Метафизика).Онтология занимается всем комплексом вопросов, связанных с существованием Бытия и его основными принципами. Можно сказать, что она включает в себя такие подразделы, как космогония, философская космология, натурфилософия, метафизика и т. д. Она занимается вопросами случайности и вероятности, дискретности и континуальности, стационарности и изменчивости, в конце концов, материальности или идеальности происходящего в окружающем нас мире.
2). Гносеология.Она занимается изучением вопросов познания, возможности познания, природы познания и его возможностей, отношения знания к реальности, предпосылок познания, условий его достоверности и истинности. Именно из гносеологии проистекают такие философские направления, как скептицизм, оптимизм, агностицизм. Еще одним важным вопросом, которым занимается гносеология, является вопрос об отношении между опытом, работой Разума и ощущениями, получаемыми нами с помощью органов чувств. Помимо других разделов, в гносеологию входит и эпистемология, изучающая философия научного знания. Теория познания как философская дисциплина анализирует всеобщие основания, дающие возможность рассматривать познавательный результат как знание, выражающее реальное, истинное положение вещей.
3). Аксиология –это философия ценностей. «Что есть благо?» - основной вопрос общей философии ценностей. Аксиология изучает ценности, их место в реальности, структуру ценностного мира, т.е. связь различных ценностей между собой, с социальными и культурными факторами и структурой личности. Она занимается некоторыми вопросами личной и общественной жизни человека и организованных групп людей. Можно сказать, что она включает в себя, как составляющие, этику, эстетику, социофилософию и философию истории. Также сюда относится и философская антропология.
4). Праксиология –раздел философии, изучающий непосредственную практическую жизнь человека. По большому счету, он включает в себя, фактически, те же подразделы, что и предыдущий пункт, но в несколько произвольном их толковании. Можно сказать, что праксиология занимается утилитарными проблемами аксиологии.
Основные функции и задачи философии.
Как особый вид духовной деятельности философия непосредственно связана с общественно-исторической практикой людей, а потому ориентирована на решение определенных социальных задач и выполняет при этом многообразные функции.
1. Важнейшей из них является мировоззренческая, которая определяет возможность человека объединить в обобщенном виде все знания о мире в целостную систему, рассматривая его в единстве и многообразии.
2. Методологическая функция философии состоит в логико-теоретическом анализе научно-практической деятельности людей. Философская методология определяет направление научных исследований, дает возможность ориентироваться в бесконечном многообразии фактов и процессов, происходящих в объективном мире.
3. Гносеологическая (познавательная) функция философии обеспечивает приращение новых знаний о мире.
4. Социально-коммуникативная функция философии позволяет использовать ее в идеологической, воспитательной и управленческой деятельности, формирует уровень субъективного фактора личности, социальных групп, общества в целом.
Философия Древней Индии.
Др. очагом мир. цив. была Индия, где в 1 тыс. до н.э. возн.. 1-е фил. идеи. Др. памятником явл. Веды (сборники гимнов и молитв богам) и Упанишады (коммент. к Ведам), кот явл. первым памятником зарожд. фил. В них содерж. критика религ. догм и обрядов, обсужд. вопр. сущности мира, природы его души, позн. мира. Отд. фил. высказ. перерост. в систему мировозр. Осн. понятиями первых фил. систем были: Атман (субъект. дух. начало); Брахман (космич. дух. нач.); Манас (душа ч-ка); Сансара (перевоплощ. души в цепи новых перерожд.); Мокша (высшее нравств. соверш.); Карма (общ. сумма соверш. всяким жив. существ. поступков и их последствий, опред. характ. его нового рождения, перевоплощ.). Не соц. справедл., а индивид. спасение и изменение судьбы всегда стояло в центре ф-и Др. Инд. На осн. Вед и Упан. форм. 1-е фил. системы.
Санкхья. В центре нах. 2 первонач. – прокритий(неисчерп. творч. эн., кот. лишена созн.) и пируша(мн-во инд. душ, созн., но инертное нач.). Возд. пируши на прокрит. можно уподобить возд. магнита на металл: дух. нач. какбы намагн. лишенную созн. материю, придает ей форму. Это взаимод. явл. первой прич. возникн. мира явл. Цель ф-и Санкхья – помочь пируше освоб. из плена материи прокрития, покинуть тело и обрести сост. блаж-ва. Методы для достиж этой целибыли разраб. в системе Йоги (упражн., смысл кот. – науч. управлять и конорол. свои чувства, физ. и жизн. активность).
Веданта. В кач-ве источника всего сущего рассм. Абсолют. Реальность – Брахман, кот. выступ. как вселенское начало. Акман выступ. в кач-ве инд. нач. Веданта отрицает реальность мира, не видит разл. муж. и жен. Матер. система мнима., внешний мир явл. иллюзорным. Для его постиж. необх. нравств. и матер. очищение, отказ от желаний и страстей (монахи-аскеты).
Сущ. роль в разв. инд др. культуры сыграл Буддизм. Осн. фил. учения Будды явл. 4 великие истины: 1) все сущ. ч-ка есть страдание, неудовлетворенность, разочарование; 2) причина страд. явл. желания и жажда удовольствий; 3) т.к. есть причина страд., то ее можно устранить, избав. от желаний; 4) сущ. 8-чный путь, пройдя кот. можно избав. от страданий, добиться кон. цели – попасть в нирвану(соверш. сост. души) – самое гл. в буддизме. Ч-к способен достичь нирваны и стать Буддой. Одна из осн. заповедей буд. – любовь и милосердие ко всем живым существам.
Санк., Вед. и Буд. пыт. науч. людей правильн. поведению для дост. высшей цели – слияния Брахмана с Атманом