Как специфический тип знания.

Понятие науки. Предмет ФН

Наука, сфера человеческой деятельности, функцией которой является выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности; одна из форм общественного сознания. Понятие «Наука» включает в себя как деятельность по получению нового знания, так и результат этой деятельности – сумму полученных к данному моменту научных знаний, образующих в совокупности НКМ. Термин «Наука» употребляется также для обозначения отдельных отраслей научного знания.

ФН - область Ф., изучающая Н. как специфическую сферу человеческой деятельности и как развивающуюся систему знаний.

Как раздел философии ФН представляет собой синтез идей мыслителя с основными положениями Н. соотвествующей эпохи (кантинианская, постмодернистская). В этом случае ФН выводится. ФН как раздел сложилась к середине XX в. Это была попытка рассмотрения социо-культурной функции Н. в контексте НТП.

Как направление ФН сложилась в середине XIX века в позитивизме. Затем развивается в нео- и постпозитивизме. ФН строилась как оппозиция традиционной философии с ее классической проблематикой. За бортом остаются вопросы этики науки, философские обоснования научной деятельности и философские проблемы ЕН (вопросы происхождении жизни, человека, П. и В.).

Объект ФН – вся наука в целом; предмет ФН – различные аспекты науки, которые получены в результате абстрагирования от ее различных сторон, поэтому предметом науки является наука: как система знаний, как деятельность, как традиция, как социальный институт.

Вся проблематика ФН представлена 4 разделами:

· Онтология науки. Изучает объект, какой он есть на самом деле; строение научного знания, различные институционные формы организации науки. Занимается классификациями знания в науке, обобщением научных теорий в НКМ.

· Методология и логика научного знания. Изучает методы и способы познания, структуру научного знания, основания науки.

· Аксиология науки. Изучает этику, нормы и ценности в науке.

· Праксиология науки. Изучает принципы научной деятельности. Занимается междисциплинарными исследованиями.

В античности Н. осмысливается в рамках гносеологии, анализирует любую познавательную деятельность, любую сферу культуры. Проблематикой гносеологии были проблемы истины. Знания отличны от мнения. У Аристотеля и Платона можно встретить анализ знания. Аристотель первым классифицировал науки. Вопросы логики и методологии в гносеологию не входили, потому что Аристотель считал логику элементом разума, а не составной частью Ф. Гносеология была зависима от метафизики.

В Новое время возникают теории познания. Сначала они формируются в трудах Бэкона и Декарта и завершаются Кантом в «Критике чистого разума». Они имеют другую проблематику по сравнению с античностью. Это учение о методе, способах его обоснования. Борьба со схоластикой, которая осталась от средневековых университетов. Метод должен быть избавлен от догм и авторитетов.

В XVII–XVIII вв. возникает эпистемология (теория научного познания). Она рассматривает всеобщие предпосылки знания; соотношение чувственного и рационального познаний, проблемы истины в науке; исключает ценности, мотивации, мировоззрения субъекта. Такова классическая эпистемология. Она разворачивает свои представления вокруг оппозиции «объект–знание», а гносеология «субъект–объект». Наука понимается как высший тип знания, который заменяет все другие типы, претендует на роль судьи.

В середине XIX в. начинается пересмотр классической эпистемологии. Это было сделано с появлением нового философского направления – позитивизма, в котором (а впоследствии в неопозитивизме) Н. понимается как закрытая система, неподверженная влиянию социо-культурных факторов. Такая позиция называется интернализм.

В постпозитивизме происходит поворот к экстернализму. Суть: внутренняя логика развития науки себя исчерпала, наука развивается под действием социо-культурных факторов и представляет собой открытую систему. Происходит переход к неклассической эпистемологии. Субъект с его ценностями, мотивациями, мировоззрениями включается в познание. Знание не может быть без культурных оснований. Это означает, что философские принципы, категории, идеи оказывают влияние на науку, поэтому наука не может собой заменить всю культуру и остается только ее частью.

Аспекты науки

Как социальный институт

Роль и место Н. как социального института видны в ее социальных функциях. Главные:

· культурно-мировоззренческая функция, характеризует роль науки как важнейшего элемента духовной жизни и культуры, играющего особую роль в формировании мировоззрения, широкого научного взгляда на окружающий мир

· функция непосредственной производительной силы, с особенной силой обнаружила свое действие в наши дни, в обстановке углубляющейся НТР, когда синтез науки, техники и производства стал реальностью

· функция социальная, роль науки как социальной силы проявляется в том, что в современных условиях НЗ и методы находят все более широкое применение при решении широкомасштабных проблем социального развития, его программирования и т.д. В настоящий период особое место науке принадлежит в решении глобальных проблем современности - экологической, проблемы ресурсов, продовольствия, проблемы войны и мира и т.д.

Функционирование научного общества осуществляется с помощью специфической системы внутренних ценностей, имеющих статус моральных норм – научного этоса. Мертон считал, что Н. как особая социальная структура опирается в своем функционировании на четыре ценностных императива. Позднее Барбер добавил еще 2.

Универсализм - внеличностный, объективный характер научного знания

Коллективизм – плоды научного познания принадлежат всему научному сообществу и обществу в целом.

Бескорыстность главная цель деятельности ученых – служение истине.

Организованный скептицизм – запрет на догматическое утверждение истины, развитие критики.

Рационализм – утверждает, что наука не просто стремится к объективной истине, а к доказанному, логически организованному дискурсу оценивает который научный разум.

Эмоциональная нейтральность запрещает людям науки использовать при решении научных проблем эмоции, личные симпатии.

Современная наука- это мощная самоорганизующаяся система, двумя главными контролирующими понятиями которой выступают экономическая подпитка и свобода научного поиска.

Эффективная научно-техническая политика – основной гарант обеспечения адаптивного, устойчивого, конкурентоспособного существования и развития науки каждого крупного государства и человечества в целом.

Таким образом, наука может быть определена, как особая, профессионально-организованная познавательная деятельность, направленная на получение нового знания, обладающего следующими свойствами: объектная предметность, общезначимость, обоснованность, определенность, точность, проверяемость, воспроизводимость предмета знания, объективная истинность, полезность.

ФН в позитивизме

Позитивизм – направление, объявляющее единственным источником истинного, действительного знания конкретные (эмпирические) науки и отрицающее ценность всех других видов познания (прежде всего, религиозные и философские).

Исторически выделяют три этапа в развитии позитивизма:

а) представители первого – Конт, Милль, Спенсер; наряду с проблемами гносеологии (Конт) и логики (Милль), позитивисты важное место отводили социологии;

б) эмпириокритицизм, связан с именем Маха и Авенариуса ;

в) третья волна позитивизма – неопозитивизм (аналитическая философия) – одно из основных направлений в философии 20 в.

Характерные особенности позитивистской трактовки понимания науки:

1) Утверждение примата науки и естественного научного метода.

2) Абсолютизация каузальности: причинность и причинные законы работают не только к природе, но и в обществе.

3) Развитие общества рассматривается как социальная физика

4) Вера в прогресс, бесконечный рост науки и научного рационализма

Неопозитивизмвозник и развивался как философское течение, претендующее на анализ и решение актуальных философско-методологичеких проблем, выдвинутых в ходе развития современной науки, в частности, отношения философии и науки в условиях дискредитации традиционной философии, роли знаково-символических средств научного мышления, отношения теоретического аппарата и эмпирического базиса науки, природы и функции математизации и формализации знания.

Главная идея неопозитивизма вытекает из логического атомизма - совокупность операций, основанных на базе математической логики. (Рассел). Суть его – мир состоит из фактов (Витгенштейн). Факт – содержание атомарного высказывания (атомарное высказывание – совокупность всех истинных фактов или истинных высказываний о мире). Члены Венского кружка предложили переформулировать научные теории таким образом, чтобы их содержание выражалось только с помощью протокольных предложений, то есть предложения, которым в соответствие могут быть поставлены факты. Неопозитивисты полагали, что протокольные положения могут быть истинными или ложными, но обязательно проверяемыми, т.е. верифицируемыми. Принцип верифицируемости становится критерием демаркации, разграничения научного и ненаучного.

Эмпириокритицизм («критика опыта») или махизм – субъективно-идеалистическое течение. Эмпириокритицизм выступал в качестве разновидности позитивизма («второй позитивизм»). Считая основным законом познания «экономию мышления». Эмпириокритицизм «очищает» понимание опыта от понятий материи (субстанции), необходимости, причинности и т.д. как рассудочных понятий, якобы незаконно привносимых в опыт. В итоге, эмпириокритицизм выдвигает представление о мире как совокупности «нейтральных элементов», или «ничьих» ощущений. Вводя учение о принципиальной координации, т.е. неразрывной связи субъекта и объекта. Эмпириокритицизм превращается в систему субъективного идеализма. Эмпириокритицизм является антиметафизическим учением. И его продолжением стал неопозитивизм.

Возникновение и формирование новейшего позитивизма или неопозитивизма, связано с деятельнеостью венского кружка (Карнап, Шлик, Ф.Франк и др.), объединивших в себе мн. направления: логический атомизм, логический позитивизм, общую семантику.

Постпозитивизм – общее название, используемое в философии науки для обозначения множества методологических концепций, пришедших на смену тем, которые были присущи методологии логического позитивизма. Основной тезис постпозитивизма – наука это исторический феномен, наука развивается. Изменяются не только ее теории и знания, но критерии и принципы и даже механизмы ее функционирования. Особенности:

1). Постпозитивизм отходит от ориентации на символическую логику и обращается к истории науки. Т.е. речь идет о соответствии научных построений реальному научному знанию и его истории.

2). В постпозитивизме происходит существенное изменение проблематики методологических исследований. В логическом позитивизме происходит анализ структуры научного знания, в постпозитивизме – понимание развития нучного знания.

3). Для постпозитивизма характерен отказ от жестких разграничительных линий, в отличие от позитивизма. Постпозитивизм говорит о взаимопроникновении эмпирического и теоретического, о плавном переходе.

4). Постпозитивизм постепенно отходит от идеологии демаркационизма, исповедуемой логическим позитивизмом. Последние полагали, что можно и нужно установить четкую демаркационную линию между наукой ненаукой.

5). Распространенной особенностью постпозитивистких концепций является их стремление опереться на исторю науки.

6). Особенностью большинства постпозитивистских концепций является отказ от кумулятивизма в понимании развития знания. Постпозитивизм признал, что в истории науки неизбежны существенные, революционные преобразования, когда происходит пересмотр значительной части ранее признанного и обоснованного знания – не только теорий, но и фактов, методов, фундаментальных мировоззренческих представлений.

Среди важнейших проблем, рассматриваемых постпозитивизмом, можно отметить:

а) проблема фальсификации (Поппер) – факт, противоречащий научной теории, фальсифицирует ее и вынуждает ученых от нее отказаться, но процесс фальсификации не так прост;

б) проблема правдоподобия научных теорий (Поппер);

в) проблема соизмеримости научных теорий (Кун и Фейрабенд) – несоизмеримость конкурирующих научных теорий;

г) проблема рациональности – узкое понимание рациональности было заменено более расплывчатым;

д) проблема понимания;

е) проблема социологии знания.

Концепция ФН Карла Поппера

Поппер с полным основанием не принимает принцип верификации. Наблюдение, с его точки зрения, уже предполагает некоторую теоретическую установку, некоторую исходную гипотезу. Нельзя просто наблюдать, не имея для этого никаких предпосылок. Наблюдение всегда избирательно и целенаправленно: мы исходим из определенной задачи и наблюдаем только то, что нужно для решения задачи.

В «Логике научного исследования» отметил, что верификация строилась на убеждении, что знание м/б абсолютно истинным, однако и это иллюзия. На смену старой теории приходят новые теории и то, что вчера было истиной, то сегодня – заблуждение.

Задача познания не в поиске истинной теории, а в проблеме разрешения роста знания. А рост знания происходит в процессе рациональной дискуссии, которая есть критика существующего знания («критический рационализм»). Ученый делает открытия исходя не от фактов к теории, а переходя от гипотезы к единичному высказыванию. Из гипотез общего характера выводятся предложения, которые сравнивают с атомарными. Если говорить об относительном совпадении теории и протокольных предложений, ученые пришли к согласию, что теорию принято считать временно подтверждающей. Теорию подтвердить нельзя, зато ее можно опровергнуть (фальсифицировать).

Суть идей: «Критерием научного статуса теории является ее фальсифицируемость, опровержимость, или проверяемость». Подтвердить фактами можно любую теорию, если мы специально ищем таких подтверждений, но хорошая теория должна прежде всего давать основания для ее опровержения.

Теория, претендующая на статус научной, должна формулироваться т.о, чтобы в ее формулировке была видна потенциальная возможность ее опровержения.

Принцип фальсификации выступает как принцип оптимизации роста научных знаний, и как и принцип демаркации (разграничение) научного и не научного знания. Принцип фальсификации является основным принципом научности.

Типы цивилизаций

Место Н. в К. связано с будущим Ц. Существует 2 типа Ц., которые различаются по ценностям и жизненным смыслам:

ТехногеннаяЦ. зародилась в Европе в XIV–XVI вв. имеет корни в К. античного полиса и христианского Средневековья. В Эпоху Возрождения и Просвещения произошел синтез этих культур, была сформирована система ценностей и жизненных смыслов; включала особое понимание Ч. и его места в мире.

Ценности и жизненные смыслы:

1. Идеал свободной личности, которая может входить в различные социальные общества, обладать равными правами с другими. В обществе Ч. может менять свои корпоративные связи, гибко строить отношения с людьми, погружаться в различные традиции.

2. Человек понимался как деятельное существо. Он противостоит природе, подчиняет своевластие и преобразует. Преобразующая деятельность ведет к прогрессу, отсюда приоритетная ценность Н. и ее рациональность по сравнению с другими областями Н.

3. Природа рассматривалась как неорганический (неживой) мир, это материала и ресурс для человека. Полагалось, что этот ресурс безграничен и человек может черпать из природы ее запасы в расширяющихся масштабах. Так сформировались ценности инноваций и прогресса.

Технико-технологический прогресс стал главным направлением развития техногенной Ц. Его главное свойство – динамизм. Он радикально меняет окружающую природу и социум, тип отношений между людьми, социальные институты уже на протяжении жизни одного поколения

ТрадиционнаяЦ. сформировалась задолго до техногенной; возникли в Древних Индии, Китае, Египте, а также в странах мусульманского Востока в Эпоху Средневековья.

1. Замедленный темп социальных изменений, в них веками воспроизводятся одни и те же виды деятельности и социальная структура. Характеризуются устойчивыми стереотипами. Приоритет отдается традициям, а не инновациям. Знания воспроизводятся по образцам и нормам. В них аккумулируется опыт предков, они консервативны. Традиционные Ц. имеют свои ценности и смыслы.

2. Личность включена в семейно-клановые, кастовые и сословные отношения, заданные до ее рождения.

3. Принцип древнекитайской Ц. – недеяние (У-бэй). Это означает невмешательство в природный процесс и адаптацию человечества к социуму. Принцип требует самоконтроля личности и направлен на самопознание.

4. Идеал гармонии Ч. и природы; природа – живой организм, а Ч. – часть ее.

Связь ценностей с представлениями о пространстве и времени.

В любых Ц. самыми широкими категориями К. является представления о пространстве и времени. В традиционных К. было представление о цикличности времени, где прошлое имеет приоритет перед будущим, «Золотой век» уже позади. В техногенной К. время линейное, течет от прошлого к будущему. «Золотой век» впереди, оно символизирует прогресс, инновации.

Взаимодействия в цивилизациях.

Техногенная Ц. существует более 300 лет; является агрессивной и динамичной, подавляет и поглощает традиции к, ведет их к гибели. Традиционная Ц. оттесняется на периферию, трансформируется, меняет свои ценностные ориентиры и мировоззренческие установки, такой процесс наблюдается сейчас в странах Южной Африки и Южной Америки.

Техногенная Ц. дала Ч. много благ; улучшила качество жизни, обеспечила охрану здоровья, придумала массу развлечений, но она подвела человечество к порогу самоуничтожения (экологический и антропологический кризис). В связи с этим стоит проблема пути цивилизационного развития, отсюда стоит проблема ценности научной рациональности, ее статуса а К.

Этапы становления науки.

· Религиозно-мифологическая Н. (античная Ф.). Основной принцип – синкретизм; нерасчлененное представление Ч. о природе; не выделяет Ч. из природы, а отождествляет с ней. Начиная с IV в. до н.э становится зрелая Ф.классика: это Ф.системы Платона и Аристотеля; в них первые связные представления об окружающем мире. В это время возникают такие Н. как формальная логика и физика Аристотеля, математика Платона, атомистика Демокрита. Вклад Аристотеля – сущность находится в самих вещах, ее можно наблюдать и с ней можно экспериментировать.

· Средневековая Н. – это ученость. Н. подчиняется религиозным канонам (писанию, Библии); занимается классификациями явлений природы мира. Основная проблематика – решение взаимодействий между Ч., Богом и миром. Развивается математика; в ее рамках решается проблема актуальной ∞ Бога и потенциальной ∞ Мира. В математике запрет на актуальную ∞ Мира, ее невозможно выразить в числе; идет запрет на теорию численных множеств.

· Возрождение. Доминируют паранаучные знания (магия, колдовство); наряду с этим появляется эксперимент; алхимики ищут Ф.камень; иатрохимики занимаются синтезом лекарственных препаратов (фармацевты).

· Новое Время. Экспериментальное естествознание. До Нового Времени античная физика, математика и атомистика востребованы не были; они возрождаются в 17-18 вв, потому что не было социально-культурных факторов, которые бы стимулировали это развитие и самым главным фактором считалось развитие промышленности. Цели производства требуют покорения природы, извлечения из нее пользы. Нужно и знание; востребованы математика, дифференциальное исчисление и матанализ.

· Неклассическая наука. Познавательные принципы:

1. Относительность субъекта к средству наблюдения; оно включается в описание объекта.

2. Идея комплементарности. Одну и ту же реальность можно описывать с помощью двух взаимодополняющих теорий (корпускулярная и волновая теории)

3. Сущностей много. Если классическая Н. исследовала относительно простые объекты, то неклассическая Н. перешла к исследования сложных объектов (статическая ТД, химическая кинетика, квантовая механика).

4. Принцип экстернализма (методологический принцип): Н. – открытая система, на нее действуют социально-культурные факторы.

· Постнеклассическая наука. Познавательные принципы

1. Экстернализм и интернализм взаимно дополняют друг друга, т.е развитие науки обусловлено не только социо-культурными факторами, но и ее внутренней логикой; выдвижение гипотез, теории, подтверждение их экспериментом.

2. Знания об объекте включает в себя ценностные установки ученого.

Философские основания науки

Философские основания науки (ФОН) – это принципы исследования в науке. Они осуществляют стыковку Н. с К. ФОН относят к методологии. Например: обоснование Фарадеем материального статуса ЭиМП ссылками на принцип единства материи и силы. Экспериментальные исследования Фарадея подтверждали идею, что электрические и магнитные силы передаются в пространстве не мгновенно по прямой, а по линиям различной конфигурации от точ­ки к точке. Эти линии, заполняя пространство вокруг зарядов и ис­точников магнетизма, воздействовали на заряженные тела, магниты и проводники. Линии сил нужно связать с материей и рассматривать их как особую субстанцию.

Различают следующие ФОН:

· Онтологические – принятые в той или иной Н. общие представления о КМ, типах материальных систем, характера их детерминации и т.п.

· Гносеологические – принимаемые в рамках определенной Н. положения о характере научного познания, соотношении чувственного и рационального; теоретического и опытного.

· Логические – принимаемы в Н. правила абстрагирования, образования исходных и производных понятий.

· Методологические – принимаемые в рамках той или иной Н. представления о методах открытия и истинности знания, способах доказательства и обоснованности.

· Аксиологические – принятые представления о практической и теоретической значимости Н., целях науки и т.д.

Влияние Ф. и Н. различно в зависимости от уровня научного познания, этапа развития Н., степени ее зрелости.

В эволюционные периоды развития Н. влияние Ф. и социально-культурных факторов является внешним и весьма несущественным, а в периоды революции Ф. оказывает существенное влияние.

В их состав ФОН входят идеи и принципы, которые обеспечивают эвристику поиска. Эти принципы обычно целенаправляют перестройку нормативных струк­тур науки и картин реальности, а затем применяются для обоснования полученных результатов – новых онтологии и новых представлений о методе. Может случиться, что в про­цессе формирования новых представлений исследователь использует одни философские идеи и принципы, а затем развитые им представ­ления получают другую философскую интерпретацию, и только так они обретают признание и включаются в культуру. Таким образом, ФОН гетерогенны. Они допускают вари­ации философских идей и категориальных смыслов, применяемых в исследовательской деятельности.

Формирование и трансформация философских оснований науки требует не только философской, но и специальной научной эрудиции исследователя (понимания им особенностей предмета соответствующей науки, ее традиций, ее образцов деятельности и т.п.). Оно осуще­ствляется путем выборки и последующей адаптации идей, выработан­ных в философском анализе, к потребностям определенной области научного познания, что приводит к конкретизации исходных фило­софских идей, их уточнению, возникновению новых категориальных смыслов, которые после вторичной рефлексии эксплицируются как новое содержание философских категорий. Весь этот комплекс иссле­дований на стыке между философией и конкретной наукой осуществ­ляется совместно философами и учеными-специалистами в данной науке. В настоящее время этот особый слой исследовательской дея­тельности обозначен как философия и методология науки. В историче­ском развитии ЕЗ особую роль в разработке проблемати­ки, связанной с формированием и развитием ФОН, сыграли естествоиспытатели, соединившие в сво­ей деятельности конкретно-научные и философские исследования (Де­карт, Ньютон, Лейбниц, Эйнштейн, Бор и др.).

Гетерогенность философских оснований не исключает их систем­ной организации. В них можно выделить по меньшей мере две взаимо­связанные подсистемы:

во-первых, онтологическую, представленную сеткой категорий, которые служат матрицей понимания и познания исследуемых объектов (категории «вещь», «свойство», «отношение», «процесс», «состояние», «причинность», «необходимость», «случай­ность», «пространство», «время» и т.п.),

во-вторых, эпистемологичес­кую, выраженную категориальными схемами, которую характеризуют познавательные процедуры и их результат (понимание истины, метода, знания, объяснения, доказательства, теории, факта и т.п.).

Обе подсистемы исторически развиваются в зависимости от типов объектов, которые осваивает наука, и от эволюции нормативных структур, обеспечивающих освоение таких объектов.

Структура НКМ

1. Центральное теоретическое ядро, обладающее относительной устойчивостью

2. Фундаментальные допущения, условно принимаемые как неопровержимые

3. Частные теоретические модели, которые постоянно достраиваются оторый относится к конкретному периоду развития человечества. люции Ф. сбах доказательства и обоснов

Исторические формы НКМ

1. Стихийно-эмпирическая КМ. Основана на наблюдении реальных процессов природы и опирается на здравый смысл. В значительной степени подобная КМ связана с жизненным опытом индивида, имеющего личностный характер.

2. Естественно-научная КМ (17 век). Первые НКМ возникли в рамках более развитых ЕН-дисциплин, которые занимают лидирующие позиции на данном периоде времени. Например, 17-18 вв – механика, вторая половина 19 в – электродинамика, 20 в – квантово-релятивистская физика.

НКМ любой науки, с одной стороны конкретно, а с другой относительна, в силу относительности самого процесса познания. Следовательно недостижимо построить завершенную НКМ. В НКМ всегда будут вносится дополнения, НКМ никогда не станет абсолютной истиной.

Также выделяют ЕНКМ, которая отражает картину природы в целом. Поскольку Ч. – существо социальное, его взгляд на мир включает представление об общественном устройстве, социальных знаниях, т.е законах развития и функционирования общества. Т.о создается ОНКМ, которая складывается из картины природы, которую формирует ЕЗ, и картины общества, которую формируют социально-гуманитарные науки. Ядром ОНКМ является Ф.

Функции НКМ.

· Онтологическая – НКМ формирует представлениями об объектах, фундаментальных понятиях и принципах, на которые опираются различные понятия и теории науки (механическая КМ – корпускула, электрическая КМ – ЭМП).

· Систематизация научного знания (НЗ)

· Как исследовательская программа. Существуют различного уровня общности и глубины НКМ, которые рассматриваются как осуществление определенных исследовательских программ.

22. Научная теория, формы ее становления и обоснования

Теория – высшая форма организации НЗ, обеспечивающая целостное представление о закономерностях представлений о развитии того или иного уровня знания. Теория должна: представлять к-л. область действительности, объяснять факты на основе найденных закономерностей, расширять сферу познания.

Теория (по форме) – это система логически взаимосвязанных утверждений. В теории также используется специфический категориальный аппарат, система принципов и законов. Развитая теория открыта для описания, интерпретации и объяснения новых фактов.

Различают следующие теории:

1) Гипотетико-дедуктивные

2) Описательные теории (не требует иерархической подчиненности элементов, но предполагается согласованность с эмпирическим базисом).

3) Индуктивно-дедуктивные

4) Формализованные (сложный математический аппарат)

Основные компоненты теории:

· Исходный эмпирический базис

· Исходный теоретическая основа (допущения, аксиомы)

· Логика теории (совокупность правил вывода и доказательства)

· Основной массив ТЗ (совокупность выведенных положений, утверждений теории)

Теория должна быть (по Т.Куну):

· Точной, т.е. следствия, выведенные из нее, д/соответствовать результатам экспериментов и наблюдений.

· Непротиворечивой

· Широко применимой, т.е следствия теорий д/распространятся за пределы частных законов и т.п, на которые ее объяснения первоначально д/б направлены, ориентированы.

· Простой, т.е вносить порядок в явления, которые были изолированы друг от друга при ее отсутствии.

· Плодотворной, т.е раскрывать новые явления ранее незамеченные.

Особенности построения развитой научной теории

1) развитые теории в большей степени общности создаются коллективным субъектом научного творчества.

2) фундаментальные теории все чаще создаются без достаточно развитого слоя первичных теорий, схем и законов.

3) применение метода математической гипотезы, т.е построение теории начинается с попытки угадать ее математический аппарат.

С т.з. Лакатоса, формирование первичных теоретических моделей происходит следующим образом:

1. Эвклидова программа, основанная на убеждении, что все знания м/вывести посредством дедукции из множества тривиальных истинных высказываний.

2. Эмпиристская программа, строится на основе базовых положений, имеющих эмпирический характер. Если эти положения ложные, то посредством дедукции эта оценка распространяется на всю систему.

3. Индуктивистская программа, построена на попытке найти канал, посредством которого истина как бы течет от базисных положений, однако многие исследователи полагают, что теоретические системы не являются результатом чисто дедуктивного обобщения опыта. Теоретические системы строят как гипотетические модели на основе ранее сформированных абстрактных объектов.

Процедуру обоснования ТЗ м/определить как сведение неизвестного к известному, однако основанием релятивистский физики является геометрия Римана, а человеческое восприятие лежит в пределах геометрии Эвклида. Это означает, что обоснование знания лишается наглядности и д/опираться на чисто теоретические приемы, в которых ставятся под сомнение сама процедура сведения неизвестного к известному. Еще в процессе обоснования НЗ наблюдается парадоксальный феномен: объекты которые нужно объяснить нельзя наблюдать в принципе. Т.о. научно-теоретическое познание приобретает внеопытный характер. В процессе открытия большое место отводится догадкам, интуиции, аналоговому анализу.

В развитии научного познания различают два подхода:

1. Аналитический. В его рамках исследовательская работа осуществляется в рамках поставленной задачи, и она направлена на выявление элементов, о которых мы еще не знаем, но которые содержатся в предшествующих знаниях.

2. Синтетический. Ориентирует исследователя на обнаружение закономерностей, зависимостей за пределами самого объекта, на обнаружение качественно иной основы, отличной от прежней.

В процессе познания используются оба подхода.

В логике научного открытия существует феномен – побочный продукт взаимодействий, который возникает в результате непреднамеренных последствий целеполагающей деятельности. Новая парадигма, взятая на вооружение, исходит из нелинейности развития, которая предполагает новую стратегию научного поиска. В процессе познания, объект познания всегда взаимодействует с окружающей средой, и поэтому, главные и побочные, центральные и периферийные, магистральные и тупиковые, направления развития сосуществуют в постоянном неравновесном состоянии.

Если раньше наука могла позволить себе отсекать боковые ветви развития, то сегодня побочный продукт м/б источником новообразований и быть более существенным, чем первоначальные цели.

Динамика НЗ

Изменение, развитие и рост знания были подмечены в античности. Гегель отмечал, что истина – это процесс, а не готовый результат. Развитие знания - сложный диалектический процесс, имеющий определенные качественно различные этапы. Процесс м/ рассматривать как движение от мифа к логосу, от логоса к "преднауке", от "преднауки" к науке, от классической науки к неклассической и далее к постнеклассической и т.п., от незнания к знанию, от неглубокого, неполного к более глубокому и совершенному знанию и т.д

В современной западной Ф. проблема роста и развития знания является центральной в ФН. В связи с эти выделяют 2 подхода понимания развития знания:

1) Эволюционная эпистемология (ЭЭ)

2) Постпозитивизм (ПП)

ЭЭ строит свои модели развития знания на основе общей теории органической эволюции, т.е проводя сходства механизмов развития знания по аналогии с живой природой. Представители ЭЭ полагают, что высокоструктурированные организмы и концептуальные системы могут в результате управляющих воздействий самоорганизовываться и создавать устойчивый динамический порядок.

В рамках ЭЭ выделяют синергетический подход в понимании и объяснении развития знания, для которого характерно:

1) система д/б открыта (т.к закрытые системы стремятся к хаосу).

2) система д/находиться достаточно далеко от точки ТД–равновесия.

3) фундаментальным принципом самоорганизации является возникновение и усиление порядка через флуктуации (случайные отклонения). В открытых системах они усиливаются, приводя к расшатыванию старого порядка и возникновению нового, т.е возникновение нового связано с действием случайных факторов (от хаоса к порядку).

Наряду с ЭЭ развитие знания разрабатывал ПП (Поппер, Кун, Лакатос, Фейерабенд).

Особенности:

· ограничение роли формальной логики в объяснении нового знания.

· рассмотрение истории науки как диалектического процесса

· отказ от жестких разграничений эмпирии и теории, Н. и Ф., н

Наши рекомендации