Психофизиологическая проблема.
Психофизический парадокс. Восприятие мира происходит через рецепторы, но импульсы качественно однородны, следовательно, в голове возникают качественно разнообразные образы?
На психологическом уровне деятельность мозга выступает как система качественно различных субъективных образов предметов и явлений, на физиологическом – как система качественно тождественных процессов возбуждения. Как на основе системы качественно однородных физиологических явлений в мозгу возникает система качественно различных психических образов?
Если качество внешнего агента кодируется на входе и декодируется в мозгах, то откуда взялся код? Пусть даже он откуда-то взялся (послание разумных существ например) . Но как тогда мозг получил дополнительные сведения о внешнем мире, если единственная связь его с внешним миром осуществляется через посредство кодирования неизвестных ему качеств внешнего мира?
Субъективный, идеальный образ производиться мозгом(человеком) как всеобщим универсальным материальным субстратом, в котором синтезировано основное содержание предшествующего бесконечного развития материи и который соответственно находиться в глубоком родстве со всем бесконечным качественным многообразием мира. Код внешнего агента заложен в материальной природе мозга.
Как мы имея органы чувств только для физических и химических явлений познаем биологические и социальные явления, хоть они и сложнее.
19. Сознание и язык.
Язык и мышление.
Язык справедливо называют орудием мышления, каждое слово (понятие) является совокупностью знаний о данном предмете или явлении, поэтому две основополагающих функции языка познавательная и коммуникативная неразрывно связаны между собой: познание мира человеком всегда было связано с общением человека с членами рода.
Язык служит как формой выражения мысли, так и средством общения людей. Поэтому язык всегда есть явление социальное, он несет четкий конкретно-исторический отпечаток и порожден предметно-практической деятельностью людей, их общественными отношениями, культурными традициями и обычаями. Язык фиксирует, закрепляет и сохраняет накопленные людьми знания, нормы и ценности общества и передает их из поколения в поколение.
С помощью языка осуществляется планирование будущих действий, т. е, реализуется прогностическая функция мышления, что отличает человека от животных. Мысль человеческая всегда оформлена языком, вне языка могут быть переданы только посредством мимики или жестов неясные побуждения, волевые импульсы, которые хотя и важны, однако несравнимы с речью, раскрывающей замыслы, чувства и переживания человека.
Язык и мышление связаны между собой, но НЕ тождественны друг другу. Великий русский психолог Л. С Выготский подчеркивал, что мысль никогда не равна прямому значению слова, однако она и не возможна без слов. Язык развивается под влиянием предметной деятельности и традиций культуры общества, а мышление связано с овладением законами логики и зависит от познавательных способностей каждого человека.
Функции языка.
1. способ выражения мысли
2. номинативная - предметная отнесенность
3.анализирующая – язык связан с познавательной деятельностью
4. коммуникативная – средство общения между людьми
5. интегративная – передача мыслей
6. средство объективации человеческих знаний
7. является средством приобщения к культуре другого народа
8. реализация волевых функций сознания
9. средство реализации человека
10. способен выступать как средство самоутверждения
20. Познание. Принципы научной гносеологии. Структура процесса познания.
“Человек стал человеком, когда стал познавать мир”.
Сократ: “Как человек может творить добро, если он не знает, что такое добро? Познание объективного мира невозможно без знаний действительности”.
Гносеология – философское учение о познании. Эпистемология – термин, употребляемый для обозначения теории познания (гносеологии). (Когнитивная гносеология – это когда каждый человек воспринимает внешний мир, других людей и себя сквозь призму созданной им познавательной системы.)
Агностицизм – отвергает возможность познания мира. (Кант, Беркли, Юм)
Причины агностицизма:
1. Объект познания очень сложен;
2. Сложность объекта познания;
3. Исходные метологические принципы.
В рамках агностицизма отрицается абсолютная истина, роль науки сводится к познанию сущности. Отрицается не знание, а возможность с помощью знания полностью познать мир на уровне сущности. Юм: нашему уму ничего не может быть доступно, кроме образа восприятия, он не в состоянии провести опыт между соотношением восприятия и объекта. Человек познает окружающую среду через ощущения, восприятия могут быть вызваны атомами, богом. Т.к. мы имеем дело с восприятиями, познать сущность мира нельзя. Кант: вне нашего сознания имеются материальные предметы, которые воздействуют на наши органы чувств и взаимодействуют между собой; в голове возникают ощущения в виде хаоса. Сознание с одной стороны воспринимает эти воздействия, с другой - совершает упорядочивание (с помощью пространства и времени, которые не зависят от материальных предметов, это формы сознания). В сознании возникают феномены - вещи для нас и ноумены - вещи в себе. Между ними пропасть - бесконечность, т.е. мир непознаваем но знание возможно.
Принципы научной теории познания (Ленин):
1. принцип материализма (для того чтобы познать мир, нужно признать факт его объективного существования);
2. принцип монизма материального (идея единства, сходства людей, как природных существ – результат развития природы, мира);
Человек – вершина развивающегося мира и нет факторов, которые бы ограничили возможности человека. Границы познания постоянно расширяются. Человек может управлять законами мира, т.к. он их познал, а значит понял;
3. принцип диалектики;
Познание способно углубляться. Незнание диалектики ведет к метафизике, а догматизм ведет к религии. Предмет необходимо рассматривать в его изменении.
4. принцип практики (выведен Марксом и Энгельсом);
Философия до середины XIX носила созерцательный характер. Современная наука руководствуется практикой. Без практики невозможно познать сущность вещей. Практика – критерий истины (Ленин). Праксиология (с XX века)- философское учение о практике.
Познание – вид человеческой деятельности, основанной на идеальном освоении действительности, цель которого получение нового знания.
Знание – способность человека в своих мыслях и действиях воспроизводить мысли, процессы, вещи, оперировать их образами и понятиями.
Субъект познания – носитель или источник познавательной деятельности.
Кто познает? Человек, общество, коллектив - субъекты.
Объект познания – то, что противостоит субъекту познавательной деятельности, то, что познается.
Субъект и объект взаимосвязаны в гносеологии.
Предмет познания – признаки, связи, закономерности, исследование которых определяется задачей научно – познавательной деятельности. Объект шире, чем предмет познания.
21. Чувственное познание. Основные формы. Психофизический парадокс. Проблема достоверности чувственного познания.