Черты философии славянофилов

* Славянофильство имеет глубинную связь с религией и рассматривает православную религию

* Для него характерна резкая критика западной культуры и западной философии. * Для философии славянофильства характерна такая черта, как идея целостности духа. Не только мир и человек являются целостными, но и познание..

* Общим метафизическим принципом бытия в славянофильской философии является соборность, под которой понимают множество, силой любви объединённое свободное и ограниченное единство.

* Славянофилы противопоставляли внутреннюю свободу и внешнюю необходимость.

* Все представители славянофильской философии были убеждены, что православная вера определяет и политическую, и экономическую, и нравственную жизнь, а также мыслительную деятельность.

В развитии славянофильства можно выделить три периода:

* Ранний период, представленный И.В.Киреевским, А.С.Хомяковым, А.И.Кошелевым.

* Зрелый период: братья Аксаковы, Ю.Ф.Самарин.

* Почвенничество: Ф.М.Достоевский, А.Григорьев, Н.Страхов.

Западничество - противоположное славянофильству течение русской духовной и политической жизни. Уже из названия понятно, что в центральном мировоззренческом споре, волновавшем русскую мысль, а именно: что есть Россия? Каково её предназначение в истории и каково её будущее? - западники придерживались убеждения, что, только следуя за Западом, Россия может приблизиться к цивилизованному состоянию.

Корень расхождения славянофилов и западников - вопрос о возможности рациональной философии, национальной духовности. Западники были убеждены, что есть одна философия, а историко-философский процесс разворачивается таким образом, что на разных его этапах роль лидера принимает определённая национальная философия, выражающая тенденции универсальной философии. Но говорить о специфической русской философии, которая по предмету и методам отлична от западной философии, по мнению западников, неправомерно.

Черты философии западничества:

* Западники были или атеистами, или симпатизировали католической и протестантской религии. * Причину плачевного состояния России западники усматривали в упорном нежелании признать, что существует только одна линия исторического развития, проложенная западной цивилизацией. Россия должна усвоить европейский опыт, европейскую науку и философию.

* Идеалом философии для западников была рационалистическая философия, основы которой заложил Декарт..

* Большинство западников критиковали монархический строй, были сторонниками социализма или политического либерализма.

* Самой удивительной чертой, характерной почти для всех представителей западничества, является тот факт, что после знакомства с реальной жизнью на Западе, западники разочаровываются в своих взглядах.


32. Философия всеединства П. Соловьева. Учение о Софии и Богочеловечестве в русскойфилософии

Учение о Софии и Богочеловеческом процессе

В настоящем разделе речь пойдёт о Богочеловеческом процессе, в котором одновременно с Богоявлением и откровением совершается преображение духа и плоти и подготавливается не только приход Бога-Сына, но и воскресение телесности для «вечного царства».

Исследуемое нами направление в русской философии основывается на учении о Софии, Матери Мира, божественном по своей природе «женственном» начале, которое через Бога-Сына должно соединить абсолютное и относительное в вечном акте творения.

Софиология - одна из излюбленных тем русской философии конца XIX - начала ХХ вв. Основателем этой традиции по праву может считаться известный философ В.С.Соловьёв (хотя честь открытия Матери Мира - извечной спутницы всякой мифологии и религии - принадлежит не ему). Его достойными продолжателями были философ-богослов С.Н.Булгаков, отчасти С.Л.Франк. Своеобразную, космополитическую трактовку Софии даёт один из выдающихся учёных ХХ в. Н.К.Рерих.

Древний культ Матери Мира (Матери Земли Сырой), в котором соединены идеи вечной жизни, вечной любви, жертвы (« аще не умрет, не оживет»), не случайно положен в основу онтологии нравственной философии. Он ценен, прежде всего, своей конструктивностью. София не оставляет места раздору, она всё примиряет, есть вечное «и – и» вместо «или-или». Даже в самом этом «отрицании отрицания» София глубоко позитивна, она оставляет место всякому «нет», поглощая его в абсолютном «да». «Быть или не быть» для Матери Мира - вечное «быть».

В Софии нет места смерти, она есть вечная жизнь. Здесь, в этом пункте, русская философия преодолевает « некрофилическую» жертвенность русского радикализма XIX - начала XX вв., уходит от зла-демиурга, утверждает равенство тела и духа в богочеловечестве.

Схожее, однако, по существу иное представление находим у В.С.Соловьёва. Вероятно, испытав влияние Гегеля, видевшего в низшем потенцию высшей формы, он приходит к идее эволюции, как последовательной смены форм, в каждой стадии которой высшее открывается низшему и в низшем. Содержание земного прогресса - улучшение форм как условий для откровения абсолютного. Близок к Соловьёву П.И.Новгородцев, в понимании которого прогресс есть осуществление Абсолютного в каждой стадии развития относительных явлений.

Завершением эволюции (прогресса) по Соловьёву является наступление «Царства Божия», т.е. совершенного нравственного порядка (личность и общество). Некоторый утопизм такого построения (так как «царство» есть явление, по существу, историческое) смягчается указанием на добровольность принятия «царства» (что на практике представляется достаточно проблематичным), а также на то, что завершение истории не является следствием непрерывного развития человеческой разумности. Утопичность соловьёвского «Царства Божия» смягчает Ф.А.Степун. В нём он усматривает вечный «путь, истину и жизнь», личное состояние « спасённости».

Таким образом, в представлении русской мысли история есть процесс воспитания человеческого рода, накопления духовных и материальных ценностей для подготовки к преображению и воскресению, шире - развёртывание и развитие вечной силы бытия. Усвоение и развитие добра, как элемента богоявления, есть единственный оправданный прогресс, для которого знание и материальные ценности накапливаются как средства.


33 Философия русского космизма.Само зарождение русского космизма обусловлено в значительной степени своеобразной общественной и культурной обстановкой в России XIX в. Развитие русского космизма обязано во многом непременному противопоставлению этого философского направления самим основам западноевропейской науки и культуры. Это противостояние заключало в себе возможность продуктивного диалога, способствовавшего изменению русского космизма, его прогрессивному воздействию на культуру научного исследования в XX в. Значительный интерес представляет нравственный, социально-философский смысл русского космизма. Он способен питать собой весьма широкий спектр воззрений - от крайне реакционных до либеральных, которые озабочены поиском творческого примирения основных ценностей традиционного общества и культуры динамичной цивилизации.

Наши рекомендации