Социально-психологическая школа.
Родоначальником этого направления, получившего название французской социологической школы, стал Э. Дюркгейм (1858-1917 гг.).
Человек – существо двойственное: индивидуальное, биологическое и социальное. Биологическое, индивидуальное начало имеет свои корни в организме, это биологическая часть психики. Социальное существо в человеке формируется обществом. В двойственности заключается отличие человека от животных: у них нет общественного опыта. Дуализм – характерная черта концепции Дюркгейма.
Леви-Брюль (1857-1939) выступил с тезисом о двух формах человеческого мышления и о специфических особенностях первобытного мышления. Согласно его теории, в процессе развития человеческого общества происходит не только накопление знаний о мире, но смена типов мышления.
Проблема социальности человеческого сознания получила дальнейшее развитие в психологической концепции французского психолога, психиатра и невролога Пьера Жане (1859-1947).
Единицей анализа в психологии Жане является действие, в которое психическое включено в качестве необходимой составляющей.
1) психические явления - «подготавливающая» часть действия. Например, желание есть уже начало действия, которое осуществляется не полностью.
2) чувства – это регуляторы действия, обусловливающие темп протекания действия и способ его выполнения.
3) само зарождение психики связано с появлением активных движений живого организма.
4) умственная деятельность понимается Жане как производная от практических действий человека.
Работы французских ученых помогли расширить предмет психологии, включив в него коллективную психику. Обогатило науку и появление новых методов исследования психики – клинического, кросскультурного, позволявшего провести сравнительный анализ развития психики у разных народов.
К этой школе примыкал некоторое время и Ж. Пиаже.
П.Я.Гальперин и его школа.
Гальперин является одним из ведущих отечественных ученых в области общей, возрастной и педагогической психологии, автор всемирно известных теорий и подходов. Г. выдвинуто оригинальное понимание предмета психологического исследования, специфики психического развития человека.
Школа, вышедшая за рамки ф-та (страны СНГ и даже за рубежом).
П. Я. Гальперин был озабочен обучением прототипа школьника-двоечника, на котором учитель ставит крест. И у таких детей с нормальным умственным развитием пропадает мотивация к учёбе. Гальперин разработал идею о том, что форма действия может быть сформирована с помощью учебного материала.
Приходит к выводу, что самый начальный этап формирования умственного действия — это формирование адекватного мотива (вовлечь ребенка в процесс обучения с помощью адекватного мотива).
В 60-е годы Гальперин начинает дискутировать с Леонтьевым по поводу предмета психологии.
Люди начинают использовать данный принцип во многих ситуациях.
Гальперин говорит, что не любая реакция на абиотический стимул есть психика.
10. Университет как социально-культурный феномен. Раскрыть содержание понятия «университетская идея».
Важнейшие особенности университета, среди которых – представленность в нем практически всех областей знания, что создавало уникальные возможности для сотрудничества и взаимодействия сосредоточенных в нем научных сил и тем самым способствовало развитию научной мысли и преподавания, своеобразно преломились в развитии университетской психологии
11. История создания Московского университета. Общественно-исторические условия, имена основателей и характеристика их вклада, торжественное открытие.
25 января 1755– открытие Московского Университета, середина 18 века в эпоху Просвещения. В эту эпоху происходило развитие наук, искусств, промышленности, процветал культ Разума – человеческий разум способен на все, нет ничего выше этого разума.
Тремя основными, главными создателями Университета считаются: Елизавета Петровна, её фаворит – граф И.И. Шувалов и М.В. Ломоносов.
В России хотели создавать университеты в европейском стиле. Требования к созданию Московского университета были следующие:
1) автономный университет
2) внесословный университет, то есть социальный статус не важен
Мнение Шувалова:
1) университет должен был быть государственной структурой
2) под контролем государства
3) нужно было повысить уровень образования дворян
4) университет должен был находиться в Москве, а точнее в центре Москвы (Шувалов любил Москву и считал ее столицей)
1754г - летом в июне Шувалов получил письмо от Ломоносова – «План Университета» и вскоре Шувалов представил план сенату, который одобрил его.
И в этом же году в августе был издан указ Елизаветы о создании Университета, рядом с Кремлем и в 1755г в день Татьяны был создан Московский Государственный Университет. Открытие 26 апреля 1755г.
Структура университета:
Ломоносов считал, что в университете должно быть три факультета:
1) Юридический
2) Медицинский
3) Философский
Также образование должно было строиться на русском языке, хотя везде преподавалось на латыни.
При университете было создано две гимназии (для подготовки):
1) для дворян
2) для разночинцев
Первое время преподавателей приглашали из Германии.
Специфика этой эпохи конкретно для России заключалась в тотальных преобразованиях общества, принятых Петром I (преобразования экономической сферы, культуры, быта и так далее). Все эти преобразования шли для устранения патриархальных традиционных форм и приближения к Европе, то есть «вырубить окно в Европу».
И так как Россия замыслила быть как Европа, должен был открыться и Университет, так как в Европе их было огромное количество. Россия нуждалась в образованности и престиже, который мог дать только университет.
Открытие Московского Университета было огромным торжеством для всех москвичей.
С 1940 года Московскому Университету присвоено имя М.В. Ломоносова.
12. Трудности и проблемы первоначального периода развития университета. Структура, общая характеристика факультетов.
Возникнув, Московский Университет столкнулся со многими проблемами: откуда взять студентов, профессоров, так как дворяне не понимали, зачем отдавать своих детей в Университет, ибо их дети с раннего возраста проходили специализированное обучение. Но постепенно это проблема решалась, так как все выпускники Московского Университета становились известными творцами, профессорами, учеными и так далее.
Первоначально в Университете преподавали профессора из Германии. Они вели занятия на своем языке и латыни. Но в 1767 году наконец было разрешено преподавать на русском языке.
Условно, все структурные элементы МГУ могут быть подразделены на несколько больших групп:
Ø выборные органы самоуправления;
Ø административные органы (ректорат);
Ø учебные и научно-исследовательские подразделения (факультеты, институты, центры);
Ø социальные и технические службы;
Ø библиотеки, издательство и музеи;
Ø филиалы.
Факультеты:
Ø Механико–математический факультет
Ø Факультет вычислительной математики и кибернетики
Ø Физический факультет
Ø Химический факультет
Ø Факультет наук о материалах
Ø Биологический факультет
Ø Факультет биоинженерии и биоинформатики
Ø Факультет почвоведения
Ø Геологический факультет
Ø Географический факультет
Ø Факультет фундаментальной медицины
Ø Факультет фундаментальной физико–химической инженерии
Ø Исторический факультет
Ø Филологический факультет
Ø Философский факультет
Ø Экономический факультет
Ø Юридический факультет
Ø Факультет журналистики
Ø Факультет психологии
Ø Институт стран Азии и Африки
Ø Социологический факультет
Ø Факультет иностранных языков и регионоведения
Ø Факультет государственного управления
Ø Факультет мировой политики
Ø Факультет искусств
Ø Факультет глобальных процессов
Ø Факультет педагогического образования
Ø Факультет политологии
Ø Высшая школа бизнеса (факультет)
Ø Московская школа экономики (факультет)
Ø Высшая школа перевода (факультет)
Ø Высшая школа государственного администрирования (факультет)
Ø Высшая школа государственного аудита (факультет)
Ø Высшая школа управления и инноваций (факультет)
Ø Высшая школа инновационного бизнеса (факультет)
Ø Высшая школа современных социальных наук (факультет)
Ø Высшая школа телевидения (факультет)
Ø Высшая школа культурной политики и управления в гуманитарной сфере (факультет)
Ø Факультет дополнительного образования
Ø Факультет военного обучения
Ø Специализированный учебно–научный центр (факультет) — школа–интернат имени А.Н. Колмогорова
13. Уставы Московского университета. Современный Устав.
Возникший Устав 1804 года содержал в себе следующую структуру Университета: факультет нравственных и политических наук, кафедра философии, факультет физических и математических наук, включавший в себя все естественные науки (физика, астрономия, биология, химия и даже агрономия); факультет медицины и факультет словесных наук.
Устав 1835 года содержал другую структуру. Стало 3 факультета: медицинский, юридический и философский с двумя отделениями: словесным (позже историко-филологических).
Новый этап в жизни университета начался после падения крепостного права в 1861 году и вступления России на путь капитализма. Университетский устав 1863 года отражал общий курс правительства на проведение реформ, призванных ускорить развитие страны. Рост промышленности, торговли, сельского хозяйства, преобразования в сфере управления, суда, армии требовали повышения уровня и расширения университетского образования. По уставу 1863 года увеличивалось количество учебных дисциплин и число преподавателей. Большое внимание уделялось организации практических и лабораторных занятий, семинаров. Была восстановлена фактически уничтоженная в годы николаевского царствования выборность ректора и деканов. На четырех факультетах университета — историко-филологическом, физико-математическом, юридическом и медицинском — учились около 1500 студентов, большинство из которых принадлежало к разночинцам.
Устав 1863 года, открывший новые возможности для развития отечественного просвещения и науки, просуществовал лишь до 1884 года. После убийства в 1881 году народовольцами царя Александра II правительство возобновило наступление на университетскую автономию, усилило контроль над преподаванием.
19 марта 2007 г. Конференцией научно-педагогических работников, представителей других категорий работников и обучающихся МГУ (Советом Ученых советов — Конференцией МГУ) был принят Устав федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова».
Новый Устав МГУ разработан на основе Устава МГУ 1998 года (принятого Советом Ученых советов — Конференцией МГУ 2 ноября 1998 года) и закрепляет за Московским университетом все права и свободы, предусмотренные тем Уставом. Более того, в новый документ включено положение о том, что полномочия учредителя университета от имени Российской Федерации осуществляются Правительством Российской Федерации. Данная норма Устава МГУ, учитывающая особенности учреждения Московского университета высшей публичной властью России середины XVIII века — императрицей Елизаветой Петровной, роль Московского университета в развитии образования, науки и культуры России, а также его положение как особо ценного объекта национального наследия России, определяет правовой статус МГУ как учреждения, учредителем которого является Российская Федерация, а полномочия учредителя осуществляются непосредственно Правительством России.
В Уставе указано, что «в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 24 января 1992 г. № 48 “О Московском государственном университете имени М.В.Ломоносова” Университет имеет статус самоуправляемого государственного высшего учебного заведения России, осуществляющего свою деятельность на основе законодательства Российской Федерации и собственного устава».
Новый Устав МГУ подтверждает право Университета получать финансирование из федерального бюджета отдельной строкой. Он предусматривает исчерпывающий, но при этом максимально широкий (по сравнению с другими федеральными государственными учреждениями высшего профессионального образования, подведомственными Правительству России) перечень видов предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, право на осуществление которых принадлежит МГУ. Данное обстоятельство имеет особо важное значение в связи с необходимостью интенсивного развития инновационной составляющей в деятельности университета.
Уставом закреплено право МГУ использовать находящееся в его оперативном управлении имущество для осуществления предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, право самостоятельно выступать стороной по сделкам, направленным на передачу имущества Университету. Как отметил ректор МГУ академик В.А. Садовничий, "утверждение Устава МГУ специальным Постановлением Правительства РФ является признанием авторитета Московского университета, созданного трудом всего коллектива МГУ"
Совет Ученых советов МГУ в соответствии с Уставом решает стратегические вопросы деятельности университета, выбирает ректора. Общее руководство университетом осуществляет Ученый совет МГУ, в состав которого входят ректор и проректоры, деканы факультетов и директора институтов, выборные представители от научно-педагогических работников факультетов и институтов (по 2–4 человека в зависимости от численности работающих), по одному представителю от студентов и аспирантов каждого факультета; 5 членов Ученого совета выбирается от инженерных и вспомогательных служб университета.
Ученый совет МГУ решает важнейшие вопросы научной и учебной деятельности, международных связей, утверждает структуру и бюджет, присваивает звание профессора, утверждает заведующих кафедрами, рассматривает планы социального и экономического развития университета. Заседания Ученого совета МГУ проводятся не реже одного раза в месяц.
14. Роль М.В.Ломоносова в создании Московского университета. Биография, личность, направления деятельности М.В.Ломоносова.
Создателем Московского Университета был Михаил Васильевич Ломоносов. Он был не только организатором МГУ. Грани деятельности научная и организаторская занимали очень большой вес в жизни Ломоносова. Ломоносов стоит у истоков Московского Университета. Он один из крупных организаторов Петербургской Академии Наук, созданной в 1724 году. В конце жизни ему даже было передано право или даже обязанность - руководить гимназиями при академиях. Его организаторская деятельность была огромна. Он создавал лаборатории- химическую лабораторию, лабораторию по изготовлению цветных стёкол. Создал производство – фабрику по выработке цветных стёкол. Создатель нашей отечественной науки.
Биография: Родился в семье крестьянина в деревне Денисовка. В 1730 он приходит пешком в Москву, где получает образование в Славяно-греко-латинской академии. В начале 1736 года как один из лучших студентов Ломоносов был направлен в университет при Петербургской академии наук, а осенью того же года – в Германию, где он изучает философию, физику, химию, минералогию. В 1741 после возвращения в Санкт-Петербург он назначен адъюнктом физического класса, а в 1745 – профессором химии (академиком) Петербургской академии наук. Ломоносов публикует труды по теории цвета, открывает (раньше Лавуазье) закон сохранения материи. В 1752 он пишет на латинском языке "Введение в истинную физическую химию". Первым сочинением Ломоносова, касавшимся проблем языка, было написанное еще в Германии Письмо о правилах российского стихотворства (1739, опубликовано в 1778). Его перу принадлежат две трагедии - "Тамара и Селим" (1750) и "Демофонт" (1752), "История Российская", публицистические работы. Ломоносов является одним из создателей современного русского языка. Умирает он в Санкт-Петербурге в зените славы.
Среди работ Ломоносова - работы по филологии, истории, химии, физике (по исследованию атмосферного электричества), астрономии (26 мая 1761 во время прохождения Венеры по диску Солнца открыл существование у нее атмосферы), геофизики (исследования земного тяготения), геологии и минералогии (доказал органическое происхождение почвы, торфа, каменного угля, нефти, янтаря), разработка технологии получения цветного стекла (среди мозаичных портретов его работы - портрет Петра I; монументальная мозаика "Полтавская баталия", 1762 - 1764). Среди литературного наследия Ломоносова - послания, идиллии, эпиграммы, оды, поэмы, трагедии.