Понятие пространства и времени. Субстанциальная и реляционная конвенция пространства и времени.
Пространство и время широко используются различными науками. Это понятие используется различными науками постольку, поскольку пространство и время является всеобщими свойствами материи.
Понятие пространство и время отражают свойства бытия как наличие пространств и временных характеристик у всех материальных образований. Определенное положение объекта по отношению к другому. Существует различные представления о пространстве и времени. И. Кант, пространство и время рассматривал априорными (врожденными) формами чувственности (отрицая объективные формы пространства и времени.) Все субъективные идеалисты отрицают . Пространство и время рассматривают, как упорядоченные системы ощущения, кроме ощущений ничего не существует. Задачи ума заключаются в упорядочивании этих ощущений ближе дальше, выше ниже и получается пространство.
Упорядочивается в отношении длительности, последовательности, смены и.т.д в результате этого появляется время.
После создание теории относительности некоторые физики отрицали объективный характер пространств и времени, опираясь на принципы относительности, поскольку нашли знания о пространстве постольку не природа нам, дает их, а мы даем их природе, знания.
С точки зрения здорового смысла все тела движутся в пространстве и времени. Из этого вывод: что пространство и время существуют сами по себе независимо от объектов. Такой взгляд фиксирует первая субстанциональная концепция. Это концепция допускает существование пустого пространства и пустого времени. Таких взглядов придерживались многие естествоиспытатели (Ньютон). ПО Ньютону существует абсолютное пространство и абсолютное время Они безотносительны к движущемся объектам . Согласно реляционной концепциипространство и время органически связано их движения - эта концепция отрицает. (Августин Блаженный) - время есть как иное отношение вещей.
Рационализм. Философия Декарта.
Рационали́зм (общее определение) — метод, согласно которому основой познания и действия людей является разум.
Начиная с эпохи Просвещения, рационализм обычно ассоциируют с введением в философию математических методов Декартом, Лейбницем и Спинозой.
Согласно Декарту, разногласия в философии существуют по любому вопросу. Единственным действительно надежным методом является математическая дедукция. Поэтому Декарт в качестве научного идеала рассматривает математику. Этот идеал стал определяющим фактором декартовой философии.
Декарт является основоположником рационализма. Рационализм – противоположность эмпиризма.
Если философия должна быть дедуктивной системой типа Евклидовой геометрии, то тогда необходимо найти истинные предпосылки (аксиомы). Если предпосылки являются не очевидными и сомнительными, то выводы (теоремы) дедуктивной системы имеют мало ценности. Но как можно найти абсолютно очевидные и определенные предпосылки для дедуктивной философской системы? Ответить на этот вопрос позволяет методическое сомнение. Оно является средством исключения всех положений, в которых мы можем логически сомневаться, и средством поиска положений, которые логически несомненны. Именно такие бесспорные положения мы можем использовать в качестве предпосылок истинной философии. Методическое сомнение является способом (методом) исключения всех утверждений, которые не могут быть предпосылками дедуктивной философской системы.
То есть Декарт стремился построить научное знание в систематическом виде, а это возможно только, если оно будет воздвигнуто на очевидном и достоверном утверждении. Таким утверждением Декарт считал суждение: "Я мыслю, следовательно, существую" . Ход мысли Декарта таков: все необходимо подвергать сомнению, так как во всем можно сомневаться, кроме мышления.
Вопросы, теория познания в учении Канта.
Вопрос этики. Кант разработал всеобщий закон нравственности, так называемый категорический императив (обязательное поведение), суть его сводится к следующему: каждый человек независимо от его положения в обществе должен поступать так, чтобы его поступок могли бы совершить и все другие.
Вопрос права
В учении о праве Кант развивал идеи французских просветителей. Считал необходимостью уничтожение всех форм личной зависимости, утверждение личной свободы и равенство перед законом.
Вопрос долга
Нравственное достоинство "приписывается Кантом лишь тому, кто преследует не только какие-нибудь частные и случайные интересы, но и все благополучие своей жизни, безусловно подчиняет моральному долгу или требованиям совести"
Теория познания:
Познание мыслится Кантом как рассудочное оформление чувственной материи, а полученный итоговый результат познания описывается формулой: «знание (опыт) = чувственная материя + рассудочная форма».
Кант считал, что решению таких проблем философии, как проблемы бытия человека, души, морали и религии, должно предшествовать исследование возможностей человеческого познания и установление его границ. Необходимые условия познания заложены, согласно Канту, в самом разуме и составляют основу знания.
Они-то и придают знанию характер необходимости и всеобщности. Но они же суть и не переходимые границы достоверного знания. Кант считал, что за основу нужно взять метод критического философствования, состоящий, в исследовании приемов самого разума. Кант различал воспринимаемые, человеком явления вещей и вещи, как они существуют сами по себе. Мы познаем мир не так, как он есть на самом деле, а только так, как он нам является. Нашему знанию доступны только явления вещей (феномены), составляющие содержание нашего опыта: мир познается нами только в своих явленных формах. В результате воздействия «вещей в себе» на органы чувств – у людей возникает хаос ощущений. Мы приводим этот хаос в единство и порядок силами нашего разума. То, что мы считаем законами природы, на самом деле есть связь, вносимая разумом в мир явлений, т.е. наш разум предписывает законы природе. Но миру явлений соответствует независимая от человеческого сознания сущность вещей — «вещи в себе»: абсолютное познание их невозможно. В ограниченности человеческого познания, Кант видел определенный нравственный смысл: если бы человек был наделен абсолютным знанием, то для него не было бы ни риска, ни борьбы при выполнении нравственного долга.