Личность и правовая коммуникация
Современная гуманитарная мысль в исследовании феномена права, используя интеллектуальные технологии западной правовой мысли и отечественные достижения правоведов, формируется на стыке многих наук и научных знаний по философии, социологии, психологии, лингвистике, семиотике, антропологии, кибернетике, менеджменту, теории коммуникаций.
В отечественных исследованиях по вопросам теории права находит отражение такое социальное явление, как правовая коммуникация.
Человек изначально «коммуникативен», настроен на общение – взаимодействие с другими. Коммуникация является не только условием и формой существования социума, но и права. Тексты, действия по их построению и интерпретации, а также связанные с этим мышление, понимание и взаимодействие составляют содержание коммуникации.
В работе В.П. Сальникова, С.В. Степашина, Н.И. Хабибулиной как коммуникация рассматривается политическая власть. И.Н. Гомеров определяет коммуникацию как необходимое условие существования общества и государства.
Столь активный интерес правоведов к вопросам коммуникативного взаимодействия субъектов права дает основание предполагать, что в осмыслении феномена права идет поиск путей интегративного его понимания.
В этой связи представляет интерес работа А.В. Полякова «Общая теория права: Курс лекций», где автор выдвигает коммуникативный вариант правопонимания.
Право,по мысли А.В. Полякова, может рассматриваться как явление, интегральное по своей природе, как интерсубъективная социокультурная реальность в коммуникативно-деятельном, ценностном, семиотическом и психологическом аспектах и соответственно онтологически интерпретироваться и феноменологически описываться как многоединство, включающее в себя как нормы, так и правоотношения, как ценности, так и правосознание, как правовые тексты, так и деятельность по их интерпретации и реализации.
Обосновав предпосылки появления нового коммуникативного подхода в понимании права, А.В. Поляков заявляет о коммуникативной концепции права.
По его мнению, правовая коммуникация есть правовое взаимодействие между субъектами, возникающее на основе социальной интерпретации правовых текстов, как представляющих им коррелятивные правомочия и правообязанности, реализуемые в правовом поведении.
Правовая коммуникация обеспечивает реальную связь между личностью и государством. О том, что право является системой сообщения, действует лишь в ситуации человеческого общения, является публичным феноменом, оно открыто для познания и оценки любыми лицами, исследуя коммуникативные характеристики права.
Общение, согласно теоретической структуре, состоит из трех взаимосвязанных сторон.
Первая коммуникативная – обмен информацией; вторая интерактивная – организация взаимодействия; третья перцептивная – процесс восприятия, оценки, взаимопонимания. Коммуникация в структуре общения понимается в узком смысле слова как процесс обмена информацией.
Правовая коммуникация не сводится только к процессу обмена информацией, как акт общения она включает все эти три стороны. Рассматривая правовую коммуникацию как акт правового общения, можно выделить информационную сторону, которая выражена в специфической языковой форме, определяет правила поведения субъектов, установленные нормами права, и интерактивную сторону, которая определяет организационный принцип коммуникативного взаимодействия. Таким организационным принципом коммуникативного взаимодействия субъектов права является диалог. Субъект приводит в действие механизм права, совершая умственные, эмоциональные и волевые усилия, направленные на реализацию социально значимого правового правила в правовом взаимодействии с таким же субъектом, понимающим смысл обращенных к нему норм должного. На основе интерсубъективного характера диалога можно выделить массовую правовую коммуникацию, межличностную и групповую. Основой правового диалога является проблема и различие в позициях на ее разрешение. Правовой диалог конфликтен по своей природе и в ситуациях острого конфликта, таких, как судебный спор, требует от сторон соблюдения этических норм общения.
Исследуя правовое коммуникативное взаимодействие, можно выделить правовую коммуникацию в законодательном процессе, в сфере реализации судебной власти, в сфере реализации исполнительной власти, а также в сфере реализации гражданских правоотношений.
Коммуникация в законодательном процессе – это совокупность устных и письменных диалогов, опосредующих подготовку проекта закона, в котором тот или иной вариант правового поведения закрепляется в качестве общеобязательного»
Основным средством коммуникации в законодательном процессе, отмечают авторы, является язык закона как лингвистический комплекс, система словесно-знаковых средств выражения нормативных правовых предписаний.
Судебная коммуникация возникает в процессе взаимодействия сторон в ходе судебного разбирательства.
Коммуникации, возникающие в сфере реализации исполнительной власти, имеют свои особенности и регламентированы нормами права, однако с коммуникативной стороны еще мало изучены.
Исследование правовой коммуникации с позиций права и общения позволяет раскрыть природу взаимодействия личности и права, личности и государства, действия правовой нормы, которая находится не только в тексте закона, но и в социокультурной действительности. Государство, осуществляя свои функции, может использовать только правовые формы общения с гражданами, а также всеми другими институтами общества. Правовая коммуникация позволяет обеспечить реальный режим правового государства.
40-43??????????????