Личность человека в юридической антропологии
Юридическая антропология - наука о человеке как социальном существе в его правовых проявлениях, измерениях, характеристиках. Она изучает правовые формы общественной жизни людей от древности до наших дней. В ее предметную область входят правовые системы и в целом весь комплекс правовых явлений, все правовые формы в широком смысле слова, у разных этносов (народов, наций), в разные эпохи и в разных регионах мира. В поле исследовательского внимания и интереса этой науки находится все правовое многообразие и богатство человечества (и составляющих его этнических групп, народов, наций) в его становлении и развитии, в его реальном социально-историческом бытии.
В рамках философско-антропологического направления особый интерес представляет постулат немецкий философ и социолог, один из основателей философской антропологии, представитель технократического консерватизма Арнольда Гелена о том, что все социальные институты (в том числе и право) вытекают из несовершенства природы человека в качестве компенсации этой биологической ущербности. Именно социальные институты обеспечивают распределение прав и обязанностей, социокультурную идентичность и гарантируют тем самым стабильность общества. Единственным критерием их оптимальности является самосохранение социума.
Здесь достаточно последовательно эксплицируется трансцендентальный критерий права. Однако при этом вне научного анализа остается механизм функционирования социальных (и правовых) институтов. Складывается впечатление, что для сторонников Гелена это происходит само по себе.
Подвергая критике умозрительность прежних учений о человеке, Гелен подчеркивал эмпирический характер своих исследований: философская антропология должна выдвигать лишь такие гипотезы, которые можно проверить посредством сопоставления с фактами, а их дают только конкретные науки о человеке. Гипотезы такой философской антропологии отличаются от гипотез конкретных наук более общим характером, поскольку в них синтезируются данные множества научных дисциплин, занятых теми или иными аспектами человеческой реальности. Возможность такой науки -это единственная метафизическая предпосылка, которая далее не обсуждается.
Из нее вытекают два следствия:
1) существует единство человеческого рода, поверх всех расовых, национальных, племенных и т.п.;
2) имеется целостное единство человеческого индивида.
Первое следствие, по мнению Гелена, легко подтверждается опытом ряда наук, тогда как второе сталкивается с долгой традицией дуалистического видения человека.
Человек определяется Геленом как "действующее существо", т.е. "так физически устроенное, что оно способно выживать только действуя". Природа человека уже на уровне морфологии принципиально отличается от организации всех прочих животных. Биология помогает нам понять условия человеческого существования и иной, чем у животных, принцип организации. Именно особая биологическая форма делает необходимыми интеллект, труд, язык и прочие свойства человека.
Гелен говорит о человеке как "недостаточном существе", отличающимся от всех млекопитающих уже на уровне морфологии и физиологии. Человек рождается с органами, которые остаются на уровне эмбриона обезьяны. Отсутствует специализация органов, они не приспособлены для выполнения жизненно важных функций нападения или защиты - у человека нет ни когтей, ни быстрых ног, ни волосяного покрова, способного защищать от холода, ни остроты чувств других млекопитающих.
Упорядочение человеческого опыта достигается как за счет языка и понятийного мышления, так и с помощью социальных институтов, в т.ч. права.
Стоит им ослабеть, и человеческое поведение становится примитивным, он начинает следовать непосредственным стимулам и впечатлениям. Различные группы потребностей автономизируются и вступают в противоречие с другими, завладевая сознанием человека как некое слепое влечение. У человека нет врожденных "сдержек и противовесов", он не знает предела в проявлении своих стремлений. В обществе, где рушатся институты, сразу же заявляет о себе "атомарнаяарессивность", приобретающая характер "борьбы всех против всех". Социальные институты, прежде всего, право, дают стабильность человеческой психике. Они необходимы уже для того, чтобы у человека имелась идентичность. Таким образом право предоставляет человеку упорядоченность и стабильность, что позволяет ему гармонично развиваться исходя из своей природы.
37.Экзистенциалистские концепции личности
Одним из виднейших течений современной психологии в зарубежных странах является экзистенциализм.
Экзистенциализм (лат.Existentio — «существование») – наука о существовании. Впервые термин «экзистенция» был употреблен Кьеркегором.
Экзистенциализм означает сосредоточение на существовании личности; это акцент на человеческом бытии в том виде, в котором оно проявляется, становится. Слово "существование" ("existence") пришло от корня exsistere, означавшего буквально "выделяться, появляться".
Объектом науки (философии, психологии), по мнению экзистенциалистов, должен стать субъект, который выступает не как продукт социальных отношений или биологического развития, а как неповторимая личность, познание которой достигается только через интуитивное переживание.
Идейные истоки экзистенциализма — это феноменология Гуссерля, работы Кьеркегора, Сартра, Камю. Основным радикалом развития личности является потребность к саморазвитию и созданию своего «феноменального мира». Предметом философии и психологии должен стать не объективный мир, а «бытие» (экзистенция), которое не может быть достигнуто рассудочным — научным мышлением; оно познается лишь непосредственно.
Основные утверждения экзистенциальной теории в обобщенной форме следующие:
1. Человеческая психика, сознание не могут быть сведены к физиологическим механизмам.
2. Человеческое действие всегда обладает значимостью (или стимулом), в которой находит свое отражение
отношение человека к окружающему.
3. Специфически человеческим является «рефлексирующее» сознание, посредством которого человек высвобождается из ситуации и противостоит ей.
4. Человек не может рассматриваться изолированно от окружающего мира, с которым он находится в постоянном взаимодействии.
При этом мир воспринимается через призму собственного сознания. Информация от органов чувств обрабатывается человеком индивидуально, самостоятельно. Следовательно, человек совершенно свободен от внешнего мира. Каждое наше действие является свободным выбором.
Причина душевного страдания – потеря экзистенции, чувства свободы воли и свободы выбора.
Развитие в процессе жизни:
1. абсолютнаяэкзистенция – в младенчестве, нет условностей, только его желания.
2. полный отказ от экзистенции – воспитание.
3. частичное возвращение экзистенции – период упрямства, первое вранье.
4. подростковый кризис – первый экзистенциальный кризис.
5. второй экзистенциальный кризис – кризис ранней взрослости: выход либо в психическое расстройство, либо в «экзистенцию» - отказ от условностей, продолжение жизни, накопление новых условностей, и обратно по кругу.