Интерцивилизационная модель универсальности прав человека.
Доктрина универсализма в области прав человека основывается на том, что права человека должны быть одинаковыми везде, то есть, во-первых, должны быть одинаковыми нормы материального права, закрепляющие эти права, а во-вторых, должно быть единообразным применение этих норм. Теория культурного релятивизма предполагает, что права человека не являются продуктом исключительно западной цивилизации, а являются присущими всему человечеству и основываются на морали. Поэтому права человека не могут и не должны толковаться безотносительно к культурным различиям народов.
Многообразие культур не исключает, а предполагает универсальность прав человека как «общечеловеческой ценности». И все же в позиции критиков универсальности человеческих прав можно усмотреть рациональное зерно. Следует согласиться с мнением Е.А.Лукашевой о недопустимости форсирования процесса восприятия универсальных стандартов прав человеканезападными культурами. Но это, скорее, политико-идеологический аргумент. Нуждается в обновлении сама концепция универсальности прав человека. В ее основе должен лежать не просто цивилизационный, а интерцивилизационный (межцивилизационный, «взаимокультурный») подход(см. подробнее: Глухарева Л.И. Универсальность и социокультурный релятивизм прав человека // Право и права человека. Сборник научных трудов юридического факультета МГПУ. Кн. 5. М., 2003. С. 24-38). Такой подход ориентирует на взаимосоотнесенность, взаимоадаптацию культур, т.е. на их диалог (точнее, полилог), а не монолог одной из них. Универсализм прав человека предполагает плюрализм их восприятия, интерпретации, способов «встраиваться» в разные культуры с несхожими традициями и ценностями.
Важнейшим элементом интерцивилизационного подхода является поиск методов адекватного осмысления достижений местных культур религий и этик с целью идентификации возможных основ прав человека.В современном мире насчитывается около тысячи культур религий, начиная с величайших мировых вероисповеданий и заканчивая местными точечными культурами, которые исповедают лишь 10ки человек. Но их нецелесообразно игнорировать, поскольку они могут содержать глубокие идеи. В этой связи в обосновании значимых черт новых подходов к правам человека интерцивилизационного приближения определяющим является поиск ответа на вопрос о критериях отбора «важных» и «основопологающих», о «изначальных» и «традиционных» культур, религий и этических систем.
Определенным шагом в обновлении концепции универсальности прав человека могло бы быть использование интерцивилизационного подхода, можно сказать, межцивилизационного, взаимокультурногоинтерцивилизационного подхода. При таком подходе должны учитываться культурно-исторические особенности, тысячелетние ценности разных культур, их философии, религии, но не для того, чтобы чуть ли не каждый регион настаивал на своем стандарте прав человека, а для того, чтобы попытаться осмыслить общие основы прав человека как синтез цивилизационной ценности, как межцивилизационной ценности. Конечно, этот подход, если конечно один из аспектов позволит переосмыслить концепцию универсальности прав человека с точки зрения их исторической динамики. Не по некоему железному сценарию истории (объективистскому), а истории как многовариантной, подверженной случайности, не замкнутой в рамках отдельных цивилизаций. Конечно, сосуществование, взаимодействие цивилизаций в современном мире характеризуется. Но несмотря на все прогнозы, как этот сценарий как столкновение цивилизаций, не дай Бог, если осуществиться. Прогнозы такие есть, но эти прогнозы - они смертельны. Но несмотря на это, все же не только тенденции не только к различиям, обособленностям, но и к интеграции нормы ценности. Постмодернизм – это здорово, но его мировоззренческая категория - различия, она концентрирует внимание на различиях во всем. Поэтому может быть те, кто истосковался по различиям, по признанию нас всех разными, а не одинаковыми по разным признакам, восприняли это с симпатией. Но при всех этих различиях есть нечто общее. Платоновский Сократ сказал бы, что мы люди.И такая вот интерцивилизационная модельпока не получается. Над ней надо думать. И сценарий такой работы по изменению концепции универсальности права и прав человека предполагает все таки не изоляцию друг от друга государств, народов, культур, а их вовлеченность в обсуждение решения глобальных проблем, таких проблем, от которых зависит выживаемость людей и, конечно, проблем гуманитарных, прежде всего первостепенную значимость имеет проблема универсальности прав человека. Сами западные юристы критикуют это, западная традиция права изменилась.