Внутринаучные и социокультурные факторы развития науки.

Неоднозначно решается в современной философии вопрос о ее движущих силах. Существуют 2 взаимоисключающие позиции:

1) интернализм – главную движущую силу развития науки составляет имманентно-присущие ей внутренние цели, средства и закономерности. Научное знание рассматривается как саморазвивающая система, содержание которой не зависит от социокультурных условий ее бытия, от степени развитости социума, характера различных его подсистем;

2) экстернализм – подчеркивает фундаментальную роль социальных факторов как на этапе генезиса науки, так и на всех последующих этапах развития научного знания. Экстернализм различают: 1. эмпирический, который считает, что источником роста содержания научного знания является нахождение новых фактов. 2. рационалистский, где основу динамики научного знания составляют теоретические изменения, которые по своей сути всегда есть, либо результат когнитивного творческого процесса, либо перекомбинация уже имеющихся идей, т.е. все возможное содержание значения уже презадана определенным множителем априорных (доопытных) общих базисных идей. Основной источник инновации в науке – это социальное потребности и культурные общества, его материальный и духовный потенциал.

Интернализм (А.Койре, Очерки истории философской мысли):

- теоретический мир полностью автономен и отделён от реального мира. Так как наука – деятельность духовная, то объяснена она может быть только из самой себя.

- главное значение имеют внутринаучные факторы: объективная логика возникновения и решения научных проблем, эволюция научных традиций, внутренняя потребность самой науки ставить эксперименты, создавать новые понятия, решать проблемы. - история науки – эволюция идей, понятий, теорий, происходящая по внутренней логике их развития либо скачкообразная смена типов мышления. Этот процесс связан со сменой философских концепций.

- Койре, анализируя научную революцию 16—17 вв., стремится показать, что глубинной причиной этой революции был отказ от понятия упорядоченного антич. Космоса и замена его понятием гомогенного, изотропного и бесконечного пространства. Эта замена была обусловлена философско-религиозными представлениями конца Средневековья. Социально-экономические, культурные, личностные аспекты, оказывающие влияние на развитие науки, способны лишь затормозить или ускорить имманентное развитие познания.

- Существование экономических и социокультурных внешних факторов признаётся, но никакого влияния на внутреннюю структуру научного знания они не оказывают, а могут лишь благоприятствовать или мешать науке.

Недостатки:

а) односторонность

б) в крайних формах интернализма человек, как субъект познания является «духовной субстанцией», природа которой не может быть объяснена исходя из материальных и социальных предпосылок.

в) полностью разделяет интеллектуальные и культурно-исторические социальные аспекты развития науки

.2) экстернализм – подчеркивает фундаментальную роль социальных факторов как на этапе генезиса науки, так и на всех последующих этапах развития научного знания. Экстернализм различают: 1. эмпирический, который считает, что источником роста содержания научного знания является нахождение новых фактов. 2. рационалистский, где основу динамики научного знания составляют теоретические изменения, которые по своей сути всегда есть, либо результат когнитивного творческого процесса, либо перекомбинация уже имеющихся идей, т.е. все возможное содержание значения уже презадана определенным множителем априорных (доопытных) общих базисных идей. Основной источник инновации в науке – это социальное потребности и культурные общества, его материальный и духовный потенциал.

Экстернациолизм (Б.М. Гессен, доклад о экономических корнях механики И. Ньютона):

- противоположная концепция. Ведущую роль в науке играют внешние факторы, в первую очередь социально – экономические

Недостатки:

а) попытка выводить содержание, темы, методы, идеи и гипотезы науки непосредственно из экономических причин из экономических, игнорируя особенности науки, как специфической духовной деятельности по получению, обоснованию и проверке истинного знания

В настоящее время эти две концепции не противопоставляют, признают взаимодействие внешних и внутренних факторов и пытаются объяснить его закономерности. В чистом виде они почти не встречаются

Таким образом, среди основных концепций развития научного знания наиболее приемлемым оказы-вается «срединный путь», исходящий из взаимосвязи внутринаучных факторов (включая когнитивные мутации) и социокультурных факторов. Именно эта взаимосвязь и образует подлинную основу развития системы научного знания.

Наши рекомендации