Русский социализм и марксизм

К западникам примыкали революционеры-народовольцы: Н. Чернышевский, А. Добролюбов, позднее Г. Плеханов, В. Ульянов, Л. Мартов и др. Они полагали, что преобразование России может произойти лишь в результате революции, которая должна решить проблемы народа.

Георгий Валентинович Плеханов(1856-1918) - первый русский марксист, сыгравший огромную роль в становлении марксистского движения в России. Так, в 1883 г. он организовал первую русскую марксистскую группу (правда, произошло это в Швейцарии). Кроме того, он перевел на русский язык «Манифест коммунистической партии» К. Маркса и Ф. Энгельса.

В своих работах «Социализм и политическая борьба» (1883) и «Наши разногласия» (1885) Плеханов подверг критике идеологию народничества. По его мнению, идеалистические представления народников о современном им российском обществе делали их деятельность неэффективной. Кроме того, в этих работах он дал оценку перспективам развития марксистского движения в России.

Плеханов проявлял интерес и к более общим философским вопросам. В частности, в сферу его интересов входили материалистическая диалектика, теория познания, учение об идеологии, эстетика и, конечно же, философия истории и история философской мысли. Эти вопросы нашли отражение в работах «К вопросу о развитии монистического взгляда на историю» (1895), «Очерки по истории материализма» (1896), «О материалистическом понимании истории» (1897). В его работах содержится много размышлений о роли, которую личность играет в истории. Этот вопрос рассматривается им и в указанных работах в связи с критикой представления народников о том, что историю делают «герои», противостоящие «толпе». Размышления Плеханова на эту тему завершились работой «К вопросу о роли личности в истории», опубликованной в 1898 г.

В соответствии с общим духом марксизма, Плеханов основным двигателем истории считал народные массы. Роль великой личности, которая, с первого взгляда, оказывает влияние на ход истории, Плеханов сводил к выражению нужд эпохи, причем эти нужды далеко не всегда в полной мере осознаются другими людьми. В частности, он писал: «Великий человек является имен­но начинателем, потому что он видит дальше других и хочет сильнее других. Он решает научные задачи, поставленные на очередь преды­дущим ходом умственного развития общества, он указывает новые общественные нужды, созданные предыдущим развитием обществен­ных отношений; он берет на себя почин удовлетворения этих нужд. Он - герой. Не в том смысле герой, что он будто бы может остано­вить или изменить естественный ход вещей, а в том, что его деятельность является сознательным и свободным выражением этого необходимого и бессознательного хода».

Плеханов последовательно проводил высказанную Марксом идею о том, что определяющую роль в развитии общества играют произ­водственные отношения и их взаимодействие с производительными силами: «Люди делают свою историю, стремясь удовлетворить свои нужды. Нужды эти даются первоначально, конечно, природой; но за­тем значительно изменяются, в количественном и качественном отно­шениях, свойствами искусственной среды. Находящиеся в распоряже­нии людей производительные силы обусловливают собою все их общественные отношения. Прежде всего, состоянием производительных сил определяются те отношения, в которые люди становятся друг к другу в общественном процессе производства, т.е. экономические отношения <...>. ..право, государственный строй и нравственность всякого данного народа непосредственно и прямо обусловливают­ся свойственными ему экономическими отношениями. Этими же отно­шениями обусловливаются, - но уже косвенно и опосредовано - все создания мысли и воображения: искусство, наука и т.д.».

Философия славянофильства

Идеи Чаадаева не были однозначно восприняты русским обще­ством и стали отправной точкой для уже упоминавшегося спора меж­ду славянофилами и западниками.

Славянофилы устои русской жизни определяли при помощи трех слов: православие, самодержавие, на­родность. Они идеализировали русских, полагая, что те сами, без опо­ры на европейский опыт, могут внедрить в своем государстве демок­ратические принципы. Важнейшей идеей, характеризующей взгляды славянофилов, была идея соборности (Хомяков), т.е. сочетания свобо­ды и единства многих людей, которое достигается благодаря любви и уважению к общим для них всех ценностям.

Первым позицию славянофилов изложил А.С. Хомяков. В статье «О старом и новом», опубликованной в 1839 г. Хомяков писал: «...мы будем продвигаться вперед смело и безошибочно, занимая случай­ные открытия Запада, но придавая им смысл более глубокий или от­крывая в них те человеческие начала, которые для Запада остались тайными, спрашивая у истории церкви и законов ее - светил путево­дительных для будущего нашего развития и воскрешая древние формы жизни русской, потому что они были основаны на святости уз семей­ных и на неиспорченности нашего племени. Тогда в просвещенных и стройных размерах в оригинальной красоте общества, соединяющего патриархальность быта областного с глубоким смыслом государства, представляющее нравственное и христианское лицо, воскреснет древ­няя Русь, но уже сознающая себя, а не случайная, полная сил живых и органических, а не колеблющаяся вечно между бытием и смертью».

По мнению видного представителя данного направления К. Аксакова, основой страны является народ, который живет в соответствии со своими внутренними принципами, совпадающими с учением Христа. Им правит государство, или, по характеристике Аксакова, «публика». Народ и «публика» находятся в постоянном противостоянии:

«Публика выписывает из-за моря мысли и чувства, мазурки и польки; народ черпает жизнь из родного источника. Публика говорит по-фран­цузски; народ - по-русски. Публика ходит в немецком платье, народ - в русском. У публики парижские моды. У народа - свои русские обычаи... Публика преходяща, народ вечен. И в публике есть золото и грязь, и в народе есть золото и грязь, но в публике грязь в золоте, в народе золото в грязи...»

В идеальном случае государство должно устанавливать для народа внешние правила, не вмешиваясь в его внутреннюю жизнь; цель государства - создавать благоприятные условия для жизни народа. Однако разрыв между народом и властью всё увеличивается, и это только препятствует благоприятному развитию России:

«Современное состояние России представляет внутренний разлад, прикрываемый бессовестной ложью. Правительство, а с ним и верхние классы, отдалилось от народа и стало ему чуждым. Народ не имеет доверенности к правительству, правительство не имеет доверенности к народу... При потере взаимной искренности и доверенности всё обняла ложь, везде обман. Все лгут друг другу, видят это и продолжают лгать, и неизвестно, до чего дойдут».

На основе славянофильства в России развились либеральные идеи. Впоследствии либералы заняли по отношению к царскому режиму оппозиционную позицию (чего нельзя сказать обо всех славянофи­лах). Либералы, в отличие от революционных демократов, ратовали за мирный путь изменений, не затрагивающий царский режим. Они полагали, что в условиях монархии можно было провести реформы, которые обеспечили бы соблюдение основных прав и свобод, необходи­мых для политического и экономического развития России. Деятель­ность либералов известна, прежде всего, благодаря их активному участию в земском движении.

Философия В.С.Соловьева

Владимир Сергеевич Соловьев(1853-1900) - философ, который по праву считается самым великим русским философом XIX века. Соловьев прожил короткую, но достаточно насыщенную и плодотворную жизнь: к 20 годам он получил три образования, в 21 год защитил магистерскую диссертацию; после защиты докторской диссертации он начал преподавать в университетах. Однако после выступления вместе с народовольцами против смертной казни был вынужден подать в отставку, после чего зарабатывал на жизнь публицистикой и ведением философского отдела в словаре Брокгауза и Ефрона. Соловьев оставил после себя объемное наследие, которое до конца не изучено и в наши дни. Оно включает как собственно философские трактаты («Критика отвлеченных начал» (1880), «Чтения о богочеловечестве» (1877-1881), «История и будущность теократии» (1885-1887), «Россия и вселенская церковь» (1889), «Три разговора» (1900)), так и философскую публицистику (сборник статей «Национальный вопрос в России» (1883-1891), «Владимир Святой и христианское государство (1888), «Русский национальный идеал» (1891) и др.).

Соловьев был религиозным философом. Он рассматривал бога как воплощение идеала всеединства - согласованности, гармонии всех частей Вселенной, который может служить примером для мира и человеческого общества, характеризующихся хаосом и рассогласованностью. Мир, с точки зрения Соловьева, представляет собой всеединство в становлении, и бог - это важнейший компонент всеедин­ства мира. Философ различал подлинное всеединство, при котором единое приносит пользу всем и существует не в ущерб им, и ложное единство, когда все части подавляются целым.

Развитие мира определяется потребностью в согласовании, объединении. Соловьев выделял три ступени этого процесса. Во-первых, это царство минералов, растительности и животных. Во-вторых, это царство человека, которое представляет собой качественно новое образование по сравнению с предыдущей стадией. Человек с точки зрения Соловьева - это особое существо, которое, в отличие от существ, находящихся на более низких ступенях развития, способно к творчеству и к добру.

Наконец, в-третьих, это духовно-человеческое царство - особый этап, на котором мир соединяется с богом. Третий этап - это предел, к которому должно стремиться человечество: как и лю­бая другая концепция исторического развития, концепция Соловьева содержит прогностические компоненты, указывающие на логику развития мира и человеческого общества.

При этом Соловьев полагал, что такое развитие мира не является процессом, происходящим автоматически, независимо от человека. На человеке как особом существе лежит задача создания духовно-человеческого царства, без сознательного стремления человечества к этой цели она не может быть достигнута. А это означает, что человек - это не ничтожная песчинка, а необходимая частица мировой гармо­нии. Он вносит свой вклад в достижение всеединства. И основное средство достижения этой цели, которое имеется в его распоряжении, - это утверждение красоты в собственной душе и во взаимоотношениях с другими людьми.

Другое важное понятие философии Соловьева - это «мировая душа», которую сам философ называл Софией. София одухотворяет материальное многообразие мира, скрепленное богом как воплоще­нием всеединства. София - это идеальный план мира, который отра­жает его упорядоченность. При этом принципиально, что речь идет о мировой душе, а, следовательно, в Софии нельзя видеть интеллекту­альную схему. В понимании Соловьева, София - это тайна, которая вобрала в себя сущность мира. Для философа София была также воплощением любви.

Несмотря на то, что Соловьев был религиозным философом, он положительно оценивал научное знание. Для него истина могла быть достигнута только в результате синтеза философии, науки и богосло­вия. И он постоянно предостерегал людей от абсолютизации одного из видов знания, будь то философского, научного или богословского. Кроме того, он полагал, что любое знание должно иметь практическую направленность, служить целям улучшения человеческой жизни.

Соловьев не мог пройти мимо и традиционного для России спора по поводу «русской идеи». Наиболее полно свою точку зрения на этот вопрос Соловьев изложил в своей лекции, прочитанной в Париже в 1888 г. В частности, он так охарактеризовал в ней важность русской идеи: «Бесполезный в глазах некоторых, слишком смелый по мнению других, этот вопрос действительно является самым важным из всех для русского, да и вне России он не может показаться лишенным интереса для всякого серьезно мыслящего человека. Я имею в виду вопрос о смысле существования России во всемирной истории».

Для Соловьева русская идея имела смысл лишь в связи России со всем человечеством. По его мнению, ни государство, ни церковь, ни что бы то ни было не может выразить русской идеи независимо от единства мира. И смысл существования России заключается в объ­единении, консолидации всех христианских стран. Соловьев указыва­ет: «Русская идея, исторический долг России требует от нас признания нашей неразрывной связи с вселенским семейством Христа и обра­щения всех наших национальных дарований, всей мощи нашей империи на окончательное осуществление социальной Троицы, где каждое из трех главных органических единств - церковь, государство и обще­ство, безусловно, свободно и державно, не в отделении от двух других, поглощая или истребляя их, но в утверждении безусловной внутрен­ней связи с ними. Восстановить на земле этот верный образ боже­ственной Троицы - вот в чем русская идея».

Русская философия XX века

XX век – очень сложный для России период, в течение которого она пережила многочисленные потрясения. По этой причине и история русской философии XX века неоднородна. В соответствии с периодами истории России принято выделять философию Серебряного века, советскую и постсоветскую философию.

Серебряный век - период расцвета русского искусства и философии, продолжавшийся с конца XIX века до начала 20-х гг. XX века. Одно из наиболее ярких явлений русской философии Серебряного века - это сборник «Вехи», вышедший в 1909 г. Открывался этот сборник статьей Н.А. Бердяева «Философская истина и интеллигентская правда», в которой философ критически разбирал идеологию русской интеллигенции. В этом же сборнике были помещены статьи С.Л. Франка, С.Н. Булгакова, М О. Гершензона, А.С. Изгоева, Б.А. Кистяковского, П.Б. Струве. Этот сборник произвел в обществе фурор: негативные оценки духовной и общественной жизни России того времени, а также неблагоприятные прогнозы развития страны не могли не вызвать бури протеста. Хотя общество в целом не приняло идей, вы­сказанных авторами сборника, и не прислушалось к ним, в значительной степени предсказания и прогнозы, которые в нем содержались, сбылись.

Среди наиболее интересных фигур, появившихся в начале XX века, следует назвать Густава Густавовича Шпета, Алексея Федоровича Лосева, Александра Ивановича Введенского, Льва Шестова, Николая Александровича Бердяева, Николая Ануфриевича Лосского, Павла Александровича Флоренского, Сергея Николаевича Булгакова, Ивана Александровича Ильина. Этот объемный список не содержит всех достой­ных внимания имен: в него вошли лишь те философы, творчество которых представляет наибольший интерес и имело наиболее широкий резонанс.

Густав Густавович Шпет(1879-1937) - русский философ польского происхождения, известный, прежде всего, своими феноменологическими исследованиями. Будучи профессором Московского университета, он побывал в Геттингене, где тогда преподавал Гуссерль, и познакомился с основателем феноменологии. Вдохновившись новым методом философского исследования, он написал целый ряд работ в феноменологическом ключе: «Явление и смысл» (1914), «Герменевтика и ее проблемы» (1918), «Внутренняя форма слова» (1927). Шпет выполнил переводы на русский язык ряда сложнейших философских текстов, в частности «Феноменологии духа» Гегеля. При этом качество последнего перевода так высоко, что иногда даже утверждают, что в русском переводе Гегеля понять легче, чем в оригинале. Кроме того, Шпет написал целый ряд интересных работ, среди которых можно отметить «Введение в этническую психологию», «Эстетические фрагменты».

В советское время Шпету запретили преподавать. В 1935 г. он был сослан в лагерь, где и был расстрелян через два года.

Алексей Федорович Лосев(1893-1988) - русский философ, родившийся в Новочеркасске, в семье преподавателя музыки. Закончил два факультета Московского университета - филологический и фи­лософский. Основной сферой интереса Лосева была античная философия. За короткий период (конец 20-х гг.) он подготовил и опубли­ковал целый ряд работ: «Античный космос и современная наука», «Философия имени», «Диалектика художественной формы», «Музыка как предмет логики», «Диалектика числа у Плотина», «Критика платонизма у Аристотеля», «Очерки античного символизма и мифологии», «Диалектика мифа».

Последняя книга вызвала большое возмущение официальных властей, поскольку в ней Лосев очень резко критиковал работу Ленина «Материализм и эмпириокритицизм». Лосева сослали в лагерь, где он практически ослеп. К счастью, затем он был выпущен на свободу. Впоследствии, уже после смерти Сталина, запрет на публи­кацию его работ был снят, и Лосев опубликовал огромное количество книг и статей, среди которых следует, прежде всего, отметить восемь томов, посвященных истории античной эстетики.

Александр Иванович Введенский(1856-1925) - представитель русского неокантианства. Основной труд Введенского - «Опыт построения теории материи на принципах критической философии». Введенский внес большой вклад в развитие неокантианства: в работе «Новое и легкое доказательство философского критицизма» Введенский продемонстрировал, что человеческое мышление не в состоянии описывать «вещи-в-себе»; эту точку зрения большинство неокантианцев не разделяли.

Лев Шестов(1866-1938) - русский философ и литературный кри­тик, стоявший у истоков экзистенциализма. Первоначально Шестов был марксистом и в целом не интересовался философией. Интерес к философии возникает у Шестова в тридцатилетнем возрасте. Заслуга Шестова состоит, во-первых, в популяризации Ницше в России, а во-вторых, в популяризации Достоевского и Кьеркегора в Европе, где он оказался после Октябрьской революции.

Николай Александрович Бердяев(1874-1948) - один из наи­более крупных русских философов первой половины XX века. Основные сочинения философа - «Философия свободы» (1911), «Смысл творчества. Опыт оправдания человека» (1916), «Философия неравенства. Письма к недругам по социальной философии» (1923), «Я и мир объектов» (1934), «Истоки и смысл русского коммунизма» (1937), «О рабстве и свободе человека. Опыт персоналистической философии» (1939), «Экзистенциальная диалектика божественного и человеческого» (1945), «Русская идея. Основные проблемы русской мысли XIX-XX века» (1946), «Царство духа и царство кесаря» (1951).

Первоначально Бердяев был сторонником марксизма и активно участвовал в деятельности марксистских организаций. Карл Каутский, возглавлявший в то время II Интернационал, видел в нем будущего крупного теоретика коммунизма и возлагал на него большие надежды. Однако достаточно быстро Бердяев разочаровался в марксистской идеологии и стал ее активным критиком. В этом смысле показательно посвящение, предваряющее позднюю работу Бердяева «Хри­стианство и классовая борьба» (1931): «Посвящается памяти соци­ального учителя моей молодости и ныне идейного врага моего Карла Маркса».

Бердяев преподавал философию в Московском университете, в 1918 г. организовал Вольную академию духовной культуры, которая просуществовала до 1922 г., когда Бердяев в числе других крупных мыслителей того времени был выслан за границу. После 1922 г. Бер­дяев жил в Берлине и Париже.

Бердяев принимал активное участие в интеллектуальной жизни своего времени. В частности, он написал статью «Философская исти­на и интеллигентская правда», которая открывала имевший огромный резонанс сборник «Вехи» (1909). Основной пафос этого сборника - осознание необходимости духовного обновления русской интелли­генции, которое предполагает отказ от «давящего господства народолюбия и пролетаролюбия». И Бердяев уже в этом сборнике активно критикует марксизм. В частности, философской традиции Чернышевского Бердяев противопоставляет подлинную русскую философию, основы которой были заложены Чаадаевым и традиции которой продолжали Соловьев и Толстой. Бердяев полагал, что русская философия в состоянии восполнить недостаток живого бытия, которым характеризуется философия Европы.

Бердяев был продолжателем традиций Соловьева. Он полагал, что общественное развитие России возможно лишь в рамках христиан­ской традиции (которая, впрочем, с его точки зрения, нуждалась в переосмыслении и обновлении). Если христианство традиционно отри­цало ценность всего земного, то Бердяев и его сторонники видели в земной жизни арену, на которой происходит воплощение религиозных идеалов, реализация божественного в человеке. Другими словами, принципы, которые с позиций христианства могли воплотиться только в потусторонней жизни, рассматривались Бердяевым как способные реализоваться в земной жизни.

Поздний период творчества Бердяева в целом можно охарактеризовать как религиозный экзистенциализм. Как и другие философы-экзистенциалисты (например, наш соотечественник Л. Шестов), Бердя­ев полагал, что рационалистические воззрения оторваны от конкретного жизненного опыта человека. Подлинная же задача философии состоит не в объективном, абстрактном познании, а в изучении места человека в мире в связи с его личностными структурами: интеллектуально-духовными, нравственными и эмоциональными.

Одна из самых важных тем в философии Бердяева - это тема свободы. Он противопоставлял два пути реализации личности. Первый путь - это принятие общеобязательных форм жизни, или объективация; в этом случае человек как бы обезличивается, поскольку становится таким как нужно, теряя свою свободу и персоналистичность. Второй путь - жизнь в свободе, предполагающая неприятие того, что считается общеобязательным. Только этот путь дает человеку возможность свободного творчества и независимости.

Второй путь представлялся Бердяеву правильным: свобода в его фи­лософии является высшей ценностью, несравнимой с пользой, которую человек может принести обществу. Бердяев писал в «Философии свободы»: «Рабство у «мира», у необходимости и данности есть не только несвобода, но и узаконение и закрепление нелюбовного, разор­ванного, некосмического состояния мира. Свобода - любовь. Раб­ство - вражда. Выход из рабства в свободу, из вражды «мира» в космическую любовь есть суть победы над грехом, над низшей при­родой».

Бердяев видел в демократии опасную идею: «Демократия есть... самодовлеющая отвлеченная идея, ничему высшему не подчиненная, есть человекообожествление, отрицание божественного источника власти. Демократия есть нездоровое состояние народа».

По всей видимости, негативное отношение к демократии было для Бердяева оправданно, в том числе, и в силу того, как он понимал сущность русского народа. В работе «Русская идея» он писал: «Два противоположных начала легли в основу... русской души: природная, языческая... стихия и аскетически монашеское православие. Можно открыть противоположные свойства в русском народе: деспотизм, гипертрофия государства и анархизм, вольность; жестокость, склон­ность к насилию и доброта, человечность, мягкость...; индивидуализм... и безличный коллективизм; национализм, самохвальство и универсализм, всечеловечность...; смирение и наглость; рабство и бунт».

Павел Александрович Флоренский(1822-1937) - русский фи­лософ и ученый, обладавший крайне разносторонними интересами и внесший значительный вклад в такие науки, как философия, лингвисти­ка, математика, культурология, электротехника. В частности, он зани­мался семантикой собственного имени, интересовался проблемами сновидений, написал исследование, посвященное иконописи, занимался проблемами пространства в искусстве (наибольшую известность, пожалуй, получила его работа «Мнимости в геометрии», в которой Флоренский исследовал излом пространства в мире Данте). Флоренский занимал­ся также собственно философскими и историко-философскими проблемами.

Первое образование Флоренского - математическое (он закон­чил математический факультет Московского университета). Однако по окончании университета он принял решение отказаться от карьеры математика и изменить сферу деятельности. Флоренский поступил в Духовную академию, где активно занимался историей философии и религии. В 1911 г. он защитил диссертацию, которая впоследствии легла в основу его книги «Столп и утверждение истины» (1914), и получил сан священника.

Флоренский оставил после себя подготовленную для энциклопедического словаря «Гранат» краткую характеристику тех философских вопросов, которые его волновали и которые он стремился разрешить: «Основным законом мира Флоренский считает второй принцип термодинамики - закон энтропии, взятый расширительно, как закон Хаоса во всех областях мироздания. Миру противостоит Логос - начало энтропии. Культура есть сознательная борьба с мировым уравниванием: культура состоит в изоляции, как задержке уравнительного процесса вселенной, и повышении разности потенциалов во всех областях, как условии жизни, в противоположность равенству - смерти. Всякая культура представляет целевую и крепко связанную систему средств к осуществлению и раскрытию некоторой ценности, принимаемой за основную и безусловную, т.е. служит предметом веры... Культура, как свидетельствуется и этимологией, есть производное от культа, т.е. упорядочение всего мира по категориям культа. Вера определя­ет культ, а культ миропонимание, из которого далее следует культура».

Сергей Николаевич Булгаков(1871-1944) - один из наиболее крупных русских религиозных философов. С этой точки зрения его судьба была обычной. Он получил светское (юридическое) образование в Московском университете и был оставлен в качестве преподавателя политэкономии. В этот период он придерживался марксистской философии. Со временем Бердяев отказался от своих взглядов, перейдя сначала на позиции идеализма, а затем и к православию. При­нимая сан священника, он ведет активную работу во Всероссийском поместном соборе, становится членом Высшего церковного совета.

В 1922 г. в числе других крупных мыслителей и деятелей культуры был выслан за границу. В первые годы изгнания Булгаков провел в Праге; там он возглавлял Софийское братство, стремящееся к разви­тию идей B.C. Соловьева, в которое также входили Г.В. Вернадский, В.В. Зеньковский и другие мыслители. Последние годы жизни Булгаков провел в Париже, преподавая там догматику и руководя Православным богословским институтом.

Иван Александрович Ильин(1883-1954) также закончил юриди­ческий факультет Московского университета. Во время командировки в Германию, связанной с подготовкой к получению профессорского звания, он познакомился с Гуссерлем. Ильин, как в русский пери­од своего творчества, так и после 1922 г., когда он был выслан за границу, активно участвовал в общественно-политической жизни, вы­ступая с резкими публицистическими статьями, направленными против большевизма.

Среди философских заслуг Ильина следует упомянуть в первую очередь, написанную им во время поездки в Германию работу «Фи­лософия Гегеля как учение о конкретности бога и человека», опубли­кованную в 1918 г. До настоящего времени эта книга прочно входит в число лучших работ, посвященных философии Гегеля. В ней Ильин рассматривает философию Гегеля с точки зрения иррационализма. И его подход по праву считается в значительной степени проясняющим философскую концепцию Гегеля.

Большую известность получила также работа Ильина «О сопро­тивлении злу насилием». В ней Ильин полемизирует с активно разра­батывавшейся Львом Толстым идеей о том, что злу нельзя противо­поставлять зло. Ильин отдает предпочтение активному противостоя­нию злу и отрицает пассивность по отношению к нему. Мысль Ильина хорошо выражена в следующем его рассуждении: «... несопротивляющийся злу поглощается им и становится одержимым. Ибо «зло» - не пустое слово, не отвлеченное понятие, не логическая возможность и не «результат субъективной оценки». Зло есть, прежде всего, душевная склонность человека, присущая каждому из нас; как бы некоторое жи­вущее в нас страстное тяготение к разнузданию зверя, тяготение, всегда стремящееся к расширению своей власти и к полноте захвата».

По мнению Ильина, непротивление злу фактически равнозначно его принятию: «Духовный опыт человечества свидетельствует о том, что несопротивляющийся злу не сопротивляется ему именно по­стольку, поскольку он сам уже зол, поскольку он внутренне принял его и стал им».

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ В ИСТОРИЮ ФИЛОСОФИИ...........................

История философии как особая дисциплина...............................

Формирование философии. Осевое время....................................

Восточная и западная философия..................................................

Периодизация истории европейской философии........................

ВОСТОЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ.......................................................

Зарождение философии в восточных цивилизациях.................

Ранняя философия Древней Индии...............................................

Ортодоксальные школы индийской философии.......................

Буддизм………………………………………………………..

Джайнизм………………………………………………………

Специфика китайской.философии................................................

ее формирование и периодизация.................................................

Конфуцианство…………………………………………………………

Даосизм…………………………………………………………

Чань-буддизм (дзен-буддизм) ...............................................

Моизм и легизм...................................................................................

АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ

Особенности античной философии..............................................

Периодизация античной философии............................................

Греческая натурфилософия.........................................................

Философия Гераклита…………………………………………

Философия Пифагора и его учеников..........................................

Философия Элейской школы..........................................................

Философия Эмпедокла………………………………………..

Атомисты………………………………………………………

Софистика................................................................................

Философия Сократа..........................................................................

Философская школа киренаиков………………………………

Философия Платона…………………………………………

Учение Платона о государстве..............................................

Осмысление человека в философии Платона............................

Общая характеристика философии Аристотеля......................

Логическое учение Аристотеля ...................................................

Метафизика и физика Аристотеля................................................

Этическое учение Аристотеля............................................................

Учение Аристотеля о государстве................................................

Философия кинизма……………………………………………..

Философия эпикуреизма…………………………………

Философия стоицизма…………………………………………..

Философия скептицизма……………………………………….

Философия неоплатонизма…………………………………….

СРЕДНЕВЕКОВАЯ ФИЛОСОФИЯ.........................................

Особенности средневековой философии....................................

Этапы развития философии Средних веков...............................

Патристика……………………………………………………….

Спор между реализмом и номинализмом.......................

Схоластика. ……………………………………………………..

Средневековая арабская философия..........................................

ФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ............................

Специфика философии эпохи Возрождения.............................

Философия Николая Кузанского……………………………..

Философия эпохи Реформации……………………………….

Политическая философия Н.Макиавелли……………………

Пантеистическая философия Дж.Бруно………………………

Философия Т.Кампанелла…………………………………….

ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ.....................................

Специфика философии XVII века................................................

Философия Ф.Бэкона.......................................................................

Философия Т.Гоббса.......................................................................

Философия Дж.Локка…………………………………………

Философия Дж.Беркли и Д.Юма………………………………..

Философия Р.Декарта……………………………………………..

Философия Б.Спинозы…………………………………………….

Философия Лейбница……………………………………………..

Особенности философии.просвещения……………………………

Особенности немецкой классической философии…………

Философия И.Канта…………………………………………………..

Философия И.Г.Фихте………………………………………………..

Философия Ф.Шеллинга……………………………………………..

Философия Г.В.Ф. Гегеля……………………………………………...

Специфика философии XIX века………………………………………

Философия Л.Фейербаха………………………………………

Философия С.Кьеркегора………………………………………

Философия А.Шопенгауэра…………………………………….

Философия Ф.Ницше…………………………………………..

Позитивизм……………………………………………………..

Философия марксизма…………………………………………

Философия Марбургской и Баденской школ…………………

ФИЛОСОФИЯ XX ВЕКА...........................................................

Общая характеристика современной философии.................

Прагматизм……………………………………………………

Инструментализм Дж.Дьюи………………………………

Фрейдизм и неофрейдизм.............................................................

Феноменология................................................................................

Философия М.Хайдеггера............................................................

Герменевтика………………………………………………….

Философия экзистенциализма....................................................

Философия неопозитивизма........................................................

Аналитическая философия..........................................................

Структурализм и постструктурализм....................................

Постмодернизм……………………………………………

РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ..........................................................

Особенности русской философии..............................................

Русская философия XVII века.....................................................

Западничество……………………………………………

Русский социализм и марксизм .................................................

Философия славянофильства......................................................

Философия В.С.Соловьева…………………………………

Русская философия XX века........................................................





Наши рекомендации