Философская школа киренаиков

Одним из учеников Сократа был Аристипп из Кирены (конец V в. – нач. IV в. до н.э.).

Несмотря на усердное учение у Сократа, Аристипп предпочел своё философское видение мира.

Во-первых, вопреки Сократу, который не видел в наслаждении ни блага, ни зла, Аристипп заявлял о наслаждении как об «основной пружине жизни». По мнению Аристиппа, наслаждение всегда благо. Таким образом, Аристиппа и киренаиков можно считать в подлинном смысле слова гедонистом, человеком, который видит смысл своей жизни в стремлении к физическому наслаждению.

Во-вторых, Аристипп первым из сократиков стал взимать плату за свои лекции. Тем самым Аристипп порвал с учением Сократа полностью.

Доктрина киренаиков (от места рождения Аристиппа) была сформирована в дальнейшем дочерью Аристиппа Арете и его сыном Аристиппом-младшим. Оригинальное учение киренаиков можно изложить в следующих пунктах:

1) Проблему общего киренаики сводили к конвенциям, т.е. принятым среди людей соглашениям так называть вещи;

2) Вещи не представляют собой ничего другого как совокупности человеческих ощущений или субъективных состояний;

3) Счастье человека заключено в чувственном удовольствии, т.к. физическое удовольствие превосходит по силе психическое. При этом киренаики находили, что человек должен быть хозяином своих удовольствий. Здесь важно, что киренаики говорили не об ограничении удовольствий, а о господстве в самом наслаждении. Нельзя становиться рабом страстей.

Аристипп считал, что возможна новая порода людей – «странников», которые по духу своему не могут быть заперты в рамках одного полиса. Ведь ясно, что участие в политической жизни своего города не оставляло много возможностей для наслаждений жизнью. Тем самым Аристипп заложил основы космополитизма.

Философия киренаиков явилась началом крушения полисной системы Древней Греции, т.к. «взломала» её изнутри своими космополитическими воззрениями.

Философия Платона

Платон(428/427 - 347 гг. до н. э.) - ученик Сократа, основатель объективного идеализма. Известно, что в юности Платон писал стихи и занимался музыкой. Диоген Лаэртский передает легенду, в соответствии с которой Сократу приснился сон, будто он держит в руках маленького лебедя, который вдруг покрывается перьями и улетает. На следующий день Сократ якобы и встретил Платона, который и стал его учеником вплоть до смерти Сократа. После смерти Сократа Платон отправился на Сицилию, где подружился с одним из родственников тирана Дионисия. Из-за интриг Дионисий разгневался на Платона и приказал или продать его в рабство, или убить его. В результате Платон был продан в рабство; один из друзей выкупил его и отпустил на свободу. Когда Платон попытался вернуть ему деньги, которые собрали для него друзья, тот отказался, и на собранные средства Платон купил дом, в котором разместилась основанная им Академия.

Самыми важными проблемами в философии Платона являются:

1) его теория идей, представлявшая собой первую попытку взяться за до сих пор неразрешенную проблему общего, или универсалий;

2) его учение о государстве (по сути, первый утопический проект общественного устройства);

3) его концепция познания как припоминания.

Идеи Платона оказали огромное влияние на европейскую культуру. По справедливому замечанию философа XX века А. Уайтхеда, вся европейская философия представляет собой комментарии к идеям Платона. Конечно, как и в любом другом остроумном высказывании, в таком определении европейской философии имеется преувеличение. Однако в нем много справедливого. Если принять, что история философии - это противостояние между идеализмом и материализмом, по-разному отвечающими на основной философский вопрос, то подобная характеристика оказывается вполне приемлемой: любой философ сознательно или неосознанно, либо становится последователем Платона, либо полемизирует с Платоном или его последователями.

Впрочем, оценки деятельности Платона далеко не всегда положи­тельны. Достаточно враждебно к нему относился Б. Рассел. Комментируя его постоянную полемику с софистами, которые, по мнению Рассела, обладали подлинной интеллектуальной честностью, т.е. были способны действительно следовать за рассуждением, куда бы оно ни заводило, Рассел пишет: «Платон всегда старался проводить взгляды, которые, как он думал, сделают людей добродетельными. Едва ли Платон был когда-нибудь интеллектуально честен, потому что он всегда оценивал доктрины по их социальному значению. Но даже и в этом он не был честен, так как претендовал на то, что следовал дово­дам и судил на основании чисто теоретических критериев, тогда как фактически направлял спор таким образом, чтобы последний приво­дил в результате к добродетели. Платон ввел этот порок в филосо­фию, где он с тех пор и продолжает существовать. Характер его диалогов определяется, по-видимому, в основном его враждебностью к софистам. Одним из недостатков всех философов со времени Пла­тона было то, что их исследования в области этики исходили из пред­положения, что им уже известны те заключения, к которым они долж­ны только еще прийти».

Платон создал учение об идеях - первую наиболее последо­вательную идеалистическую концепцию.Основа учения Платона об идеях изложена в диалоге «Гиппий Больший». Гиппий - это ре­альное лицо, один из известных философов-софистов; в этом диалоге он представлен как недалекий, но очень уверенный в себе человек. Сократ и Гиппий рассуждают о том, что такое прекрасное. Поначалу Гиппий не понимает, как можно не понимать таких простых вещей. Прекрасное он отождествляет то с прекрасной девушкой, то с лоша­дью, то с кувшином.

Сократ (персонаж диалогов Платона) без особого труда показывает Гиппию, что прекрас­ное - это особое качество, которое может быть присуще самым разным явлениям, в которых оно воплощено. Другими словами, необ­ходимо говорить о прекрасном вообще, а не о том, что именно счи­тается прекрасным. Если же у разных людей имеется одно и то же представление о прекрасном, и если эта идея способна принимать различный вид, то единственным объяснением этому может быть то, что прекрасное - это идея, которая существует сама по себе, неза­висимо от человеческого сознания. А, следовательно, идея прекрас­ного существует и отдельно от той вещи, в которой она находит свое воплощение. Таким образом, Платон формирует понятие идеи и при­ходит к выводу о существовании двух самостоятельных, независимых друг от друга миров: мира видимости и духовного мира, который может быть постигнут лишь при помощи ума. Мир идей реализуется в науке, ярким примером чего может служить математика, которая не предполагает оперирование наглядными представлениями.

Согласно Платону, бытие - это идея, т.е. нематериальное, бе­стелесное образование, то, что существует независимо от вещи.Обобщая сказанное, можно утверждать, что Платон был согласен с элеатами в их понимании бытия как чего-то вечного, недоступного для чувственного восприятия, того, что может быть познано разумом. В то же время он был близок к Демокриту в рассмотрении бытия как множественного.

Мир становления и мир бытия противопоставлены друг другу так же, как все временное, смертное, движущееся, делимое и воспринимае­мое чувствами всему вечному, бессмертному, неподвижному, недели­мому и умопостигаемому. Не зря Платон в диалоге «Государство» высказал мнение, что чувственно воспринимаемый мир есть лишь от­ражение мира идей, подобное теням на стене пещеры.

Основой чувственного мира является материя (hyle), которая слу­жит основой для воспринимаемой реальности. Материя не обладает качествами, она представляет собой небытие (хотя Платон отмечает, что без материи не было бы мира). По этой причине она не может быть предметом философского размышления. Лишь идеи, которые, по­добно душе, вселяются в материю, создают материальные предметы.

Познание Платон рассматривал как припоминание того, что душа созерцала, когда находилась в мире идей, но потом забыла, все­лившись в тело.В качестве иллюстрации этого процесса можно упомянуть следующий фрагмент из диалога «Менон». В этом диалоге Сократ, желая дать Менону пример того, что любой человек знает все и что его знание нужно лишь разбудить, просит раба решить простую математическую задачу. Сущность ее состоит в следующем. Сократ рисует на песке квадрат и просит раба построить другой квадрат, кото­рый был бы ровно в два раза больше. Решая эту задачу, раб соверша­ет ошибку: он просто удваивает стороны квадрата. Сократ тут же ука­зывает на его ошибку: новый квадрат не в два, а в четыре раза больше. Он указывает: для того, чтобы решить эту задачу, необходимо сделать еще одну операцию - отнять четыре угла большого квадрата, прове­дя диагонали от одного угла к противоположному. И раб, неправиль­но выполнивший это задание, осознает свою ошибку и соглашается с правотой Сократа сразу же после того, как на причину неправильного решения было указано. Именно в этот момент, по мнению Платона, и реализуется припоминание.

Для объяснения своей теории познания Платон прибегал к притче о пещере. С этой точки зрения припоминание представляет собой освобождение от цепей и выход из пещеры, благодаря которому че­ловек получает возможность видеть все вещи при свете солнца таки­ми, каковы они в действительности (напомним, что с солнцем Платон сравнивал благо как обоснование идей). Соответственно, тени на сте­нах пещеры Платон уподобляет чувственному опыту, а реальные вещи, видимые при свете солнца, - идеям как умопостигаемым сущностям.


Наши рекомендации