Тургеневская повесть 50-х годов: особенность героя и конфликта
«Дневник лишнего человека», «Три встречи», «Два приятеля», «Затишье», «Переписка», «Яков Пасынков», «Фауст», «Поездка в Полесье», «Ася», «Первая любовь»
В довольно обширной литературе о Тургеневе неоднократно отмечалась тематическая близость повестей 50-х годов, увеличение в них доли лиризма, исповедальности, философичности и глубины психологизма, что позволило говорить о них как о лирико-философских повестях (Е.Г. Новикова).
Герой стремится к счастью, верит, что все самое важное еще впереди, и не замечает, как совершает опрометчивые поступки. Прозрение наступает, но слишком поздно.
«бесприютное состояние» тургеневских героев; важнейшим оказывается топос дома, как «своего пространства». Ему противостоит «бесприютность» героев Тургенева, и эта оппозиция приобретает устойчивый характер. Важную роль в организации пространства и времени в произведениях Тургенева играют локусы гостиной, которая в романах писателя часто берет на себя функции салона; порога, через который приходится «переступать» его героям; гостиницы (оппозиция дома, своего гнезда), а также хронотопы дороги, путешествия, топос «заграницы» и уездного города, функцию которого иногда выполняют дача или поместье в деревне.
«Дневник л.ч.», «Переписка», «Фауст» - проблема лишнего человека. Изображение внешнего мира переносится на воссоздание сложнейших внутренних переживаний, психологич. анализ усложняется. Т. обращается к анализу рефлектирующей личности дворянского интеллигента. Конфликтность натуры Чулкатурина («Дневник лишнего человека»): поэтичность, наблюдательность, болезненное самолюбие, неестественность, «кропотливая возня с самим собой», «сознание личности» особенно овладевает Ч, когда он узнает о любви князя и Лизы Ожогиной – с этого времени глубокий анализ себя самого: «…притом наедине до того заставлял работать мой несчастный мозг, медленно передумывая все замеченное или подмеченние мною в течение вчерашнего дня, что, когда я возвращался к Ожогиным, у меня едва доставало силы наблюдать». Ощущение себя в роли зрителя для него трагично, свои мучения он сравнивает с муками лакедемонца.
В «Муму», да и вообще в повестях, автор никак не высказывает своего отношения к героям прямо. Например, в «Муму», противопоставляя Герасима и Капитона, автор не скрывает своих симпатий к Герасиму, в котором нашли воплощение черты русского народного характера. Аким и Наум в «постоялом дворе» противопоставляются друг другу, но это дается через «всеведающего» автора. «Постоялый двор» заключает в себе ярко выраженный конфликт, в повести разветвленный сюжет, события развиваются последовательно, не только с внешней, но и внутренней мотивировкой, писатель избегает лиризма. Тургенев так писал о нем: «Характеры начинают развиваться последовательнее, выясняясь все более и более с течением времени, как это и бывает в жизни…», задолго до «Рудина» Тургенев выступает как «всезнающий автор» («Бреттер, «Муму», «Постоялый двор», «Два приятеля»). Анненков: «В повестях 50х гг события и характеры, выставленные спокойно, без всякой утайки и вместе без напора, сами в себе носят свой суд, приговор и мысль, присущую им». Отмечая движение писателя к объективному повествованию, Ан. скорее всего связывает его с жанром романа, в октябре 52 он пишет: «Я решительно жду от вас романа».
Все центральные персонажи тургеневских повестей 50-х годов кончают трагически – или горьким разочарованием в жизни, которая «обманула» надежды их молодости, или болезнью и ранней смертью (как герои «Дневника», «Переписки», героиня «Фауста») или бессемейной («бобыльной») старости, как рассказчик «Аси». Вообще, последовавшие за «Дневником лишнего человека» и «Перепиской» повести «Затишье», «Яков Пасынков» (1855), «Фауст» (56), «Поездка в Полесье» (57), «Ася» (58), «Первая любовь» (60) были связаны с ними значительным сходством конфликта, центральных персонажей, поэтики, новаторского жанра. Их героев Тургенев считает синхронной 40-нач 50 разновидностью «современного человека», восходящего к пушкинскому Онегину и л. Печорину. Кто же они? По происхождению (кроме разночинца Якова Пасынкова)_ - образованные интеллигентные дворяне, показанные в контексте быта (дворянская усадьба, провинциальный город); они личности потому, что нравственно превосходят ценности своего круга, свободны от его «семейных воспоминаний» и «ежедневных отношений» («Переписка») -> ощущение одиночества, бесприютства, состояние «лишних в жизни», которое герой «Переписки» считает естественным: «почти нет современного человека, который бы не находился в нем». Но они не романтики, они не чужды реальному миру.
Они ищут «жизни бесконечной» (конец «ОиД», о них так говорил Белинский): Алексей Петрович («Переписка») жаждет не просто счастья, а «бессмертного счастья», он сам недоумевает – откуда такая неуемность желания, он напоминает своей корреспондентке Марье Александр. эпизод их ранней молодости – совместные прогулки, стихи Фета, «…вы замолкли.. мы так и вздрогнули все, как будто дуновение любви промчалось по нашим сердцам, и каждого из нас – я в этом уверен – неотразимо потянуло в даль, в ту неизвестную даль.. но зачем нам туда стремиться? Разве счастье не было «так близко, так возможно»?» Но ни А.П., ни М.А. не отказывались от жажды «бессмертного счастья» и не довольствовались скромным. Герои не могут достигнуть своей цели – но причина не в слабоволии, сам Тургенев отвечает так («Довольно», 65): в то время как «каждый человек, в особенности – художник более или менее смутно понимает свое значение, чувствует, что он сродни чему-то высшему, вечному», живет он, обречен жить только «в мгновенье и для мгновенья» + («Ася»): «у счастья нет завтрашнего дня, у него нет и вчерашнего, оно не помнит ни продшего и не думает о будущем, у него есть настоящее – и то не день, а мгновенье» vs Бунин.
Конфликт: человек и вечная стихия мироздания как природа (зачин повести «Поездка в Полесье» 57): «Вид огромного, весь небосклон обнимающего бора, вид «Полесья» напоминает вид моря. «Мне до тебя дела нет, - говорит природа человеку, - я царствую, а ты хлопочи о том, как бы не умереть» => конфликт жизни и смерти. Трудно человеку, существу единого дня, вчера рожденному и уже сегодня обреченному смерти – трудно ему выносить холодный взгляд вечной Изиды. … он чувствует свое одиночество, свою слабость, свою случайность…». + эпиграф из «фауста»: «отказывай себе, смиряй свои желания» («Ася») – конфликт с самим собой. + в «Асе» как вечный символ человеческого самоотречения и жертвования личным счастьем появятся сквозной образ БМ с сердцем, пронзенным мечом и силуэт каменного креста.
Две позиции: Чернышевский и Анненков.Ч. «Русский человек на рандеву» (1858) и Ан. «Литературный тип слабого человека» (1858) – обе по поводу «Аси». Обе отвечали на один, но различно толкуемый вопрос – почему герои Т. бездейственны и несостоятельны даже в интимных ситуациях свиданий с девушками, которые их любят. Ч.: потому что русские дворянские Ромео, провозглашая идеи гуманности, правды и справделивости, в качестве дворян-помещиков не поступятся ради них своим сословным эгоизмом, и потому что не имеют «привычки к самобытному участию в гражданских делах» для «общей пользы»; таким образом нельзя сделаться решительным и достойным человеком. Ан.: да, герой Аси – тип слабого, занятого собою и рефлексией человека, но он единственный благородный и нравственный, носитель духовно-эстетических идеалов человек. Т. принимал трактовку Анненкова.
В своих повестях и романах Тургенев описал стиль жизни, сложившийся среди философствующей молодежи университетских кружков (кружок Станкевича), Т-ва можно назвать летописцем и поэтом этой кружковой жизни. Т. увидел в ней не только трогательное бескорыстие и наивность, но и опасность, таившуюся в безудержном философствовании. Они могли иметь и отрицательные последствия: слишком углублённый самоанализ («рефлексия»), парализующий волю, теоретизм, заслоняющий реальную жизнь, а иногда и чрезмерную власть кружкового лидера и самого коллектива над личностью. (Гамлет Щигровского уезда). Ориентация на принципы натуральной школы. С середины 40х годов пишет ряд повестей, посвященных изображению рефлектирующего дворянского героя. Именно с его повести «Дневник лишнего человека»в русской культуре утвердилось название этого типа.