Проблема новизны научного исследования
Цель занятия – уметь выявить признаки для определения новизны научного исследования.
План занятия:
Индивидуально-групповой анализ Выпускных квалификационных работ каждого их учебной группы студентов с целью выявления и оценивания новизны результатов планируемых или проведенных исследований.
Раздел 6. Методические рекомендации преподавателю
Дисциплина «Методология научного исследования» играет мировоззренческую, теоретическую и практическую роль в системе подготовки магистра юридического профиля.
Дисциплина обобщает опыт предшествующей подготовки бакалавров и опирается на имеющийся уровень общекультурного и профессионального развития студентов. В то же время, дисциплина готовит студентов к изучению современных проблем правовых исследований и овладению сложным педагогическим мастерством.
Содержание дисциплины включает в себя ряд разделов. Первый раздел предполагает рассмотрение Базовых понятий методологии научного исследования. Анализируется понятие методологии, методики. Показывается роль. Роль методологии в организации научно-юридического исследования. Раскрывается роль методологии и методики юридического исследования.
Последующий раздел соответствуют современной структуре и проблематике методологического знания. Представлена система и классификация методов юридического исследования. Рассматриваются философские и общенаучные принципы и методы научного познания, формы научного познания.
Особую значимость имеют разделы, посвященные методологической структуре научного исследования. Научное исследование характеризуется как вид деятельности с определенными целями, задачами, объектом, средствами, результатами. Наконец, заключительный раздел связан с понятием новизны результатов исследования, ее критериев и обоснования.
При проведении первых занятий необходимо обратить особое внимание на активизацию имеющихся у обучаемых знаний и навыков, восстановление умения учиться самостоятельно. Следует продумать вопросы методики чтения обзорных лекций, доступность материала, темп его изложения. Следует дать студентам рекомендации по конспектированию, организации самостоятельной работы и обеспечить контроль усвоения пройденного материала.
При проведении семинарских занятий и практических занятий преподаватель должен четко формулировать цель занятия и основные проблемные вопросы. После заслушивания докладов студентов необходимо подчеркнуть положительные аспекты их работы, обратить внимание на имеющиеся неточности (ошибки), дать рекомендации по подготовке к следующим докладам.
Выступления, предполагающие анализ авторефератов диссертаций, тематики выпускных квалификационных работ, рекомендуется заслушивать в середине занятия. При подведении итогов обсуждения намеченных вопросов преподаватель оценивает каждого выступавшего студента, выделяя наиболее активных.
В целях контроля подготовленности студентов и привития им навыков краткого письменного изложения своих мыслей по предложенной тематике преподаватель в ходе семинарских занятий может проводить контрольные работы, учебное тестирование.
Семинар, практическое занятие могут включать в себя элементы индивидуального собеседования. Преподаватель должен осуществлять индивидуальный контроль работы студентов; давать соответствующие рекомендации; в случае необходимости помочь студенту составить индивидуальный план работы по изучению методологических проблем научных исследований.
Особое внимание следует уделить организации творческих дискуссий по изучаемой проблематике. Студентов следует обучать убедительно, доказательно излагать собственную точку зрения, корректно анализировать доводы собеседников, убеждать в правоте своих аргументов.
К каждому семинару желательно готовить выступления с докладами, рефератами, сообщениями по рекомендованной тематике.
Семинары, практически занятия могут проводиться в форме круглых столов. При этом обучающиеся могут избрать одно общее направление в общем русле занятия и рассматривать его с разных сторон в форме диспута. Руководитель определяет направление занятия в соответствии с ходом дискуссии. «Жесткое» следование заранее заданным вопросам семинара в этом случае не обязательно. Если преподаватель считает необходимым рассмотреть какой-либо вопрос, он привлекает к нему внимание аудитории.
Заключительный семинар, может проводиться в форме конференции. Общее направление, примерный план конференции, возможные темы выступлений доводятся до обучаемых заранее. Оригинальные темы выступлений обычно предварительно согласовываются с преподавателем. Преподаватель открывает конференцию вступительным словом, в котором актуализирует проблематику конференции. Следует поощрять развертывание дискуссий, диалогов, результаты которых оцениваются преподавателем в заключительном слове.
Для обучения студентов необходимо использовать активные и интерактивные формы проведения занятий, такие как компьютерные презентации, деловые и ролевые игры, разбор конкретных ситуаций, групповые дискуссии, вузовские и межвузовские конференции, психологические и иные тренинги – в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся.
В рамках преподавания курса методологии науки могут быть предусмотрены встречи с представителями известных представителей теоретической и практической юриспруденции, мастер-классы экспертов и специалистов.
Удельный вес занятий, проводимых в активных и интерактивных формах, определяется главной целью подготовки магистра юриспруденции, особенностью контингента обучающихся, а также содержанием изучаемой дисциплины в целом.
Образовательная технология преподавания дисциплины
Реализация компетентностного подхода должна предусматривать широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков магистров.
Материал каждого модуля изучается в соответствии со следующим дидактическим циклом:
- теоретический материал;
- самостоятельная работа по усвоению основных понятий темы;
- предметно-проблемные задания по наиболее важным вопросам;
- самостоятельная работа над учебным материалом;
- закрепление материала, приобретение магистрами навыков подготовки сообщений, самостоятельных выступлений и решения задач в ходе практических занятий.
Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, определяется целью программы, особенностью контингента обучающихся и содержанием дисциплины Методологии и методики научного исследования.
Модуль предусматривает сочетание различных образовательных технологий, направленных на лучшее усвоение материала. Классическое лекционное обучение включает в себя обучение с помощью аудиовизуальных технических средств, что позволяет достигать более высоких результатов освоения и запоминания материала.
Деятельностный подходпри освоении дисциплиныреализуется через анализ и решение учебных задач и упражнений.
Виды образовательных технологий,используемых при преподавании учебной дисциплины:
1. Традиционные образовательные технологииориентируются наорганизацию образовательного процесса, предполагающую прямую трансляцию знаний от преподавателя к магистру (преимущественно на основе объяснительно-иллюстративных методов обучения). Учебная деятельность магистра носит в таких условиях, как правило, репродуктивный характер. (например, информационная лекция – последовательное изложение материала в дисциплинарной методологии и методики научного исследования, осуществляемое преимущественно вербальными средствами (монолог преподавателя), практическое занятие – занятие, посвященное освоению конкретных умений и навыков по предложенному алгоритму.
2. Технологии проблемного обучения – организация образовательного процесса, которая предполагает постановку проблемных вопросов, создание учебных проблемных ситуаций для стимулирования активной познавательной деятельности магистров, например, проблемная лекция – изложение материала, предполагающее постановку проблемных и дискуссионных вопросов, освещение различных научных подходов, авторские комментарии, связанные с различными моделями интерпретации изучаемого материала, лекция «вдвоем» или бинарная лекция – изложение материала в форме диалогического общения двух преподавателей (например, реконструкция диалога представителей различных научных школ, «ученого» и «практика» и т.п.). Практическое занятие в форме практикума – организация учебной работы, направленная на решение комплексной учебно-познавательной задачи, требующей от магистра применения как научно-теоретических знаний, так и практических навыков, практическое занятие на основе кейс-метода («метод кейсов», «кейс-стади») – обучение в контексте моделируемой ситуации, воспроизводящей реальные условия научной, производственной, общественной деятельности. Обучающиеся должны проанализировать ситуацию, разобраться в сути проблем, предложить возможные решения и выбрать лучшее из них. Кейсы базируются на реальном фактическом материале или же приближены к реальной ситуации.
3. Игровые технологии – организация образовательного процесса, основанная на реконструкции моделей поведения в рамках предложенных сценарных условий (например, деловая игра – моделирование различных ситуаций, связанных с выработкой и принятием совместных решений, обсуждением вопросов в режиме «мозгового штурма», реконструкцией функционального взаимодействия в коллективе и т.п.).
4. Технологии проектного обучения – организация образовательного процесса в соответствии с алгоритмом поэтапного решения проблемной задачи или выполнения учебного задания. Проект предполагает совместную учебно-познавательную деятельность группы магистров, направленную на выработку концепции, установление целей и задач, формулировку ожидаемых результатов, определение принципов и методик решения поставленных задач, планирование хода работы, поиск доступных и оптимальных ресурсов, поэтапную реализацию плана работы, презентацию результатов работы, их осмысление и рефлексию.
Основные типы осуществляемых проектов:
Исследовательский проект – структура приближена к формату научного исследования (доказательство актуальности темы, определение научной проблемы, предмета и объекта исследования, целей и задач, методов, источников, выдвижение гипотезы, обобщение результатов, выводы, обозначение новых проблем).
Информационный проект – учебно-познавательная деятельность с ярко выраженной эвристической направленностью (поиск, отбор и систематизация информации о каком-то объекте, ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение для презентации более широкой аудитории).
5. Интерактивные технологии – организация образовательного процесса, которая предполагает активное и нелинейное взаимодействие всех участников, достижение на этой основе личностно значимого для них образовательного результата. Наряду со специализированными технологиями такого рода принцип интерактивности прослеживается в большинстве современных образовательных технологий. Интерактивность подразумевает субъект-субъектные отношения в ходе образовательного процесса и, как следствие, формирование саморазвивающейся информационно-ресурсной среды.
Примеры форм учебных занятий с использованием специализированных интерактивных технологий:
Лекция «обратной связи» – лекция–провокация (изложение материала с заранее запланированными ошибками), лекция-беседа, лекция-дискуссия.
Практическое занятие дискуссия – коллективное обсуждение какого-либо спорного вопроса, проблемы, выявление мнений в группе.
6. Информационно-коммуникационные образовательные технологии – организация образовательного процесса, основанная на применении специализированных программных сред и технических средств работы с информацией.
Примеры форм учебных занятий с использованием информационно-коммуникационных технологий:
Лекция-визуализация – изложение содержания сопровождается презентацией (демонстрацией учебных материалов, представленных в различных знаковых системах, в т.ч. иллюстративных, графических, аудио- и видеоматериалов).
Инновационные методы основаны на использовании современных достижений науки и информационных технологий в образовании. Они направлены на повышение качества подготовки путем развития у магистров творческих способностей и самостоятельности. Они предполагают применение информационных образовательных технологий, а также учебно-методических материалов, соответствующих современному мировому уровню, в процессе преподавания дисциплины. Применяются следующие инновационные методы:
- использование медиаресурсов, энциклопедий, электронных библиотек и Интернет;
- решение юридических задач с применением справочных систем;
- консультирование магистров с использованием электронной почты;
- использование программно-педагогических тестовых заданий для проверки знаний магистров и т.д.
Раздел 7. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы обучающихся по дисциплине (модулю)
Самостоятельная работа студента должна носить творческий и планомерный характер. Нельзя надеяться только на материал, который был озвучен в ходе лекций или практические занятий, необходимо закрепить его и расширить в ходе самостоятельной работы. В процессе организации самостоятельной работы большое значение имеют консультации преподавателя. С графиком консультаций преподавателей можно ознакомиться на сайте университета и на кафедре.
Самостоятельная работа является одним из основных видов работы по изучению дисциплины. Для обеспечения самостоятельной работы обучающихся используются следующие ресурсы:
1. Рабочая программа учебной дисциплины;
2. Фондовый курс лекций по дисциплине;
3. Материалы для прохождения тестирования на сайте ДО;
4. Примерные темы для рефератов, докладов и курсовых (контрольных) работ;
5. Примерные вопросы для подготовки к экзамену (зачету);
6. Перечень основной и дополнительной литературы, необходимой для освоения курса;
7. Перечень электронных ресурсов, электронных библиотек.
В целях организации самостоятельного изучения дисциплины на сайте дистанционного обучения (далее – сайт ДО) Университета размещен краткий курс лекций, написанный преподавателями университета.
После изучения отдельной темы дисциплины обучающемуся рекомендовано пройти текущее тестирование на сайте ДО. Текущее тестирование, прежде всего, является одним из элементов самоконтроля и закрепления студентом пройденного учебного материала. По каждой теме в Тестовом сервисе размещено как правило от 5 до 10 вопросов, направленных на закрепление основных дидактических единиц данной темы.
Компьютерная программа предварительно оценивает прохождение теста и отправляет данные преподавателю, который ставит «зачет» за тестирование. Текущий контроль позволяет обучающемуся обратить внимание на наиболее сложные для него вопросы и путем самообразования и консультаций у преподавателя повысить уровень своих знаний по теме дисциплины.
Для подготовки к промежуточной аттестации целесообразно пойти тестирование по всему курсу на тренажере. По завершении работы студент может ознакомиться с результатами пройденного тестирования и сравнить свои ответы с правильными. Количество тестирований при этом не ограничено.
Оценочные средства для контроля самостоятельной работымагистров
1. Текущая аттестация проводится по результатам работы на практических занятиях.
2. Условием аттестации является присутствие студента на всех практических занятиях семестра и получение студентом зачетных баллов, свидетельствующих об освоении темы, более чем за половину практических занятий каждого семестра.
3. Студенты, не аттестованные по результатам практических занятий, выполняют письменную работу по тематике практических занятий форма и задания, которой определяются преподавателем.
4. Форму аттестации выбирает преподаватель, ведущий практические занятия.
5. Информация о форме аттестации доводится преподавателем до сведения студентов на первом практическом занятии семестра.
6. Критерии оценки:
Критерии оценки (позитивные и/или негативные квалификационные требования) | Результат аттестации |
- Задание выполнено полностью и без ошибок как в содержательном, так и в графическом исполнении (для схемы) | Аттестован(а) |
- Задание выполнено не менее чем наполовину либо - Задание выполнено с 1–2 фактическими ошибками, либо - Задание выполнено с незначительными погрешностями в графическом исполнении (для схемы) | Аттестован(а) |
- Задание выполнено менее чем наполовину либо - Задание выполнено с тремя или более фактическими ошибками, либо - Задание выполнено со значительными погрешностями в графическом исполнении (для схемы) | Не аттестован(а) |
- Задание не выполнено | Не аттестован(а) |
Раздел 8. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине (модулю)
8.1 Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения образовательной программы
В процессе освоения образовательной программы необходимые компетенции и их отдельные компоненты, формируются на начальном этапе (1 курс – 2 семестр) в ходе освоения обучающимися дисциплин, практик в соответствии с учебным планом и календарным графиком учебного процесса[1].
Поэтапное формирование у обучающихся компетенций по дисциплине
«Методологии и методики научного исследования» ОК- 1, ОК-5, ПК-11
Компетенции | Распределение по курсам/семестрам обучения, дисциплинам, модулям, практикам | |||||||
1 курс | 2 курс | 3 курс | 4 курс | |||||
Этапы формирования компетенций | Начальный | Основной | Итоговой | |||||
ОК-1; Осознание социальной значимости своей будущей профессии, проявление нетерпимости к коррупционному поведению, уважительное отношение к праву и закону, обладание достаточным уровнем профессионального правосознания | + | |||||||
ОК-5; Компетентное использование на практике приобретенных умений и навыков в организации исследовательских работ, в в управлении коллективом | + | |||||||
ПК-11 Способность квалифицированно проводить научные исследования в области права | + |