Понятие о личности в психологической науке.
Понятие о личности в психологической науке.
Личность — это конкретный человек являющийся представителем определенного государства, общества и группы (социальной, этнической, религиозной, политической, половозрастной и т. д.), осознающий свое отношение к окружающим его людям и социальной действительности, включенный во все отношения последней и занимающийся своеобразным видом деятельности и наделенный специфическими индивидуальными и социально-психологическими особенностями.
Психологическая структура личности.
Основу личности составляет ее структура, т.е. относительно устойчивая связь и взаимодействие всех сторон как целостного образования. Существуют различные подходы к определению структуры личности. Так, С. Л. Рубинштейн выделяет три компонента в структуре личности:
1) направленностьЧего хочет человек? Что для него привлекательно, к чему он стремится?
- проявляется в потребностях, интересах, идеалах, убеждениях, доминирующих мотивах деятельности и поведения, и мировоззрения;
2)знания, умения, навыки Что человек может?
- приобретаются в процессе жизни и познавательной деятельности;
3) индивидуально – типологические особенности Что он есть… что закрепилось в качестве стержневых особенностей его личности?
- проявляются в темпераменте, характере, способностях
Таблица 1 - Основные подструктуры как уровни личности
Но-мер под- струк туры | Название подструктуры | Элементы, входящие в подструктуры | Соотношение социального и биологического | Специфичес-кие виды формирова-ния подструктур |
Направлен-ность личности | Убеждения, мировоззрение, идеалы, склонности, интересы, желания, влечения | Биологического очень мало | Воспитание | |
Опыт личности | Умения, навыки, Знания, привычки | Значительно больше социального | Обучение | |
Особенности Психических процессов | Воля, чувства, восприятия, мышление, ощущения, эмоции, память | Чаще больше социального, однако, заметно влияние биологического и даже генетически обуслов-ленных свойств личности | Упражнение | |
Биопсихические свойства | Темперамент, половые, возрастные, патологические свойства | Социального очень мало | Тренировка |
Понятие о мотивационной сфере личности.
Мотивационная сфера личности - динамичная система. В процессе жизнедеятельности индивида изменение этой сферы происходит, как отмечает Б. Ломов, не «напластовыванием» одних мотивов на другие, а через их постоянную трансформацию, смену ведущих, появление новых.
Сущность направленности личности.
Направленность личности — это такое ее психическое свойство, в котором выражаются потребности, мотивы, мировоззрение, установки и цели ее жизни и деятельности. Она включает в себя потребности, мотивы, мировоззрение, установки и цели личности.
Структура направленности личности.
Потребности личности — это испытываемая ею нужда в чем-либо. Каждый живой организм, для того чтобы жить, нуждается в определенных условиях и средствах, доставляемых ему внешней средой.
Мотивы — внутренние силы, которые связаны с осознанными, осмысленными и прочувствованными потребностями личности и побуждают ее к определенной деятельности.
Интересы — это мотивы личности, выражающие ее специальную направленность на познание определенных явлений окружающей жизни и определяющую вместе с тем ее более или менее постоянную склонность к определенным видам деятельности.
Установки личности — это ее внутренняя настроенность предрасположенность) на осуществление той или иной деятельности или торможение собственной активности.
Цели— это наиболее значимые для личности предметы, явления, задачи и объекты, достижение и обладание которыми составляют существо ее жизни и деятельности.
Понятие темперамента в психологической науке.
Темперамент— это психическое свойство личности, характеризующееся динамикой протекания психических процессов. Темперамент отражает динамические характеристики деятельности и поведения человека, что находит выражение не столько в их конечном результате, сколько в их течении.
Понятие о личности в психологической науке.
Личность — это конкретный человек являющийся представителем определенного государства, общества и группы (социальной, этнической, религиозной, политической, половозрастной и т. д.), осознающий свое отношение к окружающим его людям и социальной действительности, включенный во все отношения последней и занимающийся своеобразным видом деятельности и наделенный специфическими индивидуальными и социально-психологическими особенностями.