Понятие о личности в психологической науке.

Понятие о личности в психологической науке.

Личность — это конкретный человек являющийся представителем определенного государства, общества и группы (социальной, этнической, религиозной, политической, половозрастной и т. д.), осознающий свое отношение к окружающим его людям и социальной действительности, включенный во все отношения последней и занимающийся своеобразным видом деятельности и наделенный специфическими индивидуальными и социально-психологическими особенностями.

Психологическая структура личности.

Основу личности составляет ее структура, т.е. относительно устойчивая связь и взаимодействие всех сторон как целостного образования. Существуют различные подходы к определению структуры личности. Так, С. Л. Рубинштейн выделяет три компонента в структуре личности:

1) направленностьЧего хочет человек? Что для него привлекательно, к чему он стремится?

- проявляется в потребностях, интересах, идеалах, убеждениях, доминирующих мотивах деятельности и поведения, и мировоззрения;

2)знания, умения, навыки Что человек может?

- приобретаются в процессе жизни и познавательной деятельности;

3) индивидуально – типологические особенности Что он есть… что закрепилось в качестве стержневых особенностей его личности?

- проявляются в темпераменте, характере, способностях

Таблица 1 - Основные подструктуры как уровни личности

Но-мер под- струк туры Название подструктуры Элементы, входящие в подструктуры Соотношение социального и биологического Специфичес-кие виды формирова-ния подструктур
  Направлен-ность личности Убеждения, мировоззрение, идеалы, склонности, интересы, желания, влечения Биологического очень мало Воспитание
  Опыт личности Умения, навыки, Знания, привычки Значительно больше социального Обучение
Особенности Психических процессов Воля, чувства, восприятия, мышление, ощущения, эмоции, память Чаще больше социального, однако, заметно влияние биологического и даже генетически обуслов-ленных свойств личности Упражнение
Биопсихические свойства Темперамент, половые, возрастные, патологические свойства Социального очень мало Тренировка

Понятие о мотивационной сфере личности.

Мотивационная сфера личности - динамичная система. В процессе жизнедеятельности индивида изменение этой сферы происходит, как отмечает Б. Ломов, не «напластовыванием» одних мотивов на другие, а через их постоянную трансформацию, смену ведущих, появление новых.

Сущность направленности личности.

Направленность личности — это такое ее психическое свойство, в котором выражаются потребности, мотивы, мировоззрение, установки и цели ее жизни и деятельности. Она включает в себя потребности, мотивы, мировоззрение, установки и цели личности.

Структура направленности личности.

Потребности личности — это испытываемая ею нужда в чем-либо. Каждый живой организм, для того чтобы жить, нуждается в определенных условиях и средствах, доставляемых ему внешней средой.

Мотивы — внутренние силы, которые связаны с осознанными, осмысленными и прочувствованными потребностями личности и побуждают ее к определенной деятельности.

Интересы — это мотивы личности, выражающие ее специальную направленность на познание определенных явлений окружающей жизни и определяющую вместе с тем ее более или менее постоянную склонность к определенным видам деятельности.

Установки личности — это ее внутренняя настроенность предрасположенность) на осуществление той или иной деятельности или торможение собственной активности.

Цели— это наиболее значимые для личности предметы, явления, задачи и объекты, достижение и обладание которыми составляют существо ее жизни и деятельности.

Понятие темперамента в психологической науке.

Темперамент— это психическое свойство личности, характеризующееся динамикой протекания психических процессов. Темперамент отражает динамические характеристики деятельности и поведения человека, что находит выражение не столько в их конечном результате, сколько в их течении.

Понятие о личности в психологической науке.

Личность — это конкретный человек являющийся представителем определенного государства, общества и группы (социальной, этнической, религиозной, политической, половозрастной и т. д.), осознающий свое отношение к окружающим его людям и социальной действительности, включенный во все отношения последней и занимающийся своеобразным видом деятельности и наделенный специфическими индивидуальными и социально-психологическими особенностями.



Наши рекомендации