Методика проведения текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации и критерии оценивания
Методика проведения письменного экзамена по дисциплине «Философия»
Основными документами, регламентирующими порядок организации и проведения текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации студентов, обучающихся на юридическом факультете, являются: Устав СПбГУ, Правила обучения по основной образовательной программе на юридическом факультете СПбГУ.
На первом занятии преподаватель доводит до сведения студентов график (сроки) текущего контроля их самостоятельной работы и критерии оценки знаний при текущем контроле успеваемости, а также сроки и условия заключительной аттестации.
Преподаватель имеет право изменять структуру и количество модулей дисциплины и разделов в них, в зависимости от изменения нормативной базы и количества точек контроля знаний слушателей за период обучения.
Показателями, характеризующими текущую учебную работу слушателей, являются:
1) активность посещения занятий и работы на занятиях
2) выступление с докладами
Критерии оценивания формируются исходя из данных показателей работы слушателей, и методов измерения знаний, которые используются при контроле освоения учебного материала дисциплины слушателями, с учётом весовых коэффициентов важности показателей (в процентах).
Экзамен проводится в форме письменного ответа на 2 вопроса из приведенного в 2.1.4 списка.
При оценивании результатов заключительной аттестации по дисциплине преподавателю рекомендуется использовать следующие условия выставления оценок:
Оценки «отлично» заслуживает студент, обнаруживший всестороннее, систематическое и глубокое знание учебного материала дисциплины «Философия», умение свободно выполнять задания, предусмотренные программой, усвоивший основную и знакомый с дополнительной литературой, рекомендованной программой. Как правило, оценка «отлично» выставляется усвоившим взаимосвязь основных понятий дисциплины и их значение для приобретаемой профессии, проявившим творческие способности в понимании, изложении и использовании учебно-программного материала.
Оценки «хорошо» заслуживает студент, обнаруживший полное знание учебного материала, успешно выполняющий предусмотренные в программе задания, усвоивший основную литературу, рекомендованную в программе. Как правило, оценка «хорошо» выставляется учащимся, показавшим систематический характер знаний по дисциплине и способным к их самостоятельному пополнению и обновлению в ходе дальнейшей учебной работы и профессиональной деятельности.
Оценки «удовлетворительно» заслуживает студент, обнаруживший знание основного учебного материала в объеме, необходимом для дальнейшей учебы и предстоящей работы по профессии, справляющийся с выполнением заданий, предусмотренных программой, знакомый с основной литературой, рекомендованной программой. Как правило, оценка «удовлетворительно» выставляется, допустившим погрешности в ответе на экзамене и при выполнении экзаменационных заданий, но обладающим необходимыми знаниями для их устранения под руководством преподавателя.
Оценка «неудовлетворительно» выставляется студенту, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий. Как правило, оценка «неудовлетворительно» ставится слушателям, которые не могут продолжить обучение без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине.
Для перевода данных оценок в относительные (в проценты или доли) преподавателю рекомендуется придерживаться следующего правила:
Максимальное количество баллов, которые может получить студент, отвечая на первый вопрос — 50.
Критерии оценки:
40,5 —50 баллов — правильный и полный ответ;
33 — 40 баллов — точный, но неполный ответ;
25,5 — 32,5 баллов — неточный и неполный ответ;
0 — 25 баллов — неправильный ответ.
Максимальное количество баллов, которые может получить студент, отвечая на второй вопрос — 50.
Критерии оценки:
40,5 — 50 баллов — правильный и полный ответ;
33 — 40 баллов — точный, но неполный ответ;
25,5 — 32,5 баллов — неточный и неполный ответ;
0—25 баллов — неправильный ответ.
Требования к ответу:
Выполняя письменную работу, студент должен определить содержание тех или иных понятий, осветить историю их становления и историю связанной с ними проблематики, раскрыть современное состояние проблем, в которых упомянутые понятия играют ключевые роли. Если исторически сложилось несколько подходов к решению определенных теоретических или методологических задач, студент не может ограничиться описанием только одного из них.
Выполнение задания, требующего развернутого ответа, должно быть представлено в виде грамотно изложенного, связного текста, позволяющего проследить логику рассуждений, лежащих в основе сделанных выводов.
5. Основания для снижения оценки
Ответ, представляющий собой бессвязный набор определений, цитат и иных положений, рассматривается как неверный.
Наличие в ответах любой грубой теоретической или фактической ошибки является основанием для снижения оценки.
Изложение материала, не имеющего отношения к поставленному вопросу, рассматривается как неправильный ответ.
Оценка может быть снижена также:
- за неточности в правильном ответе;
- за отсутствие полноты в ответе;
- за небрежное оформление работы (недопустимые сокращения, непонятные зачеркивания);
- за неразборчивый почерк.
Оценка:
Максимальное количество баллов — 100 баллов
Задание 1 — 50 баллов
Задание 2 — 50 баллов
Неудовлетворительно — до 50 баллов
Удовлетворительно — от 51 до 65 баллов
Хорошо — от 66 до 80 баллов
Отлично —от 81 до 100 баллов
Образец задания:
1). Основные философские школы эпохи эллинизма
2). Философское понятие свободы