Раздел V. Субъекты и движущие силы социального развития. Человек и исторический процесс.
1.Движущие силы общества с материалистической точки зрения – это:
прогрессивная историческая деятельность,
божественное предопределение,
любая человеческая деятельность,
* классы и классовая борьба.
2.Индивиды и социальные общности, которые осознают свое место в обществе, руководствуются социально значимыми целями и участвуют в их осуществлении, – это … истории. субъекты
3.С точки зрения материалистического понимания общества поступки людей определяются:
традициями,
религиозными взглядами,
природными условиями,
божественным предопределением,
интересами,
социальными институтами.
4.Содержание понятия «интерес» с позиций материалистического объяснения общества – это:
желания, склонности, расположения, испытываемые людьми,
причина, стимулирующая деятельность индивидов, общностей, обусловленная прежде всего их положением в системе общественных отношений,
субъективное отношение человека к предметам и явлениям действительности,
польза, выгода, корысть.
5.С позиций идеалистического взгляда на движущие силы исторического процесса верным является суждение о том, что:
+ народ играет решающую роль в истории,
* определяющая роль в обществе принадлежит «элите»,
народ – противоречивая общность,
* народ - пассивная толпа,
ход истории зависит от божественного начала,
* решающая роль в истории принадлежит выдающимся личностям.
6.С позиции идеалистического понимания общества верно суждение о том, что:
роль народа в процессе общественного развития возрастает,
народ – творец истории,
народ – толпа,
народ – прогрессивно мыслящие классы общества.
7.Возможности народа в социальной деятельности:
безграничны,
ограничены.
8.Из допущения, что общественное развитие целиком определяется сознанием и волей великих людей, следует, что:
* исторический процесс совершается закономерно,
научное познание общества невозможно,
общественная жизнь не имеет объективных законов,
* научное познание и предвидение исторических событий возможно,
развитие общества невозможно,
ход истории заранее предопределен и неизбежен,
* общественная жизнь — случайный процесс.
9.Народ как социальная общность с позиций материалистического подхода – это:
все население данной страны,
трудящиеся классы,
* те классы, слои и социальные группы, которые содействуют общественному прогрессу,
те классы и слои общества, которые создают материальные ценности,
прогрессивно мыслящие слои общества.
10.Субъективно-сознательный признак, характеризующий народ как объективно складывающуюся социальную общность, - это:
содействие общественному прогрессу,
создание материальных ценностей,
общая идея и судьба, цементирующая народ в целостность,
создание материальных и духовных ценностей.
11. С точки зрения идеалистической модели общества верным является положение о том, что:
народ играет решающую роль в истории,
ход истории не зависит ни от действий личности, ни от деятельности народа,
определяющую роль в обществе играет “элита”,
* роль народа в истории возрастает.
12.С позиций материалистического взгляда верным является суждение о том, что:
ход истории не зависит ни от действий личности, ни от деятельности народа,
* народ играет решающую роль в истории,
* возрастание роли народа в истории – непрерывно расширяющийся, ускоренный процесс,
определяющая роль в обществе принадлежит «элите»,
* возрастание роли и активности народа – тенденция общественного развития,
народ – противоречивая общность.
13.Природа человека определяется:
исключительно его принадлежностью к миру живого,
взаимодействием биологического и социального начал,
только социальными факторами,
инстинктами,
божественным предопределением.
14.Сущность человека состоит в том, что:
его поведение определяется биологическими законами,
это социальное существо, биологические факторы не влияют на его поведение,
решающее влияние на поведение человека оказывают инстинкты,
человек прежде всего социальное существо, но на его поведение оказывают влияние и биологические факторы,
его поведение полностью предопределено генотипом.
15.Самосознание, свобода выбора, ответственность характеризуют:
индивидуальность,
человека,
личность,
индивида.
16. …. – это уникальность, неповторимость конкретного человека, обусловленная своеобразием сочетания биологического, психологического, социального. индивидуальность
17. Динамическая, относительно устойчивая целостная система интеллектуальных, социальных и морально-волевых качеств человека, выраженных в индивидуальных особенностях его сознания и деятельности – это…? личность
18. …. – это более или менее ограниченная группа лиц или скопление людей по любому поводу, для которых характерны такие черты как возбудимость, непредсказуемость и неустойчивость действий, иррациональность поведения. толпа
19. Согласно материалистическому объяснению общества под «исторической личностью» понимается личность, которая:
+ способствует прогрессивному развитию общества,
* оказывает существенное влияние на общественный процесс благодаря своим индивидуальным качествам,
ставит целью служение Богу,
определяет ход истории.
20. Решающая роль в появлении исторической личности с позиций материалистического объяснения общества принадлежит:
незаурядным качествам личности,
социальным условиям, общественным потребностям,
биологическим законам,
+ генетическим особенностям личности,
случайным обстоятельствам.
21. Фактор, являющийся случайным в появлении исторической личности, - это:
* общественная потребность,
объективные законы,
социальные условия,
+ индивидуальные качества личности.
22. Общепризнанное влияние личности, основанное на знаниях, опыте, нравственных достоинствах, — это:
тирания,
* культ,
авторитет,
деспотизм,
лоббизм.
23. Индивид усваивает социальные нормы и культурные ценности того общества, к которому принадлежит, в процессе:
+ образования,
* социализации,
адаптации.
24. Соотношение понятий «человек» и «личность» правильно выражается суждением:
это тождественные понятия,
человек – антропологическое понятие, личность – социальное,
* человек становится личностью, когда овладевает культурой и моралью,
главным свойством личности является наличие у неё мировоззрения и самосознания,
личность – это общественно развитый человек.
25. Согласно материалистическому взгляду на общество выдающаяся личность – это личность, которая:
оказывает существенное влияние на общественный процесс благодаря своим индивидуальным качествам,
+ способствует социальному прогрессу,
определяет ход истории,
ставит целью служение Богу.
26. Индивидуальное бытие человека является объектом философского интереса для:
К. Поппера,
М. Хайдеггера,
* Ж.-П. Сартра,
* Н. Бердяева,
З. Фрейда,
К. Маркса.
27. Основные экзистенциальные проблемы, то есть проблемы, связанные с переживанием человеком собственного пребывания в мире, - это:
смерть,
* психика,
жизнь,
* свобода,
истина,
гипотеза,
любовь,
счастье,
труд.
28.Направление философии XX в., сделавшее проблемы бытия человека, его переживания объектом специального анализа, - это:
постпозитивизм,
неотомизм,
постмодернизм,
экзистенциализм,
герменевтика.
29. ….. – это специфический способ бытия человека, связанный с его способностью выбирать решение или совершать поступки в соответствии со своими целями, идеалами и оценками, соотнося их с интересами и целями общества. свобода
30. Свобода – это:
* полная независимость от обстоятельств,
* вседозволенность, возможность действовать без ограничений,
осознанная и практически освоенная необходимость,
деятельность, опирающаяся на разум и волю,
способность субъекта принимать решения со знанием дела,
* возможность действовать самостоятельно в соответствии со своими интересами.