Раздел V. Субъекты и движущие силы социального развития. Человек и исторический процесс.

1.Движущие силы общества с материалистической точки зрения – это:

 прогрессивная историческая деятельность,

 божественное предопределение,

 любая человеческая деятельность,

* классы и классовая борьба.

2.Индивиды и социальные общности, которые осознают свое место в обществе, руководствуются социально значимыми целями и участвуют в их осуществлении, – это … истории. субъекты

3.С точки зрения материалистического понимания общества поступки людей определяются:

 традициями,

 религиозными взглядами,

 природными условиями,

 божественным предопределением,

 интересами,

 социальными институтами.

4.Содержание понятия «интерес» с позиций материалистического объяснения общества – это:

 желания, склонности, расположения, испытываемые людьми,

 причина, стимулирующая деятельность индивидов, общностей, обусловленная прежде всего их положением в системе общественных отношений,

 субъективное отношение человека к предметам и явлениям действительности,

 польза, выгода, корысть.

5.С позиций идеалистического взгляда на движущие силы исторического процесса верным является суждение о том, что:

+ народ играет решающую роль в истории,

* определяющая роль в обществе принадлежит «элите»,

 народ – противоречивая общность,

* народ - пассивная толпа,

 ход истории зависит от божественного начала,

* решающая роль в истории принадлежит выдающимся личностям.

6.С позиции идеалистического понимания общества верно суждение о том, что:

 роль народа в процессе общественного развития возрастает,

 народ – творец истории,

 народ – толпа,

 народ – прогрессивно мыслящие классы общества.

7.Возможности народа в социальной деятельности:

 безграничны,

 ограничены.

8.Из допущения, что общественное развитие целиком определяется сознанием и волей великих людей, следует, что:

* исторический процесс совершается закономерно,

 научное познание общества невозможно,

 общественная жизнь не имеет объективных законов,

* научное познание и предвидение исторических событий возможно,

 развитие общества невозможно,

 ход истории заранее предопределен и неизбежен,

* общественная жизнь — случайный процесс.

9.Народ как социальная общность с позиций материалистического подхода – это:

 все население данной страны,

 трудящиеся классы,

* те классы, слои и социальные группы, которые содействуют общественному прогрессу,

 те классы и слои общества, которые создают материальные ценности,

 прогрессивно мыслящие слои общества.

10.Субъективно-сознательный признак, характеризующий народ как объективно складывающуюся социальную общность, - это:

 содействие общественному прогрессу,

 создание материальных ценностей,

 общая идея и судьба, цементирующая народ в целостность,

 создание материальных и духовных ценностей.

11. С точки зрения идеалистической модели общества верным является положение о том, что:

 народ играет решающую роль в истории,

 ход истории не зависит ни от действий личности, ни от деятельности народа,

 определяющую роль в обществе играет “элита”,

* роль народа в истории возрастает.

12.С позиций материалистического взгляда верным является суждение о том, что:

 ход истории не зависит ни от действий личности, ни от деятельности народа,

* народ играет решающую роль в истории,

* возрастание роли народа в истории – непрерывно расширяющийся, ускоренный процесс,

 определяющая роль в обществе принадлежит «элите»,

* возрастание роли и активности народа – тенденция общественного развития,

 народ – противоречивая общность.

13.Природа человека определяется:

 исключительно его принадлежностью к миру живого,

 взаимодействием биологического и социального начал,

 только социальными факторами,

 инстинктами,

 божественным предопределением.

14.Сущность человека состоит в том, что:

 его поведение определяется биологическими законами,

 это социальное существо, биологические факторы не влияют на его поведение,

 решающее влияние на поведение человека оказывают инстинкты,

 человек прежде всего социальное существо, но на его поведение оказывают влияние и биологические факторы,

 его поведение полностью предопределено генотипом.

15.Самосознание, свобода выбора, ответственность характеризуют:

 индивидуальность,

 человека,

 личность,

 индивида.

16. …. – это уникальность, неповторимость конкретного человека, обусловленная своеобразием сочетания биологического, психологического, социального. индивидуальность

17. Динамическая, относительно устойчивая целостная система интеллектуальных, социальных и морально-волевых качеств человека, выраженных в индивидуальных особенностях его сознания и деятельности – это…? личность

18. …. – это более или менее ограниченная группа лиц или скопление людей по любому поводу, для которых характерны такие черты как возбудимость, непредсказуемость и неустойчивость действий, иррациональность поведения. толпа

19. Согласно материалистическому объяснению общества под «исторической личностью» понимается личность, которая:

+ способствует прогрессивному развитию общества,

* оказывает существенное влияние на общественный процесс благодаря своим индивидуальным качествам,

 ставит целью служение Богу,

 определяет ход истории.

20. Решающая роль в появлении исторической личности с позиций материалистического объяснения общества принадлежит:

 незаурядным качествам личности,

 социальным условиям, общественным потребностям,

 биологическим законам,

+ генетическим особенностям личности,

 случайным обстоятельствам.

21. Фактор, являющийся случайным в появлении исторической личности, - это:

* общественная потребность,

 объективные законы,

 социальные условия,

+ индивидуальные качества личности.

22. Общепризнанное влияние личности, основанное на знаниях, опыте, нравственных достоинствах, — это:

 тирания,

* культ,

 авторитет,

 деспотизм,

 лоббизм.

23. Индивид усваивает социальные нормы и культурные ценности того общества, к которому принадлежит, в процессе:

+ образования,

* социализации,

 адаптации.

24. Соотношение понятий «человек» и «личность» правильно выражается суждением:

 это тождественные понятия,

 человек – антропологическое понятие, личность – социальное,

* человек становится личностью, когда овладевает культурой и моралью,

 главным свойством личности является наличие у неё мировоззрения и самосознания,

 личность – это общественно развитый человек.

25. Согласно материалистическому взгляду на общество выдающаяся личность – это личность, которая:

 оказывает существенное влияние на общественный процесс благодаря своим индивидуальным качествам,

+ способствует социальному прогрессу,

 определяет ход истории,

 ставит целью служение Богу.

26. Индивидуальное бытие человека является объектом философского интереса для:

 К. Поппера,

 М. Хайдеггера,

* Ж.-П. Сартра,

* Н. Бердяева,

 З. Фрейда,

 К. Маркса.

27. Основные экзистенциальные проблемы, то есть проблемы, связанные с переживанием человеком собственного пребывания в мире, - это:

 смерть,

* психика,

 жизнь,

* свобода,

 истина,

 гипотеза,

 любовь,

 счастье,

 труд.

28.Направление философии XX в., сделавшее проблемы бытия человека, его переживания объектом специального анализа, - это:

 постпозитивизм,

 неотомизм,

 постмодернизм,

 экзистенциализм,

 герменевтика.

29. ….. – это специфический способ бытия человека, связанный с его способностью выбирать решение или совершать поступки в соответствии со своими целями, идеалами и оценками, соотнося их с интересами и целями общества. свобода

30. Свобода – это:

* полная независимость от обстоятельств,

* вседозволенность, возможность действовать без ограничений,

 осознанная и практически освоенная необходимость,

 деятельность, опирающаяся на разум и волю,

 способность субъекта принимать решения со знанием дела,

* возможность действовать самостоятельно в соответствии со своими интересами.

Наши рекомендации