Существует несколько принципов диалектики.
Принцип развития, как следствие признания движения основным атрибутом материи. Он выделяет в многочисленных видах движения его ведущую форму – развитие. Движение может быть различным: круговым, регрессивным и прогрессивным. Развитие же сосредотачивает в себе особенности всех трех видов движения. Развитие предполагает необратимость изменений, их направленность и цикличность.
Принцип всеобщей связи неразрывен с принципом развития, он как бы раскрывает условие реализации первого принципа. Возникновение, изменение, развитие невозможно в изолированном состоянии, оно предполагает связь внутреннего и внешнего. Противоречие как основное содержание принципа развития предполагает особую форму связи противоположностей.
Принцип тождества (единства) диалектики, логики и теории познания выражает единство законов развития. Он так же выражает и то, что развитие носит тотальный характер, охватывает и природу, и человека, и общество.
Принцип восхождения от абстрактного к конкретному сосредотачивает в себе возможность познания законов и категорий диалектики. Именно он организует процесс познания. Абстрактное – это отвлечение от ряда несущественных свойств и выделение основных. Конкретное – сама объективная деятельность, где существенное и несущественное нераздельны, это отражение объективной действительности в системе понятий.
Принцип единства логического и исторического способствует пониманию того, как конкретное в действительности трансформируется в конкретное в познании. Логическое – это теоретическое воспроизведение закономерностей реального развития. Историческое – процесс развертывания действительности во времени во всем многообразии ее конкретных форм.
Содержанием первого уровня материалистической диалектики является совокупность взаимосвязанных принципов, которые позволяют с единых позиций объяснить развитие. Представление принципов в качестве базиса диалектики позволяет оценить ее как мировоззренческую систему, в которой превосходство мировоззрения над теорией и методом проявляется прежде всего в том, что существование в системе диалектики идейного элемента является условием существования других элементов (законов, категорий, методов). Совокупность философских идей, по-иному (не диалектически) объясняющих первоначала всего сущего, стали духовной основой антидиалектики. Одной из главных форм антидиалектики является метафизика , представляющая собой противоположное диалектике мировоззрение, эволюция которого обеспечивалась и поныне происходит за счет самых различных идей. Философские идеи, систематизирующие метафизику, можно свести в две группы. В первую группу входят идеи “жесткой оппозиции” диалектике. Этими идеями отрицается всеобщая связь явлений, абсолютизируется покой, другими словами, диалектика отрицается в исходном принципе - принципе развития. Оценивая данные метафизические идеи, Ф.Энгельс писал, что метафизика рассматривает процессы “вне их великой общей связи, и в силу этого - не в движении, … а как вечно неизменные”. В процессе эволюции метафизика признала идею развития. Соответственно во вторую группу входят философские идеи, объясняющие мир из принципа развития, но интерпретирующие его метафизически. Данными идеями либо отрицается принцип противоречивости развития, а если и признается противоречивость, то не внутренняя (саморазвитие), а внешняя; развитие сводится или исключительно к эволюционизму (отрицаются скачки), или к катастрофизму (абсолютизируются скачки, отрицается эволюция). Таким образом, метафизика противостоит диалектике, во-первых, как мировоззрение, отрицающее развитие; во-вторых, как противоположная диалектике концепция развития. Эволюция метафизики от первого ее значения ко второму, от исторического ее образа к современному показывает, с одной стороны, идейную силу диалектики, в борьбе против которой метафизика была вынуждена, ведя спор с диалектикой, признать ее исходную позицию - принцип развития. С другой стороны, способность к обновлению показывает и достаточные силы самой метафизики.
Вопрос 27. Принципы диалектики и ее отличие от метафизики Существует несколько принципов диалектики. Принцип развития, как следствие признания движения основным атрибутом материи. Он выделяет в многочисленных видах движения его ведущую форму – развитие. Движение может быть различным: круговым, регрессивным и прогрессивным. Развитие же сосредотачивает в себе особенности всех трех видов движения. Развитие предполагает необратимость изменений, их направленность и цикличность. Принцип всеобщей связи неразрывен с принципом развития, он как бы раскрывает условие реализации первого принципа. Возникновение, изменение, развитие невозможно в изолированном состоянии, оно предполагает связь внутреннего и внешнего. Противоречие как основное содержание принципа развития предполагает особую форму связи противоположностей. Принцип тождества (единства) диалектики, логики и теории познания выражает единство законов развития. Он так же выражает и то, что развитие носит тотальный характер, охватывает и природу, и человека, и общество. Принцип восхождения от абстрактного к конкретному сосредотачивает в себе возможность познания законов и категорий диалектики. Именно он организует процесс познания. Абстрактное – это отвлечение от ряда несущественных свойств и выделение основных. Конкретное – сама объективная деятельность, где существенное и несущественное нераздельны, это отражение объективной действительности в системе понятий. Принцип единства логического и исторического способствует пониманию того, как конкретное в действительности трансформируется в конкретное в познании. Логическое – это теоретическое воспроизведение закономерностей реального развития. Историческое – процесс развертывания действительности во времени во всем многообразии ее конкретных форм. | Содержанием первого уровня материалистической диалектики является совокупность взаимосвязанных принципов, которые позволяют с единых позиций объяснить развитие. Представление принципов в качестве базиса диалектики позволяет оценить ее как мировоззренческую систему, в которой превосходство мировоззрения над теорией и методом проявляется прежде всего в том, что существование в системе диалектики идейного элемента является условием существования других элементов (законов, категорий, методов). Совокупность философских идей, по-иному (не диалектически) объясняющих первоначала всего сущего, стали духовной основой антидиалектики. Одной из главных форм антидиалектики является метафизика , представляющая собой противоположное диалектике мировоззрение, эволюция которого обеспечивалась и поныне происходит за счет самых различных идей. Философские идеи, систематизирующие метафизику, можно свести в две группы. В первую группу входят идеи “жесткой оппозиции” диалектике. Этими идеями отрицается всеобщая связь явлений, абсолютизируется покой, другими словами, диалектика отрицается в исходном принципе - принципе развития. Оценивая данные метафизические идеи, Ф.Энгельс писал, что метафизика рассматривает процессы “вне их великой общей связи, и в силу этого - не в движении, … а как вечно неизменные”. В процессе эволюции метафизика признала идею развития. Соответственно во вторую группу входят философские идеи, объясняющие мир из принципа развития, но интерпретирующие его метафизически. Данными идеями либо отрицается принцип противоречивости развития, а если и признается противоречивость, то не внутренняя (саморазвитие), а внешняя; развитие сводится или исключительно к эволюционизму (отрицаются скачки), или к катастрофизму (абсолютизируются скачки, отрицается эволюция). Таким образом, метафизика противостоит диалектике, во-первых, как мировоззрение, отрицающее развитие; во-вторых, как противоположная диалектике концепция развития. Эволюция метафизики от первого ее значения ко второму, от исторического ее образа к современному показывает, с одной стороны, идейную силу диалектики, в борьбе против которой метафизика была вынуждена, ведя спор с диалектикой, признать ее исходную позицию - принцип развития. С другой стороны, способность к обновлению показывает и достаточные силы самой метафизики. |