Теории личности в экзистенциальной психологии

1. Свобода личности, по мнению С. Кьеркегора, связана с:

А) ответственностью

Б) выбором

В) тревогой

Г) депрессией

2. Понятие Dasein было введено в научный оборот:

А) С. Кьеркегором

Б) Ф. Ницше

В) К. Ясперсом

Г) М. Хайдеггером

3. Отметьте верные с точки зрения экзистенциализма утверждения:

А) когда человека ничто не заботит, он теряет свою сущность

Б) взрослый человек не нуждается в заботе, он должен быть рациональным и прагматичным, чтобы быть свободным

В) человеку, как осознающему, ответственному и свободному существу, не нужна вера

Г) существование предшествует сущности

4. Данное сочетание понятий, идей и их авторов является верным:

а) осознание способа конституирования мира (Р.Мэй) (на самом деле Л.Бинсвангер)

б) важнейшей характеристикой бытия человека является интенциональность (М. Хайдеггер)

в) основной онтологической триадой выступает «мир — бытие-в-мире — бытие» (М. Хайдеггер)

г) Dasein как свет бытия (Л. Бинсвангер) (на самом деле М. Босс)

5. Основным феноменом, подлежащем изучению в экзистенциализме, является:

А) сознание

Б) уникальные переживания личности

В) когнитивные процессы

Г) бессознательное

Д) навыки

6. Помочь человеку, с точки зрения экзистенциального анализа, означает:

а) всё высветить

б) осознать свой способ конституирования мира

в) дать ему ответ на вопрос о смысле жизни

г) ответы а, б, в не верны

7. Понятие «заброшенность» в экзистенциализме означает:

А) человек выступает один на один с миром

Б) человек погружён в особые условия своего существования

В) человек отчаялся, потерял интерес к жизни и бросил всё на произвол судьбы

Г) ребёнок был оставлен родителями

8. Базовыми экзистенциалами по М. Боссу являются:

А) со-бытийность

Б) переживание вины

В) историчность

Г) смертность

9. Какое состояние прежде всего улавливается в следующих строках А.С. Пушкина?

Цели нет передо мною.

Сердце пусто, празден ум,

И томит меня тоскою

Однозвучной жизни шум.

А) состояние фасилитации

Б) состояние ингибиции

В) состояние дистресса

Г) состояние экзистенциального вакуума

Д) состояние инсайта

10. С точки зрения экзистенциальной психологии существование в жизнь может превратиться посредством:

А) любви и воли

Б) повышения уровня IQ

В) определения для себя ценностей и смыслов

Г) принятия тревоги как неизбежности

Теории личности в отечественной психологии

1. Совокупность устойчивых мотивов, определяющих поведение личности независимо от конкретных условий, есть:

А) я-концепция

Б) мотивация

В) установка

Г) самооценка

2. Чем отличаются понятия темперамента и характера?

А) ничем не отличаются

Б) темперамент описывает динамику психики

В) характер описывает содержательную сторону личности

Г) это почти не связанные понятия

Д) характер человека не изменяется

3. Из следующих понятий: «индивид», «личность», «субъект деятельности», «индивидуальность» — наиболее широким по содержанию является по­нятие:

А) индивида;

Б) личности;

В) субъекта деятельности;

Г) индивидуальности.

4. Свойства человека, обусловленные генетическими факторами, - это:

А) воспитанность;

Б) авторитет;

В) задатки;

Г) равнодушие.

5. Личностные качества, предопределенные, главным образом, социальны­ми факторами, - это:

А) инстинкты;

Б) механическая память;

В) ценностные ориентации;

Г) музыкальный слух.

6. С точки зрения субъекта деятельности личность исследуется:

А) А.Н. Леонтьевым;

Б) А.Ф. Лазурским;

В) К.К. Платоновым;

Г) А.Г. Ковалевым.

7. Как совокупность внутренних условий, через которые преломляются внешние воздействия, трактует личность:

А) А.Н. Леонтьев;

Б) С.Л. Рубинштейн;

В) К. К. Платонов;

Г) А. Г. Ковалев.

8. Концепция личности как совокупности субъективных отношений к себе, другим и миру была выдвинута:

А) Э. Кречмером;

Б) А.В. Петровским;

В) А.Ф. Лазурским;

Г) В.М. Бехтеревым.

9. Основоположником концепции отношений личности является:

А) JI.C. Выготский;

Б) В.А. Ядов;

В) А.Н. Мясищев;

Г) А.А. Бодалев.

10. По А.Н. Леонтьеву, элементом структуры деятельности выступает:

А) поведение;

Б) жест, мимика;

В) действие;

Г) активность.

Список вопросов к экзамену

1. Проблема личности в системе современного научного знания

2. Различные подходы к пониманию личности в психологии

3. Понятие «индивид» и его характеристика

4. Сущность и содержание понятия «индивидуальность»

5. Проблема соотношения понятий «личность», «индивид», «индивидуальность»

6. Структурный и системно-структурный подходы к исследованию личности

7. Темперамент: определение и сферы проявления

8. Соотношение темперамента и характера

9. Способности личности

10. Направленность личности

11. Жизненный путь личности как пространство развития личности

12. Западные концепции жизненного пути личности

13. События жизненного пути и личностные трансформации

14. Личностный кризис

15. Активность личности

16. «Потребности нужды» и «потребности роста»

17. Способы личностного поведения

18. Мультирегуляторная модель личности по Д.А. Леонтьеву

19. Самосознание личности и его компоненты

20. Понятие Я-концепции

21. Структура Я-концепции и ее характеристика

22. Функции Я-концепции

23. Разработка представлений о Я-концепции В. Джеймсом

24. Я-концепция в представлениях К. Роджерса

25. Я-концепция в теории символического интеракционизма Дж. Мида

26. Теория «зеркального Я» Ч. Кули

27. Механизмы психологической защиты в психоаналитической теории

28. Развитие Я-концепции

29. Критерии сформированности и процесс формирования личности

30. Свобода личности

31. Движущие силы развития личности в различных концепциях

32. Психоаналитическая теория личности З. Фрейда

33. Аналитическая психология К. Г. Юнга

34. Индивидуальная психология А. Адлера: ключевые положения

35. Стиль жизни и типы личности в теории А. Адлера

36. Социальный интерес, творческое Я и фикционный финализм в теории А. Адлера

37. Эго-теория личности Э. Эриксона

38. Социокультурная теория личности К. Хорни

39. Основные положения бихевиорального направления

40. Реформа бихевиоризма Б. Ф. Скиннером

41. Теория личности с позиции схемы «стимул – реакция» (К. Халл)

42. Научение через моделирование (А. Бандура)

43. Теория личностных конструктов Дж. Келли

44. Теория поля Курта Левина

45. Диспозициональная теория личности Г. Олпорта

46. Факторная теория личности Х. Айзенка

47. Факторная теория черт Р. Кеттела

48. «Большая пятёрка факторов» как способ описания личности

49. Гуманистическая теория личности А. Маслоу

50. Характеристики самоактуализирующейся личности по А. Маслоу

51. Феноменологическая теория личности К. Роджерса

52. Гуманистическая теория личности Э. Фромма

53. Dasein-анализ Л. Бинсвангера и М. Босса

54. Заброшенность и судьба как основания существования

55. Теория личности А. Ф. Лазурского

56. Теория личности В. Н. Мясищева

57. Теория личности К. К. Платонова

58. Теория личности А. Н. Леонтьева

59. Теория личности С. Л. Рубинштейна

60. Учение Б. Г. Ананьева о человеке

ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

Учебно-методическая карта дисциплины

Номер раздела, темы, занятия Название темы, занятия; перечень изучаемых вопросов Количество аудиторных часов
Лекции практические (семинарские) занятия УСР
Личность как предмет психологической науки
1.1 Личность в системе современного научного знания 1 Проблема личности в системе современного научного знания 2 Различные подходы к пониманию личности в психологии 3 Проблема соотношения понятий «индивид», «индивидуальность», «личность»   -
1.2 Структура личности 1 Структурный и системно-структурный подходы к исследованию личности 2 Темперамент: определение и сферы проявления 3 Соотношение темперамента и характера 4 Способности личности 5 Направленность личности   -
1.3 Жизненный путь личности 1 Жизненный путь личности как пространство развития личности 2 Активность личности 3 Способы личностного поведения  
1.4 Я-концепция 1 Самосознание личности и его компоненты 2 Понятие Я – концепции 3 Я – концепция в различных психологических теориях     -
1.5 Развитие личности 1 Критерии сформированности и процесс формирования личности 2 Свобода личности 3 Движущие силы развития личности в различных концепциях 4 Принцип саморазвития личности в отечественных теориях   -
Теории личности в психологии
2.1 Психодинамическое направление 1 Психоаналитическая теория личности З. Фрейда 2 Аналитическая психология К. Г. Юнга 3 Индивидуальная психология А. Адлера -
2.2   Теории личности в эго-психологии 1 Эго-теория личности Э. Эриксона 2 Социокультурная теория личности К. Хорни   -
2.3 Бихевиоральное направление 1 Основные положения бихевиорального направления 2 Реформа бихевиоризма Б. Ф. Скиннером 3 Теория личности с позиции схемы «стимул – реакция» (К. Халл) 4 Научение через моделирование (А. Бандура) -
2.4 Когнитивистские теории личности 1 Теория личностных конструктов Дж. Келли 2 Теория поля Курта Левина -
2.5     Диспозициональное направление 1 Диспозициональная теория личности Г. Олпорта 2 Факторная теория личности Х. Айзенка 3 Факторная теория черт Р. Кеттела 4 «Большая пятёрка факторов» как способ описания личности -
2.6 Гуманистический и феноменологический подходы 1 Гуманистическая теория личности А. Маслоу 2 Феноменологическая теория личности К. Роджерса 3 Гуманистическая теория личности Э. Фромма -
2.7     Теории личности в экзистенциальной психологии 1 Dasein-анализ Л. Бинсвангера и М. Босса 2 Заброшенность и судьба как основания существования -
2.8 Теории личности в отечественной психологии 1 Теория личности А. Ф. Лазурского 2 Теория личности В. Н. Мясищева 3 Теория личности К. К. Платонова 4 Теория личности А. Н. Леонтьева 5 Теория личности С. Л. Рубинштейна 6 Учение Б. Г. Ананьева о человеке -
  Всего часов

Список рекомендуемой литературы

Основная

1 Аверин, В.А. Психология личности: учебное пособие / В. А. Аверин. – СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 1999.

2 Асмолов, А. Г. Психология личности: учебник / А. Г. Асмолов. – М.: Изд-во МГУ, 1990.

3 Ананьев, Б.Г. Проблемы современного человекознания / Б. Г. Ананьев. – М.: Наука, 1977.

4 Вайнштейн, Л.А. Общая психология: учебное пособие / Л. А. Вайнштейн [и др.]. – Мн.: Вышэйшая школа, 2005.

5 Капрара, Д. В. Психология личности / Д. В. Капрара, Д. Сервон. – СПб.: Питер, 2003.

6 Ксёнда, О.Г. Психология личности: курс лекций / О. Г Ксёнда, В. А. Поликарпов. – Минск: «Четыре четверти», 2011. – 204 с.

7 Левин, К. Теория поля в социальных науках / К. Левин. – М., 2000.

8 Мадди, С.Р. Теории личности: сравнительный анализ / С. Р. Мадди. – СПб.: Речь, 2002.

9 Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. – М.: Школа-Пресс, 2001.

10 Фрейд, З. Введение в психоанализ. Лекции / З. Фрейд. – М.,1989. – (Лекции 1,2,3,4).

11 Фрейджер, Р. Личность: теории, эксперименты, упражнения / Р. Фрейджер, Д. Фейдимен. – СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2002.

12 Хьелл, Л. Теории личности / Л. Хьелл, Д. Зиглер. – СПб.: Питер, 1999.

13 Холл, С. Теории личности / С. Холл, Г. Линдсей. – М.: КСП+, 1997.

Дополнительная

14 Бандура, А. Теория социального научения / А. Бандура. – СПб., 2000.

15 Бернс, Р. Развитие Я-концепции и воспитание / Р. Бернс. – М.: "Прогресс", 1986.

16 Dasein-анализ в филосифии и психологии. – Минск, 1998.

17 Елисеев, О. П. Практикум по психологии личности / О. П. Елисеев. – СПб: Издательство «Питер», 2000.

18 Ершов, А. А. Взгляд психолога на активность человека / А. А. Ершов. – М: Луч, 1991.

19 Жеребцов, С.Н. Культурный процесс и позиция человека: механизмы стандартизации и индивидуализации / С.Н. Жеребцов, З. Престес, К. Терси, Э. Тунес // Народная асвета, 2013, № 3, с. 8–12.

20 Жеребцов, С.Н. Психология переживаний в динамике культуры: Античность, Средневековье, Возрождение / С.Н. Жеребцов. – Мозырь: ОК «Содействие», 2013. – 188 с.

21 Жеребцов, С.Н. Реальность по выбору: мифы и личностное развитие / С.Н. Жеребцов // Псіхалогія, 2002, № 3, с. 31-37.

22 Жеребцов, С.Н. Стратегия переживания жизненных затруднений: пути профилактики / С.Н. Жеребцов // Народная асвета, 2015, № 4. – С. 86–90.

23 Зейгарник, Б.В. Теория личности К. Левина / Б. В. Зейгарник. – М., 1981.

24 Ильин, Е.П. Мотивация и мотивы / Е. П. Ильин. – СПб.: Питер, 2000.

25 Коломинский, Я.Л. Социальная психология развития личности / Я.Л. Коломинский, С.Н. Жеребцов. – Мн: Вышэйшая школа, 2009.

26 Коломинский, Я.Л. Персоногенность как форма личностного развития / Я.Л. Коломинский, С.Н. Жеребцов // Псiхалогiя, 2001, № 2, с. 23–36.

27 Маслоу, А. Психология бытия / А. Маслоу. – М.: «Рефл-бук», К.: «Ваклер», 1997.

28 Мацумото, Д. Психология и культура. Современные исследования / Д. Мацумото. – СПб: Еврознак, 2002.

29 Первин, Л. Психология личности: Теория и исследования / Л. Первин, О. Джон. – М., 2000.

30 Фромм, Э. Анатомия человеческой деструктивности / Э. Фромм. – М.: Наука, 1995.

31 Фромм, Э. Психоанализ и этика / Э. Фромм. – М.: Прогресс, 1995.

[2] В данном контексте «разделять» – означает участвовать вместе в чем-либо.

[3] Детальная разработка второго случая проделана основателем аналитической трилогии, бразильским психотерапевтом – Норберте Кеппе, который считает, что в основе этого невротического способа бытия лежит теомания, стремление человека быть Богом. (Кеппе, 1994)

Наши рекомендации