Личность в системе современного научного знания
1. К особенностям развития современной науки по Б. Г. Ананьеву относятся:
А) проблема человека превращается в общую проблему всей науки в целом
Б) современная наука развивается вне культурных контекстов и парадигм
В) возрастает дифференциация научного изучения человека
Г) происходит интеграция различных наук, аспектов и методов изучения человека
2. К психической жизни личности относятся следующие аспекты:
А) познавательный
Б) физиологический
В) эмоциональный
Г) поведенческий
3. Специфика философского изучения личности состоит в:
А) раскрытии сущностных аспектов личности
Б) возможности напрямую использовать философские положения о личности в психологической практике
В) установлении знака зодиака данной личности и определении ее кармы
Г) построении целостного представления о личности
4. Таких биполярных шкал, выражающих представления о личности в различных теориях, по Л. Хьелу и Д. Зиглеру, не существует:
А) конституционализм - инвайронментализм
Б) оптимизм - пессимизм
В) гомеостаз - гетеростаз
Г) конституционализм - анархизм
5. Когда указывают на телесное бытие субъекта, то используют слово:
А) индивидуальность
Б) личность
В) индивид
Г) реципиент
6. Когда хотят подчеркнуть неповторимость субъекта, то его называют:
А) суггестором
Б) индивидом
В) индивидуальностью
Г) конформистом
7. Человек с момента рождения уже является:
А) индивидуальностью
Б) личностью
В) индивидом
Г) осознающим смысл жизни существом
8. Следующие утверждения о личности являются верными:
А) личность социальна по своей сущности, но индивидуальна по способу существования
Б) личность преимущественно определяется наследственностью
В) одной из основных функций личности является функция выбора
Г) личность формируется независимо от социальной среды
9. Философско-литературный уровень исследования личности характеризуется:
А) диалогическим характером отношений с исследуемой личностью
Б) описанием конкретных случаев психологической практики, психотерапевтических ситуаций, симптомов, синдромов
В) целостностью и максимально возможным обобщением
Г) беспристрастным отношением к исследуемой личности
10. Личность как опыт человека. К данной метапозиции относятся следующие теории личности:
А) теория личности Г. Айзенка
Б) психоанализ
В) исследования личности в контексте жизненного пути
Г) теория личности К.К. Платонова
Д) теория относительности А. Эйнштейна
Структура личности
1. Психологические теории личности позволяют:
А) предсказывать определенные изменения в поведении субъекта
Б) объяснять прошлые и настоящие события в жизни человека
В) определить судьбу человека
Г) сформировать личность человека с заданными параметрами
2. Не могут подвергаться моральному оцениванию:
А) характер
Б) задатки
В) направленность
Г) темперамент
3. В качестве общих характеристик системы выступают:
А) множественность описания
Б) эксцентричность
В) иерархичность
Г) цикличность
4. В. А. Вагнером обнаружена следующая закономерность:
А) чем выше развито то или иное сообщество, тем меньше вариативность проявлений входящих в это сообщество особей
Б) чем выше развито то или иное сообщество, тем больше вариативность проявлений входящих в это сообщество особей
В) чем чаще используется то или иное отношение или поведение, тем меньше оно осознается
Г) чем чаще используется то или иное отношение или поведение, тем лучше оно осознается
5. В качестве системообразующего основания, обеспечивающего приобщение человека к миру культуры и его саморазвитие, выступает:
А) воспитание
Б) социализация
В) совместная деятельность
Г) смехотерапия
6. В структуру личности, в соответствии с представлениями К. К. Платонова, не входит:
А) кибернетическая подструктура
Б) подструктура направленности
В) соматически обусловленная подструктура
Г) психологическая подструтктура
7. Отметьте верные утверждения:
А) наиболее изменчивыми в структуре личности являются биологически обусловленные свойства
Б) наиболее изменчивой в структуре личности является подструктура направленности
В) содержательный аспект личности образуют темперамент, половые, возрастные, нейродинамические особенности
Г) содержательный аспект личности образуют ее убеждения, ценности, идеалы, интересы, смыслы, переживания
8. Сильный, уравновешенный, инертный – это свойства:
А) флегматика
Б) меланхолика
В) холерика
Г) сангвиника
9. К свойствам нервной системы по И.П. Павлову не относятся:
А) доминантность
Б) внешняя привлекательность
В) подвижность
Г) сила
10. Личность и характер находятся в отношениях:
А) единства, но не тождества
Б) тождества
В) иерархии (личность подчиняет себе характер)
Г) нежной заботы
Жизненный путь личности
1. Сущностью активности личности является:
А) способность человека многое делать в ограниченный срок
Б) способность человека производить общественно значимые преобразования в мире на основе присвоения богатств материальной и духовной культуры, проявляющаяся в общении, волевых актах, творчестве
В) собственная динамика живого существа как источник преобразования и поддержания жизненно значимых связей с окружающим миром
Г) высокая подвижность нервной системы
2. Данные утверждения о жизненном пути личности являются верными:
А) жизненный путь личности зависит от макро- и микросреды ее развития
Б) жизненный путь личности зависит только от макросреды ее развития
В) основной единицей жизненного пути является переживание
Г) основной единицей жизненного пути является событие
3. Исследования, проведенные в рамках теории стресса, установили, что у неудовлетворенных жизнью людей любая значимая перемена:
А) повышает удовлетворенность жизнью
Б) увеличивает депрессивные симптомы
В) уменьшает депрессивные симптомы
Г) повышает качество общения с близкими людьми
4. Данные утверждения о событии жизненного пути являются верными:
А) событие – это совместное времяпрепровождение
Б) событие – это поворотный этап жизненного пути
В) событие – это факт, который существенно меняет социальную ситуацию развития личности
Г) событие – это сообщенная новость
5. Человек осуществляет личностный способ бытия, если:
А) совершает нравственные поступки
Б) свободно, самостоятельно и ответственно определяет свое место в жизни
В) своевременно удовлетворяет свои потребности
Г) соблюдает моральные правила
6. Личностный кризис всегда:
А) нежелателен для человека и его нужно избегать
Б) очень полезен для человека и к нему нужно стремиться
В) имеет неопределенные последствия для личности
Г) изменяет что-то в человеке или в его образе жизни
7. Отметьте верные утверждения:
А) потребности нужды у человека побеждают всегда, т.к. они витальные
Б) потребности нужды могут и не удовлетворяться, т.к. ими управляет личность
В) потребности удовлетворяются в зависимости от того, какое место в смысловой системе личности они занимают
Г) мотивационная система личности подчиняется только гомеостатическому принципу (+ тенденцию к изменению, развитию, нарушению равновесия)
Д) потребность в самоактуализации является ненасыщаемой, неудовлетворяемой
8. Данные утверждения о личностном поведении являются верными:
А) без ролей и статусов личностное поведение не сформировалось бы
Б) личностное поведение – это преодоление ролевого и статусного поведения
В) самостоятельность и ответственность – ключевые характеристики личностного поведения
Г) навык и привычка являются личностными актами
9. Отметьте верные утверждения:
А) мораль есть этап в формировании нравственности
Б) нравственность есть этап в формировании морали
В) нарушение норм морали вызывает вину
Г) нарушение норм морали вызывает стыд
Д) чувство вины есть исторически более позднее по сравнению со стыдом переживание
10. Социальная ситуация развития (по Л.С. Выготскому) – это:
А) социальные роли, в которые играет личность
Б) субъективная сторона изменений в социальной среде, т.е. изменений в их значении для развития личности
В) окружающие человека значимые другие люди
Г) образ жизни личности
Я-концепция
1. Наиболее близкими к понятию «Я-концепция» являются следующие понятия:
А) самотрансценденция
Б) идентичность
В) самосознание
Г) самоактуализация
2. Человек с негативной Я-концепцией характеризуется следующими особенностями:
А) низкая самоэффективность
Б) низкий уровень интеллекта
В) эмоциональная чувствительность
Г) негативное восприятие других
3. Я-концепция оказывает влияние на жизнедеятельность человека:
А) только в детском и подростковом возрасте
Б) в зрелом и пожилом возрасте
В) только в зрелом возрасте
Г) на всех возрастных стадиях
4. Наиболее активно Я-концепция формируется:
А) в пожилом возрасте
Б) в пренатальный период
В) в детском и подростковом возрасте
Г) в зрелом возрасте
5. Я-концепция выполняет следующие функции:
А) обеспечивает внутреннюю согласованность сознания
Б) определяет ожидания человека
В) обеспечивает формирование морального сознания
Г) определяет интерпретацию жизненного опыта и событий
6. В структуру Я-концепции не входит:
А) Я-реальное
Б) Я-рациональное
В) Я-идеальное
Г) Я-зеркальное
Д) Я-заботливое
7. Эти утверждения являются верными:
А) Я-фантастическое – это элемент Я-концепции, сформировавшийся под воздействием нереалистичных историй
Б) Я-идеальное – это представления человека о том, как его видят другие
В) Я-зеркальное – это результат социально-психологической рефлексии (т.е. то, что человек думает о том, что о нем думают другие)
Г) Я-реальное – это образ Я, представления индивида о самом себе
8. По мнению К. Хорни:
А) большое расхождение между Я-реальным и Я-идеальным стимулирует личностный рост
Б) большое расхождение между Я-реальным и Я-идеальным ведет к депрессии
В) большое расхождение между Я-реальным и Я-идеальным ведет к депрессии у женщин и к оптимизму у мужчин
Г) большое расхождение между Я-реальным и Я-идеальным ведет к деменции
9. По мнению Э. Эриксона процессы формирования Я-концепции (эго-идентичности):
А) преимущественно не осознаются субъектом
Б) протекают в основном осознанно
В) имеют не эволюционный, а революционный характер
Г) являются наиболее существенным элементом психического развития младенцев
10. По мнению К. Роджерса, следующие особенности поведения и общения учителя будут способствовать формированию у учащихся позитивной Я-концепции:
А) демонстрация доверия учащимся
Б) открытое выражение группе своих чувств
В) как можно более частое применение аверсивных стимулов
Г) использование только похвалы и полное отсутствие критики
Развитие личности
1. Понятие «развитие личности» отличается от понятия «формирование личности» тем, что:
А) развивать можно только то, что уже существует
Б) формировать можно только то, что уже существует
В) в случае с формированием роль овладевает личностью
Г) в случае с развитием личность овладевает ролью
2. Эти утверждения о личностном развитии являются верными:
А) процесс развития личности идёт в направлении от совместных актов, содействий, от внешнего управления к самоконтролю и самоуправлению
Б) мать общается с младенцем как с отдельным, автономным существом
В) мать общается с младенцем как с диадой, которую она с ним образует (ситуация «пра-мы»)
Г) в основе преобразования социальных отношений между людьми в индивидуальные отношения личности лежит механизм интериоризации-экстериоризации
3. В понятии «интериоризация» выделяют три грани:
А) индивидуализация, интимизация, производство внутреннего плана сознания
Б) индивидуализация, коллективизация, экспроприация
В) социальная ситуация развития, сензитивность, эксклюзивность
Г) интимизация, производство внутреннего плана сознания, индивидуализация
4. Сущностью механизма сдвига мотива на цель выступает:
А) страх перед наказанием и волевое усилие для достижения эмоционально непривлекательной, но требуемой другими людьми цели
Б) освоение и выполнение социальных норм, первоначально являющееся целью и побуждаемое потребностью в общении со значимыми людьми, само начинает приносить удовлетворение
В) цель, насыщаемая отрицательными эмоциями, превращается в самостоятельный мотив
Г) превращение цели действия в самостоятельный мотив при насыщении данной цели положительными эмоциями
5. Отметьте верные утверждения о стихийных механизмах формирования личности:
А) они почти всегда не осознаются личностью
Б) механизм принятия и освоения социальных ролей по сравнению с механизмом идентификации отличается меньшей обобщённостью, и чёткой персонализацией осваиваемого эталона
В) механизм принятия и освоения социальных ролей по сравнению с механизмом идентификации отличается большей обобщённостью, отсутствием персонализации осваиваемого эталона
Г) они преобладают, начиная с подросткового возраста
6. В соответствии с представлениями Л.И. Божович, существуют следующие критерии сформированности личности:
А) иерархия мотивов и способность преодолевать свои непосредственные побуждения ради чего-то социального значимого
Б) наличие у человека мотива аффилиации
В) способность к сознательному руководству собственным поведением
Г) обретение способности к эффективной сублимации
7. Данное сочетание идей о свободе личности и авторов этих идей является верным:
А) свобода – это возможность хотеть, выбирать и действовать (Р. Мэй)
Б) свобода определяется длиной цепи (Р. Мэй)
В) свобода – это возможность (англ. рossibility) (С. Кьеркегор) (свободным м.б. только сильный)
Г) существует «свобода от» (негативная) и «свобода для» (позитивная) (В. Франкл)
Д) свобода – это когда хочу, тогда и готовлюсь к занятиям (Артём Кравцов)
8. Следующие утверждения о личности являются верными:
А) личность социальна по своей сущности, но индивидуальна по способу существования
Б) личность преимущественно определяется наследственностью
В) одной из основных функций личности является функция выбора
Г) личность формируется независимо от социальной среды
9. Данные утверждения о свободе личности являются верными:
А) сущностная свобода зависит не от внешних обстоятельств, а от внутренних
Б) свободу можно переживать только в отсутствие социальных ограничений
В) если свобода не сталкивается ни с какими границами, человек превращается в ничто
Г) свобода даёт гарантию для осуществления своих жизненных планов
10. К факторам развития личности относятся:
А) собственная активность личности
Б) наследственные
В) социальные
Г) астрологические
Д) урологические