Личность в системе современного научного знания

Проблема личности в философии и науке. Понятие личности в философии, социологии и психологии. Понимание предмета психологии личности в отечественной психологии (Б.Г. Ананьев, С.Л. Выготский, Б.Ф. Ломов, С.Л. Рубинштейн). Уровни исследования личности: философско-­литературный, клинический, экспериментальный.

Различные подходы к пониманию личности: личность как профиль психологических черт; личность как опыт человека; личность как темперамент и возраст; личность как интериоризованный ансамбль общественных отношений.

Проблема соотношения понятий «индивид», «индивидуальность», «личность». Изменение детерминации в иерархическом развитии человека.

Структура личности.

Структурный и системно-структурный подходы к исследованию личности. Темперамент, характер, способности и направленность в структуре личности.

Темперамент: определение и сферы проявления. Теории темперамента и эволюция взглядов на темперамент. Психофизиологические основы индивидуальных различий, теория И.П. Павлова. Исследование парциальных и общих свойств темперамента (Б.М. Теплов, В.Д. Небылицин). Современные концепции темперамента.

Соотношение темперамента и характера. Связь формирования характера с деятельностью и общением. Выраженность характера: психопатии, их признаки. Критерии патологического характера, акцентуации характера (П.Б. Ганнушкин, О.В. Кербиков, К. Леонгард, А.Е. Личко). Биологические предпосылки и прижизненное формирование. Характер и личность.

Способности. Общие и специальные способности. Проблема происхождения способностей, генетические и средовые детерминанты и механизмы их развития. Сенситивные периоды в развитии способностей. Роль мотивации в развитии способностей.

Направленность как ведущий компонент в структуре личности (Л.И. Божович, С.Л. Рубинштейн, К.К. Платонов, Б.Г. Ананьев). Проявление направленности в интересах человека. Интересы, склонности, убеждения в структуре направленности. Идеалы личности. Ценностные ориентации как показатель социальной значимости личности. Установка как неосознанный компонент в структуре направленности. Теория диспозиционной регуляции деятельности (В.А. Ядов).

Жизненный путь личности.

Жизненный путь личности как единица анализа. Личностные кризисы, их определение. Понимание личностных кризисов в различных психологических школах.

Активность личности как психологическая характеристика, ее проявления.

Способы личностного поведения, индивидуальные личностные стратегии.

Я - концепция

Самосознание личности и его компоненты: когнитивный, эмоциональный, поведенческий.

Понятие Я-концепции. Структура Я-концепции. Образ Я, самооценка, самоотношение, уровень притязаний личности как составляющие Я-концепции.

Я-концепция в различных психологических теориях. Функции Я ­концепции. Разработка Я-концепции В. Джемсом. Символический интеракционизм Ч. Кули и Дж. Мида. Феноменологический подход К. Роджерса. Эпигенетическая теория Э. Эриксона. Механизмы психологической защиты. Развитие Я-концепции в онтогенезе.

Развитие личности

Критерии сформированности личности. Процесс формирования личности. Стихийные механизмы формирования личности. Идентификация. Имитация. Принятие и освоение социальных ролей. Идентификация и культура.

Свобода личности и её трактовка в различных психологических теориях.

Движущие силы развития личности в различных концепциях:

Представление в психоаналитических теориях (гомеостатическая модель 3 Фрейда, стремление к преодолению комплекса неполноценности в индивидуальной психологии А. Адлера, представление о внутренних социальных источниках в неофрейдизме К. Хорни, Э. Фромма).

Представление в когнитивных теориях (гештальтпсихологическая теория поля К. Левина о системе внутриличностного напряжения как источнике мотивации, концепция когнитивного диссонанса Л. Фестингера).

Представление о самоактуализирующейся личности А. Маслоу как развитии иерархии потребностей.

Представление персоналистической психологии Г. Олпорта (человек как открытая система, тенденция к самоактуализации как внутренний источник развития личности).

Представление в архетипической психологии К.Г. Юнга. Развитие личности как процесс индивидуации.

Принцип саморазвития в отечественных теориях (теория деятельности А.Н. Леонтьева, теория деятельности С.Л. Рубинштейна и субъектно-деятельностный подход А.В. Брушлинского, К.А. Абульхановой, комплексный и системный подход Б.Г. Ананьева и Б.Ф. Ломова). Произвольные и непроизвольные механизмы развития личности.

Теории личности в американской и западно­европейской психологии.

Наши рекомендации