Занятие по теме 9. Когнитивистские теории личности.

Учебные вопросы темы

9.1 Теория личностных конструктов Дж. Келли

9.2 Теория поля Курта Левина

Вопросы для самоконтроля и повторения

1. Что такое когниция?

2. Что такое личностный конструкт?

3. В чём суть идеи конструктивного альтернативизма?

4. Личностный конструкт – это модель действительности, или сама действительность?

5. Что такое валидность личностного конструкта?

6. Каковы формальные свойства конструктов?

7. Как формулируется основной постулат в теории Дж. Келли и какие выводы из него следуют?

8. Что такое цикл «О-В-И»?

9. Что такое «поле» у К. Левина?

10. Как представлялись К. Левину модель личности и модель окружения?

11. Что такое регион и локомоция?

12. Чем отличаются потребности личности от её квазипотребностей по мнению К. Левина?

13. Какова конечная цель активности личности в теории поля?

Вопросы и задания для размышления и обсуждения

1. Что ещё кроме когниций характеризует личность?

2. Если конструктивный альтернативизм – факт, значит можно оправдать любое поведение, т.к. оно вызвано альтернативным мышлением?

3. Откуда берутся у людей личностные конструкты?

4. Возможно ли, что у человека нет никаких личностных конструктов?

5. Возможно ли внеполевое поведение личности?

6. Правда, как и красота, существует только в сознании человека. Что это значит?

7. Какие факты, закономерности из данной темы вас больше всего удивили?

8. Что из этой темы вы сможете использовать в своей жизни? В профессиональной деятельности?

9. Как вы прокомментируете следующие утверждения, цитаты?

- Дж. Келли: «...какова бы ни была природа или чем бы в конце концов ни обернулись поиски правды, мы сегодня сталкиваемся с фактами, которым можно дать столько объяснений, сколько в состоянии придумать наш разум».

- Дж. Келли: «Детерминизм и свобода неразрывны, так как то, что определяет одно, есть, по тому же признаку, свобода от другого».

- К. Левин: «Успешный человек обычно устанавливает свою следующую цель несколько, но не слишком, выше своих последних достижений. Таким образом, он постоянно повышает уровень своих стремлений».

- М. Жванецкий: «Мудрость не всегда приходит с возрастом. Бывает, что возраст приходит один».

Занятие по теме 10. Диспозициональное направление.

Учебные вопросы темы

10.1 Диспозициональная теория личности Г. Олпорта

10.2 Факторная теория личности Х. Айзенка

10.3 Факторная теория черт Р. Кеттела

10.4 «Большая пятёрка факторов» как способ описания личности

Вопросы для самоконтроля и повторения

1. Что такое диспозиция?

2. Как структурирует личность Г. Оллпорт?

3. Что такое личностная черта?

4. Что такое кардинальные, центральные и вторичные диспозиции?

5. Что такое проприум?

6. Каковы стадии развития проприума?

7. Каковы черты зрелого человека по Г. Оллпорту?

8. Какие факторы в личности выделяет Г. Айзенк?

9. Что такое свойства, черты и реакции в теории Г. Айзенка?

10. Чем объясняется невротическое поведение по мнению Г. Айзенка?

11. Что такое личностный профиль в теории Р.Б. Кеттела?

12. Чем отличаются поверхностные от исходных черт?

13. Чем отличаются динамические черты от черт-способностей?

14. Какие факторы образуют «большую пятёрку»?

15. Как эти факторы были определены?

Вопросы и задания для размышления и обсуждения

1. За что критикуют все факторные теории личности?

2. Личностный фактор поддаётся изменению?

3. Как формируются личностные факторы у личности?

4. Личность обладает факторами или фактор – личностью?

5. Если у животного мы обнаруживаем систему черт, то оно – личность?

6. Что из данной темы вам больше всего запомнилось?

7. Какие факты, закономерности из данной темы вас больше всего удивили?

8. Что из этой темы вы сможете использовать в своей жизни? В профессиональной деятельности?

9. Как вы прокомментируете следующие утверждения, цитаты?

- Г. Оллпорт: «Личность - реальная, существующая, конкретная часть психической жизни, существующая в формах строго единичных и индивидуальных».

- Г. Оллпорт: «Где основной источник динамики человеческой жизни? От чего страдает наш пациент — от биохимического дисбаланса или от невыносимо тягостной потери самоуважения? Оба утверждения верны; но наука предпочитает рассуждать на биохимическом уровне, где проще определить и причину, и следствие».

- Если вы способны видеть, ходить, говорить, любить и каждое утро вставать с постели - вы сказочно богатый человек!

Наши рекомендации