Занятие № 4. Американский романтизм
Тексты:
1. Э.По. Стихотворения («Ворон», «Сон во сне», «Эльдорадо», «Аннабел Ли»), статья «Философия творчества»
2. Н. Готорн. «Алая буква»
Вопросы:
- Общая характеристика американского романтизма
- Особенности художественного метода Э.По (статья «Философия творчества»)
- Лирика Э.По:
а) основные темы и мотивы;
б) образная система стихотворений;
в) художественные средства.
- Роман Н.Готорна «Алая буква»:
а) особенности композиции;
б) центральные образы романа;
в) реализация темы греха и наказания;
г) отношение автора к пуританству;
д) значение основных символов.
Литература:
Ален Г. Эдгар По М., 1984
Боброва М.Н. Романтизм в американской литературе 19 в. М., 1972
История зарубежной литературы 19 в. / Под ред. Дмитриева А.С. – М., 1999
Ковалев Ю.В. Эдгар По // История всемирной литературы Т.6 М., 1989
Николюкин А.Н. Литературные связи России и США. – М., 1981
Эстетика американского романтизма. – М., 1977
Занятие № 5. Французский реализм. Художественный мир О. де Бальзака
Тексты:
О. де Бальзак. Предисловие к «Человеческой комедии». «Гобсек». «Шагреневая кожа»
Вопросы:
1.Мировоззрение и метод Бальзака. Предисловие к «Человеческой комедии».
2.Замысел и структура «Человеческой комедии». Место повести «Гобсек».
3. Повесть «Гобсек»:
а) композиционное своеобразие;
б) проблематика повести и художественное решение темы денег;
в) образ Гобсека;
г) предметный мир в повести.
4. Роман «Шагреневая кожа»:
а) место романа в «Человеческой комедии»;
б) философское содержание произведения;
в) концепция человека у Бальзака. Система образов романа и приемы создания
характеров.
Литература
Вюрмсер А. Бесчеловечная комедия.- М., 1967
Обломиевский Д.Д. Бальзак. – М., 1961
Реизов Б.Г. Бальзак. – Л., 1950
Реизов Б.Г. Французский роман 19 в. – М., 1977
Занятие № 6. Французский реализм. Роман Ф.Стендаля «Красное и черное»
Тексты:
Стендаль. «Расин и Шекспир». «Красное и черное»
Вопросы:
1. Эстетика Стендаля. Новаторский характер статьи «Расин и Шекспир».
2. История написания романа «Красное и черное». Прототипы героев.
3. Особенности сюжета и конфликта романа:
а) система основных конфликтов;
б) двойственность повествовательной структуры;
в) центростремительность композиции романа;
г) время в романе: способы презентации исторического времени, время и личность.
4. Способы создания характера в романе:
а) приемы введения персонажа; типы портрета;
б) средства раскрытия внутреннего мира героев;
в) функции внутреннего монолога;
г) роль предметного мира и детали в построении характера;
д) приемы выражения авторской позиции.
5. Психологизм Ф.Стендаля
6. Символика названия романа
Литература
Забабурова Н.В. Стендаль и проблемы психологического анализа. – Ростов-на-Дону, 1982
Реизов Б.Г. Стендаль. Художественное творчество. – Л., 1978
Реизов Б.Г. Французский роман 19 в. – М., 1977
Занятие № 7. Французский реализм. Роман Г.Флобера «Госпожа Бовари»
Тексты:
Г. Флобер. «Госпожа Бовари»
Вопросы:
1. Эстетика Флобера и споры вокруг нее.
2. Роман «Госпожа Бовари»:
а) особенности конфликта и проблематики романа;
б) система образов;
в) психологизм Флобера, приемы раскрытия внутреннего мира героев;
г) композиция произведения;
д) литературная техника Флобера в романе.
Литература
Валери П.Искушение (святого) Флобера //Валери П. Об искусстве. М., 1993, с. 391-398
Набоков В. Лекции по зарубежной литературе. – М., 1998
Реизов Б.Г. Творчество Флобера. – М., 1955
Реизов Б.Г. Французский роман 19 в. – М., 1977
Сент-Бев Ш. «Госпожа Бовари» Гюстава Флобера // Сент-Бев. Литературные портреты. М., 1970, с. 448-465
Флобер Г. О литературе, искусстве, писательском труде. Письма. Статьи. В 2 т. М., 1984
Франс А. Гюстав Флобер // Франс А. Собр. Соч. в 8 т. М., 1960. Т.8, с. 92-100
Занятие № 8. Английский реализм
Тексты:
1. У. Теккерей «Ярмарка тщеславия»
2. Ч. Диккенс «Рождественские рассказы» (1 рассказ)
Вопросы:
1. Общая характеристика творчества Диккенса. Эволюция творческого метода.
2. Нравственный смысл «Рождественских рассказов» Диккенса.
3. Метод создания образа у Диккенса и роль лейтмотива.
4. Юмор, гротеск и символика в «Рождественских рассказах».
5. Эстетика Теккерея. Спор Диккенса и Теккерея о правдивости в искусстве.
6. Роман У.М. Теккерея «Ярмарка тщеславия»:
а) название романа, его связь с темой и идеей произведения;
б) композиционные особенности, место авторских отступлений в романе;
в) система персонажей; смысл подзаголовка романа;
г) функции иронии и сатиры в романе;
д) особенности повествовательной формы; роль образа Кукольника.
Литература
Гениева Е.Ю. Диккенс // История всемирной литературы. Т.1 М., 1989
Ивашева В.В. Английский реалистический роман 19 в. в его современном звучании. – М., 1987
Ивашева В.В. Теккерей-сатирик. – М., 1958
Катарский И.М. Диккенс в России. М., 1966
Катарский И.М. Диккенс. – М., 1960
Михальская Н.П. Ч. Диккенс. – М., 1959
Набоков В. Лекции по зарубежной литературе. – М., 1998
У.М. Теккерей: Творчество. Воспоминания. Библиографические разыскания. М., 1989
Уилсон Э. Мир Чарльза Диккенса. М., 1975
Честертон Г.К. Чарльз Диккенс. М., 1982