Занятие № 4. Американский романтизм

Тексты:

1. Э.По. Стихотворения («Ворон», «Сон во сне», «Эльдорадо», «Аннабел Ли»), статья «Философия творчества»

2. Н. Готорн. «Алая буква»

Вопросы:

  1. Общая характеристика американского романтизма
  2. Особенности художественного метода Э.По (статья «Философия творчества»)
  3. Лирика Э.По:

а) основные темы и мотивы;

б) образная система стихотворений;

в) художественные средства.

  1. Роман Н.Готорна «Алая буква»:

а) особенности композиции;

б) центральные образы романа;

в) реализация темы греха и наказания;

г) отношение автора к пуританству;

д) значение основных символов.

Литература:

Ален Г. Эдгар По М., 1984

Боброва М.Н. Романтизм в американской литературе 19 в. М., 1972

История зарубежной литературы 19 в. / Под ред. Дмитриева А.С. – М., 1999

Ковалев Ю.В. Эдгар По // История всемирной литературы Т.6 М., 1989

Николюкин А.Н. Литературные связи России и США. – М., 1981

Эстетика американского романтизма. – М., 1977

Занятие № 5. Французский реализм. Художественный мир О. де Бальзака

Тексты:

О. де Бальзак. Предисловие к «Человеческой комедии». «Гобсек». «Шагреневая кожа»

Вопросы:

1.Мировоззрение и метод Бальзака. Предисловие к «Человеческой комедии».

2.Замысел и структура «Человеческой комедии». Место повести «Гобсек».

3. Повесть «Гобсек»:

а) композиционное своеобразие;

б) проблематика повести и художественное решение темы денег;

в) образ Гобсека;

г) предметный мир в повести.

4. Роман «Шагреневая кожа»:

а) место романа в «Человеческой комедии»;

б) философское содержание произведения;

в) концепция человека у Бальзака. Система образов романа и приемы создания

характеров.

Литература

Вюрмсер А. Бесчеловечная комедия.- М., 1967

Обломиевский Д.Д. Бальзак. – М., 1961

Реизов Б.Г. Бальзак. – Л., 1950

Реизов Б.Г. Французский роман 19 в. – М., 1977

Занятие № 6. Французский реализм. Роман Ф.Стендаля «Красное и черное»

Тексты:

Стендаль. «Расин и Шекспир». «Красное и черное»

Вопросы:

1. Эстетика Стендаля. Новаторский характер статьи «Расин и Шекспир».

2. История написания романа «Красное и черное». Прототипы героев.

3. Особенности сюжета и конфликта романа:

а) система основных конфликтов;

б) двойственность повествовательной структуры;

в) центростремительность композиции романа;

г) время в романе: способы презентации исторического времени, время и личность.

4. Способы создания характера в романе:

а) приемы введения персонажа; типы портрета;

б) средства раскрытия внутреннего мира героев;

в) функции внутреннего монолога;

г) роль предметного мира и детали в построении характера;

д) приемы выражения авторской позиции.

5. Психологизм Ф.Стендаля

6. Символика названия романа

Литература

Забабурова Н.В. Стендаль и проблемы психологического анализа. – Ростов-на-Дону, 1982

Реизов Б.Г. Стендаль. Художественное творчество. – Л., 1978

Реизов Б.Г. Французский роман 19 в. – М., 1977

Занятие № 7. Французский реализм. Роман Г.Флобера «Госпожа Бовари»

Тексты:

Г. Флобер. «Госпожа Бовари»

Вопросы:

1. Эстетика Флобера и споры вокруг нее.

2. Роман «Госпожа Бовари»:

а) особенности конфликта и проблематики романа;

б) система образов;

в) психологизм Флобера, приемы раскрытия внутреннего мира героев;

г) композиция произведения;

д) литературная техника Флобера в романе.

Литература

Валери П.Искушение (святого) Флобера //Валери П. Об искусстве. М., 1993, с. 391-398

Набоков В. Лекции по зарубежной литературе. – М., 1998

Реизов Б.Г. Творчество Флобера. – М., 1955

Реизов Б.Г. Французский роман 19 в. – М., 1977

Сент-Бев Ш. «Госпожа Бовари» Гюстава Флобера // Сент-Бев. Литературные портреты. М., 1970, с. 448-465

Флобер Г. О литературе, искусстве, писательском труде. Письма. Статьи. В 2 т. М., 1984

Франс А. Гюстав Флобер // Франс А. Собр. Соч. в 8 т. М., 1960. Т.8, с. 92-100

Занятие № 8. Английский реализм

Тексты:

1. У. Теккерей «Ярмарка тщеславия»

2. Ч. Диккенс «Рождественские рассказы» (1 рассказ)

Вопросы:

1. Общая характеристика творчества Диккенса. Эволюция творческого метода.

2. Нравственный смысл «Рождественских рассказов» Диккенса.

3. Метод создания образа у Диккенса и роль лейтмотива.

4. Юмор, гротеск и символика в «Рождественских рассказах».

5. Эстетика Теккерея. Спор Диккенса и Теккерея о правдивости в искусстве.

6. Роман У.М. Теккерея «Ярмарка тщеславия»:

а) название романа, его связь с темой и идеей произведения;

б) композиционные особенности, место авторских отступлений в романе;

в) система персонажей; смысл подзаголовка романа;

г) функции иронии и сатиры в романе;

д) особенности повествовательной формы; роль образа Кукольника.

Литература

Гениева Е.Ю. Диккенс // История всемирной литературы. Т.1 М., 1989

Ивашева В.В. Английский реалистический роман 19 в. в его современном звучании. – М., 1987

Ивашева В.В. Теккерей-сатирик. – М., 1958

Катарский И.М. Диккенс в России. М., 1966

Катарский И.М. Диккенс. – М., 1960

Михальская Н.П. Ч. Диккенс. – М., 1959

Набоков В. Лекции по зарубежной литературе. – М., 1998

У.М. Теккерей: Творчество. Воспоминания. Библиографические разыскания. М., 1989

Уилсон Э. Мир Чарльза Диккенса. М., 1975

Честертон Г.К. Чарльз Диккенс. М., 1982

Наши рекомендации