Вопрос 26. Основ. этапы развития америк. романтизма (ром-м). Поэма Лонгфелло «Песнь о Гайавате»
Хронолог-е рамки америк.ром-ма отличаются от Европ.ром-ма. Ром-кое направл-е в лит-ре США слож-сь в 20-30гг.19в. и господств-ло до окончания Гражданской войны м\у Севером и Югом (1861-1865). Долгое сущест-е ром-кого метода в лит-ре США – из-за особен-й истории америк. об-ва. Важн-й ее фактор – продвиж-е америк.нации с востока(высадились «отцы-основатели») на запад(побережье Тих.океана). В ходе колонизации (длилась ≈ 3века), в Америке сущ-вал фронтир-америк.явление(подвижная граница м\у цивилизацией белых поселенцев и остальным материком). За линией фронтира лежали свободные земли-нетронутая природа, горы, леса, населенные индейцами. Общ-во фронтира до кон.19в. сохраняло черты докапиталистич.уклада, задерживало капиталистич.проявл-я в Америке. Формир-е пролетариата затруд-сь – вело к отсталости рабоч.движ-я. Общест-е противоречия формир-ли реалистич.направ-е в лит-ре США (после Гражд.войны). 3 этапа амер.ром-ма:
1. Ранний ром-зм (1820-30гг.) – предшественник-предром-м, развив-ся в просветит-ой лит-ре. Писатели – Ирвинг, Купер, Кеннеди =>америк.лит-ра получила международ.признание. Взаимодей-е америк. и европ. ром-ма. Поиск национ-х худож.традиций. Осн.темы и проблематика – война за независимость, освоение континента, жизнь индейцев. Оптимистич-е тона – радость из-за Войны за независ-ть, перспективы перед молодой республикой. Тесная преемств-я связь с идеологией Просвещ-я, кот. в идейном плане подготовило револ-ю. Зреют критич-е тенденции, кот. явл. негавит-й реакцией на укрепление капитализма во всех сферах жизни США. Надлюд-ся искажение высоких идеалов, провозглаш-х республ-й, ищут альтерн-ву буржуаз.укладу и находят ее в романтич-м идеализир-й жизни америк.Запада, в героике Войны за независимость, свободной морской стихии («морские» романы Купера), патриархал-м Прош-м страны, в богатой Европ.истории.
2. Зрелый ром-зм (1840-50гг) – Э.По, Мелвилл, Лонгфелло, Симс, Торо. Недовольство ходом развития страны, т.к. сохран-ся рабство на Юге, на Западе-уничтожение индейцев, кризис республики, утрата доверии к коррумпир-му правит-ву, внешн-е и внутр-е политич-е конфл-ты. Увилич-ся разрыв м\у действ-ю и романт-м идеалом. Преоблад-т трагич-е тона, ощущение несоверш-во мира и ч-ка, трагизм челов-го бытия. Появл. герой с раздвоенной психикой. Исслед-е универс-х проблем мира и ч-ка. Вопросы о сущности ч-ка, об отнош-х ч-ка и пророды, о нравств-м совершен-нии.
3. Поздний ро-зм (60е гг.) – кризисные явления. Ром-зм как метод не может отраз-ть новую реал-ть. Размежив-е внутри ром-ма, из-за Гражд.войны. 2 лагеря:
Ø лит-ра аболиционизма- протест против рабства с этич., общегуманистич. позиций. (Лонгфелло, Торо)
Ø лит-ра Юга-идеализ-т «южное рыцарство», на защите реакционного уклада жизни.
«Песнь о Гайавате»(1855)=>источник поэмы-древние предания индейских племен сев-вост. Америки, этнограф-е труды об культуре и быте. Лонг-ло стрем-ся к полной историч.точности, включая в произв-е сцены и образы, ьлизкие к Европ.героич.эпосам. Поэма откр-ся лирич.вступл-м, где ч\з инд-е имена и назв-я автор созд-т атмосферу. 1гл.-верх-ое божество Владыка Жизни вызыв-т всех вождей на совет, укоряет за раздоры, призывает к миру, возвещает приход Пророка. Расск-ся о жизни романт-го героя-Гайаваты: рожд-е, детство, юность, женитьба на красавице Минегаге, трудовой и культур-й деят-ти на благо народов. Гай-та был готов в такой жизни, он победил своего отца(месть за раннюю смерть матери), но самый трудный поединок -с чудовищем, с царем рыб Мише-Намой, дерзким, хитрым Пок-Кивисом, злым волшеб-ом-Духом Богатства. Г-та труженик и умелец, много сделал своими руками (построил пирогу, научил индейцев сеять, собирать хлеб, охотиться, ловить рыбу, делать ножи). Он научил людей необход-м ремеслам, привил любовь к песням, пляске, научил писать, рисовать, врачевать. Глав.задача – убедить людей жить разумно и мирно. Природа в поэме одушевл-я, очеловеч-я(традиции народ.эпоса). Челов-ми чертами наделены звери, птицы, природ.явления, в образах людей воплощ-ы фантастич-е представл-я о добрых и злых силах. Герой поэмы свободно и естеств-но живут в мире природы, ощущая свое родство с ней.
Спорен финал поэмы. Приход «бледнолицых» в страну индейцев, кот. учат их Христовой вере. Они несут радость и счастье, знание, они-посланники Владыки Жизни, приемники Г-ты. Но Г-та предсказ-т несчастье своему народу: гибнут индейские племена. Он Лонг-ло не гов-т какую роль сыграет «бледн-ый» в уничтож-и племен. Конец поэмы-Г-та удал-ся «в царство мертвых». Завещ-т забот-ся о белых «гостях». Национ.хар-р-поэмы в показе цельности картины вселенной, этич.предсавл-я инд-в, метафоризм их мышл-я и речи. Яркость и богат-во языка инд-в проявл-ся в красоч-х опис=х, сравнен-х.