Вопрос 3 Общая характеристика творчества Новалиса. Проблема романтического идеала в романе «Генрих фон Офтердингер».

Новалис (Фридрих фон Харденберг) (1772-1801) явл-ся наиб. хар-м выразит-м эстетико-филос-й сис-мы иенских ром-в. Разочар-е в ВФБР=»идеализ-я институтов отжившего феод-го строя, с кот. он связывает свое представ-е о соверш-м общ-м устройстве. Эти идеи и развив-ся в публиц-х работах - фрагментах «Вера и любовь» (1798) и статье «Христ-во и Европа» (1799).

В утвержд-е принципа субъект-зма мечтал о свободе, соверш-ой силе чел-го духа=» весь внеш-й мир будет соответ-ть воле ч-ка. Заменяя фихтевское абсолют-е (фил-е) «Я» на эмпирич-е «Я» конкрет-й личности, Новалис в духе фихтевского субъект-зма развив-т свою теорию «магич-го идеализма». Это выражение веры в безгранич-е творч-е потенции отд-й личности. При этом он выдвиг-т понятие «романтизация мира» - совмещ-е реального с идеальным, возвыш-е обыд-го до трансцендентального.

Эстетика - смысл поэзии в пророчестве, абсолют-т ис-во, выводя его за рамки рацион-го. Суть ром-й поэтики в «ис-ве опред-м образом достигать привлекат-ти, делать предмет таинственным и в то же время знакомым и заманчм». Допуск-т возмож-ть поэзии, лишен-й сод-я, стихов, состоящих только из красивыхоты слов, но без всякого смысла. «Роман не должен иметь никакой цели, он абсолютен в своей самоцен-ти». Дух поэзии м. б. воплощен лишь в сказочно чудесном. Весь реальный мир он идентифиц-т со сказкой.

Поэт является цент-ой фигурой мироздания, ему доступны тайны сущего. Он – избр-я личность, наделен-я даром провидения и огром-й мудростью.Поэт и жрец совмещаются для Новалиса в одном лице. Все эти идеи содержаться в фрагментах Новалиса «Цветочная пыль».

Поэт-й цикл «Гимны к ночи» (1800). Проникнут-я оптимизмом концепция бытия и смерти. Филос-е осмысление проблемы жизни и смерти имеет опред-ю религиоз-церков-ю окраску. Цикл пронизан томлением по ночи-смерти. Автор тяготится земным сущ-м, стремится к единен-ю со своей возлюб-й. Антитеза дня и ночи, жизни и смерти – не отриц-е бытия земного, а стремление утвер-ть беспред-ть сущ-я ч-ка.

Основные эстетические идеи Новалис воплотил в романе «Генрих фон Офтердинген» (1800; 2 часть была только начата). Ист-й прототип – миннезингер нач. 13 в. Основ-е идеи и замысел раскрыв-ся как развер-я эстетич-я утопия, смысл кот. сконцентр-н в аллегор-й сказке глав-го героя Клингсора. Эстет-ю утопию проецируется в феод-е прош-е Герм. Но Н. неидеализ-т феод-е средневек-е и не призыв-т к его рестав-ии. Герм. в романе имеет мало общего с Герм. того времени=» Задача: создать ром-ю атмосферу поэт-й полусказоч-й идиллии, кот. якобы было нем. средневек-е - «вдумчивая ром-я эпоха, таящая величие под скромным одеянием».

Построение четко продумано, имеет стройный логич-й хар-р. «Г. фон О.» явл-ся намер-й антитезой к роману Гёте «Вильгельм Мейстер». Просветит-му поним-ю задач ис-ва Н. противопост-т филос-эстетич-е принципы иенского ром-ма. Однако авторитет Гёте остался непоколеб-м в глазах Н. Воссозд-я облик Гёте в образе Клингсора, автор изображ-т послед-го как велич-го поэта. Генрих - его ученик.

Роман Н. стал классич-м пр-м ром-й лит-ры, поскольку в нем четко прозвучала идея стремления к неопред-му ром-му идеалу (символ этого идеала – «голубой цветок»). Этот символ слив-ся с идеал-й возлюб-й, кот. Генрих обретает в Матильде, затем, потеряв ее, находит вновь в ее перевоплощ-и - в Циане. Но символ «голубого цветка» имеет более широкий смысл, нежели ассоциация с возлюбленной. Идеал - это не только любовь. Это тот путь познания, ч/з кот. должен пройти герой. Возлюб-я - лишь часть этого идеала.

Вопрос 4.ТВ-ВО ГЕЛЬДЕРЛИНА, АНТИЧ-ТЬ И СОВР-ТЬ В РОМАНЕ "ГИПЕРИОН".

1770-1843.

Рано начал писать стихи. высший взлет - послед-е годы 18в.: живет во Франкфурте,ж общ-ся с Гегелем.

У него приверж-ть своеобрз-м идеям эллинистич-й утопии. Восторж-но встретил ВФР, остался ей верен. Она вызвала надежду на обновление Герм. Нач. 30х г. - торжеств-патетич-е гимны, вдохнов-е идеями ВФР. Лирика (пейзажная, любов-я, эпич-я, филос-я) отлич-ся филос-м звучанием, увлеч-е антич-ю. Пророч-я темнота, затруд-ть речи и образов. Испоьл-т возмож-ть свобод-го стиха.

Его ром-я утопия: эллинист-й идеал гармонии и красоты с отчет-м граждан-м гуманист-м акцентом. В тв-ве отраз-сь то первобыт-е ощущ-е близости ч-ка к стихиям природы, кот. было в греч. мифах. Антич-ть - образец соверш-й эстет-й гармонии, воплощ-е союза ч-ка и природы. В антич-м облике явл-ся его возлюб-я Диотима (Сюзетта Гонтар). В позд-х гимнах (ночных песнопениях) возник сплав антич-ти и христ-ва, глубокой древ-ти и соврем-ти. В гимне "Единственный" прямо обращ-ся к Христу.

"Гиперион" - роман воспитания. Гип.-юноша,к-рый участвует в освобод-й .борьбе греков за незав-ть против турков (18в.). Сначала ему свойств-а жажда деят-ти. Но потом руковод-е им повстанцы оказ-ся мародерами и разбойниками. Возлюбяя Диотима (а у них было родство душ, что важно) умерла. Жизнь теряет смысл, он уедин-ся, живет на лоне природы (типичное для р-ма уедин-е).

Роман - письма Г. к немец. другу Беллармину. Размышляя на развалинах древ-х Афин об Элладе и ее славе, Г. с друзьями мечтает об общ-ве без гос-ва, о вольной жизни в союзе с природой. Гос-во - жесткая скорлупа, облекающая зерно жизни. Исток филос-и для них - поэзия, высш-я форма познания - красота.

Эта лучезар-я утопия резко противоп-на убожеству и косности Герм. Изобр-я путешест-е героя в Герм., автор дает волю своему граждан-у негодов-ю. Немцы в романе: варвары, не способны ни к какому божеств-у чувству, враждебны любому прояв-ю духов-ти. Пафос вольнолюбия и гражд-го гнева.

Наши рекомендации