Одиннадцатое условие. И Мудрость, дающая силу помогать, и Воля, направляющая Мудрость, и Любовь, вдохновляющая Волю, - вот главные качества стремящегося к духовному развитию.

Таковы в общем виде правила для желающих вступить на Путь духовного развития, данные в «Книге Золотых Правил» и «Голосе Безмолвия» Е. П. Блаватской, в «Свете на Пути» (перевод Е. Ф. Писаревой), «Великом Серединном Пути Будды» в изложении Ч. Ледбитера, «У ног Учителя» Алкиона, в 14 книгах «Живой Этики».

Правила эти, конечно же, общечеловеческие, но они должны быть адаптированы к европейскому уму и способу развития. Монотеизм Запада изгнал всё духовное за пределы видимого, умертвил природу стихий и обездушил материю. Восток, следуя политеизму, не принимает идею прогресса, а Запад - идею гармонии. Для эволюции необходим синтез гармонической мудрости Востока и технократии Запада, синтез моно- и политеизма.

Пассивность восточного миросозерцания и невмешательство в волю другого человека должны быть скорректированы высокой активностью европейского ума, то есть развитого до крайности интеллекта. С другой стороны, активнейший элемент физического ума, не одухотворённый высшей этикой, не обузданный знанием высших вечных категорий, ведёт к разрушению внутреннего храма в человеке, к циничной распущенности, уничтожению духовных наработок предыдущих поколений, как это случилось с нашим великим русским литературным, философским, зодческим, ремесленническим и другим наследием, которое было разрушено за этот век (см. журнал «Наш современник» и газету «Литературная Россия» за 1990-1992 годы).

Дисциплина, чувство долга и обязательность, милосердие и сострадание - основные черты характера, нужные для реализации личности. Кроме того, необходимо знать астрологическую привязку ребёнка и принадлежность его к определённым стихиям. Две трети детей подвержены влиянию двух стихий и только треть - одной стихии. Это позволяет выявить, какой стихийный дух - элементал (может быть, два) руководит ребёнком до семи лет, а потом уходит. При стихии земли это - Гном, при стихии воды - Ундин, огня - Саламандр, воздуха - Сильф и их соответствующие комбинации. До семи лет следует воспитывать ребёнка с учётом его элементала. Если стихии ребёнка и родителей не совпадают, то родители должны быть терпимы и мудры и знать, что особенно тяжело детям, подверженным двум стихиям.

В наших условиях подавляющее большинство родителей озабочены больше всего тем, как накормить и одеть дитя, а остальное, мол, сделают школа, общество и так далее. Не сделают, поэтому не устраняйтесь от духовного воспитания своих детей. Кстати, о еде. Употребление яично-рыбно-мясной пищи создаёт вокруг человека непроницаемый для оккультных знаний панцирь, растворить который можно только при трёхлетней чистке (судите сами о результативности систем, которые не исключают употребления животной пищи и алкоголя).

Ещё один оккультный момент в воспитании детей - сочетание Лучей ребёнка и родителей. Если семья в одном Луче, то есть надежда, что они из одной кармической группы. Если нет, то родителям надо прорабатывать подлуч, соответствующий Лучу ребёнка на своём Луче. Работая над собой, родители адаптируют себя к сущности, данной им Космосом для ведения её в этой жизни. Надо уметь учиться у детей, а не только учить их, внимательно и мудро всматриваться в ребёнка, стараться понять, какие задатки он принёс из прошлых жизней, помочь ему развить и приложить их в этой жизни. Большинство бед на земле - от невежества, от непонимания творческой эволюционной программы. Наше невежество калечит целые волны идущих следом поколений. Это одна из причин самых серьёзных бед на земле, кроме постоянных кармических нарушений.

Изложенное выше не есть предел развития человеческих возможностей. Ортодоксальные религии обещают или вечные муки, или вечное блаженство лишь за одну кратковременную жизнь на земле. Ш. Ауробиндо по этому поводу писал: «Говорить, что человек отправляется в «вечный ад» - жестокая нелепость. Душа, которая есть чистый свет, не может стать пленником низших вибраций... если мы настаиваем на том, что человеку дана лишь одна жизнь, то это ведёт к абсурду... это оскорбляет и ум, и душу, и этическое чувство, и духовную интуицию». Восточная философия рассматривает эволюцию человечества в связи с общей задачей Космоса и считает, что каждый человек, устремившийся к духовному развитию и успешно продвигающийся по этому пути в каждом воплощении, наконец, достигает такой высоты духовности, на которой ему последовательно раскрывают тайны эволюционного плана и показывают место человека в далёком будущем, которое он может занять в цепи Иерархии Творческих Сил Света, достигнув сначала уровня Учителя Мудрости, став Братом Сострадания, умеющим пользоваться законами разумно и с любовью. Достигнув этого уровня, сущность может сознательно вступить на один из семи путей Посвящения, которые ведут к Богочеловеческому всезнанию. Это очень и очень далёкие для нас горизонты. Но когда-то надо начинать, и лучше начинать сразу, как только узнаешь о них. Ниже перечислены Пути, на которых смогут реализовать себя сущности, достигнувшие уровня Пятого Посвящения. Что значит смогут реализовать? Это значит, что по закону Гармонии и великому закону притяжения выбор будет зависеть от наших вибраций, от цвета и тона наших излучений. Всё основано на законе соответствия.

1. Путь служения земле.Это Путь человека к Иерархии, давшей обет служить и помогать эволюции нашей планеты. На этом Пути находятся те, кто работают под управлением Владыки Мира, - наши Учителя Мудрости. Они разделены на семь групп, их столько, скольким разрешено идти по этому Пути лишь для удовлетворительного развития планетной эволюции. Когда люди нашей планеты смогут установить контакт с Братством Человечества, ознакомиться с Их деятельностью и методами, эти знания станут доступными. Сейчас они чуть-чуть приоткрыты для изучения наиболее продвинутыми людьми.

2. Путь магнетической работы. На этот Путь вступают те, Кто управляет силами электрического магнетизма, - Великие Сущности. Они управляют стихийной энергией любой вибрации на всех планах. Они умеют обращаться с идейными притоками и течениями общественного мнения, начиная от астрального плана и выше. На этот путь становятся многие сущности с Пятого Луча, Луча Конкретного Знания, Монадического Луча. Монады этого Луча работают с Фохатом до конца Манвантары. Их конечное место - на космическом ментальном плане (пятый план). Это план Высших Планетных Духов. Это то самое, что остаётся вечным и бессмертным даже в Великих Пралайях, когда ничто не бывает свидетелем великой Ночи Брамы.

3. Путь приготовления условий работы для Семи Планетных Логосов в следующей Манвантаре. На этот Путь Чохан Луча подбирает людей, прошедших шестое посвящение и умеющих работать с духами на субъективном плане с помощью вибраций цвета и звука. Эти будущие Планетные Логосы есть божественные психологи, поэтому и на земном плане подготовка идёт через постижение именно этого знания. Сейчас таковые тоже имеются на всех семи глобусах нашей земной цепи миров, но в будущей Манвантаре они продвинутся на более высокий план, а их места займут успешно эволюционирующие сущности из нашего человечества.

4. Путь к Сириусу. О нём мало что известно. Сказано только, что по нему пойдёт большое количество освобождённых людей, что возможности его велики ичто в тайне Солнца Сириуса кроются закономерности и нашей космической эволюции. Через Сириус, Сатурн и далее - через Вишутху Логоса передаётся энергия для саморазвития человечества и человека.

5. Путь Лучей. Сказано, что этот Путь ведёт человека к Лучам синтеза и что он очень сложный, так как требуются способности к сложнейшей математике и небесной механике в многомерности, трудно воспринимаемой нашими трёхмерными мозгами. Вначале предполагается работа на вибрациях своего Луча, потом переход на планету соответствующего Луча, далее - преодоление вибраций в нашей системе. Затем переход на космическую систему после оставления своего Луча и перехода на космический Луч.

Следующие два Пути, 6-й и 7-й, полностью выводят из системы. На эти пути сыны человечества земной эволюции вступают крайне редко. На них находится сам Логос.

В этой книге лишь в первом приближении намечена та область, в которой готовая к духовному росту сущность может начать искать способ реализовать себя. Надо постоянно работать над собой, чтобы понять правильно изложенные оккультные истины и научиться распознаванию, следует помнить также о том, что мы - творение мысли.

«Уберегитесь от дурных мыслей. Они обратятся на вас и осядут на плечи ваши как омерзительная проказа. Но добрые мысли вознесутся ввысь и вас вознесут. Нужно знать, насколько человек носит в себе и свет целебный, и мрак смертный» («Надземное»).

Одиннадцатое условие. И Мудрость, дающая силу помогать, и Воля, направляющая Мудрость, и Любовь, вдохновляющая Волю, - вот главные качества стремящегося к духовному развитию. - student2.ru

Ключ к диаграмме Солнечной и Планетарной Иерархий

СОЛНЕЧНАЯ ИЕРАРХИЯ

Солнечный Логос

Солнечная Троица или Логосы

I Отец . . . . Воля

II Сын . . . . Любовь-Мудрость

III Святой дух . . . Активное Познание

Семь Лучей

Три Луча Аспекта

Четыре Луча Атрибута

I. Воля или Могущество II. Любовь-Мудрость

III. Активное Познание

4. Гармония или Красота 6. Преданность или Идеализм

5. Конкретное знание 7. Церемониальная Магия

ПЛАНЕТАРНАЯ ИЕРАРХИЯ

С. Санат Кумара, Господь Мира

(Предвечный Единый Посвятитель)

Три Кумары

(Будды Действия)

1 2 3

Отражения трёх главных и четырёх меньших Лучей

Главы Трёх Отделов

I. Аспект Воли Аспект Любви-Мудрости

А. Ману Б. Бодхисаттва

(Христос Мировой Учитель)

б. Учитель Юпитер б. Европейский Учитель

в. Учитель М. в. Учитель К.Х.

г. Учитель Д.К.

III. Аспект Ума

В. Махачохан 5. Учитель Илларион

(Господь Цивилизации)

в. Учитель Венецианский 6. Учитель Иисус

4. Учитель Серапис 7. Учитель Р.

Четыре ступени посвящённых

Разные ступени учеников Люди на Пути испытаний

Обыкновенное человечество всех степеней

ЧАСТЬ 2

Продолжение цикла лекций, углубляющих метафизические представления архаической восточной философии по эволюции миров.

ПОСВЯЩЕНИЕ И ПОСВЯЩЁННЫЕ

Люди - смертные Боги, а Боги - бессмертные люди. Учение Гермеса.

Истина едина и неизменна, как сам Бог. И откровение в мировой истории, во всём многообразии, исходит из одного центрального источника. Книга Дзиан - материализация этого источника на земле, оставленная пятой арийской расе. В этой книге показана символически эволюция арийской расы. Е. П. Блаватская пишет: "Прочтите священные книги ... подумайте о прочитанном. Тогда вы увидите, что брамины, египетские иерофанты и халдейские маги много тысячелетий назад учили, что боги (в своих прошлых жизнях) были тоже смертные, пока они не добились бессмертия, принеся свою кровь высшему Богу. ... Сказано: "Жертвою достигли боги неба".

Вначале кратко остановимся на двух, непривычных для нас, понятиях: на истории о Великих Посвящённых и на мистериях в посвящение, используя труды Е. П. Блаватской "Тайную Доктрину" и "Разоблачённую Изиду"; книгу Э. Шюре "Великие Посвящённые" и некоторые другие малоизвестные источники теософской литературы.

Е. П. Блаватская пишет: "Посвящённых, которые приобрели духовные силы и трансцендентальные познания, можно проследить с начала нашего века назад до Четвёртой Коренной Расы". Но наука и религия искажают и саму Истину, и сведения о посвящённых. Первая вычеркивает мифический элемент, как не заслуживающий научного внимания. Вторая настаивает на историчности библейских событий. Ту и другую сторону поддерживают сильные партии, не допускающие возражений против их догм и заблуждений". Но в нашем веке появилась возможность докопаться до истины по первоисточникам.

Книга Э. Шюре, по мнению самого автора, имеет своей целью проникнуть в Храм вечных Идей, дабы вооружиться в его святилищах древними Основами и с их помощью утвердить Истину уже со всею силою и без страха. Э. Шюре прослеживает посвящённых арийского цикла, начиная с первого гения арийской расы, Рама, с которым говорил живой Бог, затем идут Кришна, Гермес, Моисей, Орфей, Пифагор, Платон, Иисус.

В нашем обзоре мы представим лишь Владыку Будду, Моисея, Адепта Иисуса и некоторых Адептов раннего христианства.

В древней литературе посвящённый определён как человек, который победил себя и стал пророком и ясновидящим. О мистериях в посвящение сказано, что они предусматривают нераздельность воспитания тела, души и духа (в отличие от медицины, исключающей и душу, и дух). Посвящение поднимает человека на недосягаемую высоту духа путём переплавления физического, нравственного и умственного при постоянном упражнении воли, интуиции и разума. Посвящение будит спящие способности души, помогает войти в контакт с силами природы, и человек получает божественную свободу уже на земле. Посвящение есть творческое созидание души её собственными усилиями, её раскрытие на высшем космическом плане и расцвет в высших условиях бытия.

Посвящение значительно выше простого научного обучения. В "Тайной Доктрине" сказано, что претендент на посвящение должен был пройти через преисподню, среди терний, в состоянии страдающей жертвы. Сложность всего этого превышает представления среднего ума. Человеку предстояло достигнуть трёх совершенств: истины в разуме, праведности в душе, чистоты в теле. Начинать следует с тела, так как телесные излишества загрязняют астральное тело, проводник духа, и тем вредят самому духу. Необходимы мужество, способность к самоотречению, преданность истине, чтобы достигнуть праведности и победить навсегда низшую природу, а интеллект обратить к мудрости, способной различать добро и зло и видеть Бога и в мировом целом, и в самых малых сущностях, чтобы раскрыть потаённые чувства души и сделать творческой волю.

В нашем веке подобную систему самосовершенствования рекомендует Ш. Ауробиндо; в его системе сконцентрированы способы древних испытаний перед посвящением. Самые древние, известные миру мистерии восходят к мистериям, происходившим в храмах древней Индии и Египта (храм Аммона-Ра), выросшие из доведических религиозных ритуалов, теряющихся в первоначальной мудрости. Позднее из Брамана - ведических ритуалов выросли греческие мистерии посвящения.

Все великие посвящённые в совершенстве владели первичными свойствами Акаша, умели управлять Фохатом, разумной электрической силой, и применять её с благой целью, не мешающей, а помогающей эволюции.

Владение и управление первичными свойствами Акаша и Фохатом есть одно из основных условий приближения человека к богочеловеку. В истории великих посвящённых подчёркивается, как легко они могли творить чудеса. Они умели выгонять из храмов чёрных жрецов их ненасытных чёрных змей, что питались телами военнопленных, умели уйти невредимыми из лагеря врага, наслать огненный град на армию противника, как сделал это Рама с армией чёрного мага Равана, построить с помощью оккультных сил мосты для своей армии и так далее. С помощью этих сил Моисей творил все чудеса библейские в годы перехода евреев через пустыню. С легкостью и в совершенстве владел он всеми свойствами Акаша и легко управлял пространственными огнями, Фохатом, разумной электрической силой. В учении Будды даны способы развития в человеке скрытых сил. Но Владыка Будда был против подобного выявления сил, был против чудес, ибо они ведут к смущению умов, а главное - создают тяжёлую атмосферу духами стихий, насильственно потревоженными. Адепт Иисус пользовался чудесами, дающими человеку власть над другими. Широко пользовались чудесами адепты раннего периода христианства - Симон Маг, Аполлоний Тианский; Сведенборг, Сен-Жермен и другие (уже в средние века).

Общими вершинами для всех духовных учений посвящённых является Бог, Истина, Красота и Добро, которых можно достичь лишь путём любви и жертвы и посредством света солнечных богов. И эти основные положения являются общими для учений древнейших посвящённых: Рамы и Гермеса, мистерий орфиков и книги "Начал" Моисея и учения Кришны.

Но ближе к новой эре способ передачи Единой Истины несколько изменился. Уже VII-VI вв. до н.э. великие реформаторы угадали падение религиозной ритуальности храмов и пытались дать человечеству начала научной религии, найти пути распространения эзотерических знаний среди масс. И такими были Пифагор на Западе и Готама Будда в Индии.

Пифагорийскую эзотерическую науку позднее, со всей строгостью, передал Платон, затем - Александрийская школа. Космогония Готамы Будды была продолжена Шанкарачарьей и Дзон-Кха-Па.

В "Эзотерическом Христианстве" А. Безант пишет: "Солнечный миф есть повесть, представляющая, во-первых - жизнь Того, кто есть воплощение Логоса, или же жизнь одного из Его Посланников". Эти Посланники, как свидетельствует Восточная религиозная философия, приходят в мир тогда, когда человечество впадает в материализм и нравственную деградацию. И тогда Верховный Дух, "Посланец Высочайшего", воплощается путём соединения материи, души и Венца, и рождается спаситель для возвращения человечества на путь истины и добродетели.

Ранняя христианская церковь вся пропитана азиатской философией и обратила второе пришествие в догмат веры, который следует из доктрины периодических воплощений спасителей, как Кришна, Шакья-Муни, Иисус. Они приходили в разные века и передали три религии миру. Все три религии со временем были фальсифицированы до неузнаваемости, особенно христианство.

Эпоха Кришны по вычислениям браминов была около семи тысяч лет тому назад, Будды - около 2700 лет, Иисуса из Назарета - около 2000 лет.

В жизни и делах этих спасителей много общих черт. Так Кришна происходит из царской семьи, но воспитан пастухами, его называют Богом Пастухов, а рождение его держится в тайне от царя Кансы. Готама Будда, сын царя, его первые ученики - пастухи и нищие. По одной из легенд Иисус также из царского рода Давида. При его рождении ему поклоняются пастухи и называют его "Пастырь Добрый".

Кришна воплощение Вишну, второе лицо Тримурти (Троицы). Будда по некоторым источникам также воплощение Вишну, по другим - одного из Будд и даже Ади Будды, Высочайшей Мудрости. Иисус воплощение Святого Духа, тогда второго лица Троицы, теперь - третьего, отправился в Матхуру или Материю, в Египет, и там сотворил первые свои чудеса.

Кришну преследует Канса, тиран Мадуры, но он чудесным образом спасается. Надеясь уничтожить ребёнка, царь приказал казнить тысячи младенцев мальчиков. Также и Иисуса преследует Ирод, царь Иудеи, но он, под водительством ангела, убегает в Египет. По приказу Ирода было убито около 40000 младенцев мальчиков. Буддийские легенды свободны от этого плагиоризма, но католическая легенда, сделавшая из Готамы Св. Иосафата, представляет его отца, царя Капилавасту, казнящим невинных юных христиан (!!).

Считается, что матерью Кришны была Деваки или Деванагуи, беспорочная дева (но родившая восьмерых детей до рождения Кришны). Матерью Будды была Майя или Майядэва: замужняя женщина и всё же беспорочная дева. Матерью Иисуса была Мария или Мариам, замужняя женщина и всё же беспорочная дева; имела несколько детей кроме Иисуса.

Кришна с рождения наделен красотой, всезнанием, всемогуществом, творит чудеса, исцеляет, изгоняет бесов, моет ноги браминам, спускается в ад, освобождает мёртвых и возвращается в Вайконтха - в рай Вишну. Кришна был сам бог Вишну в человеческой форме, Будда наделен теми же силами и качествами и творит подобные чудеса, проводит жизнь с нищими. В Готаме Будде в отличие от других Аватаров, заключался целый дух Будды, а не часть божественности. Иисус тоже изгоняет бесов, лечит и исцеляет и проводит жизнь с грешниками и мытарями; моет ноги своим ученикам, умирает, спускается в ад и поднимается на небо после освобождения мёртвых.

Кришна творит мальчиков из телят; раздавливает голову змея. Готама раздавливает голову змея, то есть отменяет поклонение Нагам, как фетишизм; но делает из Змея эмблему божественной мудрости. Иисус в первоначальном откровении тоже раздавил голову Змея, тоже превращает мальчиков в козлят и обратно.

Кришна обвиняет духовенство в честолюбии и лицемерии, разглашает великие тайны о единстве Бога и бессмертии духа. Существуют достоверные предания, что он умер на кресте (древе), пригвожденный к нему стрелой. Будда отменяет идолопоклонство, разглашает Тайны Единства Бога и Нирваны, истинное значение которой было известно лишь жрецам. Преследуемый и гонимый из страны, он избегает смерти тем, что собирает вокруг себя сотни тысяч верующих в то, что он - Будда. Умирает окружённый учениками во главе с Анандой, любимым учеником и двоюродным братом. Будда никогда не был распят, он изображён во многих храмах сидящим под крестообразным деревом, "Древом Жизни", или он сидит на Наге, Радже Змиев, с крестом на груди. Иисус восстаёт против старого еврейского Закона, разоблачая нетерпимость догматизма и лицемерия книжников, фарисеев и синагоги. Нарушает Субботу и бросает вызов закону. Евреи обвиняют его в разглашении тайн Святилища. Предан смерти на кресте (Древе). Из горсточки учеников один предаёт его, один отрекается от него и другие тоже покидают его, кроме Иоанна, которого он любил.

Все три спасителя - Иисус, Кришна и Будда - умирают или на, или под древом, и связаны с крестом, который символизирует тройственные силы творения.

Кришна возносится в Сваргу и становится Ниргуна. Будда возносится в Нирвану. Иисус возносится в рай.

Между буддийскими и христианскими догмами веры и церемониями пятьдесят один пункт сходства и четыре - резкого различия.

1. Буддисты считают, что всё, противоречащее здравому смыслу, не может быть истинным учением Будды. Христиане же примут любой вздор, если он провозглашён церковью как дело веры.

2. Буддисты не обожествляют матери Шакья-Муни, хотя уважают её как святую, подобную подвижникам, женщину, избранную быть его матерью вследствие её великих добродетелей. Христиане обожествляют мать Иисуса, посылают к ней молитвы о помощи и заступничестве. Поклонение св. Деве ослабило поклонение Христу и совсем отбросило поклонение Всевышнему.

3. У буддистов нет святых таинств. У христиан семеро таинств.

4. Буддисты не верят в прощение грехов без соответствующего наказания за каждое содеянное зло и пропорциональное вознаграждение пострадавшим сторонам. Христианам обещано, что если только они верят в "Драгоценную кровь Христа", эта кровь, пролитая Им для искупления грехов человечества (читай христиан), искупит каждый смертный грех.

Несколько слов о причинах и необходимости новых духовных учений, которые на каждой эволюционной фазе даются в свои сроки.

Теософы пишут, что необходима преемственность, а не исключение предыдущей системы, ибо в целом духовные учения представляют один поток огней пространства и его применение в те или иные сроки должно быть оптимальным для выполнения космических задач в эти сроки. И для такого отношения к религиозно - философским системам необходимы знания, чтобы избежать традиционного отрицания предыдущих учений новыми служителями. Вы уже знаете, что начиная с прошлого века даётся новое научно-религиозно-философское учение, поскольку уже настали сроки для синтеза, и учение должно помочь "озарению изнутри" каждому ищущему. И оно "не даётся за деньги, не навязывается, но знаменует Новую Эпоху ... неприятие или отрицание есть дело ваше, но оповещение неизбежно", говорит нам "Агни Йога". Необходимость нового духовного учения великолепно объяснена теософами прошлого и начала нашего века. Так, А. Безант в "Эзотерическом Христианстве" пишет: "Посмотрите кругом и вы увидите, что Запад страдает от последствий утерянной духовности; утратив свои мистические и эзотерические учения, Христианство утратило свою власть над множеством образованных людей... Очевидно для всех, изучавших настроения второй половины XIX столетия, что многие вдумчивые и нравственные люди ушли из церкви потому, что её учения противоречили их разуму и не удовлетворяли их нравственного чувства. Невозможно допустить, чтобы вся ... волна безверия возникла только от недостатка нравственности или из-за всеобщей извращенности современных людей. Каждый, внимательно изучавший это явление согласится, что люди с сильным умом были отторгнуты от христианства ... первобытностью религиозных идей, предлагаемых церковью, ... противоречиями авторитетных писаний и такими взглядами на Бога, человека и Вселенную, которые неприемлемы для развитого интеллекта ... нельзя объяснить и нравственным падением возмущение против церковных догматов. Возмутившиеся не были людьми недостойными своей религии: наоборот, религия не была достаточно высока для них. Возмущение против ходячего Христианства было вызвано ростом совести; и совесть, и интеллект одинаково восстали против учений, унизительных как для Бога, так и для человека, представляющих Бога тираном, а человека - по самой своей природе - злым и могущим спастись только путём рабской покорности.

Отпадение многих образованных людей от церкви объясняется постепенным понижением Христианства до уровня примитивизма, доступного для наиболее неразвитых людей... И протестантские богословы провозглашали главное достоинство Евангелия в том, что его поймет и ребёнок, и человек, не получивший никакого образования". Но нельзя же религиозные учения читать только бедными и ограниченными, не превышающими уровень понятий неразвитых и тёмных людей. А что делать развитым людям, к тому же, не лицемерам и не ханжам, и не трусам пред всенаказующей волей божией?! Такие люди покидают церковь уже не первый век и ищут подпитки своего религиозного сознания в древних мистических учениях Востока. И даже сама А. Безант смогла написать "Эзотерическое Христианство" и глубоко проникнуть в него лишь благодаря знанию теософской литературы, теософскому образованию.

Новое учение должно (и учитывает) новые достижения науки, и незачем религии, любой религии, не только христианской, держаться за догмы старых понятий, догмы, возникшие из непонятных аллегорий. Настало время разбираться в истине, а не следовать мёртвой догме. Подлинная теософская литература и призвана помочь ищущему истину, а не утверждающему догму. Вот если бы власть имущие в нашей стране уже в начале века поинтересовались теософскими проработками, то не насадили бы бездушного атеизма.

ВЛАДЫКА БУДДА И БУДДИЗМ

Будда сказал царю Прасену Джиту: "Великий царь. Я не учу своих учеников закону, говоря им: "Идите вы, святые, и совершайте посредством ваших сверхъестественных сил ... чудеса большие ..." Я говорю им: "Живите вы, святые, скрывая ваши добрые дела и обнажая ваши грехи". "Тайная Доктрина", т.III.

Э. Шюре отмечает, что истории известно некое феноменальное явление - синхронность появления духовных реформаторов в разных странах и у разных народов. Это свидетельствует о том, что в определённые эпохи одно и то же духовное течение таинственно прокладывает путь через всё человечество, появляясь из единого невидимого духовного центра, и на землю приходят герои и пророки. В VII-VI вв. до н.э. очередной такой поток проложил русло через все народы и дал рождение в Греции Пифагора, в Индии - Готамы Будды, позднее - Шанкарачарьи, в Китае - Лао Цзы.

Будда уже вполне историческое лицо. Его учение жизни, подобно учению Пифагора в Греции, вполне реальное, историческое явление, и было также дано в VI веке до н.э. В "Разоблачённой Изиде" сказано:

"Жизнь Будды безупречна; его постоянный героизм равен его убеждённости... Он сам совершенный образец всех тех добродетелей, которые проповедовал; его самоотречение, его милосердие, его неизменное благодушие не изменяется ни на мгновение. В 29 лет он покинул царский двор своего отца, чтобы стать монахом и нищим ... и умер на руках своих учеников с безмятежностью мудреца ... с убеждённостью, что он нашёл истину". (Сент Илер Б.)

"Реформа Будды" первоначально имела больше социальный, нежели религиозный характер, ... имела общественный и моральный кодекс, а не метафизические теории. Этот моральный кодекс является одним из самых совершенных, какие мир когда-либо знавал". (М. Макс Мюллер).

"Буддизм, освобожденный от суеверия, есть вечная Истина: стремясь к ней, мы достигаем божественной Мудрости, синонима Истины". (Ману)

Место рождения царевича Сиддхарта - город Капилаваста, предгорья Гималаев в северной Индии. Этот город был разрушен ещё при жизни Будды, но до сих пор сохранились места паломничества: рождения Будды, место его озарения (Бодхи-Кая), первой проповеди (Саанарат, около Бенареса) и место смерти (Кушангара, Непал).

О детстве царевича Сиддхарта пишет Надсон в стихотворении "Три ночи Будды". В рощах замка "Порою в зелени мелькала тень отрока. Он был высок и строен. Мягко упадала его одежда с плеч до ног. Загар намётом золотистым румянец щёк его покрыл; избыток юности и сил сквозил в сложении мускулистом. ... Один всегда он был. То он ложился под тень развесистых маслин и что-то думал, - то резвился... Порой он припадал лицом к ручью и наблюдал пытливо, как там сплетались прихотливо, на дне, усыпанном песком, растенья в мраке голубом. То вдруг на зов к нему на плечи послушно попугай слетал, и тихо ласковые речи крикливой птице он шептал, и весь дрожал и разгорался, и вновь в раздумье уходил куда-то в глушь, и там грустил или загадочно смеялся... Кто был он, - он и сам не знал. Мрак строгой тайны покрывал его существование, ... Он жил, рабами окружён, его желанья, как закон, всегда покорно исполнялись... Он жил и делал, что хотел, и только никогда не смел он стену перейти - предел его скитаний и владений. Запрета он не нарушал... Ему сказали, что совершал он чью-то волю...".

Он происходил из царского рода Шакья. Существует масса свидетельств о том, что Готама Будда был человеком, хотя и величайшим из людей. Сохранилась даже урна с пеплом от Его останков. Есть немало свидетельств, что он страдал, как человек. Уже будучи просветлённым, Он, вдали от родины, в момент нападения на неё врагов, почувствовал жесточайшую головную боль. В скорби он лёг на землю и накрылся плащем, скрывая от единственного свидетеля свою скорбь. Он страдал и физически, испытывая, например, жестокие боли в спине и другие. Но Он был совершеннейшим из людей. Он сам освободился от уз материальности и освободил других.

Отец царевича не мог смириться с тем, что его сын, наделенный красотой и всеми способностями воина, всё грустит, угрюм и тих и любит бывать один. Собрав советников, отец говорит им: "В моих садах, как лань в глуши, он бродит, и всё чего-то ждёт, и, всё томясь, ответа не находит"...

Отец созывал для увеселения своего сына танцовщиц и рабов и говорил ему: "А ты учись стрелою и конём приобретать воинственную славу: не забывай - ты призван быть царём!".

Но сын отвечал: "Прости, отец! ... Иной я полн заботой! ... Я жажду знать, кто синий свод небес в час зорь румянит позолотой? Кто создал мир, и степь и лес? И много ль звёзд рассеяно в лазури? И есть ли жизнь на дальних облаках?"

"... И он стоял, как светом озарённый, смотря туда, где догорал закат. И был глубок, как океан бездонный, его очей задумчивый агат. И мрак кудрей тяжёлою волною, прильнув к плечам, сбегал с его чела. И мнилось мне, что за его спиною горят, как жар, два огненных крыла"...

По воле отца царевич женился. Но ничто не отвлекало бездонный океан его задумчивости. Даже когда родился сын, царевич сказал только: "Появились ещё одни оковы".

И он ушёл в места постоянного пребывания отшельников, и жил их дикой жизнью, питаясь кореньями и даже пометом оленей и коров. И это продолжалось семь лет. Не раз его искали и находили, и умоляли вернуться во дворец, но ни разу он этого не сделал. А через семь лет поиска истины в условиях абсолютного аскетизма к нему пришло озарение и прозрение. И тогда он пошёл к другим отшельникам, в Саанарат, и произнёс перед ними свою первую проповедь. И с этих пор он пошёл к людям, неся им знания. Он продолжал жить на подаяния, смиренно протягивая деревянную чашу для милостыни, опустив очи. Он проповедовал своё учение в течении многих десятков лет по всей Индии, по долинам рек. Он освободился от уз материальности и стал освободителем для других, "подобно несущему в темноте светильник, чтобы имеющие глаза могли видеть".

Он боролся против изуверства каст, утверждая опытное достоверное знание и ценность труда. Он заложил основание общины; и общинники, его последователи, старались утвердить его учение в мире. Учение Будды не было оторвано от реальности, он передавал трансцендентность учения с помощью притч и примеров из жизни, с помощью раскрытия своим ученикам причин, созданных в прошлом и их уже видимых следствий в настоящим. Часто Он говорил: "Я сделаю тебе сравнение, ибо многие разумные люди поняли посредством сравнения".

Учение Готамы Будды - прежде всего учение бесстрашия и свободы, Он не признавал догматических правил и считал свободу правом каждого. Он был против слепой веры и говорил: "Я учил вас, не верьте только потому, что вы слышали, но только тогда, когда это проверено и принято вашим сознанием". Ещё Он говорил: "Недостаточно носить плащ, чтобы стать подвижником. Недостаточно быть голым, покрытым грязью, обрызганным водою, сидеть под деревом, жить в одиночестве, стоять в одном положении, морить себя голодом, повторять мантры и заплетать волосы... Какое преимущество могло бы дать вам небо? Вы должны быть победителями здесь, в этом мире. ... Почитай свою веру и не хули веру других". Также Он был против всяких ритуалов, которые только усиливают духовную слепоту. Он говорил: "Учение спасает не потому, что Будда его даёт, но потому, что оно есть освобождение". Учитель Г. Будда резко осуждал все способы мучения своего тела и изнурения и настаивал на строгой дисциплине ума; проповедовал свободу дисциплинированного человека. А свободный человек - радостен, покоен и счастлив. Главное для человека - терпение, сострадание и знание, а превыше всего в человеке - его любящее сердце.

Учение Г. Будды основывается на положениях вечной истины в эволюции всего сущего, поэтому именно буддизм больше других религиозных систем склонен к признанию эволюционных научных достижений. Учитель Будда учил, что всё происходит из Акаша, первичной субстанции, Единой Мировой Души и, просуществовав известные сроки, разлагается, возвращаясь к первоисточнику. "Ничто не может произойти из ничего, - говорил Он, - ничто органическое не вечно. Всё сущее находится в состоянии постоянного движения. ... Мир существует причиной, всё существует причиной, все существа связаны причиной". В Его учении ясно просматривается закон подчинения эволюционному принципу, направляемому законом Кармы и Реинкарнации и осуществляющемуся с помощью свободной воли человека. Мир исчезающий в своё время выявится как мир со всем его содержанием. Всё сущее Будда рассматривал как агрегаты тончайших энергий, разумно используемых человеком для саморазвития. "Ни один человек не может спасти своего близкого. Зло, содеянное человеком, пятнает лишь его самого. Человек не может очистить другого. ... Выздоровление возможно лишь посредством внутренней работы над собой".

В учении Будды даны способы развития скрытых в человеке сил. Один способ - низший, с помощью аскетизма и физических упражнений. Другой - высший, путём внутреннего развития. Силы, полученные с помощью аскетизма и упражнений, не сохраняются в последующих жизнях. Внутреннее же совершенствование осуществляется с помощью умственного развития и распознавания истины и заблуждений, с применением воли. Результаты внутреннего развития отлагаются в индивидуальности навсегда. Развиваясь этим путём, человек начинает овладевать силами и знаниями природы и может творить чудеса. Но Владыка Будда был против подобного рода выявления сил, против чудес, ибо они ведут к смущению умов,

Наши рекомендации