Вечно живущие Мудрость и Любовь Бхагавана Шри Раманы Махарши

Том I и том II

Автор оригинала на телугу Сури Нагамма Перевёл на английский Д.С. Шастри

Первое русское издание

Перевод с английского, подготовка русского издания и редакция

O. M. Mогилевера

Издатели:

В. С. РАМАНАН Президент Совета попечителей

ШРИ РАМАНАШРАМАМ Тируваннамалай, Индия

совместно с издательством “Внутренний Путь”

Санкт-Петербург 2014

ББК 87.3 Ш86

ПИСЬМА из Шри Раманашрама.Вечно живущие Муд­

Ш86 рость и Любовь Бхагавана Шри Раманы Махарши: /Сост. и пер. с англ. О. М.  Могилевера/ СПб. — Тируваннамалай: “Внутренний Путь” — Шри Раманашрам, 2014. — 640 с.

ISBN 978-5-4391-0110-8

Бхагаван Шри Рамана Махарши (1879–1950) — один из величайших духовных Учителей, который в 16 лет самопроизвольно достиг Просветления, или Само-реализации, осознания своего истинного “Я”. Он дал человечеству прямой Путь Самопознания само-исследованием: “Кто я?”. Индивидуальное “Я” (“я”) не выдерживает этого вопроса, бежит, и тогда царствует Покой и сияние Истинной природы человека — бессмертного Бытия-Сознания-Блаженства.

“Письма из Шри Раманашрама” — записи в форме писем на языке телу-гу своему брату, живущему в Мадрасе, которые последние четыре с половиной года земной жизни Учителя (ноябрь 1945 — апрель 1950) вела Сури Нагам-ма, молодая ученица Махарши. Она чувствовала непреодолимое стремление записывать всё сказанное Бхагаваном и всё произошедшее с ним. Эти письма, которые показывались ему до их почтового отправления — достоверный источник­ информации, представленный в простой и легко понимаемой фор-ме, исполненный бесконечной Любовью к Учителю. Они, безусловно, будут руководить поколениями духовных искателей. В русском переводе публи­ куется впервые. Русское издание богато проиллюстрировано, содержит пять-десят прекрасных фотографий.

Книга, несомненно, будет очень полезна всем искателям Истины, в первую очередь ученикам и последователям Шри Раманы Махарши.

ББК 87.3

ШРИ РАМАНАШРАМ благодарит [Sri Ramanasramam thanks] Роланда М. Олсона (США)[Roland M. Olson (USA)]

за великодушные пожертвования, обеспечившие подготовку

и издание этой книги [whose generosity has enabled the preparation and publication of this book]

  © Sri Ramanasramam, оригинальный английский текст,    
  фотографии, 2014    
  © О. М. Могилевер, подготовка русского издания,    
  перевод с английского, вступительная статья, глос-    
  сарий, переработка указателя, 2014    
  © Swami Ramanananda (“Sri Ramana Paadam”, Adi An-    
     
  namalai), цветная акварель для форзаца, 2009 Бхагаван Шри Рамана Махарши  
  © О. М. Могилевер, иллюстративное и художествен-  
  ное оформление, 2014    
ISBN 978-5-4391-0110-8 © Rohit Sabharwal, О. М. Могилевер, оформление об-    
ложки, 2014    



Сури Нагамма,

автор оригинала на телугу, в годы контакта с Бхагаваном

Сури Нагамма в её более поздние годы

Д. С. Шастри

(старший брат Сури Нагаммы, получатель её писем на языке телугу и их переводчик на английский язык)

Содержание

Contents  . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  21 От президента Шри Раманашрама   . . . . . . . . . . . . . .  24 От составителя-переводчика и редактора русского издания  . . .  26 Acknowledgements . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  37 Введение (к тому I)  . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  39

Письма из Шри Раманашрама

Т о м I

1. Сын подчиняется Отцу  . . . . . . . . . . . . . . . . .  45

2. Ахам спхурана  . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .   46

3. Ссора между Умой и Махешварой  . . . . . . . . . . . .  47

4. Свадьбы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  49

5. Наверх, в Скандашрам  . . . . . . . . . . . . . . . . .  50

6. В служении у Мудреца  . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  51

7. Никшепам (сокровище) . . . . . . . . . . . . . . . . .  59

8. Служение Атма сварупе есть Атма сева  . . . . . . . . .  60

9. Саматвам (равенство со всеми)  . . . . . . . . . . . . .  61

10. Мирские заботы  . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  63

11. Что подразумевается под сансарой? . . . . . . . . . . .  64

12. “Идите тем путём, которым пришли”  . . . . . . . . . .  66

13. Ахетука бхакти (немотивированная преданность)  . . . .  67

14. Обусловленное уважение  . . . . . . . . . . . . . . . .  68

15. Кончина Эчаммы  . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  70

16. Первая милостыня [бхикша]  . . . . . . . . . . . . . .  75

17. Откуда вы знаете, что ничего не знаете?  . . . . . . . . .  76

18. Леопарды и змеи  . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  77

19. Не выслушаете ли вы мой беззвучный вопрос?  . . . . . .  78

20. Белка  . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  80

12 Содержание Содержание 13


21. Дхарма отличается от дхарма-сукшмы  . . . . . . . . .   .  83 57. Плоды действий предписывает Творец (Картхурагнайя  
22. Мокша  . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  84   прапьяте пхалам)  . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  143
23. Почитание коровы   . . . . . . . . . . . . . . . . . .  86 58. Всеобщее равенство (Сарва саматвам)  . . . . . . . . .  144
24. Пара голубей  . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  92 59. Ятхечха (Как человек желает)  . . . . . . . . . . . . .  146
25. Дитя гепарда  . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  93 60. Программа  . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  147
26. Излечение без лечения   . . . . . . . . . . . . . . . .  95 61. Неизвестный преданный  . . . . . . . . . . . . . . . .  148
27. Вкус бхакти  . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  97 62. Единая буква и единое неразрушимое (экам акшара)  . .  149
28. Брахмастрам (Божественное оружие)  . . . . . . . . .   .  98 63. Удовлетворённость . . . . . . . . . . . . . . . . . .  151
29. То — игра, а это — стих . . . . . . . . . . . . . . . .  99 64. Aтма прадакшина (Обход вокруг  А т м а н а)  . . . . .  152
30. Гнев  . .   . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  101 65. Наракасура — Дипавали  . . . . . . . . . . . . . . . .  154
31. Украшения для богини Амбы  . . . . . . . . . . . . .    103 66. Жизнь на Горе — некоторые происшествия   . . . . . .  156
32. Песня Ауввеияр  . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  104 67. Арпана (отдача) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  157
33. Астральные пути — высшие миры  . . . . . . . . . . .    105 68. Садхана — сакшаткара (практика — проявление)  . . . .  159
34. Книги . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .    106 69. Брахман реален: мир — иллюзия . . . . . . . . . . . .  160
35. Болезнь  . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .    108 70. Свами находится повсюду  . . . . . . . . . . . . . . .  161
36. Счастливы те, кто носят только набедренную повязку     71. Акшара сварупа (Неразрушимый образ)  . . . . . . . .  165
  [каупинавантах кхалу бхагьявантах]  . . . . . . . . . .  109 72. Упадеша Сарам— Уннади Налупади  . . . . . . . . . .  168
37. Мокша с телом  . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  110 73. Эго-“я” — это и есть сам ум  . . . . . . . . . . . . . .  170
38. Бессмертные существа [чирандживы]  . . . . . . . . . .  111 74. Торжества Золотого Юбилея  . . . . . . . . . . . . . .  172
39. Ума  . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .    112 75. Празднование Золотого Юбилея  . . . . . . . . . . . .  179
40. Асти, Бхатхи и Прийям (Существование, Сознание и Бла- 76. Брахмотсава .  . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  181
  женство)  . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  114 77. Атмакаравритти (Душа; её форма и действие)  . . . . .  185
41. Истинная природа прадакшины  . . . . . . . . . . . .    115 78. Андаван (О, Правитель!)  . . . . . . . . . . . . . . . .  186
42. Сострадание ко всем [абхаям сарва бхутебхьяха]  . . . .    118 79. Омкара— акшара (неразрушимый) . . . . . . . . . . .  188
43. То, которое есть, есть только Единое . . . . . . . . . .  120 80. Короткие рассказы о жизни в пещере Вирупакша .  . . .  189
44. Чёрная корова  . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .    121 81. Сундарамурти — бхакт Шивы  . . . . . . . . . . . . .  192
45. Форма Высочайшего Бытия [паратпара рупа]  . . . . . .  122 82. Узы рабства Сундарамурти  . . . . . . . . . . . . . .  194
46. Этика социального бытия  . . . . . . . . . . . . . . .  122 83. Природа  . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  199
47. Что является средством перевозки?  . . . . . . . . . . .  123 84. Кто есть Рамана?  . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  201
48. Джапа, тапа и тому подобное  . . . . . . . . . . . . .  125 85. Дравидское дитя (Дравида сисуху)  . . . . . . . . . . .  203
49. Что такое самадхи  . . . . . . . . . . . . . . . . . .    126 86. Джняна Самбандхамурти (Тирунянасамбандар)  . . . . .  205
50. Что такое сарвам (всё)? (Как видеть всё как своё Я) . . .  127 87. Божественная сила  . . . . . . . . . . . . . . . . . .  209
51. Смерть Мадхавасвами  . . . . . . . . . . . . . . . . .  128 88. Глубокий сон и истинное состояние  . . . . . . . . . .  210
52. Атом среди атомов и гигант среди гигантов “Анораниям     89. Воплощение Шри Дакшинамурти  . . . . . . . . . . .  212
  махатомахиям”   . . . . . . . . . . . . . . . . . . .    136 90. Ум джняни — это Сам Брахман  . . . . . . . . . . . .  215
53. Сновидения: обманы  . . . . . . . . . . . . . . . . .    137 91. Майя (иллюзия)  . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  217
54. Чистая преданность [бхакти] есть истинное служение   .    138 92. Адарана (забота) . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  219
55. Гури (концентрация) одна есть Гуру (наставник)  . . . .    140 93. Садхана в присутствии Гуру  . . . . . . . . . . . . . .  221
56. Сиддхи  . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  141 94. Хридайя (Сердце) — сахасрара  . . . . . . . . . . . . .  223
                                             

14 Содержание

95. Поэтический размер венба в языке телугу  . . . . . . .  224

96. Экатма панчакам . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  226

97. Рождение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  230

98. Я (А т м а н)  . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  232

99. Гуру сварупа (форма Гуру)  . . . . . . . . . . . . . . .  233

100. Без лишних трат  . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  236

101. Заблуждение и покой ума  . . . . . . . . . . . . . . .  239

102. Мать Алагамма  . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  240

103. Человеческое усилие  . . . . . . . . . . . . . . . . .  245

104. Руководство монастырём  . . . . . . . . . . . . . . .  247

105. Регулирование сна, диеты и движений  . . . . . . . . .  249

106. Преданность без нарушений  . . . . . . . . . . . . . .  251

107. Благословения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  252

108. Букет наставлений  . . . . . . . . . . . . . . . . . .  254

109. Абсолютная отдача  . . . . . . . . . . . . . . . . . .  256

110. Видения во сне  . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  259

111. Божественные видения   . . . . . . . . . . . . . . . .  261

112. Белый павлин  . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  262

113. Где ступня и где голова?  . . . . . . . . . . . . . . .  266

114. Самоубийство  . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  267

115. Шакти, которая существует, одна  . . . . . . . . . . .  269

116. Прарабдха (Судьба)  . . . . . . . . . . . . . . . . . .  271

117. Видéние льва во сне  . . . . . . . . . . . . . . . . .  275

118. Где царь и где царство?  . . . . . . . . . . . . . . . .  277

119. Нидидхьясана (интенсивная концентрация)  . . . . . . .  279

120. Аджапа таттва (смысл непроизвольной джапы)  . . . . . .  280

121. Зачем какая-то секретность?   . . . . . . . . . . . . .  282

122. Крити самарпана— посвящение книги   . . . . . . . .  285

123. Каратала бхикша (подаяние в ладонях)  . . . . . . . .  287

124. Упанаяна (церемония получения священного шнура)   . .  290

125. Принудительные ужины   . . . . . . . . . . . . . . .  291

126. Вопросы с половинным знанием   . . . . . . . . . . .  294

127. Пуджа с цветами  . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  296

128. Абхишека (почитание с водой)   . . . . . . . . . . . .  298

129. Тиртхи и прасады (святая вода и пища)   . . . . . . . .  300

130. Хаста мастака самйогам (благословляющее касаниеголовы рукой)  . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  302

131. “Вичара Мани Мала”  . . . . . . . . . . . . . . . . .  304

132. Люди, проживающие за границей  . . . . . . . . . . .  306


Содержание
   

133. Акшаялока (Вечный мир)  . . . . . . . . . . . . . . .  308

134. Джнянадришти (сверхъестественное ви`дение)  . . . . . .  309

135. Слушание, медитация и тому подобное  . . . . . . . . .  311

Письма из Шри Раманашрама

Т о м I I

Предисловие (к тому II)  . . . . . . . . . . . . . . . . . .  315

1. Поза Тишины . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  317

2. За пределами трёх состояний  . . . . . . . . . . . . .  321

3. Самадхи . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  323

4. Оставайтесь там, где вы находитесь  . . . . . . . . . .  324

5. Истинное Я только одно и охватывает всё  . . . . . . .  328

6. Проявление Истинного Я . . . . . . . . . . . . . . .  330

7. Простота  . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  332

8. Дар Матери  . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  335

9. Покой ума сам является Освобождением  . . . . . . . .  337

10. Вездесущий . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  339

11. Зависимости . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  341

12. Вриндаван . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  342

13. Простая жизнь  . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  344

14. Бытие духовного наставника  . . . . . . . . . . . . .  346

15. Однонаправленность   . . . . . . . . . . . . . . . . .  349

16. Жизнь после осознания Себя   . . . . . . . . . . . . .  351

17. Непривязанность, пробуждение, отсутствие желаний (вайрагья, бодха, упарати)  . . . . . . . . . . . . . . .  352

18. Знание других языков   . . . . . . . . . . . . . . . . .  354

19. Четвёртое состояние (Турия авастха)   . . . . . . . . . .  356

20. Вселенское братство  . . . . . . . . . . . . . . . . . .  358

21. Память — Забывчивость  . . . . . . . . . . . . . . .  362

22. Путь Само-исследования  . . . . . . . . . . . . . . .  364

23. Святой Сигнальный Огонь  . . . . . . . . . . . . . .  366

24. Скромная лепта бедного человека   . . . . . . . . . . .  369

25. Величие непривязанности  . . . . . . . . . . . . . . .  374

26. Само-исследование необходимо для всех слоёв общества  . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  375

27. Сознательное восприятие  А т м а н а,  вызванное действием �вритти джанья джняна) . . . . . . . . . .  377

28. Кончина Махатмы Ганди   . . . . . . . . . . . . . . .  378

16 Содержание Содержание 17


29. Равенство  . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  383 68. Большое Я  . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  485
30. Нигилисты и адвайтины . . . . . . . . . . . . . . . .  385 69. Кундалини шакти— духовное тело (чинмайя деха)  . . .  487
31. Первая рукопись Бхагавана   . . . . . . . . . . . . . .  386 70. Истинное Я . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  490
32. Кайласа   . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  388 71. Блаженство Истинного Я  . . . . . . . . . . . . . . .  492
33. Образованные люди   . . . . . . . . . . . . . . . . .  391 72. Ятана шарира  . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  494
34. Приветствия   . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  392 73. В служении матери . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  495
35. Что такое Освобождение (мукти)?  . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  394 74. Шкура тигра  . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  497
36. Великолепие природы  . . . . . . . . . . . . . . . . .  395 75. Что Бхагавану нравится больше всего  . . . . . . . . .  498
37. Первое мытьё и первое бритьё  . . . . . . . . . . . . .  397 76. Дом, взятый в аренду  . . . . . . . . . . . . . . . .   .  500
38. Неразделённое внимание  . . . . . . . . . . . . . . .  400 77. Всё тамасическое запрещено  . . . . . . . . . . . . .   .  501
39. Путь Любви  . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  401 78. Уединение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  504
40. Экран . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  403 79. Блины  . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .   .  505
41. Делатель и делание  . . . . . . . . . . . . . . . . . .  404 80. Золоторукий . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  508
42. Наяна и Рамана Гита  . . . . . . . . . . . . . . . . .  407 81. Аватара (воплощение Божества)  . . . . . . . . . . .   .  510
43. Концентрация и отсутствие желаний  . . . . . . . . . .  412 82. Освящение Храма Матери  . . . . . . . . . . . . . .   .  512
44. Величие человека   . .   . . . . . . . . . . . . . . . .  414 83. Почитание сандалий  . . . . . . . . . . . . . . . . .  519
45. Значение Дакшинамурти  . . . . . . . . . . . . . . .  416 84. История десяти брахманов  . . . . . . . . . . . . . .  523
46. Служение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  419 85. Дерево баньяна  . . . . . . . . . . . . . . . . . . .   .  526
47. Воплощение сострадания  . . . . . . . . . . . . . . .  422 86. Демоническая васана . . . . . . . . . . . . . . . . .  528
48. Корова Лакшми достигает Освобождения   . . . . . . .  423 87. Он, кто одинаково принимает восхваление и упрёк  . . .  531
49. Похороны коровы Лакшми  . . . . . . . . . . . . . .  428 88. Подземный Лингам (Патала Лингам)  . .   . . . . . . .   .  533
50. История коровы Лакшми  . . . . . . . . . . . . . . .  434 89. Лекарство прибыло само  . . . . . . . . . . . . . . .  537
51. Бедная старая женщина  . . . . . . . . . . . . . . . .  437 90. Веда адхьяяна (Изучение Вед)   . . . . . . . . . . . .   .  539
52. Вера  . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  439 91. Мирские обязанности  . . . . . . . . . . . . . . . .   .  541
53. Подходящее для всех поучение  . . . . . . . . . . . .  441 92. Равенство! . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  543
54. Любовь животных  . .   . . . . . . . . . . . . . . . .  443 93. Помощник беспомощного  . . . . . . . . . . . . . .   .  546
55. Что такое счастье?  . .   . . . . . . . . . . . . . . . .  457 94. Пребывание в Новом Холле храма Матери  . . . . . .   .  549
56. Где находится Свами? . . . . . . . . . . . . . . . . .  459 95. Счастье независимой жизни  . . . . . . . . . . . . .   .  551
57. Астрология . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  461 96. Вентилятор . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .   .  554
58. Жизнь на Горе  . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  463 97. Отсутствие желаний  . . . . . . . . . . . . . . . . .   .  556
59. Игра с детьми  . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  465 98. Важность паломничества и прадакшины  . . . . . . . .  558
60. Польза общения с Мудрыми  . . . . . . . . . . . . . .  467 99. Писания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  560
61. Милостыня в Аграхараме  . . . . . . . . . . . . . . .  469 100. Чувство единства (адвайта дришти)  . . . . . . . . .   .  563
62. Лотос стоп Учителя  . . . . . . . . . . . . . . . . . .  471 101. Мудрость Жертвы (джняна яджня)  . . . . . . . . . .   .  564
63. Пачиамма-Дурга   . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  474 102. Пранаяма (Управление дыханием)  . . . . . . . . . .   .  567
64. Посещение Бхагавана главой монастыря Пури  . . . . .  476 103. Шивам-Сундарам (Блаженство и красота)  . . . . . . .   .  568
65. Прибытие главы монастыря Шиваганга  . . . . . . . .  478 104. Грэнни Мудалияр   . . . . . . . . . . . . . . . . . .  570
66. Принятие формального посвящения, дикши . . . . . . .  481 105. Паломничество в Тиручули   . . . . . . . . . . . . .   .  573
67. Сверхъестественные достопримечательности       106. Дни отрочества в Мадурае   . . . . . . . . . . . . . .  580
  на Аруначале  . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  483   Брахманирвана . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  588
                                                 

18 Содержание Содержание 19


  Глоссарий  . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .    599 16. Муруганар, просветлённый ученик и замечательный поэт,  
  Библиографический список  . . . . . . . . . . . . . .    609   пришёл к Гуру. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 227  
  Указатель  . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .    612 17. Мать рядом с сыном, около пещеры Вирупакша,    
  Краткий Путеводитель по Шри Раманашраму  . . . . . .  629   1920 год . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 243  
  ЖИВАЯ ВОДА: впечатления о Шри Раманашраме  . . .    636 18. Белый павлин на прогулке . . . . . . . . . . . . . . . 263  
  Призыв.Сонет  . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  639   Т о м II    
               
  ПЕРЕЧЕНЬ ИЛЛЮСТРАЦИЙ       19. Бхагаван с тростью сидит на скале перед Аруначалой    
            в позе Дакшинамурти . . . . . . . . . . . . . . . . . 319  
1. Бхагаван Шри Рамана Махарши. . . . . . . . . . . . . . 5 20. Самадхи . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 325  
2. Сури Нагамма, автор оригинала на телугу, в годы контакта   21. Смех над белым павлином, сидящим на крыше    
  с Бхагаваном. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7   автомобиля . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 359  
3. Сури Нагамма в её более поздние годы . . . . . . . . . . 22. С Кунджусвами, пришедшим к Бхагавану в 1919 году. . . 371  
4. Д. С. Шастри (старший брат Сури Нагаммы, получатель     23. Махатма Ганди. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 381  
  её писем на языке телугу и их переводчик на английский   24. С На́яной, Кавьякантхой Ганапати Муни. . . . . . . . . 409  
  язык). . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 25. Друзья: Бхагаван и Лакшми. . . . . . . . . . . . . . . 425  
          26. Захоронения существ, получивших Благодать (оленя    
  Т о м I         Валли, вороны, собаки Джеки), и просветлённой коровы    
5. Махарши. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 43   Лакшми: непосредственно перед выходом к Аруначале    
6. В служении у Мудреца: справа — сарвадхикари,         (направо). . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 429  
  управляющий Ашрамом, Ниранджанананда (Чинна       27. Утро пятницы — время почитания коровы Лакшми    
  Свами), младший брат Бхагавана, слева — Гаджанан         в Шри Раманашраме. . . . . . . . . . . . . . . . . . 431  
  (Дайварата). . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 53 28. С кроликом. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 445  
7. Скандашрам: Бхагаван сидит в шали, как воплощение       29. У Старого Холла со слоном и преданными . . . . . . . . 447  
  своей матери. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 57 30. С детёнышем леопарда. . . . . . . . . . . . . . . . . 449  
8. Эчамма . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 71 31. Прогулка в лесу с собакой . . . . . . . . . . . . . . .  
9. Белочка пришла к Бхагавану в гости. . . . . . . . . .   . 32. Кормление обезьяны. . . . . . . . . . . . . . . . . . 453  
10. Лакшми, украшенная гирляндой цветов, готова       33. Любовь Лакшми к Бхагавану. . . . . . . . . . . . . . 455  
  к празднику. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 87 34. Убранство на кумбхабхишекам и павлин Мадхава,    
11. Лакшми с Бхагаваном, праздничное фото . . . . . . . . . 89   1949 год . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 515  
12. Мадхавасвами, многолетний служитель Бхагавана Шри       35. Вид с севера на купол храма Матери. . . . . . . . . . . 515  
  Раманы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 131 36. Внутренность храма Матери, с тремя диаграммами Шри    
13. Мадхава стоит сразу за Бхагаваном. . . . . . . . . . .   Чакры наверху . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 515  
14. Мадхавасвами (сзади) сопровождает Бхагавана       37. Бхагаван внутри Самадхи храма Матери . . . . . . . . . 517  
  и его внучатых племянников: Сундарама (слева; ныне       38. Стопы Бхагавана . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 521  
  президент Ашрама) и Мани (справа; сейчас он главный       39. Вход в Патала Лингам . . . . . . . . . . . . . . . . . 535  
  администратор Ашрама), 1941 год. . . . . . . . . . .   . 135 40. Подземный Лингам. Сбоку от входа в Патала Лингам . . . 535  
15. Бхагаван Шри Рамана Махарши на праздновании       41. Оригинал письма, оставленного Бхагаваном Его семье . .  
  Золотого Юбилея своего прибытия к Аруначале. . . . . 42. Храм Бхуминатешвары в Тиручули . . . . . . . . . . .  

20 Содержание

43. Внутри храма Бхуминатешвары. . . . . . . . . . . . . 577

44. Дом в Мадурае, в котором Бхагаван жил после смерти отца, ныне Храм Раманы, Рамана мандир . . . . . . . . 581

45. Средняя школа Скотта в Мадурае, в которой сначала учился мальчик Венкатараман. . . . . . . . . . . . . . 583

46. Высшая школа при американской миссии в Мадурае,

в которой затем учился будущий Бхагаван . . . . . . . . 583

47. Комната на втором этаже нынешнего Храма Раманы,

в которой Бхагаван осознал Себя после переживания

смерти. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 585

48. Нынешний интерьер комнаты переживания смерти . . . . 585

49. Бхагаван в комнате, именуемой сейчас комнатой Нирваны (фото А. Картье-Брессона). . . . . . . . . . . 593

50. Последний даршан (фото А. Картье-Брессона). . . . . . 595

Contents

Introduction by the President, Sri Ramanasramam . . . . . . . .  24 Introduction by the translator and editor of the Russian edition. . .  26 ACKNOWLEDGEMENTS. . . . . . . . . . . . . . . . . . .  37 INTRODUCTION (TO VOLUME I). . . . . . . . . . . . . . .  39

LETTERS

From Sri Ramanasramam

Volume I . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  45 Volume II. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  315

Glossary. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  599 Bibliography . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  609 Index   . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 612 A short guide to Sri Ramanasramam . . . . . . . . . . . . . .  629 LIVING WATERS. Impressions of Sri Ramanasramam . . . . . .  636 Appeal (a Sonnet) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  639

LIST OF ILLUSTRATIONS

1. Bhagavan Sri Ramana Maharshi . . . . . . . . . . . . . .  5

2. Suri Nagamma, author of the original in Telugu, contempo­ raneous with her direct contact with Bhagavan . . . . . . . . . . . . . .  7

3. Suri Nagamma in her later years . . . . . . . . . . . . . .  7

4. D. S. Sastri, elder brother Suri Nagamma, recipient (of her letters) and their translator into the English language . . . . .  9

Volume I

5. Maharshi . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  43

6. In service of the Sage (on the right — sarvadhikari, Niranjanananda Swami; on the left — Gajanan or Dayvarata).  53

22 Contents

7. Skandasramam: Bhagavan is seating covered with a shawl

as embodiment of his mother . . . . . . . . . . . . . . .  57

8. Echammal (Echamma) . . . . . . . . . . . . . . . . . .  71

9. Bhagavan with a squirrel . . . . . . . . . . . . . . . . .  81

10. Lakshmi is adorned with a garland of flowers, ready for

the feast . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  87
11. Bhagavan with Lakshmi, holiday photo . . . . . . . . . .  89

12. Madhavaswami, longstanding servant of Bhagavan

Sri Ramana . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  131

13. Madhava is just behind Bhagavan (from a general

photo) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  133

14. Madhavaswami (from behind) accompanies Bhagavan with his grandchildren’s nephews: Sundaram (from the left; now — Ashram’s President) and Mani (on the right; now — main

Ashram’s Administrator), 1941 . . . . . . . . . . . . . .  135

15. Bhagavan on the Golden Jubilee of His arrival at Arunachala .  175

16. Muruganar, enlightened disciple and beautiful poet,

is visiting his Guru . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  227

17. Mother close by her son, near Virupaksha cave, 1920 . . . .  243

18. The white peacock (is walking) . . . . . . . . . . . . .  263

Volume II

19. Bhagavan with cane sitting before Arunachala in Dakshinamurthy pose . . . . . . . . . . . . . . . . . .  319

20. Samadhi . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  325

21. Bhagavan is laughing at white peacock on car roof . . . . .  359

22. Bhagavan with Kunjuswami . . . . . . . . . . . . . . .  371

23. Mahatma Gandhi (from Internet) . . . . . . . . . . . .  381

Наши рекомендации