Кто из философов впервые формулирует проблему бытия

Философское понимание бытия. Бытие – самая абстрактная из философских категорий; это – объективная реальность, существующее вообще. Противоположность бытия – небытие, ничто; мы не можем даже представить себе что-либо, относящееся к категории небытия – ведь к бытию принадлежат даже наши мысли. Иногда мы называем переходом в небытие разрушение, но это переход в иную форму бытия. Первым употребил понятия бытия и небытия Парменид: для него бытие было противоположностью преходящему, изменчивому миру вещей: если они познаваемы чувствами, то бытие открывается только логическому мышлению. Бытие – то, что имеется за миром вещей: оно едино, неизменно, неподвижно, не имеет чувственных свойств, вечно, несотворимо и неуничтожимо, но ограничено в пространстве (имеет форму шара). Платонпротивопоставил понятие единого бытия как более глубокого слоя действительности чувственному бытию как многообразию вещей. Он различал материальное бытие и идеальное, доступное лишь философскому разуму. Тот же путь прошли философы Индии, противопоставив бытию иллюзию мира – майю. В средние века христианские философы считали, что бытием в полном смысле слова обладает лишь Бог: живые существа и предметы сотворены им, а потому сами не имеют доступа к бытию. В Новое время бытие отождествлялось с веществом и воспринималось как объективная реальность, противостоящая человеку. По мере развития философии высказывались и мнения, что понятие бытия как самое всеобъемлющее не нужно: сказать о чем-либо, что оно есть – значит, ничего не сказать. И.Кант считал, что бытие не способ существования вещей, а общезначимый способ связи наших понятий и суждений. Г.Гегель утверждал, что бытие – самое «тощее», малозначащее из понятий. Но смысл категории бытия – в подчеркивании единства мира как непреходящей целостности, несмотря на множественность изменяющихся форм. Категория бытия как предельно общая абстракция объединяет по признаку существования все предметы и процессы; все многообразие явлений, относящихся к одному типу бытия, объединено некой общей основой. Можно выделить следующие типы бытия:

1. Материальное объективное бытие – существует вне человека и независимо от сознания человека (заключает в себе все вещи, процессы, состояния материального мира).

2. Психическое субъективное бытие – включает все, относящееся к внутреннему миру человека, содержащееся в его сознании (мысли, чувства, фантазии, идеи и т.п.).

3. Объективное духовное бытие – внеиндивидуальные формы бытия, принадлежащие социальной общности: рожденные интеллектуальной деятельностью человека и в то же время не принадлежащие его внутреннему миру. К этому типу принадлежат основные понятия этики, логики, математики. Объективна ли, например, таблица умножения? С одной стороны, она существует как продукт нашего разума; с другой, она не зависит от разума отдельного человека, и даже все человечество не могло бы ее изменить. То же можно сказать о математических операциях и других категориях науки. Они субъективны как создаваемые и совершенствующиеся в ходе развития человечества и объективны как отражение реальных процессов мира.

3. Философское понимание материи.Материя – основополагающая категория философии, обозначающая объективную реальность, данную нам в ощущениях; для материалистов она – причина, содержание и носитель всего многообразия материального мира. Противопоставленная субъективной реальности сознания, материя сначала понималась как конкретная вещь, из которой состоят наблюдаемые объекты (четыре элемента Эмпедокла); потом представление углублялось, принимая более абстрактную форму элементарных структур природы (атомы Демокрита). Попытки найти первоначало (понимаемое как фундаментальная основа бытия, вносящая в многообразие вещей порядок и единство) привели к формированию механистической картины мира: мир понимался как совокупность относительно устойчивых тел, перемещающихся в пространстве с течением времени (это движение подчинено законам механики, поэтому его можно предсказать), а материя представлялась как вещество – совокупность неделимых частиц, обладающих объемом и массой покоя, механически движущихся в пустоте. Затем веществу стали противопоставлять поле – непрерывное, в отличие от дискретной материи, и лишенное массы. Всеобщую сущность вещей искали не в общем носителе – субстрате, а в наличии у материальных объектов общих свойств (массы, протяженности и т.п.). Позже был открыт корпускулярно-волновой характер микрообъектов: привычное противопоставление поля и вещества утратило смысл. Выяснилось, что частицы обладают волновыми свойствами, а все поля имеют своими носителями частицы. Поэтому, когда в конце ХIХ века произошла революция в естествознании, сокрушившая механистическую картину мира, идеалисты заговорили об «исчезновении материи» – и получили ответ материалистов: исчезла не материя, а старые представления о ней.

Физическое понимание материи постоянно изменяется: так, ушли в прошлое противопоставление поля и вещества, материи и энергии. Считающиеся необходимыми для материальных вещей свойства (масса, упругость) оказались присущими лишь некоторым ее уровням. Философское понимание материи не сводится к сумме известных фактов: отождествление понятия материи как объективной реальности с конкретными научными представлениями о ее структуре и свойствах приведет к исключению тех видов и свойств, которые еще неизвестны науке. Поэтому в настоящее время материю определяют двумя признаками, отличающих материальное бытие от других его классов: объективностью, то есть независимостью от нашего сознания, и доступностью для чувственного восприятия (хотя существуют ее проявления, которые недоступны нашим органам чувств, но они могут постигаться через приборы).

В философии существует несколько пониманий материи.

1. Объективный идеализм считает материю объективно существующей, но пассивной субстанцией (ей приписывают неподвижность, косность, инертность), подчиненной активной субстанции (духовной) – источнику движения и развития.

2. Субъективный идеализм считает материю лишь иллюзоным, преходящим порождением субъективного начала (духа).

3. Механистический материализм утверждает, что все состоит из материи: ей приписывает бесконечность в пространстве и вечность во времени, способность движения и развития (материя не нуждается для этого в воздействии извне).

4. Диалектический материализм утверждает, что материя – объективная основа всего существующего: материя первична, а другие виды бытия есть ее порождение; мир – движущаяся материя в ее бесконечно разнообразных проявлениях.

Материю нельзя противопоставлять конкретным вещам как сырье, из которого они формируются. Материя существует только в виде бесконечного разнообразия конкретных объектов. Вещи не состоят из материи, а являются конкретными формами ее проявления. Поэтому материальное единство мира не противоречит наличию различных структурных уровней материи, каждый из которых имеет своего носителя и свою систему закономерностей. Каждый уровень качественно своеобразен и, хотя и состоит из низших уровней, не сводится к ним. Принцип материального единства мира утверждает: 1) все уровни материи имеют общее происхождение, взаимодействуют друг с другом и переходят друг в друга; 2) любой материальный объект обладает всеми свойствами материи; 3) все материальные процессы подчиняются единым законам.

В настоящее время выделяют следующие структурные уровни неживой материи: уровень элементарных частиц; атомный уровень; молекулярный уровень; уровень макроскопических тел; уровень космических тел; уровень галактик; уровень Метагалактики. Возможно, существуют уровни больших и меньших масштабов (например, вакуумный, кварковый или системы метагалактик), но законы их наукой еще не изучены. Выделяют отдельно уровни живой природы: органический (клеточный) уровень; многоклеточный организм; популяция (группа организмов одного типа, живущих на одной территории); биоценоз (совокупность живых существ, населяющих данный участок); биосфера. Можно выделить социально организованную материю, бытие человека. Ее уровни: человек; семья; социальная группа (коллектив); народность (этнос); человечество.

Итак, известная нам материя обладает структурностью: существуют и различные закономерно связанные уровни материи, и материальное единство мира – их взаимосвязь и взаимозависимость, наличие ее универсальных свойств и законов.

Наши рекомендации