Углубление и расширение процессов математизации и компьютеризации в социально-научных исследованиях
Как рассматривали в предыдущем параграфе, взаимодействие связано с материальными полями и сопровождается переносом материи, движения и информации[273] с этой точки зрения познание вещей означает познание их взаимодействия и само является результатом взаимодействия между субъектом и объектом. А любой объект может быть понят и определен лишь в системе отношений и взаимодействия с другими явлениями, их частями, сторонами и свойствами. Этот методологический принцип диалектики всесторонне учитывается в познавательном процессе, который позволяет обнаружить одну из важных закономерностей развития современной науки: усиление и нарастание сложности и абстрактности научного знания, углубление и расширение процессов математизации и компьютеризации науки как базы новых информационных технологий, обеспечивающих совершенствование форм взаимодействия в научном сообществе.
Вообще роль математики в развитии познания была осознана довольно давно. Уже в античности была создана геометрия Евклида, сформулирована теорема Пифагора, Платон у входа в свою знаменитую Академию начертал девиз: «Негеометр - да не войдет». В Новое время один из основателей экспериментального естествознания Г. Галилей говорил о том, что тот, кто хочет решать вопросы естественных наук без помощи математики, ставит неразрешимую задачу. Поскольку, согласно Галилею, «книга Вселенной написана на языке математики», то эта книга доступна пониманию для того, кто знает язык математики И. Кант считал, что в любом частном учении о природе можно найти науки в собственном смысле лишь столько, сколько в ней имеется математики. Иначе говоря, учение о природе будет содержать науку в собственном смысле лишь в той мере, в какой может быть применена в нем математика.
Таким образом, история познания и его современный уровень служат убедительным подтверждением «непостижимой эффективности» и величайшей роли математики на всех этапах развития познания мира. Математика была и остается превосходным методом исследования многообразных явлений, вплоть до самых сложных - социальных, духовных.
В условиях современных наук становится очевидным, что математика работает не в «чистом эфире человеческого разума», а руководствуется данными чувственного опыта и эксперимента, служит тому, чтобы сообщать «секреты» окружающего мира. «Математику можно представить как своего рода хранилище математических структур. Некоторые аспекты физической или эмпирической реальности удивительно точно соответствуют этим структурам, словно последние «подогнаны» под них»[274].
Далекие от реальности математические абстракции позволили человеку проникнуть в самые глубокие горизонты материи, выведать самые сокровенные ее тайны, разобраться в сложных и разнообразных процессах объективной действительности.
С этой точки зрения математические понятия есть не что иное, как особые идеальные формы освоения действительности в ее количественных характеристиках. Они могут быть получены также на основе глубокого изучения явлений на качественном уровне, раскрытия того общего, однородного содержания, которое можно исследовать точными математическими методами.
Сущность процесса математизации, собственно, и заключается в применении количественных понятий и формальных методов математики к качественно разнообразному содержанию частных наук. Последние должны быть достаточно развитыми, зрелыми в теоретическом отношении, чтобы определить возможности математизации науки. При этом выявлена закономерность, что более высокая форма движения материи оно принадлежит, тем труднее меньше поддается изучению количественными методами, на основе точной математической обработки (например, в современной аналитической химии существует более 400 методов количественного анализа, но как математически точно выразить рост сознательности человека, степень развития его умственных способностей, эстетические достоинства художественных произведений).
Вместе с тем, применение математических методов в науке и технике за последнее время значительно расширилось, проникло в считавшиеся ранее недоступными сферы. Эффективность применения этих методов зависит как от специфики предмета данной науки, степени ее теоретической зрелости, так и от совершенствования самого математического аппарата, позволяющего отобразить все более сложные свойства и закономерности качественно многообразных явлений, стремящихся быть на уровне высших достижений цивилизации должны овладеть количественными математическими методами и не только в целях повышения эффективности научных исследований, но и для улучшения и совершенствования своей повседневной жизни, условий развития каждого человека.
С другой стороны, Гегель, считая количество лишь одной ступенью развития идеи, предупреждал о чрезмерном преувеличении роли формально-математических методов познания. А Гейзенберг писал: «Математика - это форма, в которой мы выражаем наше понимание природы, но не содержание. Когда в современной науке переоценивают формальный элемент, совершают ошибку и притом очень важную»[275]. Он считал, что физические проблемы никогда нельзя разрешить исходя из «чистой математики», и в этой связи разграничивал два направления работы (и соответственно - два метода) в теоретической физике - математическое и понятийное, концептуальное, философское. Если первое направление описывает природные процессы посредством математического формализма, то второе «заботится» прежде всего о «прояснении понятий», позволяющих в конечном счете описывать природные процессы.
Поэтому математические методы следует применять разумно, чтобы они не «загоняли ученого в клетку» искусственных знаковых систем, не позволяя ему дотянуться до живого, реального материала действительности. Количественно-математические методы должны основываться на конкретном качественном, фактическом анализе данного явления, иначе они могут оказаться беспочвенной, ничему не соответствующей фикцией. Указывая на это обстоятельство, А. Эйнштейн подчеркивал, что «самая блестящая логическая математическая теория не дает сама по себе никакой гарантии истины и может не иметь никакого смысла, если она не проверена наиболее точными наблюдениями, возможными в науке о природе»[276].
Стремление охватить науку математикой, писал В. И. Вернадский, в целом ряде областей способствовало огромному прогрессу науки XIX и XX столетий. Но ... математические символы далеко не могут охватить всю реальность и стремление к этому в ряде определенных отраслей знания приводит не к углублению, а к ограничению силы научных достижений[277].
Масштаб и эффективность процесса проникновения математических методов в частные науки, успехи математизации и компьютеризации во многом связаны с совершенствованием содержания самой математики, с качественными изменениями в ней. Современная математика развивается достаточно бурно, в ней появляются новые понятия, идеи, методы, объекты исследования.
1. В настоящее время одним из основных инструментов математизации научно-технического прогресса становится математическое моделирование. Его сущность состоит в замене исходного объекта соответствующей математической моделью и в дальнейшем изучении на ЭВМ с помощью вычислительно-логических алгоритмов.
2. Несомненно, роль математики в частных науках будет возрастать по мере их развития. «Кроме того, - отмечает академик А. Б. Мигдал, - в будущем в математике возникнут новые структуры, которые откроют новые возможности формализовать не только естественные науки, но в какой-то мере и искусство»[278]. Самое важное, по его мнению, здесь в том, что математика позволяет сформулировать интуитивные идеи и гипотезы в форме, допускающей количественную проверку.
Математика ХХ века явилась величайшей базой возникновения кибернетики[279]. Ее основателем был Н. Винер (1894-1964), выпустивший в 1948 году книгу «Кибернетика или управление и связь в животном и машине».
Кибернетика возникла на стыке математики, теории информации, техники и нейрофизиологии.
По существу наука, возникшая таким образом, сочла в своем содержании и функциях свойства других наук:
- познание механизмов управления в разных системах;
- проблему самоорганизации материи, начиная от неживой природы до социума (от элементарных частиц, планетарных систем, органики, растений, животных до человека и общества в целом);
- во всех этих системах – способность к самодвижению, к самодействию, подчиненность законам управления, способность к самонастройке и самоорганизации.
С этой точки зрения, кибернетика, созданная величайшим мыслителем ХХ века Норбертом Винером[280], отразила свойства и качества самой единой, целостной природыв органическом единстве, в которой представления об управлении происходили эволюционно (постепенно) в форме накопления, суммирования отдельных данных действительного мира.
При этом философская категория «управление»[281] - фундаментальное понятие «кибернетики» - обеспечивает:
- сохранение структуры материи на любом уровне;
- поддержание установленного режима деятельности;
- реализацию заданной программы деятельности (достижение цели).
При таком понимания сущности управления во всех сферах действительности (хотя первоначально отдельные аспекты управления, по Платону, применяли к социально-политическим системам) стали выделять такие его аспекты:создание разнообразия применительно к управлению в кибернетических системах (У. Эшби), сознательное воздействие на социальные процессы применительно к общественным экономическим системам в частности в условиях буржуазного общества складывается «многоэтажная» система управления со следующими уровнями: а) традиционных личностных отношений (семья); б) профессиональных и культурных групп; в) практически-рациональных отношений в рамках предприятий; г) рыночных (конкурентных) регулятивных систем управления в условиях неопределенности, где выживает сильный; д) принятия решений в масштабах общества (государство и его органы); е) идеологических СМИ.
В кибернетике существует особая отрасль – техническая кибернетика, изучающая технические системы управления с учетом автоматических устройств и комплексов для передачи, переработки и хранения информации[282] между компонентами общественной системы, а также данной системы с окружающей ее средой и энтаропиклот как хаоса и меры неорганизованности. В этом аспекте важно учесть, что социальная информация играет важную роль в условиях риска, в обеспечении правопорядка и воспитании подрастающего поколения, если СМИ отражают в своей работе эти проблемы.