Диалектическая противоречивость в развитии научных знаний

Преемственность научного познания не однообразный, не монотонный процесс. Обычно она выступает как единство постепенных, спокойных количественных и коренных, качественных (скачки, научные революции) изменений. Эти две стороны науки тесно связаны и в ходе ее развития сменяют друг друга как своеобразные этапы данного процесса.

Вообще процесс возникновения нового и отмирания старого на основе накопления количественных изменений, их превращения в коренные качественные и наоборот, присущий самому действительному миру, составляет важную сторону как познавательного процесса, так и развития научного познания.

При этом в развитии науки «эпохи относительной стабильности отделены друг от друга краткими периодами кризисов, во время которых под давлением фактов, ранее малоизвестных или вовсе неизвестных, ученые вдруг ставят под сомнение все принципы, казавшиеся до этого вполне незыблемыми, и через определенное время находят совершенно новые пути. Такие неожиданные повороты характеризуют решающие этапы в прогрессивном развитии наших знаний»[261]. Этап количественных изменений науки - это постепенное накопление новых фактов, наблюдений, экспериментальных данных в рамках существующих научных концепций. В связи с этим идет процесс расширения, уточнения уже сформулированных теорий, понятий и принципов.

Первые попытки специального анализа проблемы количества восходят к пифагорейцам и связаны с изучением природы чисел и их применением для познания мира, а Аристотель подчеркивал: «Количеством называется то, что делимо на составные части… Всякое количество ест множество, если оно исчислимо, а величина – если измеримо»[262].

Более общее представление о количестве в Новое время ввели Декарт, Лейбниц, Ньютон в связи с исследованием движения и введением переменных величин в математику. А диалектическую взаимосвязь количества и качества в философское познание ввел впервые Гегель, который подчеркивал, что количество есть «внешняя бытию, безразличная для него определенность», а качество – «тождественная с бытием определенность, так что нечто перестает быть тем, что оно есть, когда теряет свое качество».[263]

С этой точки зрения, естественных и гуманитарных науках, качественно определенным видам и формам бытия относятся Галактика, звезды, планеты, Земля, неорганическая и органическая природа, общество, человек, пространство, время, сознание человека, а в нем – чувственно-созерцательное и абстрактное мышление, психология, идеология.

Мало того, в развитии современного научного познания можно выделить два вида качеств: природные и социальные,где природные представляют собой определенность предметов и явлений природы, которые неотделимы от телесности, пространственно-временной структуры, гравитационного и энергетического состояния.

Социальные же качества характеризуются отношением людей к природе, друг к другу, характером и разнообразием человеческой деятельности, компонентом общественных отношений, в процессе которых выявляются сознание (индивидуальное и общественное) с разнообразием его форм и уровней. Социальные качества при этом подразделяются на функциональные и системные.

Первый вид качества выражается в формах и функциях созданных человеком предметов «второй природы» (стол, синхрофазотрон, компьютер, космический корабль, международная космическая станция), каждая из которых имеет свое предназначение, функции.

Второй вид качества - «системное качество», по Марксу, не поддается простому наблюдению (например, стоимость, моральный износ, народ, нация, цивилизация, глобализация, глобализм, экономическая интеграция, экономический кризис). И это объясняется тем, что у каждого из системных видов качеств имеются особые отношения с присущим ему количеством (народ), без знания их трудно разобраться в диалектике количественно-качественных изменений в процессе познания, не выявляя специфические свойства и отношения одного объекта с другим, «способ отношения друг у другу», по Гегелю, вызывающие возникновение новых качественных состояний.

На определенном этапе этого процесса и в конкретной его «точке» происходит прерыв непрерывности, скачок, коренная ломка старых фундаментальных законов и принципов вследствие того, что они не объясняют новых фактов и новых открытий. Это и есть коренные качественные изменения в развитии науки, научные революции.

Во время относительно устойчивого развития науки происходит постепенный рост знания, но основные теоретические представления остаются почти без изменений. В период научной революции подвергаются ломке именно эти представления. Революция в той или иной науке представляет собой период коренной ломки основных, фундаментальных концепций, считавшихся ранее незыблемыми, период наиболее интенсивного развития, проникновения в область неизвестного, скачкообразного углубления и расширения сферы познанного.

Примерами таких революций являются создание гелиоцентрической системы мира (Коперник), формирование классической механики и экспериментального естествознания (Галилей, Кеплер и особенно Ньютон), революция в естествознании конца XIX - начала XX в. - возникновение теории относительности и квантовой механики (А. Эйнштейн, М. Планк, Н. Бор, В. Гейзенберг и др.). Крупные изменения происходят в современной науке, особенно связанные с формированием и бурным развитием синергетики (теории самоорганизации целостных развивающихся систем), электроники, генной инженерии и т.п. Научная революция подводит итог предшествующему периоду познания, поднимает его на новую, высшую ступень. Очищая науку от заблуждений, она открывает новые объекты и методы исследования, ускоряя тем самым темпы развития науки.

Это находит выражение в том, что на основе результатов развития фундаментальных научных исследований возникают принципиально новые отрасли производства (атомные реакторы, радиоэлектроника и вычислительная техника, квантовая электроника, нанотехника, открытие кода наследственности), которые не могли бы развиться из предшествующей производственной практики. Тенденция развития науки по всем направлениям, закономерно, должна опережать практику, технику, промышленность и аграрный комплекс, превращаясь в технологическое воплощение науки.

Все это в комплексе предполагает основательное изучение тенденций междисциплинарного исследования науки как объекта не только философско-методологического, но и историко-научного, науковедческого и культурологического анализа.

В современном социуме усиление роли науки сопровождается, как известно, усложнением ее структуры, выражаясь в первую очередь в бурном развитии прикладных исследований, опытно-конструкторских работ как важнейших звеньев, связывающих фундаментальные исследования непосредственно с производством и в этом прежде всего проявляется диалектика количественно-качественных изменений в развитии науки.

Наши рекомендации