Понятия научной теории и идеального объекта
Теория, - это целостная система рационально осмысленных, истинных знаний, отражающих закономерности организации и развития природы и социальной реальности.
В настоящее время понятие «теория» используется в 2-х основных смысловых значениях.
Во-первых, теория рассматривается как специфический способ культурно-цивилизационного творчества человека, как высшая форма рационально осмысленного отношения человека к миру и в этом значении тождественна понятию общественного сознания.
Во-вторых, теория определяется как основная форма организации и развития научного познания (и знания) в виде системы дискурсивных {т.е. логически взаимосвязанных) утверждений и доказательств, отвечающих общепринятым стандартам научности рассуждения на основе методов объяснения и предсказания явлений той или иной предметной области.
Понятие «теория» применяется для обозначения особого, «теоретического уровня научного познания», характеризующегося целым рядом специфических свойств по сравнению с «эмпирическим уровнем научного познания».
Теория, представляющая «теоретический уровень», создается с целью объяснения объективной реальности посредством описания, систематизации и объяснения всего многообразия данных эмпирического уровня. Однако особенность теории заключается в том, что она описывает и объясняет окружающий мир не непосредственно, а путем мысленного конструирования и описания идеальных объектов. Механика, в частности, имеет дело не с реальными процессами природы, а с их репрезентациями, т.е. замещениями в виде таких идеальных объектов, как «материальная точка», «закон инерции» и др.
Идеальные объекты в отличие от реально существующих, характеризуются не бесконечным, а вполне определенным, интуитивно, или посредством постулирования заданным числом свойств. Материальные точки как объекты механики, наделены всего лишь двумя свойствами, - массой и возможностью находиться в пространстве и времени. Закон инерции в «Математических началах натуральной философии» определяется И. Ньютоном следующим образом: «Врожденная сила материи есть присущая ей способность сопротивления, по которой всякое отдельно взятое тело, поскольку оно предоставлено самому себе удерживает состояние покоя, или равномерного прямолинейного движения»[140]. Иначе говоря, в данном случае речь идет не о реальном, а о сконструированном силой абстракции в действительности не существующем объекте. Лишь благодаря способности едва ли не безграничного произвола фантазии можно представить физическое тело «предоставленное самому себе», т.е. изолированное от любых внешних воздействий, что рассматривается в качестве условия принципиально важного в механике заключения о первичности «равномерного прямолинейного движения», о производности, выводимости из него (а значит и сводимости к нему, - B.C.) любых видов эмпирически наблюдаемых движений.
В виде идеальных объектов задаются и такие основополагающие условия существования физических тел, как «время», «пространство», «движение». В классической ньютоновской механике отнюдь не доказывается, не обосновывается, а допускается, что «Абсолютное, истинное математическое время само по себе и по самой своей сущности, без всякого отношения к чему-либо внешнему, протекает равномерно, а иначе называется длительностью»[141]. В свою очередь, достаточно произвольно определяются и свойства реального пространства, - «Абсолютное пространство по самой своей сущности, безотносительно к чему бы то ни было внешнему, остается всегда одинаковым и неподвижным»[142]. Так же как и в случаях определений материальной точки и закона инерции, понятия пространства и времени формулируются посредством абстрагирования, т.е. отвлечения от реального многообразия связей и отношений действительности, рассматриваются как вполне самостоятельные, абсолютные сущности. Следуя тому же правилу, И. Ньютон образует абстракцию механического движения, - «абсолютное движение есть перемещение тела из одного абсолютного места в другое»[143].
Таким образом, идеальные объекты строятся так, что оказываются доступными рациональному изучению и интеллектуальному контролю.
Они не только широко используются в самых различных областях теоретического знания, но являются необходимым и главным условием его существования. Математика становится возможной лишь при условии введения в научный обиход таких идеальных объектов как число, точка, линия, плоскость. Физика основывается на использовании понятий об «абсолютно черном теле», «абсолютном пространстве и времени», «абсолютно упругой жидкости», «математическом маятнике», и др., то есть в действительности не существующих, созданных творческой силой мышления, объектах. К классу идеализированных объектов принадлежат и такие предметы и, одновременно, категории биологии как организм, популяция, конкуренция, биоценоз, биосфера, генофонд, экосистема… Важнейшие категориальные понятия социальной философии, современного корпуса социальных и гуманитарных наук, - человек, личность, класс, нация, цивилизация, культура, общественно-экономическая формация, - являются продуктом процедур идеализации и абстрагирования и представляют собой теоретические репрезентации (модели) реальных предметов.
Формирование идеальных объектов, - не только сложный, но и в высшей степени противоречивый процесс. По-преимуществу он реализуется посредством «предельного перехода» от свойств эмпирически, чувственно воспринимаемого объекта к логико-дискурсивным фиксациям их крайних, теоретически возможных проявлений. Речь идет не о реально существующих, а теоретически мыслимых проявлениях свойств, достигающих уровней абсолютных значений. Так, например, абсолютно черное тело принято рассматривать как объект, обладающий способностью полностью без остатка поглощать световую энергию. Пространство в классической механике отождествляется с чистой протяженностью, абсолютным «вместилищем», независимым от находящихся в нем физических тел. Продуктом «предельного перехода» от эмпирически фиксируемых качеств человеческого существования к идее личности является широко используемое в педагогике и философии образования понятие о «всесторонне развитой личности», включающее бесконечное множество смысловых значений и в силу неопределенности, чреватое высокой степенью произвольности истолкования.
Формирование идеального объекта включает три основные стадии.
Во-первых, это стадия наглядно-чувственного восприятия свойств и взаимосвязей объекта.
Во-вторых, стадия мысленного конструирования логически возможных, предельных значений проявления свойств непосредственно наблюдаемых эмпирических объектов.
В-третьих, этап перехода от эмпирических, непосредственно (или опосредовано) наблюдаемых объектов и максимально возможных интенсивностей проявления их свойств, - к объектам принципиально ненаблюдаемым, чисто мысленным, так называемым теоретическим объектам. Они отличаются от эмпирических объектов не только величинами интенсивности проявления свойств, т.е. количественно. Ненаблюдаемые, теоретические объекты представляют собой качественно новые по сравнению с эмпирическими, образования, будучи чисто интеллектуальными, мысленными сущностями. Едва ли могут быть приведены сколько-нибудь убедительные доводы в пользу реальности существования таких идеальных объектов как «красота», «добро», «справедливость», «безразмерная точка», «прямоугольный треугольник» и др. Но это, однако, не означает, что они не имеют никакого бытийно-онтологического статуса. Специальными исследованиями с известной степенью приближения могут быть указаны условия существования тех или иных естественноисторических прообразов идеальных объектов наук о природе и культуре.
Идеальные объекты теории вводятся в научный обиход не только посредством процедур «предельного перехода». Они не редко задаются по определению, то есть на основе операций постулирования. Наряду с этим идеальные объекты формируются и посредством интуиции, - интуиции как метода непосредственного усмотрения сущности.
Метод постулирования получил широкое распространение в математике и в некоторых отраслях теоретического естествознания и гуманитарных наук вследствие релятивизации их оснований и укрепления мнений о множественности способов достижения истины, множественности отражающих ее типов знания (наука, религия, искусство, обыденное сознание и др.). Широкое использование метода постулирования в науке начинается с момента открытия неевклидовых геометрий и придания им значения общепринятых, вполне обоснованных математических теорий. Укреплению позиций принципа релятивности, относительности истины в научном познании способствовало и осознание факта множественности логик, развития традиций неклассической физики и др. Открывшаяся перспектива внеэмпирического, чисто рационально-логического определения смысла основополагающих принципов построения теоретического знания положила начало развитию свободного интеллектуального поиска, неограниченного необходимостью опытно-экспериментального подтверждения реальности существования своих объектов. На этом пути свободы творчества теоретического мышления, достигнуты впечатляющие результаты в целом ряде отраслей математики, в логике, в некоторых отраслях математического естествознания и др., - результаты, представленные в виде множества опытов построения «возможных миров» организации и эволюции действительности.
В частности, создание «специальной» (1905), а затем и общей теории относительности (1915) А. Эйнштейном ознаменовалось формированием совершенно новых по сравнению с классической механикой представлений о мире. «Миры» Эйнштейна и Галилея – Ньютона радикально различаются по истолкованию вопросов движения: в классической механике отсутствуют какие-либо ограничения скорости физических тел, между тем как в теории относительности такие ограничения есть. В физике Галилея – Ньютона даются только правила вычисления скорости в различных системах координат (правила сложения скоростей, или преобразования Галилея – Ньютона). В теории Эйнштейна посредством постулирования вводятся ограничения: во-первых, для скорости света (300 тыс. км/сек.) и, во-вторых, для скорости всех без исключения физических тел (они не могут достигать скорости света в вакууме).
Введение этих постулатов привело к замене правил вычисления скоростей Галилея – Ньютона преобразованиями Лоренца, фиксирующими скорость любого физического тела или процесса в величинах ниже скорости света. Скорость же света, исчисленная в любой системе координат, оказывается равной 300 тыс. км/сек. И, уходя от светового луча и двигаясь навстречу ему, можно перемещаться, согласно Лоренцу, лишь со скоростью света. Парадоксальность такого рода ситуаций, их очевидная несовместимость с соображениями здравого смысла стали источником отрицательных оценок самого метода постулирования. По мнению Б. Рассела, выдающегося английского математика, логика и философа, «метод постулирования того, что нам требуется, обладает многими преимуществами, но такими, же преимуществами обладает воровство перед честным трудом»[144]. Являясь результатом изучения абстрактных, не существующих в действительности предметов, идеальные объекты принадлежат к числу интеллектуальных фикций, нередко имеющих сугубо инструментальное значение.
Наряду с постулированием важную роль в формировании идеальных объектов имеет интуиция. Понятие интуиции, в данном случае, не подразумевает ничего иррационального и мистического. Речь идет лишь об эпистемологических условиях непосредственной данности объекта субъекту, причем до такой степени, что оказывается возможным прямое, ничем неопосредованное «усмотрение сущности» (Э. Гуссерль) вещей. В трансцендентальной феноменологии, например, это обеспечивается такой познавательной способностью как интеллектуальная интуиция. Согласно Э. Гуссерлю, основателю феноменологии и феноменологической философии в ХХ в., интеллектуальная интуиция обеспечивает возможность непосредственного усмотрения «родов и видов» бытия, созерцания фундаментальных структурных и причинно-следственных связей и зависимостей[145]. Правомерность такого понимания сути дела достигается в трансцендентальной феноменологии за счет преодоления различий между субъектом и объектом познания, между рационализмом и сенсуализмом, между теоретическим и эмпирическим уровнями научного исследования. Ведь, согласно Э. Гуссерлю, трансцендентальный субъект имеет дело не с вещами, как они существуют вне и независимо от сознания, сами по себе, а с интенциональными объектами. Последние же не тождественны предметам объективного мира. Интенциональные объекты, - это предметы природы и культуры в том виде как они воспринимаются человеком, субъектом познания. Иначе говоря, интенциональные объекты рассматриваются как феномены сознания, как органичная составная часть интенционального, то есть познавательного акта. Ведь каждый интенциональный акт двуслоен: он включает во-первых, сам акт сознания, или восприятия предмета и, во-вторых, содержание этого акта. Интенциональный объект это и есть содержание интенционального акта, а значит, принадлежит к сфере сознания. По своей природе объекты трансцендентальной феноменологии не являются ни механическими, ни физическими, ни химическими или социальными. Это интенциональные объекты, которые конституируются, т.е. создаются творческой активностью сознания. Являясь продуктами познавательной деятельности, интенциональные объекты, конечно, «непосредственно даны» сознанию и этой «непосредственной данностью» объясняется возможность интуитивного усмотрения их сущности.
В редакции феноменологии интеллектуальная интуиция, то есть «непосредственное усмотрение сущности» возможно лишь в отношении объектов, созданных сознанием человека. Но ведь предметы природы и социальной реальности существуют вполне объективно, вне и независимо от сознания и психики людей. Совместимо ли с признанием существования не интенциональных, т.е. чисто мысленных, а вполне реальных, в действительности существующих объектов, утверждение о возможности интуитивного «усмотрения сущности», а значит и интуитивного введения в обиход научной теории идеальных объектов?
Ответ на этот вопрос будет положительным, если под интуицией понимать специфическую, обобщенную форму выражения индивидуального научно-исследовательского опыта, опыта традиций здравого смысла и жизненной практики. Интуицией в данном случае обозначается мысленная, в значительной мере бессознательная процедура уяснения сущности вещей, минуя целый ряд этапов их рациональной логико-дискурсивной осмысленности. В силу объективной сложности интуиции создается иллюзия возникновения нового знания без каких-либо предваряющих условий, посредством ясновидения, озарения или пророчества. Как мы теперь знаем, в основу каждого из перечисленных типов «внерационального», интуитивного «усмотрения сущности» лежат доступные пониманию механизмы творческого воображения[146].
Идеализированные объекты выполняют методологически важную роль в процессах формирования теории, и их построение является необходимым этапом на пути теоретической осмысленности эмпирического материала любой отрасли знания. Идеализированный объект выступает не только как мысленная модель определенного фрагмента реальности, но и содержит в себе конкретную программу исследования, которая реализуется в процессе построения теории.
Многообразию форм идеализации и идеализированных объектов соответствует и многообразие видов теорий, которые могут быть классифицированы по разным основаниям: описательные, математические, дедуктивные и индуктивные, фундаментальные и прикладные, формальные и содержательные, «открытые» и «закрытые», объясняющие и описывающие (феноменологические), физические, химические, социологические, психологические и др.
Вместе с тем, для современной (постнеклассической) науки характерны усиливающаяся математизация и возрастающий уровень абстрактности и сложности теоретических конструкций. Эта особенность современного естествознания привела к тому, что из-за высокого уровня абстрактности вводимых понятий, сама работа по логико-математическому обеспечению этого процесса превратилась в новый и своеобразный вид деятельности.
В теории задаются не только идеальные объекты, но и взаимоотношения между ними, которые устанавливаются посредством законов. Наряду с этим из первичных идеальных объектов оказывается возможным строить вторичные и другие производные объекты. Благодаря этому, теория, описывающая свойства идеальных объектов, взаимоотношения между ними (законы), свойства объектов, построенных из первичных идеальных объектов, характеризуется широким диапазоном применимости, приобретает способность адекватного описания большого многообразия опытно-экспериментальных данных. Теоретическая интерпретация эмпирического материала, а значит и связь теоретических обобщений высокого уровня абстракции с данными наблюдения и эксперимента обеспечивается на путях построения во-первых, из исходных идеальных объектов, объектов производных и, во-вторых, - из исходных и производных идеальных объектов, - моделей того или иного явления, или процесса.
Различия между исходными и производными идеальными объектами, свидетельствует отом, что теоретический уровень научного познания включает, во-первых, фундаментальные теории, изучающие исходные идеальные объекты и их взаимоотношения (законы) и, во-вторых, теории, описывающие более узкую, более конкретную сферу реальности и базирующиеся на фундаментальных теориях.
Теоретический уровень научного познания противопоставляется эмпирическому, исходя из различий изучаемых объектов. Теоретический уровень характеризуется приуроченностью к изучению идеальных, ненаблюдаемых, абстрактных объектов, а эмпирический, - чувственно-наглядных, «непосредственно» воспринимаемых.
Именно в этом смысле теория противопоставляется эмпирическому знаниюи отличается от него, во-первых,достоверностью научного знания; во-вторых,обобщенным описанием исследуемых явлений и на этой основе способностью предсказания еще новых не известных фактов, в-третьих,строгостью логико-математического обоснования утверждений путем вывода и доказательства.
Благодаря использованию системы специфических методологических, концептуальных и терминологических средств, в теории возможен переход от одного утверждения к другому без непосредственного обращения к чувственному опыту.
В современной методологии науки выделяют следующие основные элементы структуры теории: 1) Исходные основания— фундаментальные понятия, принципы, законы, уравнения, аксиомы; 2) Идеализированные объекты,т.е. абстрактные модели изучаемых предметов (например, «абсолютно черное тело», «идеальный газ»); 3) Логика теории,- совокупность определенных правил и способов доказательства, посредством которых реализуются требования методологического характера; 4) Философско-мировоззренческие установки, нормы и идеалы научного исследования; 5) Совокупность законов и утверждений, выведенных в качестве следствий из основоположений данной теории.
В физических теориях можно выделить, например, две основные части: во-первых, систему логико-математических средств языка и правил описания (математические уравнения, логические правила и символы и др.) и во-вторых, содержательную интерпретацию (категории, законы, принципы). Выявление условий единства содержательной и логико-математической составляющих теории, принадлежит к числу важнейших задач ее развития.