Научные знания, их особенности и структура. Научные революции
В современной литературе много определений науки, например, наука есть форма духовной деятельности людей, направленная на производство знаний о природе, обществе и о самом познании, имеющая непосредственной целью постижение истины и открытие объективных законов на основе обобщения реальных фактов в их взаимосвязи, для того чтобы предвидеть тенденции развития действительности и способствовать ее изменению. В этом смысле, наука есть творческая деятельность по получению нового знания и результат этой деятельности: совокупность знаний (преимущественно в понятийной форме), приведенных в целостную систему на основе определенных принципов и процесс их воспроизводства. Как и другие формы познания, наука есть социокультурная деятельность.
Основные стороны бытия науки – это, во-первых, сложный, противоречивый процесс получения нового знания; во-вторых, результат этого процесса, т.е. объединение полученных знаний в целостную, развивающуюся органическую систему; в-третьих, социальный институт со всей своей инфраструктурой: организация науки, научные учреждения; этос (нравственность) науки, профессиональные объединения ученых, ресурсы, финансы, научное оборудование, система научной информации, различного рода коммуникации ученых; в-четвертых, особая область человеческой деятельности и важнейший элемент культуры.
Важно, на наш взгляд, также необходимость выявления особенностей научного познания:
1. Основная задача науки - обнаружение объективных законов действительности - природных, социальных (общественных) законов самого познания, мышления, существенные свойства предмета, его характеристики в системе абстракции, в форме идеализированных объектов. Все это означает, что понятие научность главным образом предполагает открытие законов, углубление сущности изучаемых явлений.
2. Познавая законы функционирования и развития исследуемых объектов, наука осуществляет предвидение будущего с целью дальнейшего практического освоения действительности. Нацеленность науки на изучение не только объектов, преобразуемых в сегодняшней практике, но и тех, которые могут стать предметом практического освоения в будущем, является отличительной чертой научного познания.
3. Предвидение будущего - важное звено в цепи логической операции, два предшествующих звена которой составляют анализ настоящего и исследование прошлого. Точность предвидения определяется, прежде всего, тем, насколько глубоко и всесторонне изучены как предшествующее, так и современное состояния предмета исследования, закономерности его изменения. Без знания этих составляющих в их единстве невозможно и научное предвидение как таковое.
Научный анализ действительности исходит из того, что в процессе развития одна конкретно-историческая система взаимодействия превращается в другую систему исторической конкретности. Элементы, которые в первой системе были единичными, подчиненными, но соответствовали общей основной тенденции развития, во второй системе становятся всеобщими, определяющими «лицо» данной системы.
Следовательно, научное предвидение сводится к тому, чтобы мысленно, в соответствии с выявленными законами, сконструировать «модель» будущего по тем единичным фрагментам («кусочкам», предпосылкам и т.п.), которые существуют сегодня. А для этого нужно уметь найти эти фрагменты и выделить их из огромного числа других единичностей, скрывающих «ростки», которые станут элементами будущей конкретно-исторической целостности.
Когда осуществляется такое предвидение событий, не имеющих пока места в действительности, то на основе уже известных законов и теорий происходит экстраполяция в будущее процессов настоящего и прошлого. Однако это не означает фатальной предопределенности, в рамках которых можно проецировать в будущее закономерности, выявленные в настоящем.
Любое научное предвидение имеет свои пределы, за которыми превращается в утопию, в пустую беспочвенную фантазию. По мере развития практики и самого познания предвидение становится все более точным и достоверным.
4. Существенным признаком научного познания является его системность, т.е. совокупность знаний, приведенных в порядок на основании определенных теоретических принципов,которые и объединяют отдельные знания в целостность. Знания превращаются в научные, когда целенаправленное собирание фактов, их описание и обобщение доводится до уровня системы в состав теории.
5. Для науки характерна постоянная методологическая рефлексия, когда изучение объектов, выявление их специфики, свойств и связей сопровождается осознанием методов и приемов, посредством которых исследуются данные объекты. Наука в сущности своей рациональна, но в ней присутствует иррациональная компонента, особенно для гуманитарных наук, где невозможно выразить объективность цели только при помощи чисто рациональных принципов и приемов.
6. Цель и высшая ценность научного познания - объективная истина, постигаемая преимущественно рациональными средствами и методами, но, разумеется, не без участия живого созерцания и внерациональных средств. Отсюда характерная черта научного познания - объективность, устранение не присущих предмету исследования субъективистских моментов для реализации «чистоты» его рассмотрения. Но активность субъекта - важнейшее условие и предпосылка научного познания. Последнее неосуществимо без конструктивно-критического и самокритичного отношения субъекта к действительности и к самому себе, исключающего косность, догматизм, апологетику, субъективизм. Постоянная ориентация на истину, признание ее самоценности, непрерывные ее поиски в трудных и сложных условиях - существенная характеристика научного познания, отличающая его от других форм познавательной деятельности. Научная истина, по словам В. И. Вернадского, более важная часть науки, чем гипотезы и теории, поскольку научная истина «переживает века и тысячелетия».
7. Научное познание есть сложный, противоречивый процесс производства, воспроизводства новых знаний, образующих целостную развивающуюся систему понятий, теорий, гипотез, законов и других идеальных форм, закрепленных в языке- естественном или искусственном: математическая символика, химические формулы и т.п. Научное знание не просто фиксирует свои элементы в языке, но непрерывно воспроизводит их на собственной основе, формирует их в соответствии со своими нормами и принципами. Процесс непрерывного самообновления наукой своего концептуального арсенала - важный критерий научности.
8. В процессе научного познания применяются специфические материальные средства (приборы, инструменты, другое «научное оборудование», синхрофазотроны, радиотелескопы, ракетно-космическая техника и т.д.). Кроме того, для науки характерно использование своих объектов и идеальных средств и методов, как современная логика, математические методы, диалектика, системный, кибернетический, синергетический и другие.
9. Научному познанию присущи доказательность, обоснованность полученных результатов, достоверность выводов. Вместе с тем, здесь немало гипотез, догадок, предположений, вероятностных суждений, поэтому важнейшее значение имеют логико-методологическая подготовка исследователей, их философская культура, постоянное совершенствование своего мышления, умение правильно применять его законы и принципы.
В современной методологии выделяют и другие уровни критериев научности: формальная непротиворечивость знания, его опытная проверяемость, воспроизводимость, открытость для критики, свобода от предвзятости, строгость и т.д.
Интересные и оригинальные, например, идеи об отличиях научного мышления от других духовных «исканий человечества» развивал В. И. Вернадский. Он, в частности, считал, что только в истории научных идей четко и ясно проявляется прогресс, чего нет в других сторонах культурной жизни (в искусстве, литературе, музыке) и даже в истории человечества, которую «едва ли можно принимать за нечто единое и целое». По мнению русского мыслителя, характерными особенностями исторического процесса научного творчества являются, во-первых, единство процесса развития научной мысли; во-вторых, общеобязательность научных результатов; в-третьих, большая и своеобразная независимость науки (по сравнению с другими духовными образованиями - философией, религией, искусством и др.) от исторической обстановки; в-четвертых, очень глубокое (подобно религии), но совершенно своеобразное влияние научного познания на понимание человеком смысла и цели своего существования; в-пятых, научное творчество как основной элемент «научной веры» (противоположной религиозной), которая является могущественным созидательным фактором в науке[131].
Таким образом, научное познание как целостная развивающаяся система имеет довольно сложную структуру. Структура научного познания может быть представлена в различных ее срезах и в совокупности специфических элементов.
Предварительно отметим, что в структуре научного знания существуют элементы, не укладывающиеся в традиционное понятие научности: философские, религиозные, магические представления; интеллектуальные и сенсорные навыки, не поддающиеся вербализации и рефлексии; социально-психологические стереотипы, интересы и потребности; определенные конвенции, метафоры, противоречия и парадоксы; следы личных пристрастий и антипатий, привычек, ошибок и т.д. Имея в виду подобные элементы, В. И. Вернадский указывал, что «есть одно коренное явление, которое определяет научную мысль и отличает научные результаты и научные заключения ясно и просто от утверждений философии и религии, - это общеобязательность и бесспорность правильно сделанных научных выводов, научных утверждений, понятий, заключений»[132]. Этим наука отличается и от всякого другого знания и духовного проявления человечества.
Рассматривая основную структуру научного знания, В. И. Вернадский считал, что «основной неоспоримый вечный остов науки» включает в себя следующие главные элементы:
1) Математические науки во всем их объеме;
2) Логические науки почти всецело;
3) Научные факты в их системе, классификации и сделанные из них эмпирические обобщения - научный аппарат, взятый в целом.
Все эти стороны научного знания - единой науки - находятся в бурном развитии, и область, ими охватываемая, все увеличивается[133]. При этом, согласно Вернадскому, во-первых, новые науки всецело проникнуты этими элементами и создаются «в их всеоружии». Во-вторых, научный аппарат фактов и обобщений растет непрерывно в результате научной работы в геометрической прогрессии. В-третьих, живой, динамичный процесс такого бытия науки, связывающий прошлое с настоящим, стихийно отражается в среде жизни человечества, является все растущей геологической силой, превращающей биосферу в ноосферу - сферу разума.
С точки зрения взаимодействия объекта и субъекта научного познания, последнее включает в себя четыре необходимых компонента в их единстве:
- Субъект науки - ключевой ее элемент: отдельный исследователь, научное сообщество, научный коллектив и т.п., в конечном счете - общество в целом. Они-то, т.е. субъекты науки, и исследуют свойства, стороны и отношения объектов и их классов (материальных или духовных) в данных условиях и в определенное время. Научная деятельность требует специфической подготовки познающего субъекта, в ходе которой он осваивает предшествующий и современный ему концептуальный материал, сложившиеся средства и методы его постижения, делает их своим достоянием, учится грамотно им оперировать, усваивает определенную систему ценностных, мировоззренческих и нравственных ориентаций и целевых установок, специфичных именно для научного познания.
- Объект (предмет, предметная область), то, что именно изучает данная наука или научная дисциплина.
Иначе говоря, это то, на что направлена мысль исследователя, что может быть описано, воспринято, названо, выражено в мышлении. В широком смысле понятие «предмет», во-первых, обозначает некоторую ограниченную целостность, выделенную из мира объектов в процессе человеческой деятельности и познания; во-вторых, объект (вещь) в совокупности своих сторон, свойств и отношений, противостоящий субъекту познания.
Понятие «предмет» может быть использовано для выражения системы законов, свойственных данному объекту (например, предмет диалектики - всеобщие законы развития). По мере развития знаний об объекте открываются новые его стороны и связи, которые становятся предметом познания. Различные науки об одном и том же объекте имеют различные предметы познания (например, анатомия изучает строение организма, физиология - функции его органов, медицина - болезни). Предмет познания может быть материальным (атом, живые организмы, электромагнитное поле, галактика и др.) или идеальным (сам познавательный процесс, концепции, теории, понятия). В гносеологическом плане различие предмета и объекта относительно. В предмет входят лишь главные, наиболее существенные свойства и признаки объекта.
- Система методов и приемов, характерных для данной науки или научной дисциплины и обусловленных своеобразием их предметов.
- Специфический язык - как естественный, так и искусственный(знаки, символы, математические уравнения, химические формулы и т.п.).
При ином «срезе» научное познание различает такие элементы структуры: а) фактический материал, почерпнутый из эмпирического опыта; б) результаты первоначального концептуального его обобщения в понятиях и других абстракциях; в) основанные на фактах проблемы и научные предположения (гипотезы); г) «вырастающие» из них законы, принципы и теории, картины мира; д) философские установки (основания); е) социокультурные, ценностные и мировоззренческие основы; ж) методы, идеалы и нормы научного познания, его эталоны, регулятивы и императивы; з) стиль мышления и некоторые другие элементы (например, внерациональные).
Среди этих компонентов данного «среза» научного познания важно выделить особо: идеалы и нормы научного познания- совокупность определенных концептуальных, ценностных, методологических и иных установок, свойственных науке на каждом конкретно-историческом этапе ее развития. Их основная функция - организация и регуляция процесса научного исследования, ориентация на более эффективные пути, способы и формы достижения истинных результатов. При переходе на новый этап научного исследования (например, от классической к неклассической науке) кардинально меняются его идеалы и нормы. Их характер определяется в первую очередь предметом познания, спецификой изучаемых объектов, а их содержание формируется в конкретном социокультурном контексте.
Целостное единство норм и идеалов научного познания, господствующих на определенном этапе развития науки, выражает понятие «стиль мышления». Он выполняет в научном познании регулятивную функцию, носит многослойный, вариативный и ценностный характер. Выражая общепринятые стереотипы интеллектуальной деятельности, присущие данному этапу, стиль мышления воплощается в определенной конкретно-исторической форме. Различают классический, неклассический и постнеклассический (современный) стили научного мышления.
«Философские основания науки» выражают идеи и принципы, которые содержатся в науке (научной дисциплине, концепции и т.п.) и дают самые общие ориентиры для познавательной деятельности. Философские основания науки выполняют эвристическую и методологическую функции. Являясь средством приращения нового знания, они способствуют формированию новых методов научного исследования. Философские основания науки разнородны и историчны: при переходе от одного этапа развития науки к другому в ходе научных революций один их «набор» сменяется другим, но определенная преемственность при этом сохраняется.
Научная картина мира- целостная система представлений об общих свойствах и закономерностях действительности, построенная в результате обобщения и синтеза фундаментальных научных понятий и принципов. В зависимости от оснований деления различают общенаучную картину мира, которая включает представления о всей действительности (о природе, обществе и самом познании) и естественнонаучную картину мира (в зависимости от предмета познания может быть физической, астрономической, химической, биологической). В общенаучной картине мира определяющим элементом выступает картина мира той области научного знания, которая занимает лидирующее положение на конкретном этапе развития науки.
Каждая картина мира строится на основе определенных фундаментальных научных теорий. По мере развития практики и познания одни научные картины мира сменяются другими. Так, естественнонаучная картина строилась сначала (с XVII в.) на базе классической механики, затем электродинамики, потом квантовой механики и теории относительности (с начала XX в.), а сегодня - на основе синергетики.
Научные картины мира выполняют эвристическую роль в процессе построения фундаментальных научных теорий. Они тесно связаны с мировоззрением, являясь одним из важных питательных источников его формирования.
Таким образом, можно отметить, что философия науки, сформировавшаяся с 50-х годов ХХ века, определяет науку в единстве всех своих аспектов, изучаемых целым рядом особых дисциплин: историей науки, логикой науки, когнитологией, социологией науки, психологией научного творчества, науковедением.