Научное познание, его основные признаки и уровни, методы и формы
Познание – это высшая форма отражения объективной действительности. Теория познания называется гносеологией.
Научное познание – это вид и уровень познания, направленный на производство истинных знаний о действительности, открытие объективных законов на основе обобщения реальных фактов. Оно становится над обыденным познанием, то есть стихийным познанием, связанным жизнедеятельностью людей и воспринимающим действительность на уровне явления. Учение о научном познании называется эпистемологией. Это особый раздел философии, в котором изучаются проблемы природы познания и его возможностей, отношения знания к реальности, исследуются всеобщие предпосылки познания, выявляются условия его достоверности и истинности.
Признаки научного познания:
1) основная задача научного познания – обнаружение и объяснение объективных законов действительности: природных, социальных и мышления. Научное познание ориентировано на исследование общих, существенных свойств объектов и их выражение в абстрактном, обобщенном виде.
2) непосредственная цель и высшая ценность научного познания состоит в поиске объективной истины, которая может быть постигнута преимущественно рациональными средствами и методами.
3) в большей мере, чем другие виды познания, научное познание ориентировано на то, чтобы быть воплощенным на практике.
4) для научного познания характерен специальный язык, отличающийся точностью использования терминов, символов, схем.
5) научное познание является сложным процессом воспроизводства знаний, образующих целостную, развивающуюся систему понятий, теорий, гипотез, законов.
6) научному познанию присущи и строгая доказательность, обоснованность полученных результатов, достоверность выводов, и наличие гипотез, догадок, предположений.
7) научное познание нуждается и прибегает к специальным орудиям (средствам) познания: научной аппаратуре, измерительным инструментам, приборам.
8) научное познание характеризуется процессуальностью. В своем развитии оно проходит два основных уровня: эмпирический и теоретический, которые тесно связаны между собой.
9) область научного знания составляют проверяемые и систематизированные сведения о различных явлениях бытия.
Принципиальной чертой научного познания является стремление к логическому, максимально обобщённому объективному знанию. Научное познание ориентируется на критерии разума. На этой основе мы можем противопоставлять научное познание другим способам познания, в частности, религии и искусству.
Выделяют два уровня научного познания – эмпирический и теоретический. Эмпирический уровень познания – это непосредственное опытное, в основном индуктивное, изучение объекта. Он включает в себя получение необходимых исходных фактов – данных об отдельных сторонах и связях объекта, осмысление и описание на языке науки полученных данных, их первичную систематизацию. Познание на этом этапе остается еще на уровне явления, но уже создаются предпосылки для проникновения сущность объекта. Теоретический уровень научного познания характеризуется глубоким проникновением в сущность изучаемого объекта, не только выявлением, но и объяснением закономерностей его развития и функционирования, построением теоретической модели объекта и ее углубленным анализом.
Главные формы научного познания:
Научный факт является исходной формой научного познания, в которой фиксируется первичное знание об объекте; он есть отражение и интерпретация в сознании субъекта факта действительности. Научным фактом является лишь тот, который поддается проверке и описан в научных терминах. Сам по себе факт как фиксация эмпирического знания (описание объекта без попытки его истолкования, разъяснения) не является научным фактом. Особенность научного факта состоит в том, что он может быть подвергнут верификации – проверке, в ходе которой доказывается его истинность.
Научный закон – это обобщение эмпирических фактов, выявляющее устойчивую связь между явлениями и процессами.
Научная теория – наиболее полная форма научного знания о предмете, которая возникает в результате проверки гипотезы. Теория представляет собой систему обобщенных положений, идей или принципов, систему взаимосвязанных утверждений и доказательств, дающую целостное отображение определенного явления действительности, содержащую методы объяснения, преобразования и предсказания явлений данной объектной области. Основными познавательными функциями научной теории являются: синтезирующая, объяснительная, методологическая, предсказательная и практическая.
Научная проблема – теоретический или практический вопрос, возникающий в ходе познания и требующий ответа. Научная проблема обычно подразумевает наличие противоречия между новыми фактами и существующими теоретическими знаниями, противоречивых позиций в научном объяснении явлений, объектов и процессов. Научная проблема – это своего рода знание о незнании, она возникает тогда, когда познающий субъект осознает неполноту того или иного знания об объекте и ставит цель ликвидировать этот пробел. Проблема включает в себя проблемный вопрос, проект решения проблемы и ее содержание.
Научная гипотеза – это научно обоснованное предположение, объясняющее какое-либо явление, параметры изучаемого объекта, не противоречащее известным научным фактам и сформулированное на основе определенных фактов. Гипотеза должна удовлетворительно объяснять изучаемый объект, быть принципиально проверяемой и отвечать на вопросы, поставленные научной проблемой. На стадии гипотезы научное объяснение явления носит вероятностный характер и нуждается в доказательстве и практической проверке. В ходе проверки гипотеза может оказаться истиной либо заблуждением.
Методы научного познания:
Метод – это средство познания, совокупность определенных правил, приемов и норм деятельности. К основным методам научного познания относятся наблюдение, эксперимент, анализ, синтез, моделирование, аналогия, абстрагирование, формализация, идеализация, математизация, дедукция и индукция, исторический и логический методы.
Наблюдениепредставляет собой чувственное отражение предметов и явлений внешнего мира. В отличие от обыденного наблюдения наблюдение научное характеризуется рядом особенностей, в числе которых: целенаправленность; планомерность; активность. По способу проведения наблюдения могут быть: непосредственными и опосредованными. При непосредственных наблюденияхсвойства, стороны объекта воспринимается органами чувств человека. Опосредованное наблюдениепроизводится с использованием тех или иных технических средств (его также называют приборным).
Экспериментпредставляет собой более сложный по сравнению с наблюдением метод эмпирического познания. Он предполагает активное, целенаправленное и строго контролируемое воздействие исследователя на изучаемый объект. Эксперимент позволяет изучать объект в «очищенном» виде, т.е. устранять всякого рода побочные факторы; в ходе эксперимента объект может быть поставлен в некоторые искусственные условия; изучая какой-либо процесс, экспериментатор может вмешиваться в него, активно влиять на его протекание; важным достоинством многих экспериментов является их воспроизводимость.
Анализ – это мысленное или фактическое разложение предмета на образующие его элементы, составные части и целью их изучения.
Синтез – противоположный анализу метод: мысленное или фактическое объединение разных частей и сторон предмета с целью раскрыть их взаимосвязь в составе целого.
Моделирование – воспроизведение характеристик одного предмета посредством другого, специально созданного для этой цели. Объектом научной деятельности в этом случае выступают образцы, макеты, копии изучаемого предмета.
Аналогия – метод научного познания, посредством которого на основе сходства нетождественных объектов по некоторым признакам и свойствам выдвигается предположение об их сходстве и в других отношениях.
Абстрагирование – мысленное отвлечение от ряда свойств предмета с целью выявления и ясного понимания одного из них, наиболее существенного с точки зрения решаемой научной проблемы.
Формализация – метод отображение результатов познания в точных понятиях, формулах, утверждениях. В ходе формализации уточняются и фиксируются существенные стороны изучаемых предметов и явлений. Формализация тесно связана с абстрагированием. В математике и формальной логике она представляет собой отображение знания в определенном знаковом формате.
Идеализация – мысленное создание в сознании исследователя абстрактных объектов, не существующих в действительности (например, понятия «прямая» и «точка» в математике, «идеальный газ» в физике).
Математизация – использование различных способов измерения, которые позволяют выражать свойства изучаемых объектов в числовом виде и оперировать этими данными по соответствующим математическим правилам.
Методы дедукции и индукции в процессе познания тесно связаны и обусловливают друг друга. Дедукция – это движение мысли исследователя от общего к единичному; выведение умозаключения из одного или нескольких других утверждений на основе логики. Индукция – движение мысли от единичных явлений к общему; создание обобщающих утверждений на основе отдельных фактов.
Важное место в научном познании занимают исторический и логический методы. Исторический метод описывает развитие того или иного процесса или явления во времени, выделяет и объясняет различные этапы развития в их хронологической последовательности и конкретных формах проявления. Логический метод воспроизводит на теоретическом уровне сущностное содержание исторического процесса в абстрактных понятиях и категориях.
Для получения истинного знания и подтверждения его объективности необходимо использование всего многообразия доступных и целесообразных научных методов.