Философия, ее предмет и место в системе культуры. Основной вопрос философии. Функции философии.
Философия, ее предмет и место в системе культуры. Основной вопрос философии. Функции философии.
Философия - общая теория мира и человека в нем. Философия органично связана с мировоззрением. Мировоззрение - это система взглядов на объективный мир и место человека в нем. В формировании мировоззрения особую роль играет философия. Мировоззрение имеет определенную структуру: знание (обыденные и научные), убеждения, вера, принципы. Оно выполняет функцию познания человеком окружающего мира. Оно вбирает в себя опыт познания человеком окружающего мира, философия же ориентирована на раскрытие общих принципов устройства мира и важнейших его характеристик. С помощью философии, мировоззрение достигает упорядоченности, обобщенности и теоретичности. Философия определяет характер и общую направленность мировоззрения. Так мировоззрение включает в себя самые различные сведения о человеке, а философия решает проблемы в общей форме. Философия зародилась около 2500 лет назад в странах востока: Индии, Греции, Рима. Наиболее развитые формы она приобрела в Др. Греции. Философия - любовь к мудрости. Философия пыталась вобрать в себя все знания, т.к. отдельные науки не в состоянии были дать целостную картину мира.
Вопрос о том, что есть мир - основной вопрос философии. Его решение обозначает основные подходы к осмыслению и других философских проблем. Философия стремилась понять не только мир вне человека, но и самого человека. Философии свойственно стремление к максимальному обобщению результатов познания. Она изучает не мир в целом, а мир как целое.
Место философии в системе культуры
Рассмотрение философии как культурно-исторического явления позволяет охватить весь динамический комплекс ее проблем, взаимосвязей, функций. Общественная жизнь людей при ее культурологическом рассмотрении предстает как единый, целостный процесс, связанный с формированием, функционированием, хранением, передачей культурно-исторических ценностей; с критическим преодолением устаревших и становлением новых форм опыта. Будучи эффективным методом исторических исследований, культурологический подход способен играть существенную роль и при разработке теории тех или иных социальных явлений, поскольку теория выступает как обобщение их реальной истории. К моменту возникновения философии человечеством были накоплены различные навыки действий, сопутствующие им знания и другой опыт. Появление философии было рождением особого, вторичного типа общественного сознания, направленного на осмысление уже сложившихся форм культуры.
Функции философии
Философия имеет следующие функции: мировоззренческую функцию (помогает сформировать целостную картину мира); методологическую, поисковую функцию (формулирует правила познания для всех частных наук); функцию социальной критики (осуществляет критику существующего в обществе порядка вещей); конструктивную функцию (способность отвечать на вопрос о том, что должно быть в будущем, взгляд и предвосхищение будущего); идеологическую функцию (участие философии в выработки идеологии как системы взглядов и идеалов); функцию отражения или обобщения культуры (философия является стержнем духовной культуры общества; она формулирует наиболее значимые идеалы своего времени); интеллектуальную функцию (способствует развития у человека способности к теоретическому мышлению, через нее передается познавательный образ).
2. Мировоззрение. Исторические типы мировоззрения (мифология, религия, философия, наука). Философское мировоззрение, его особенности.
Мировоззрение - понятие, означающее совокупность устойчивых взглядов, принципов, оценок и убеждений, определяющую отношение к окружающей действительности и характеризующую видение мира в целом и место человека в этом мире. Мировоззрение придаёт человеческой деятельности организованный, осмысленный и целенаправленный характер. Основные проблемы мировоззрения, являются вопросы: О происхождении мира, человека, общества, тайны рождения и смерти, смысл жизни и.т.д. Под мировоззрением следует понимать не все знания человека о мире, а лишь знания фундаментальные - предельно общие.
Философия Аристотеля
Аристо́тель (384 до н. э., Стагир — 322 до н. э., Халкида) — древнегреческий философ и учёный. Ученик Платона. С 343 до н. э. — воспитатель Александра Македонского. В 344 до н. э. основал Ликей (Лицей, или перипатетическую школу). Основоположник формальной логики. Создал понятийный аппарат, который до сих пор пронизывает философский лексикон и сам стиль научного мышления.
Аристотель был первым учёным, создавшим всестороннюю систему философии, охватившей все сферы человеческого развития — социологию, философию, политику, логику, физику. Его взгляды на онтологию имели серьёзное влияние на последующее развитие человеческой мысли.
«Первая философия» Аристотеля (позднее названа метафизикой) содержит учение о 4 основных принципах бытия.
Бытие — живая субстанция, характеризующаяся специальными принципами или четырьмя началами (условиями) бытия:
Материя — «то, из чего». Многообразие вещей, существующих объективно; материя вечна, несотворима и неуничтожима; она не может возникнуть из ничего, увеличиться или уменьшиться в своём количестве; она инертна и пассивна.
Действующая причина (начало) — «то, откуда». Началом всех начал является Бог.
Цель — «то, ради чего». Высшей целью является Благо.
Четырехпринципная структура всякой вещи, как организма:
1) Эйдос (идея) вещи является такой её сущностью, которая находится в ней самой, и без которой вообще нельзя понять, что такое данная вещь.
2) Материя вещи есть только ещё самая возможность её оформления и возможность эта - бесконечно разнообразная. Эйдос вещи не есть её материя, а материя вещи не есть её эйдос. Материя есть только возможность осуществления эйдоса.
3) Если вещи движутся, а для движения должна существовать какая-нибудь определенная причина движения, то это значит, что необходимо признать некое самодвижение, некую причину, которая является причиной для самой же себя. В бытии имеется самодвижущая причина и эта самодвижность так или иначе отражается и в реальной зависимости движения одной вещи от движения другой вещи.
4) Нельзя мыслить движение в абстрактном виде, то есть без того результата, который она дает. Движение вещи подразумевает цель движения – специфическую категорию вещи, которая не есть ни её форма, ни её материя, ни её причина.
Аристотель утверждал, что философия появляется на основе «эпистемы» — знаний, выходящих за рамки чувств, навыков и опыта. Так эмпирические знания в области исчисления, здоровья человека, природных свойств предметов явились не только зачатками наук, но и теоретическими предпосылками возникновения философии. Аристотель выводит философию из зачатков наук.
Философия — это система научных знаний.
Философские знания разделены Аристотелем на метафизику, логику, этику, физику, историю, эстетику.
Метафизическое учение Аристотеля было принято Фомой Аквинским и развито схоластическим методом.
Теория познания. Исходная точка – существование независимой от субъекта объективной действительности. Ощущ. чел. являются отражениями, копиями предметов внеш. мира. Т.о. источником познания явл. чувств опыт, а ощущ. предполагает независимый от сознания предмет восприятия. Есть знание достоверное и вероятное, относящееся к области мнения. Они связаны. Опыт не есть последняя инстанция в проверке “мнения”, и высшие посылки науки усматриваются непосредственно не опытом, а умом. Они не даны уму от рождения, а предполагают деятельность – собирание фактов, направленность мысли.
Логика по Аристотелю – наука о доказательстве, а также о формах мышления, необходимых для познания. Связи мыслей являются по Аристотелю отражениями объективно сущ. связей. Аристотель рассматривал логическое строение суждений, вопросы о терминах, об определении строении и о правильности умозаключений и доказательств. В центре всех этих исследований. лежит теория умозаключений. Аристотель. главное знач. придает достоверным и необходимым выводам, а не выводам вероятности и возможности. Поэтому он на первый план выдвигает движение мысли от общего к частному (дедукция), а на индукцию обращал мало внимания. Так как нет понятия, которое могло бы стать предикатом всех других понятий, то различные вещи не могут быть объединены в едином общем роде, и А указал высшие категории, к которым сводятся все остальные роды истинно сущего.
Космология и физика. Космология - геоцентрическая. Земля - шар. Источник движения - бог (перводвигатель).
Физика — наука о движении, которое возможно благодаря онтологическому различию между силой и энергией. Одним из важнейших принципов является учение о целесообразность в природе. Этот принцип распространен. на все бытие и даже на бога. Эта целесообразность является внутренней и бессознательной целесообразностью природы. Примеры целесообразности видел в росте организмов.
Аристотель выделяет 11 этических добродетелей: мужество, умеренность, щедрость, великолепие, великодушие, честолюбие, ровность, правдивость, любезность, дружелюбие, справедливость. Последняя — самая необходимая для совместной жизни.
Для Аристотеля человек — это прежде всего общественное или политическое существо («политическое животное»), одарённое речью и способное к осознанию таких понятий как добро и зло, справедливость и несправедливость, то есть нравственными качествами.
Аристотель подверг критике учение Платона о совершенном государстве, и предпочитал говорить о таком политическом устройстве, которое может иметь у себя большинство государств. Он считал, что предлагаемая Платоном общность имущества, жён и детей приведёт к уничтожению государства. Аристотель был убеждённым защитником прав индивида, частной собственности и моногамной семьи, а также сторонником рабства.
В зависимости от целей, которые ставят перед собой правители государства, Аристотель различал правильные и неправильные государственные устройства:
Правильный строй — строй, при котором преследуется общее благо, независимо от того, правит ли один, немногие или многие:
1) Монархия (греч. monarchia — единовластие) — форма правления, при которой вся верховная власть принадлежит монарху.
2) Аристократия (греч. aristokratia — власть лучших) — форма государственного правления, при которой верховная власть принадлежит по наследству родовой знати, привилегированному сословию. Власть немногих, но более чем одного.
3) Полития — Аристотель считал эту форму наилучшей. Она встречается крайне «редко и у немногих». В частности, обсуждая возможность установления политии в современной ему Греции, Аристотель пришёл к выводу, что такая возможность невелика. В политии правит большинство в интересах общей пользы. Полития — «средняя» форма государства, и «средний» элемент здесь доминирует во всём: в нравах — умеренность, в имуществе — средний достаток, во властвовании — средний слой. «Государство, состоящее из средних людей, будет иметь и наилучший государственный строй».
Неправильный строй — строй, при котором преследуются частные цели правителей:
Тирания — монархическая власть, имеющая в виду выгоды одного правителя.
Олигархия — блюдет выгоды состоятельных граждан. Строй, при котором власть находится в руках людей богатых и благородного происхождения и образующих меньшинство.
Демократия — выгоды неимущих, среди неправильных форм государства Аристотель отдавал предпочтение именно ей, считая её наиболее сносной. Демократией следует считать такой строй, когда свободнорожденные и неимущие, составляя большинство, имеют верховную власть в своих руках.
Номинализм и реализм
Номинализм и реализм - это то, что противостоит друг другу. Разница между ними велика. Понимание и того и другого дает возможность взглянуть на привычные вещи несколько иначе. Спор о том, какая теория правильная, является вековым. В нем принимали участие многие ведущие философы. Каждый выражал свое мнение, опираясь на труды более ранних мыслителей.
Реализм и номинализм являются противоборствующими направлениями средневековой схоластической философии. Сторонники номинализма пытались доказать, что существуют только единичные вещи, а сторонники реализма были убеждены, что все существует в божественном уме. Крайние номиналисты утверждали, что общие понятия являются результатом абстрагирования, которое связано с мышлением, крайние реалисты же утверждали, что общие понятия являются универсалиями, которые существуют независимо от нас – они были еще до появления вещей.
Номинализм и реализм в средневековой философии сильно отличались друг от друга, находились в состоянии противоречия. Дискуссии, которые возникали между сторонами, приводили к появлению и выработке определенной логики, которая в значительной мере повлияла на развитие схоластики. Также номинализм и реализм, а точнее споры, связанные с ними, привели к развитию научной строгости, повлияли на теорию множеств. Полемика номинализма и реализма длилась несколько веков.
Реализм средних веков является учением, в котором утверждается, что реальностью обладают только универсалии (то есть общие понятия). При этом сами вещи являются временными, единичными и постоянно меняются. Понятия являются первопричиной вещей - они зародились из божественного разума.
В номинализме же делается акцент на том, что воля преобладает над разумом. В божественном разуме нет никаких понятий. Воля Бога была направлена на сотворение именно вещей, понятия же являются творением познающих душ.
Фома Аквинский пытался преодолеть обе крайности. В ответ номиналистам он говорил, что понятия, появившиеся по воле божественного разума, являются прообразами тех понятий, которые мы имеем сейчас. Реалистам же он доказывал, что те понятия, которые образуются в разуме человека, являются вторичными к основной сущности вещей.
Фома Аквинский утверждал, что познание основано на том, что на человека действуют сразу две стороны – умопостигаемая, а также чувственная. Речь о том, что объекты ведут своеобразное двойное существование: внутри сознания человека, а также вне его. Чувственные виды дают людям возможность понимать индивидуальное в вещах. Философское познание вещей возвышает человека, приближает его к Богу.
Номинализм и реализм чуть позже стали рассматриваться несколько иначе. При помощи познания вещей мыслители пытались ответить на вопросы, связанные с существованием вещей, его причинами, основами, а также смыслом. Многие считали, что именно через вещи можно постичь реальность.
Реализм как направление схоластики является учением, в котором утверждается, что подлинная реальность связана только с универсалиями, а единичные предметы не имеют с ней ничего общего. Место существования таких предметов – эмпирический мир. О реальном бытие можно говорить только по отношению к вещам, обладающим постоянством, которые являются вечными. Универсалии – мысли, произошедшие из божественного разума.
В номинализме существование общих понятий не допускалось. Универсалии – это то, что появилось позже вещей. Общие понятия являются только именами, которые вообще не могут обладать самостоятельным существованием.
Номинализм и реализм – это спор о том, как взаимодействует сделочное и общее. Конечно же, в реализме много от идеализма, а в номинализме - от материализма.
Рационализм и эмпиризм
Научная революция XVI-XVII вв. привела к необходимости постановки вопроса о методе научного познания. Если ранее научные исследования осуществлялись бессистемно, а открытия оказывались результатом счастливой случайности, то введение строгого метода познания должно было сделать ход научного исследования более упорядоченным, систематичным и поэтому продуктивным. Другой важной проблемой теории познания была выработка четкого критерия истины, с помощью которого можно было бы отличать истину от лжи. Попытки разрешить эти две проблемы выразились в создании двух течений в философии Нового времени – эмпиризма и рационализма.
Эмпиризм утверждал, что все знания возникают из наблюдений и основой и источником всякого познания является чувственный опыт, то есть систематически организованных ощущений. Фрэнсис Бэкон (1561–1626) стал родоначальником эмпиризма, главное внимание он обращал на изучение природы, на выработку нового взгляда на науку и ее классификацию, цели и методы исследования. Важно, что эмпиризм не отрицал роль разума в ходе познания. Эмпиризм считал, что задача разума заключается в обработке данных, полученных органами восприятия.
Рационализм в отличие от эмпиризма делал ставку на рассудочное познание мира, основанное на беспристрастном восприятии, изучении и познании фактов объективной реальности посредством разума и научного метода. Смысл рационализма состоит в рациональном адекватном знании о реальности, раскрытии истины о фактах объективной реальности с целью дальнейшего эффективного применения знаний. Для рационализма ценностью является сам процесс познания, момент раскрытия истины о фактах объективной реальности. Рационализм в качестве конечной цели существования видел не достижение счастья как статичного состояния, а движение вперёд, новые открытия, постоянный прогресс и совершенствование. Декарт является родоначальником классического рационализма. По Декарту, несомненным является только существование нашего сознания, именно поэтому рационализм должен быть основным методом познания мира.
Философский иррационализм
Философский иррационализм – это философское учение, которое ограничивает, принижает, а подчас и вовсе отрицает роль разума как основного и решающего компонента в познании. В нем на первый план выходят другие разновидности человеческих способностей - озарение, воображение, чувства, инстинкты, интуицию, созерцание и пр.
В философском иррационализме есть три варианта. Первый – это постановка во главу угла абсолютизированных возможностей человеческого сознания и подсознания (иррационализм Шопенгауэра). Второй – признание бога как трансцендентной непознаваемой сущности, которая стоит выше способностей разума и может быть познаваема только в процессе некоего мистического единения. Третий вариант состоит в том, что иррационализм – это так называемое «непознаваемое», которое в принципе априори недоступно для осознания человеческим разумом, хотя лежит в основе сознания и может проявляться теми или иными способами. Данное мнение развивали в своих трудах Кант, Франк и Спенсер.
В своей крайней форме философский иррационализм близок к агностицизму. Однако агностицизм акцентирует внимание на абсолютной принципиальной непознаваемости всего мира. Отправной точкой же для такого философского иррационализма служил скептицизм. Пиррон, основатель этой философской школы, говорил о том, что все вещи в равной степени являются неисследуемыми, неопределимыми и неразличимыми. Как следствие, ни одно мнение или суждение не может быть ни ложным, ни истинным. К скептицизму и философскому иррационализму прямое отношение имеют такие философские доктрины и концепции, как релятивизм (учение об условности и относительности сознания и познания) и нигилизм (отрицание общепризнанного).
Подходы к изучению общества
В процессе развития научных знаний сложилось несколько основных подходов к исследованию и объяснению общества.
1) Натуралистический. Представители этого подхода утверждают, что общество есть своеобразное продолжение природы, а тип общественного устройства является результатом влияния на жизнь людей географической среды и других природных факторов (Ш. Монтескьё, Л.Гумилёв)
2) Цивилизационный. В его основе лежит идея уникальности каждого общества (цивилизации), своеобразия пути, пройденного отдельными народами. С этой точки зрения исторический процесс есть смена целого ряда цивилизаций, существовавших в различное время в разных регионах планеты и существующих в настоящее время. Таким образом, цивилизационный подход предполагает учёт и изучение в первую очередь того своеобразного и самобытного, что есть в истории народа или целого региона. Наиболее масштабные теории цивилизационного развития были созданы Н.Я. Данилевским, О. Шпенглером, А. Тойнби, П. Сорокиным.
3) Идеалистический. История общества, с точки зрения этого подхода, рассматривается как процесс движения к достижению идеала, высшей духовной цели (Г.Гегель).
4) Материалистический (К.Маркс и Ф.Энгельс). Этот подход основывается на утверждении, что реальная материальная жизнь людей определяет их сознание и общественный уклад. В рамках материалистического подхода к обществу было введено понятие «общественно-экономическая формация».
Основные элементы общества
1. Элементы социальной структуры общества:
· классы;
· страты;
· сословия (основанные не только на экономическом разделении, но и на традициях);
· люди города и деревни;
· представители физического и умственного труда;
· социально-демографические группы (мужчины, женщины, старики, молодежь);
· национальные общности.
По отношению к социальной сфере общества имеется два основных подхода:
· классовый, согласно которому все общество делится на большие группы — классы(как правило, собственников и несобственников, зачастую антагонистические, между которыми происходит так называемая классовая борьба); распространен в марксистской философии;
· стратификационный, согласно которому общество состоит из многообразия всевозможных небольших социальных групп — профессиональных, демографических и т. д., взаимодополняющих друг друга и взаимодействующих между собой; подход, свойственный западной философии.
Особое значение имеет социальная мобильность — возможность перехода из одной социальной группы в другую (например, крестьянина — в число рабочих, рабочего — в число интеллигенции, интеллигента — в число предпринимателей и т. д.).
Социальная мобильность — основа нормального существования общества, самореализации каждого человека, его счастья. Как правило, низкая социальная мобильность свойственна тоталитарным государствам и государствам, находящимся в состоянии глубокого экономического, политического и духовного застоя.
С другой стороны, высокая социальная мобильность характерна для демократических, динамично развивающихся обществ, а также для любых обществ, находящихся в полосе революций или реформ.
Существуют разновидности и среди социально мобильных обществ Запада, а именно:
· страны с высочайшим уровнем мобильности - США, Италия, Япония;
· страны со средним уровнем мобильности - Канада, Великобритания;
· страны с крайне низким уровнем мобильности — Голландия, Швейцария, Дания.
В странах с низким уровнем социальной мобильности при высоком уровне демократии, высоком уровне жизни переход из одной страты в другую либо невозможен, либо крайне затруднителен. Это объясняется компактностью общества, маленькими размерами, жесткой взаимосвязанностью членов, силой традиций, "занятостью" мест в обществе.
Высшим уровнем объединения социальных групп является гражданское общество— общество, члены которого считают себя гражданами единого целого, осознают общие задачи, уважают законы, моральные традиции.
Тенденцией развития современного общества является:
· превращение его во все более однородное, сглаживание противоречий, разницы между стратами;
· усложнение структуры, дробление страт до микроуровня -так называемых "малых групп".
2. Элементы политической системы общества:
• государство и государственные органы;
• политические партии;
• общественные организации;
• профсоюзы;
• иные институты.
Все элементы политической системы имеют свои функции, но в то же время взаимосвязаны.
Главным элементом политической системы общества является государство — система органов, осуществляющих государственную власть.
Основными функциями государства являются:
• представительная (представлять интересы различных политических, социальных групп);
• регулятивная — поддерживать порядок в обществе, управлять общественными процессами);
• охранительная — охранять граждан как от внешней, так и от внутренней угрозы;
• внешнеполитическая;
• интеграционная.
Основной вопрос политической жизни — вопрос о власти.
3. элементы духовной жизни общества:
• духовная деятельность;
• духовные ценности;
• духовные потребности людей;
• духовное потребление;
• индивидуальное сознание;
• общественное сознание.
Духовная деятельность — деятельность сознания, в процессе которой возникают мысли и чувства, образы и представления о человеке, материальном и духовном мире.
В результате духовной деятельности возникают духовные ценности, например, моральные, религиозные устои, научные теории, художественные произведения.
В ходе духовной деятельности духовные ценности распространяются и потребляются (воспринимаются, усваиваются, людьми) в соответствии с их духовными потребностями.
Общение между людьми, взаимообмен духовными ценностями называетсядуховными отношениями.
Индивидуальное сознание человека — восприятие им отдельных сторон бытия.
Общественное сознание — возникающая из общественной практики людей, их производственной, семейно-бытовой и иной деятельности совокупность чувств, настроений, идей, теорий, художественных и религиозных образов, различных взглядов, отражающих все разнообразие бытия.
4. Элементы общественного сознания:
• обыденное и теоретическое сознание;
• общественная идеология и психология;
• формы общественного сознания.
Обыденное сознание — непосредственное восприятие обществом и его членами окружающей действительности.
Теоретическое сознание — высшее обобщенное восприятие бытия.
Общественная психология — чувства, интересы, стремления, цели, идеалы, обычаи, традиции, потребности и интересы людей и общества в целом.
Общественная идеология — система взглядов, установок, принятых в обществе, отражающая интересы социальных слоев, общественно-политический строй.
Формами общественного сознания являются:
• политическое;
• правовое;
• моральное;
• научное;
• религиозное.
Концепция А.Тойнби.
Мировоззренческая направленность в осмыслении общественных, процессов также активно развивалась крупнейшим представителем современной философии истории А. Тойнби(1889-1876 гг.). По его мнению, философия истории есть особый подход к историческому материалу, когда само содержание всей целостности исторического процесса становится предметом особого специфически философского воззрения и истолкования. Специфика же философского знания, по Тойнби, связана с усмотрением в бытие некой непреложной объективной целостности, находящейся в увязке с субъективным опытом человека. Иначе говоря, философия истории- это изучение взаимосвязей исторического бытия как универсального всечеловеческого опыта через призму внутреннего опыта человека, внутренней динамиики человеческой души. Основной вопрос философии истории - это вопрос о человеческом смысле истории, вопрос о внешнем и внутреннем достоинстве человека в потоке времени.
Тойнби считал, что история в своей целостности и конкретных проявлениях имеет некоторое всеобщее содержание. Это содержание состоит в том, что исторический опыт и историческое время не даны человеку как нечто внешнее, не даны в отрыве от его внутренней жизни, в отрыве от его личности. Объективные процессы истории в значительной мере опосредованы человеческой личностью, ибо проходят через ее внутренний мир, внутренний опыт, внутренние конфликты, В этом смысле история персоналична.Таким образом, Тойнби подчеркивает, что история всецело не подчиняется человеческому произволу, но развиваясь через человека, она имеет человеческое лицо. Выбрасывая из истории глубинное внутреннее содержание личности, - содержание, не дающееся поверхностному взгляду и трудно реконструируемое, - мы тем самым рискуем выбросить на нее все наиболее существенное. По мнению Тойнби, Бытие в его историческом измерении не просто отражает или осознает себя в личности. Оно воссоздается и спасается в ней и через нее. Внешне слабая, статистически пренебрежимая, количественно несоизмеримая с огромностью истории личность качественно как бы равно велика ей, ибо истории без нее не существует. И коль скоро конкретный человек поневоле участвует в живой эстафете, в живой преемственности поколений и сознаний и коль скоро этой преемственностью определяется специфика истории то, следовательно, для каждого человеческого существа объективная всеобщая история одновременно является и личной историей.
Подчеркивая человеческое, личностное содержание исторического процесса, Тойнби имеете с тем стремится утвердить основные принципы христианского философского мировоззрения. В истории, по Тойнби, действует Вселенский Разум божественный закон - Логос. Взаимодействие божественного Логоса и человечества составляет сущность исторического процесса. Истина познается в диалоге человечества с Логосом. Первоначальный диалог с Божественным разумом запечатлен уже в Ветхом завете, где, по мнению английского мыслителя, содержатся предсказания относительно будущего человечества. Позднее Божественный Логос воплощается в образе Иисуса Христа. С этого момента история протекает как процесс спасения человечества. Но одновременно история представляет собой полное выявление человеческой сущности и проявление всех ее потенций. Постижение истории есть ничто иное, как познание человечеством самого себя и в себе самом божественного Логоса. Таким образом, Тойнби определяет историю общества как взаимосвязь, взаимодействие исторического, временного и надисторического, вечного. Время фиксирует смену состояния человеческой истории, именно через время раскрывается ее конкретное содержание. Вечное определяет начало и конечную цель исторического процесса.
Концепция Ясперса.
В концепции ведущего немецкого философа Карла Ясперса (1883-1969) утверждается, что смысл истории находится за пределами самой истории Содержанием и основой истории является вера, общая для всего человечества, которая его не разъединяет, а соединяет Такую веру человечеству не может предложить ни одна мировая или национальных религия.
Ясперс утверждает, что такой общей для человечества верой может стать только философская вера, которая возникла в так называемый"осевое время"мировой истории"Осевое время", обнаруживший универсальный смысл истории он предлагает видеть в периоде между 800 и 200 гг до н.э., когда одновременно действовали древнегреческие философы, пророки еврейского народа, основатели зороастризма в Иране, конфуцианства и даосизма в Китае, д. дизма и джайнизма в Индии Эпоха"осевого времени"- это время рождения мировых религий, изменили язычество, и возникновение философии, которая пришла на смену мифологическому мировоззрению, это время, когда на план эти почти одновременно возникло несколько мощных духовных центров, внутренне близких друг другу Эпоха"осевого времени"помогла человеку почувствовать себя человеком, пробудила его дух, привлекла к основам культур и и нравственности, поставила перед ним вопрос о смысле человеческого существования и смысл бытия Самоосознание человеком самого себя, пробуждение ее духовности, считает Ясперс, стало началом общей истории человечества, до сих пор было разделено на локальные, не связанные между собой культуры времени человечество обречено на общность судьбы и единую веру, иначе история человечества может закончиться катастрофически Для объект единения людей на общих духовных принципах, установление между ними согласия и взаимопонимания огромную роль, по Ясперсу, играет коммуникация, поэтому философию истории часто называют коммуникативной.
Концепция Фукуямы.
Уже на исходе перестроечных лет, эта теория получил своеобразное развитие в наделавшей много шума парадоксальной концепции Френсиса Фукуямы. Фукуяма, основываясь на теории конвергенции и исторических изменениях, происходивших в СССР, сделал вывод о том, что с крахом коммунизма как исторически значимой общественной системы, из мировой истории удаляется последнее глобальное противоречие, противоречие между двумя системами.
Мир становится монополярным, поскольку ценности либеральной демократии торжествуют там, где они ранее отрицались. А это означает, что история лишается своей движущей силы, поскольку только глобальное противоречие способно заставить вращаться колесо исторического
процесса. И, несмотря на то, что локальные противоречия и локальные конфликты вполне возможны, глобальная, общемировая история должна прекратить свое развитие.
Концепция Тоффлера.
Для удобства Тоффлер описывает хаос человеческой истории моделью трёх волн. Более точным было бы назвать эти «волны» квантовыми скачками на уровне энергетической когерентности. Для возникновения Первой Волны, по словам Тоффлера, потребовались тысячелетия, но она в конце концов позволила большей части человечества перейти от племенного этапа (простых приматов, занимающихся охотой-собирательством) к этапу развитых аграрно-феодальных цивилизаций. Вторая Волна произошла гораздо быстрее - за несколько столетий она перевела почти всё человечество от аграрно-феодально-сельской экономики к индустриально-рыночной городской. Третья Волна, как утверждает Тоффлер, продолжает набирать силу и достигнет кульминации всего через несколько десятилетий. Мы называем ёе «информационным взрывом», «постиндустриальной экономикой» и т. п. Скорость каждой волны в десять раз выше скорости предыдущей; кроме того, каждая новая волна более тотальна - в том смысле, что она изменяет больше людей, изменяет их более полно, а заодно трансформирует нашу концепцию человеческой природы и человеческого общества. Волны, описанные Тоффлером, можно рассматривать как квантовые состояния, энергетический уровень и измерения реальности каждого из которых выше, чем в предыдущем состоянии, и совершенно от него не зависят.
43. Происхождение и сущности глобальных проблем современности. Пути решения глобальных проблем.
Под глобальными проблемами современности следует понимать совокупность проблем, от решения которых зависит дальнейшее существование цивилизации.
К глобальным проблемам современности относятся:
·проблема Север-Юг;
·проблема бедности;
·продовольственная проблема;
·энергетическая проблема;
·проблема экологии и устойчивого развития;
·демографическая проблема;
·проблема развития человеческою потенциала;
·проблема освоения Мирового океана.
Проблема Север-Юг — это проблема экономических отношений развитых стран с развивающимися. Ее суть состоит в том, что для преодоления разрыва в уровнях социально-экономического развития между развитыми и развивающимися странами последние требуют or развитых стран различных уступок, в частности, расширения доступа своих товаров на рынки развитых стран, усиления притока знаний и капитала (особенно в форме помощи), списания долгов и других мер по отношению к ним.
Одной из главных глобальных проблем является проблема бедности. Под бедностью понимается невозможность обеспечивать простейшие и доступные для большинства людей в данной стране условия жизни. Большие масштабы