Фундаментальных теоретических и экспериментальных задач в определенной отрасли науки определенным научным коллективом.
Структурные единицы научного направления | Научная проблема | Это совокупность сложных теоретических или практических задач; совокупность тем научно-исследовательской работы. Проблема охватывает значительную область исследования и имеет перспективное значение. Проблема может быть отраслевой, межотраслевой, глобальной. |
Комплексная научная проблема | Совокупность нескольких проблем | |
Научная тема | Это научная задача, охватывающая определенную область научного исследования. Она базируется на многочисленных исследовательских вопросах. Темы могут быть теоретическими, практическими и смешанными. Теоретические темы разрабатываются преимущественно с использованием литературных источников. Практические темы разрабатываются на основе изучения, обобщения и анализа фактов. Смешанные темы сочетают в себе теоретический и практический аспекты исследования. | |
Научный вопрос | Это более мелкие научные задачи, относящиеся к конкретной области научного исследования. Результаты решения этих задач имеют не только теоретическое, но, главным образом, и практическое значение, поскольку можно сравнительно точно установить ожидаемый эффект. |
ХАРАКТЕРНЫЕ ПРИЗНАКИ НАУЧНОЙ ОТРАСЛИ[161]
Четкая обособленность совокупности объектов познания |
Наличие фиксированных отношений, взаимодействий и преобразований, которые образуют предмет данной отрасли |
Выделение относительно ограниченного, «понятного» для специалистов круга проблем. По мере развития познания их набор и содержание могут изменяться, сохраняя известную преемственность. |
Существование принятых внутри данной отрасли познания критериев истины |
Методы исследования, принятые в данной отрасли познания, подчинены решению рационально сформулированных проблем, принятым критериям истины и ориентированы на предмет и объект знания данной отрасли |
Существование исходного эмпирического базиса знания, то есть определенной информации, полученной в результате прямого и непосредственного чувственного наблюдения |
Существование специфических для данной познавательной отрасли теоретических знаний. Теоретические знания содержат концепции, гипотезы, принципы, условия, требования, отличительная черта которых состоит в том, что они не эмпирического происхождения. |
Отсутствие обособленного формального, искусственного языка, специфичного лишь для данной отрасли знания. Многие отрасли познания долгое время пользуются естественным языком, лишь модифицируя его лексику. |
СТРУКТУРА НАУЧНОЙ ОБЛАСТИ[162]
Содержание структуры научной области | Это отдельная наука (физика, химия, история и т.д.) |
Отдельная наука сама состоит из отдельных частей, т.е. имеет свою структуру (например, физика имеет в своем составе механику, электричество, атомную физику, оптику и т.д.) | |
Соотношение структурных частей науки | Отдельная наука должна иметь: 1. Логическую стройность 2. Соподчиненность частей 3. Сводимость ее результатов к нескольким постулируемым положениям – идеям, понятиям, толкуемым одинаково во всех теориях |
Требования для обоснования единства отдельной науки | 1. Рациональность 2. Логичность 3. Научность 4. Истинность 5. Ценность |
Проблема соотношения структурных частей науки до конца не решена – во многих случаях указанные условия не могут быть выполнены. Кроме всего прочего, для решения этой проблемы должны быть приняты соответствующие действительности философские установки.
ОСНОВНЫЕ НОРМАТИВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ[163]
Наука | Сфера человеческой деятельности, функциями которой являются изучение объективных законов материального мира, теоретическое обоснование и систематизация полученных знаний в целях их рационального использования |
Научная деятельность | Творческая деятельность, направленная на получение новых знаний о природе, человеке и обществе и на использование научных знаний и новых способов их применения в интересах научно-технического прогресса, экономического благосостояния, гуманитарного сотрудничества, культурного и нравственного развития, обеспечения здоровья людей, безопасности их жизнедеятельности и сохранения окружающей среды |
Научно-техническая деятельность | Творческая деятельность, направленная на получение и практическое использование новых знаний во всех отраслях техники и технологий с целью создания новых или усовершенствования существующих способов и средств осуществления конкретных производственных и технологических процессов |
Результат научной и (или) научно-технической деятельности | Объективированная и зафиксированная на любых носителях информация, содержащая новые научные знания (открытия), новые решения прикладных задач в области науки и техники, обладающая новизной, практической целесообразностью и ценностью применения |
Ученый | Физическое лицо (гражданин страны, иностранец или лицо без гражданства), имеющий ученую степень и (или) научное звание, осуществляющий профессиональную научную или научно-техническую деятельность с целью проведения научных исследований и опытно-экспериментальных разработок, получивший признанные научным сообществом научные и (или) научно-технические результаты в определенной области знаний, науки и техники |
Научный работник (сотрудник) | Ученый, имеющий соответствующую квалификацию, подтвержденную результатами аттестации, осуществляющий на основании индивидуального трудового договора с нанимателем профессиональную научную работу или научно-техническую деятельность на условиях постоянной занятости или совместительства на условиях, установленных трудовым договором (контрактом), должностной инструкцией или квалификационными требованиями |
Научная интеллектуальная собственность | Исключительное право физического и (или) юридического лица на результаты интеллектуальной творческой научной, научно-технической и инновационной деятельности |
ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ УЧЕНОГО[164]
1. Ученый имеет право: - избирать формы, направления и средства научной и научно-технической деятельности в соответствии со своими интересами, творческими возможностями и общечеловеческими ценностями; - участвовать в проведении научной и научно-технической экспертизы программ и проектов, в осуществлении оценки и прогнозирования социально-экономических результатов их реализации, участвовать в научных дискуссиях и в обсуждении стратегии развития и приоритетов государственной научно-технической и инновационной политики, осуществлять рецензирование открытых научно-исследовательских работ; - осуществлять консалтинговую, инновационную и иную предпринимательскую деятельность с образованием или без образования юридического лица, реализующую права интеллектуальной собственности ученого; - осуществлять научно-педагогическую деятельность, связанную с подготовкой кадров в системе высшего профессионального образования и подготовки научных кадров; - объединяться с другими учеными в постоянные или временные научные коллективы для проведения совместной научной и научно-технической деятельности; - создавать и участвовать в деятельности профессиональных научных сообществ или творческих научных объединений, союзов ученых, научных и инженерных обществ, академий наук и иных профессиональных и общественных организаций ученых, а также в хозяйственных обществах или товариществах, в том числе на правах учредителя; - принимать участие в конкурсах на замещение вакантных должностей научных работников, заключать трудовые договоры, соглашения или договоры гражданско-правового характера с юридическими и физическими лицами на право осуществления научно-технической, научно-педагогической, консалтинговой или экспертной деятельности, не нарушающие ранее принятых обязательств или прав третьих лиц, связанных с осуществлением указанной деятельности; - принимать участие в конкурсах на выполнение научных исследований, которые финансируются за счет средств государственного бюджета или внебюджетных средств и других источников, в том числе международных фондов и благотворительных организаций в соответствии с законодательством государства; | |
2. Ученый при осуществлении научной, научно-технической и научно-педагогической деятельности обязан: - соблюдать научную этику, придерживаться этических норм научного сообщества, не наносить вреда здоровью человека, его жизни, окружающей среде, национальным интересам государства, уважать право на интеллектуальную собственность; - соблюдать требования законодательства или договора, определяющих условия организации и проведения научных исследований, научно-педагогической и инновационной деятельности, передачи результатов научных исследований и разработок, защиты права интеллектуальной собственности. | - снискать признание авторства на научные и научно-технические результаты своей деятельности; - публиковать результаты своих исследований или обнародовать их иным способом в порядке, установленном национальным законодательством; - принимать участие в конкурсах на замещение вакантных должностей научных и научно-педагогических работников в порядке, установленном законодательством государства и условиями конкурса; - получать, передавать и распространять открытую научную информацию, добиваться государственного и общественного признания через присуждение научных степеней, ученых званий, премий, почетных званий за вклад в развитие науки, техники и технологий, внедрение научных и научно-технических результатов в производство и за подготовку научных кадров. |
ООН О ПОДГОТОВКЕ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ РАБОТНИКОВ[165]
III. ПЕРВОНАЧАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ПОДГОТОВКА НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ РАБОТНИКОВ 10. Государствам-членам следует принимать во внимание тот факт, что эффективные научные исследования требуют от научно-исследовательских работников честности и зрелости, объединяющих высокие моральные и интеллектуальные качества. |
11. Среди мер, которые государствам-членам следует принять, чтобы содействовать появлению научно-исследовательских работников такого высокого качества, могут быть упомянуты следующие: 1) обеспечение такого положения, при котором все граждане, без дискриминации по причинам расовой принадлежности, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений национального или социального происхождения, экономического положения или рождения, пользовались равными возможностями для получения первоначального образования и подготовки, необходимых для научно-исследовательской работы, а также обеспечение для всех граждан, получивших такую подготовку, возможности равного доступа к получению работы, имеющейся в научно-исследовательской области; 2) поощрение чувства служения обществу как важного элемента в таком образовании и подготовке научно-исследовательских работников. |
12. В той степени, в какой это совместимо с необходимой и должной независимостью лиц, занимающихся образованием, государствам-членам следует оказывать поддержку всем начинаниям в области образования, направленным на поощрение таких чувств, как, например: 1) включение или разработка в учебных программах и курсах по естественным наукам и технике элементов социальных наук и наук об окружающей среде; 2) разработка и использование педагогических методов, которые пробуждают и стимулируют такие личные качества и образ мыслей, как: 3) бескорыстие и интеллектуальная честность; 4) способность рассматривать проблему или ситуацию в перспективе и соотнесении с учетом всех ее последствий для человеческого общества; 5) умение выделить гражданские и этические аспекты проблем, связанных с поиском новых знаний, которые на первый взгляд представляются исключительно техническими; 6) бдительность в отношении вероятных и возможных социальных и экологических последствий деятельности в области научных исследований и разработок; 7) готовность общаться с другими людьми не только в научно-технических кругах, но также и вне этих кругов, что означает готовность работать в группе и в области смежных профессий. |
[1] Кохановский В.П. Философия науки в вопросах и ответах: учебное пособие для аспирантов. Феникс, 2006.
[2] Философский словарь под редакцией М.М.Розенталя и П.Ф.Юдина. М.: Политическая литература, 1963.
[3] Аристотель. Метафизика. XI, 7, 1063 // Аристотель. Соч.: В 4 т. Т. 1. М., 1976.
[4] Бакунин М.А. Собр. сочинений и писем: В 4 т. Т. 3. М., 1936.
[5] Бердяев Н.А. Смысл творчества. М., 1916.
[6] Бокль Г.Т. История цивилизации в Англии. СПб., 1908.
[7] Старостин Б.А. К определению понятия науки. Вестник МГУ, серия 7, 1995.
[8] Новиков А.М., Новиков Д.А. Методология. - М.: Синтег, 2007.
[9] Меретукова З.К. Методология научного исследования и образования. Учебное пособие. Майкоп, 2003.
[10] Сабитова Р.Г. Основы научных исследований. Учебное пособие. Владивосток: ТИДОТ ДВГУ, 2005.
[11] Бэкон Ф. Соч.: В 2 т. Т. 1. М., 1971.
[12] Милль Дж.Ст. Огюст Конт и позитивизм. М., 1897.
[13] Кун Т. Структура научных революций. М., 1975.
[14] Лакатос И. История науки и ее рациональные реконструкции // Структура и развитие науки: из Бостонских исследований по философии науки. М., 1978.
[15] Новиков А.М., Новиков Д.А. Методология.
[16] Зеленов Л.А. История и философия науки. М., издательство «Флинта», 2008.
[17] Глуздов В.А. Наука и учебный предмет: методологический анализ взаимосвязи. Н.Новгород, НГЦ, 2000.
[18] Мещерякова Н.А., Жаров С.Н. Ценностное измерение познания и гуманизация науки: на пути к новой рациональности. М., 2000(тез.межд.конф.).
[19] Степин В.С. Наука//Всемирная энциклопедия. Философия. Минск, Харвест, 2001.
[20] Лакатос И. История науки и ее рациональная реконструкция. М., Прогресс, 1978.
[21] Новиков А.М., Новиков Д.А. Методология.
[22] Бариев Р.Х., Левин Г.М., Манько Ю.В. История и философия науки. ООО ИД Петрополис, 2009.
[23] Зеленов Л.А. История и философия науки.
[24] Меретукова З.К. Методология научного исследования и образования.
[25] Кохановский В.П. Философия науки в вопросах и ответах.
[26] Меретукова З.К. Методология научного исследования и образования.
[27] Бариев Р.Х., Левин Г.М., Манько Ю.В. История и философия науки. ООО ИД Петрополис, 2009.
[28] Войтов А.Г. Философия: учебное пособие для аспирантов.
[29] Меретукова З.К. Методология научного исследования и образования. Учебное пособие. Майкоп, 2003.
[30] Общая философия науки: учебник / В.А.Канке. – М.: Издательство «Омега-Л», 2009 (университетский учебник).
[31] Общая философия науки: учебник / В.А.Канке. – М.: Издательство «Омега-Л», 2009 (университетский учебник).
[32] Лешкевич Т.Г. Философия науки: традиции и новации. Учебное пособие для вузов. М.: ПРИОР, 2001.
[33] Зеленов Л.А. История и философия науки.
[34] Приложение к Приказу Минобрнауки РФ от 25.02.2009 N 59 "Об утверждении номенклатуры специальностей научных работников" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 20.03.2009 N 13561). Номенклатура специальностей научных работников.
[35] Кохановский В.П. Философия науки в вопросах и ответах.
[36] Купцов В.И. Философия и методология науки.
[37] Гершунский Б.С. Философия образования: Учебное пособие для студентов. М.: Московский психолого-социальный институт, 1998.
[38] Меретукова З.К. Методология научного исследования и образования.
[39] Слуцкий М.С. Наука и образование. Наука в социальных, гносеологических ценностных аспектах. Издательство Наука, 1980.
[40] Философский энциклопедический словарь. М: Советская энциклопедия, 1989.
[41] Общая философия науки: учебник / В.А.Канке. – М.: Издательство «Омега-Л», 2009 (университетский учебник).
[42] Бариев Р.Х., Левин Г.М., Манько Ю.В. История и философия науки.
[43] Леднев В.С. Содержание общего среднего образования: Проблемы структуры. –М.:Педагогика,1980.
[44] Новиков А.М., Новиков Д.А. Методология.
[45] Ильин В.В., Калинкин А.Т. Природа науки: Гносеологический анализ. – М.: Высшая школа, 1985.
[46] Новиков А.М., Новиков Д.А. Методология.
[47] Папковская П.Я. Методология научных исследований.
[48] Папковская П.Я. Методология научных исследований.
[49] Папковская П.Я. Методология научных исследований.
[50] Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: учебник.
[51] Философский энциклопедический словарь. М: Советская энциклопедия, 1989.
[52] Новиков А.М., Новиков Д.А. Методология.
[53] Бор Нильс Избр. науч. Труды, т.1-2, М., 1970-71.
[54] Папковская П.Я. Методология научных исследований.
[55] Папковская П.Я. Методология научных исследований.
[56] Папковская П.Я. Методология научных исследований.
[57] Папковская П.Я. Методология научных исследований.
[58] Локк Джон Опыт о человеческом разумении. 1690г., русский перевод 1898г.
[59] Купцов В.И. Философия и методология науки. Аспект Пресс, Москва, 1996.
[60] Льюис Дж.Г. Античная философия от Фалеса до Сократа. Галаксиас, 1997.
[61] http://istina.rin.ru
[62] Бариев Р.Х., Левин Г.М., Манько Ю.В. История и философия науки. ОО ИД Петрополис, 2009.
[63] Кохановский В.П. Философия и методология науки. Ростов-на-Дону, Феникс, 1999.
[64] Кириленко Г.Г., Шевцов Е.В. Философия. М: АСТ, СЛОВО, 2000.
[65] Нарский И.С. Очерки по истории позитивизма. МГУ, 1960.
[66] Беркли Д. Три разговора между Гиласом и Филонусом в опровержение скептиков и атеистов.
[67] Юм Д. Исследование о человеческом уме. М., Прогресс, 1995.
[68] Юм Д. Трактат о человеческой природе, кн. 1. М., Прогресс, 1995.
[69] Нарский И.С. Очерки по истории позитивизма.
[70] Спенсер Г. Классификация наук. М., 1897.
[71] Нарский И.С. Очерки по истории позитивизма. М., 1960.
[72] Мах Э. Анализ ощущений. М., Территория будущего, 2007.
[73] Философский энциклопедический словарь М: Советская энциклопедия 1989.
[74] Schlick M/ Allgemeine Erkenntnislehre.
[75] Мшвениерадзе В.В. Философия неопозитивизма и семантики. Москва, 1961.
[76] Абабилова Л.С., Безчеревных Э.В., Вержбицкий В.В. Методологические принципы критики идеалистических и метафизических концепций познания. Моногр. / М.: Высш.шк, 1985.
[77] Карнап Р. Логический синтаксис языка. USA, L, 1937 г.
[78] Купцов В.И. Философия и методология науки. М., АСПЕКТ ПРЕСС, 1996
[79] http://nrc.edu.ru
[80] Штанько В.И. Философия и методология науки. Харьков. 2003.
[81] Декарт Рене Рассуждение о методе. Соч., т.1, Казань, 1914.
[82] Философский энциклопедический словарь. М: Советская энциклопедия, 1989.
[83] Кохановский В.П. Философия науки в вопросах и ответах.
[84] Бариев Р.Х., Левин Г.М., Манько Ю.В. История и философия науки. ОО ИД Петрополис, 2009.
[85] Кохановский В.П. Философия науки в вопросах и ответах.
[86] Папковская П.Я. Методология научных исследований. ООО Информпресс 2002.
[87] Штанько В.И. Философия и методология науки.
[88] Папковская П.Я. Методология научных исследований.
[89] Штанько В.И. Философия и методология науки.
[90] Кохановский В.П. Философия науки в вопросах и ответах.
[91] Кохановский В.П. Философия науки в вопросах и ответах.
[92] Папковская П.Я. Методология научных исследований.
[93] Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: учебник. М: Проспект, 1998.
[94] Балахонский В.В. Лекции по истории и философии науки.
[95] Кохановский В.П. Философия науки в вопросах и ответах.
[96] Кохановский В.П. Философия науки в вопросах и ответах.
[97] Балахонский В.В. Лекции по истории и философии науки.
[98] Штанько В.И. Философия и методология науки.
[99] Штанько В.И. Философия и методология науки.
[100] Философский энциклопедический словарь.
[101] Папковская П.Я. Методология научных исследований.
[102] Новиков А.М., Новиков Д.А. Методология.
[103] Философский энциклопедический словарь.
[104] Штанько В.И. Философия и методология науки.
[105] Новиков А.М., Новиков Д.А. Методология.
[106] Маликов М.Ф. Основы метрологии. М.: Учпедгиз, 1959.
[107] Штанько В.И. Философия и методология науки.
[108] Новиков А.М., Новиков Д.А. Методология.
[109] Новиков А.М., Новиков Д.А. Методология.
[110] Папковская П.Я. Методология научных исследований.
[111] Штанько В.И. Философия и методология науки. Харьков. 2003.
[112] Кохановский В.П. Философия науки в вопросах и ответах: учебное пособие для аспирантов. Феникс, 2006.
[113] Щедровицкий Г.П. Я всегда был идеалистом..., М., 2001.
[114] http://dic.academic.ru
[115] Петров Ю.А., Никифоров А.Л. Логика и методология научного познания.
[116] Степин В.С. Возрастание роли методологии в современной науке.
[117] Ядов В.А. Социологическое исследование. Методология. Программа. Методы. М, 1972.
[118] Кохановский В.П. Философия науки в вопросах и ответах.
[119] Садовский В.Н. Проблемы методологии дедуктивных теорий. «Вопросы философии», 1963, №3.
[120] Кравец А.С. Методология науки. Воронеж, 1991.
[121] Проблемы методологии науки. Новосибирск: Наука, 1985.
[122] Розова С.С. Проблема предмета методологии науки. Сборник Проблемы методологии науки. Издательство «Наука» Новосибирск 1985.
[123] Петров Ю.А., Никифоров А.Л. Логика и методология научного познания. М., 1982.
[124] Степин В.С. Возрастание роли методологии в современной науке. Минск, 1979.
[125] Розова С.С. Проблема предмета методологии науки.
[126] Розова С.С. Проблема предмета методологии науки.
[127] Розова С.С. Проблема предмета методологии науки.
[128] www.integro.ru
[129] Методологические принципы критики идеалистических и метафизических концепций познания: Моногр./под ред. П.В.Попова М.Высш.шк. 1985.
[130] Лакатос Имре Методология исследовательских программ. Издательство АСТ, 2003.
[131] Общая философия науки: учебник / В.А.Канке. – М.: Издательство «Омега-Л», 2009 (университетский учебник).
[132] Папковская П.Я. Методология научных исследований. ООО Информпресс 2002.
[133] Папковская П.Я. Методология научных исследований.
[134] Сабитова Р.Г. Основы научных исследований.
[135] Папковская П.Я. Методология научных исследований.
[136] Папковская П.Я. Методология научных исследований.
[137] Сабитова Р.Г. Основы научных исследований.
[138] Бариев Р.Х., Левин Г.М., Манько Ю.В. История и философия науки. ООО ИД Петрополис, 2009.
[139] Папковская П.Я. Методология научных исследований.
[140] Папковская П.Я. Методология научных исследований.
[141] Папковская П.Я. Методология научных исследований.
[142] Кохановский В.П. Философия науки в вопросах и ответах: учебное пособие для аспирантов. Феникс, 2006.
[143] Бариев Р.Х., Левин Г.М., Манько Ю.В. История и философия науки.
[144] Папковская П.Я. Методология научных исследований.
[145] Штанько В.И. Философия и методология науки. Харьков. 2003.
[146] Копнин П.В. Логика научного исследования. Москва. Издательство «Наука». 1965.
[147] Папковская П.Я. Методология научных исследований.
[148] Папковская П.Я. Методология научных исследований.
[149] Папковская П.Я. Методология научных исследований.
[150] Герасимов Н.Г. Структура научного исследования (Философский анализ познавательной деятельности в науке). – М.: Мысль, 1985.
[151] www.globalteka.ru
[152] Завьялова М.П. Методы научного исследования. Учебное пособие. ТПУ, Томск, 2007.
[153] Балахонский В.В. Лекции по истории и философии науки.
[154] Кохановский В.П. Философия науки в вопросах и ответах: учебное пособие для аспирантов. Феникс, 2006.
[155] Андреев Г. И., Смирнов С. А., Тихомиров В.А. В помощь написанию диссертаций и рефератов: основы научной работы, оформление результатов научной деятельности. Учебное пособие. – М.: Финансы и статистика, 2003.
[156] Зеленов Л.А. История и философия науки. М., издательство «Флинта», 2008 .
[157] Новиков А.М., Новиков Д.А. Методология.
[158] Зеленов Л.А. История и философия науки.
[159] Зеленов Л.А. История и философия науки.
[160] Сабитова Р.Г. Основы научных исследований.
[161] Ракитов А.И. Историческое познание: системно-гносеологический подход.- М.Политиздат, 1982.
[162] Бариев Р.Х., Левин Г.М., Манько Ю.В. История и философия науки.
[163] Модельный закон о статусе ученого и научного работника(принят в г. Санкт-Петербурге 25.11.2008 Постановлением 31-14 на 31-ом пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ). Статья 2. Основные понятия и определения (выдержки).
[164] Модельный закон о статусе ученого и научного работника.Статья 4. Права и обязанности ученого (выдержки).
[165] Организация объединенных наций по вопросам образования, науки и культуры. Из Рекомендаций о статусе научно-исследовательских работников (Париж, 20 ноября 1974 года).