Части методологии | Учение об исходных основах (принципах) познания | Анализируются и оцениваются те философские представления и взгляды, на которые исследователь опирается в процессе познания. Следовательно, эта часть методологии непосредственно связана с философией, с мировоззрением, а они являются исходными основами и принципами научного исследования. |
Учение о способах и приемах исследования, опирающихся на эти основы | Рассматриваются общие стороны частных методов познания, составляющих общее направление исследования. К ним можно отнести приемы и способы эмпирического и теоретического исследований, опирающиеся на исходные основы и принципы. |
Виды методологии | Как наука о всеобщем методе исследования (общефилософская) | Трактуется как система общих условий и ориентиров в познавательной (исследовательской) деятельности |
Как наука об общенаучных методах исследования (общенаучная) | Представлена направлениями, концепциями и системами научного знания, которые в силу универсальности своего характера используются как средство познавательной деятельности в самых различных отраслях науки |
Как наука об общенаучных методах познания (конкретной отрасли науки) | Каждая отрасль знания накапливает собственный арсенал средств научного познания научных объектов, что в целом составляет методологию конкретной отрасли науки. Таким образом, методология научного исследования - это самая общая форма организации научно-познавательной деятельности, содержащая в себе принципы построения научного знания, обеспечивающая соответствие его структуры и содержания задачам исследования, включая его методы, проверку истинности полученных результатов и их интерпретацию. |
Средства познания | Сущность | Действие |
Материальные | Приборы для научных исследований | Позволяют проводить эмпирические методы исследования – наблюдения, измерения |
Математические | Количественные отношения и пространственные формы | Упрощают, облегчают и ускоряют процесс познания. Позволяют глубже выявить связь между объектами, от которых абстрагирована форма, вычленить исходные положения, обеспечить точность и строгость суждений. |
Логические | Логические задачи | Позволяют исследователю отделять контролируемые аргументы от интуитивно или некритически принимаемых, ложные от истинных, путаницу от противоречий |
Языковые | Правила построения определений понятий (дефиниций) | Являются исходным пунктом познавательных действий. В научном исследовании уточняются введенные понятия, символы и знаки, появляются новые понятия и знаки. Определения связаны с языком как средством познания и выражения знаний. |
Информационные | Вычислительная техника, информационные технологии, средства телекоммуникаций | Используются для автоматизации эксперимента. Упрощают обработку статистических данных. Повышают точность измерений в геодезии и картографии. |
Классификационный признак | Вид исследования |
Направленность на результат | Фундаментальное, прикладное |
Решаемая задача | Текущее, перспективное |
Продолжительность проведения | Экспресс-исследование, краткосрочное, долгосрочное |
Емкость используемых ресурсов | Малоресурсоемкое, среднересурсоемкое, ресурсоемкое |
Используемая информация | Внутренне информационное, внешне информационное |
Число исследователей | Индивидуальное, коллективное |
Источник финансирования | Бюджетные, хоздоговорные, нефинансируемые |
Организованность | Спонтанное, организованное |
Полнота изучения | Тематическое, общее; частное, общее; локальное, глобальное |
Регулярность проведения | Регулярное (периодическое), эпизодическое, разовое |
Сложность | Простое, сложное |
Подход к исследуемому объекту | Локальное, системное |
Место проведения | Лабораторное, промышленное |
Наличие модели исследования | Натурное (реальное), модельное |
Характер объекта | Геополитическое, политическое, социологическое, экономическое, техническое, технологическое, естественно-научное |
Период функционирования | Ретроспективное (предшествующее), реально-временное, прогнозное (последующее) |
Методология проведения | Контрольное, диагностическое, сравнительное, классификационное |
Характер исследования | Поисковое, научно-исследовательское, опытно-промышленное |
Отношение к методу исследования | Теоретическое (позволяющее объяснить ранее открытые факты и эмпирические закономерности на базе имеющейся теории); эмпирическое (позволяющее на базе установленных опытным путем новых фактов и их последующего обобщения сформулировать новые знания и прогнозы) |
Форма ожидаемого результата | Количественное, качественное |
Вид используемой информации | Экспертно-оценочное, логическое, математическое, статистическое и др. |
Обязательность | Инициативное, директивное |
Признаки классификации | Группы методов исследования |
Философский подход | Всеобщие (методы материалистической диалектики), общие (теоретические, эмпирические) и частные |
Сложность | Простые (содержащие четко выделяемый однозначный способ исследования) и сложные, т.е. комплексные (включающие комбинацию простых способов) |
Охват явлений | Общие и частные |
Области применения | Физические, химические, биологические, экономические, социологические и т.п. |
Точность результатов использования | Достоверные и вероятностные |
Структура | Алгоритмические и эвристические |
Содержание | Математические, статистические, экономические, экономико-статистические, технические, технико-экономические, параметрические, экспертные, социологические, рефлексивные, интуитивные, логические, интуитивно-логические, измерительные и др. |
Стадии исследования | Подготовительные, исследовательско-проектные, внедренческие |
Направления использования | Способы обследования (сбора данных), обработки и анализа информации, формирования, обоснования и внедрения (реализации) решений |
Отношение к теории и эмпирике | Теоретические (формализация, аксиоматизация, идеализация, восхождение от абстрактного к конкретному, моделирование, др.), эмпирические (наблюдение, измерение, сравнение, эксперимент, др.), теоретико-эмпирические (абстрагирование, анализ и синтез, индукция и дедукция, др.) |
Отношение к источнику получения информации | Интуитивные (основанные на использовании знаний и интуиции исследователей), формализованные (основанные на формализованном представлении объектов исследования), комплексные (основанные на использовании интуитивных и формализованных методов) |
Охват научного инструментария | Общенаучные и частнонаучные |
Экспликация | Уточнение неопределенного или не вполне понятного термина |
Определение | Раскрытие сущности объекта, путём выяснения его родовой принадлежности и видовых особенностей. Специфика процедуры определения состоит в раскрытии критериев отграничения сущностных характеристик рассматриваемого объекта от других сходных объектов. |
Доказательство | Обоснование истинности мысли при помощи других мыслей |
Объяснение | Раскрытие сущности объекта, путём выяснения законов его функционирования и развития, при учёте конкретных условий реализации этих законов. В логическом плане процедура объяснения подразделяется на две части: Экспланандум – достоверное описание объясняемого объекта. Эксплананс – система объясняющих положений, состоящая из закона(-нов) науки и описаний конкретных условий их реализации. |
Предсказание | Описание будущего состояния объекта или его отдельных аспектов на основе известных законов его функционирования и развития, при учёте конкретных условий их реализации. Прогнозирование, предположение, предугадывание. |
Ретросказание | Описание явления, возможно имевшего место в прошлом, на основе известных законов его функционирования и развития, при учёте конкретных условий их реализации |
Оценка | Характеризуюет рассматриваемый объект не сам по себе, а в его отношении к человеку, его интересам, потребностям, эмоциям и т.п. |
Интерпретация | Предполагает выведение из научного факта (закона, теории) системы следствий (или рассмотрение их в качестве следствия определенных универсалий), позволяющих полнее осмыслить содержание этого факта (закона, теории) |
Модели | Характеристика моделей, полученных при анализе процесса научного открытия |
Трансформатор | Необходимо не относиться к существующей проблеме как к окончательно сформулированной, но пытаться определить ее решение только путем многократной трансформации и многократного переформулирования условий и требований, видоизменения целей. |
Шлюз | Необходимо «открыть шлюзы» изначальной творческой активности человека, прибегая к средствам морального или материального поощрения. |
Сосуд | Каждый человек есть хранилище информации и распорядитель множества возможностей. Накапливаемое им знание имеет динамический характер и может переливаться в направлении преобразования действительности. |
Семя | Творческая деятельность биологически обусловлена, и каждый человек имеет креативные задатки и нуждается в их дальнейшем культивировании. |
Ракета | Важен и значим внутренний импульс и энергия, которая активизируется всякий раз, когда человек заинтересован в том, чтобы решить жизненно важную для него проблему. Эта модель предполагает преобразование внутренней энергии во внешнее действие, событие или решение. |
Трамплин-барьер | Ситуация, связанная с преодолением психологического барьера, так часто сопровождающего субъекта творческого процесса при недостатке информации. Иногда привычный способ мышления действует как гносеологический или информационный барьер. Преодолеть его можно, используя модель трамплина, представляющую собой совокупность эвристических правил и рекомендаций. |
Призма | Необходимость преломления угла зрения или поставленной задачи и рассмотрение различных граней, высветившихся в связи с изменением призмы видения проблемы. |
Сухое дерево | Известная от Гете особенность творчества и вдохновения, базирующаяся на том, что постоянный, ежедневный труд уподобляется процессу «колоть дрова и их сушить». Когда же вспыхнет огонь творчества, сухое дерево будет гореть ярко и искрометно. |
Равноплечные рычажные весы | Для эффективного творчества необходимо, чтобы в равновесии находились такие взаимозависимые моменты, как знание, опыт творца, целеустремленная деятельность, мотивы, воля. |